Карельский перешеек с воды

История всесоюзных туристических маршрутов № 17 и № 18

Карельский перешеек с воды
7 минут
 

Всесоюзные туристические маршруты № 17 и № 18 проходили от Финского залива до Ладожского озера и были зеркальными отражениями друг друга. Мы посмотрим на эти маршруты глазами современного путешественника и дополним их — поблизости столько интересного!

Ленинградская область всегда была удивительным туристическим направлением. Тут и величественные скалы Карельского перешейка, и россыпь лесных озер, окруженных стройными сосновыми лесами, и бескрайние берега Финского залива, южного Приладожья и даже кусочек Онеги. К тому же относительно недалеко мегаполис, областные центры, оживленные федеральные трассы. При этом в 20 км от кольцевой дороги Санкт-Петербурга местами уже настоящая тайга. Всё это делает территорию региона весьма привлекательной как для организованных туристических групп, так и для самостоятельных путешественников.

В Ленинградской области 27 заказников, 20 памятников природы и два природных парка — есть что увидеть

Очарование Карельского перешейка

И сегодня, и в СССР большая часть туристических маршрутов пролегала по северной части Ленинградской области — так называемому Карельскому перешейку между Финским заливом и Ладожским озером. Земли здесь очень живописны, среди лесов и озер раскиданы старинные крепости, помнящие немало осад и мирных переговоров. Территория покрыта многочисленными холмами и грядами, низины между которыми занимают реки, озера, ручьи, благодаря которым местность называют краем тысячи озер.

Многие острова на Ладожском озере необитаемы, зато там можно отлично переночевать с палаткой

Среди всесоюзных маршрутов по северо-западу СССР было несколько водных. Самые популярные — 17-й и 18-й. Они так и назывались — «По Карельскому перешейку». Из обилия природных достопримечательностей региона создатели этих маршрутов выбрали самое характерное и впечатляющее, чтобы участники смогли увидеть и спокойные озера, и реки, и водопады, и пороги, и дивные леса, и, конечно, старинные города. 17-й и 18-й всесоюзные были идентичны, просто один начинался в Репино и заканчивался в Приозерске, а другой, наоборот, начало брал в Приозерске, а завершался в Репино.

Это путешествие было весьма необычным, потому что около 90 км туристам предстояло пройти пешком и почти столько же — преодолеть на гребных лодках.

Ладожское озеро не зря в старину называли морем — здесь бывают настоящие шторма

Маршрут предполагал остановки в населенных пунктах для более внимательного знакомства с историческими достопримечательностями. В пути предстояло провести 20 дней. Отправляться по водным артериям Ленинградской области предлагалось в июле и августе. Можно было и в июне, особенно во второй его половине: угроза заморозков давно миновала, а обилие комаров с лихвой компенсировалось роскошными белыми ночами.

Сначала — на своих двоих

Итак, трехнедельный поход стартовал в поселке Репино, что находится в Курортном районе Санкт-Петербурга. Здесь и прежде было немало здравниц, а сегодня район стал особенно престижным, с многочисленными спа-комплексами, базами отдыха и ресторанами. Сейчас это часть города, куда всегда можно доехать на общественном транспорте, прогуляться по песчаным пляжам и побродить по колено в воде по берегу Финского залива. Именно по колено, потому что до глубины идти и идти.

Карельский перешеек впечатляет контрастами. Здесь можно устроить совершенно дикое путешествие, а можно отдохнуть на комфортабельных базах

В первые дни шла подготовка к водной части похода: туристы совершали прогулки на лодках по Финскому заливу, под руководством инструктора проверяли снаряжение и получали продукты в дорогу.

Первый ночлег в походных условиях устраивали на озере с говорящим названием Красавица. Обязательно заходили в поселок Ильичёво, где осматривали дом-музей Ленина. Теперь он сменил и название, и специализацию — стал историко-этнографическим музеем-заповедником «Ялкала». По программе национально-культурного возрождения финно-угорских народов сейчас проводится полное восстановление хутора.

Далее путь участников похода лежал через лес, по местам, где во время Великой Отечественной войны проходила линия немецкой обороны. Здесь порой можно встретить противотанковые надолбы (вкопанные в землю столбы и глыбы. — Прим. ред.), остатки проволочных заграждений и развороченные взрывами доты (бетонные или металлические укрепления, откуда велся огонь. — Прим. ред.).

Отсюда рукой подать до городского заказника «Озеро Щучье», окруженного массивом типичных для Карельского перешейка таежных лесов, а также камовыми холмами и грядами, термокарстовыми котловинами.

Рядом современная граница Ленинградской области и Санкт-Петербурга. Почти по пути находится еще один заказник — «Болото Ламмин-Суо» с многочисленными песчаными холмами, глубокими котловинами и хвойным лесом. На территории два глубоких, до 12 м, озера, которые остались от заболотившегося древнего озера. Сегодня идти здесь стало комфортнее, так как совсем недавно открылась новая промаркированная экотропа «Шесть озер», на которой есть как дикие участки, так и обустроенные, где можно перекусить в ресторане или выспаться на базе отдыха. Советским туристам, конечно, такое и не снилось! Но впечатлений было не меньше, а может, и больше. Особенно у самостоятельных походников, которые и карты рисовали от руки, и снаряжение шили сами, и припасы в дорогу готовили — сушили овощи и делали из мясного фарша пеммикан.

Сегодня на Карельском перешейке проложено немало экотроп разной протяженности

Следуя лесными тропами к Лосево, стоит сделать небольшой крюк и посетить памятник природы — озеро Красное — необычайно красивый водоем с интенсивным образованием железомарганцевых руд в донных отложениях. Еще в прошлые столетия здесь добывали железную руду, которая представлена железомарганцевыми образованиями в виде дробинок или плоских лепешек и корками. В озере обитает три вида ракообразных — ледниковых реликтов.

Сегодня поблизости находятся сразу несколько горнолыжных курортов: «Снежный», «Красное озеро», «Золотая долина». Рельеф здесь для этого самый подходящий.

В 13 км от Красного озера по прямой (или в 30 км, если по дорогам общего пользования) расположено еще одно живописное место — заказник «Гряда Вярямянселькя», крупнейшая на северо-западе России конечно-моренная гряда, идущая вдоль южного побережья озер Вуокса и Суходольское примерно на 50 км. Ширина ее доходит до трех километров, высота составляет в среднем 15—30 м. Эта гряда — классический пример деятельности ледника более 10 000 лет назад. Вокруг множество озер, более 30. И целых три экотропы. Сохранились и отдельные памятники финской промышленной архитектуры начала прошлого века.

А теперь — вплавь!

Пройдя за пять дней почти сотню километров, туристы подходят к поселку Лосево, невдалеке от которого организуется дневка. У внимательного читателя наверняка возникнет вопрос: а где теперь взять лодки? Всё было продумано очень тщательно! Именно здесь, возле Лосево, участники похода по маршруту № 17 встречались со своими коллегами, которые двигались в обратном направлении по маршруту № 18! От них и принимали плавсредства и продолжали свой путь уже по воде.

Река Вуокса отлично подойдет для первого сплава: экстремальный участок на ней лишь один и его можно обойти

Лосево примечательно своими знаменитыми рукотворными порогами, которые неизменно притягивают любителей экстрима. В 1818 году хотели соединить Ладожское и Суходольское озера. Для этого был прорыт искусственный канал, который затем превратился в реку Бурную. Длина Лосевских порогов составляет 800 м, ширина — семь. Глубина порогов в начале и под автомобильным мостом — от двух до четырех метров, а под железнодорожным мостом максимальная глубина 17 м. Скорость течения в пороге — девять метров в секунду!

Реки — это один из древнейших транспортных путей. До сих пор самый дешевый логистический путь — по воде. В отношении маршрутов туристских — водный маршрут во многом противоположность пешему или автомобильному. Виды с воды открываются совсем другие. И, конечно же, водный туризм — это способ по-настоящему почувствовать природную стихию. Ведь здесь в лучшем случае человек может только пытаться контролировать текущую ситуацию, но управлять ею смогут истинные профессионалы. Физические нагрузки также распределяются иначе. И это не зависит от средства сплава. Будь то классическая байдарка или новомодные сап и пакрафт.

Владимир Бабицкий,
ведущий специалист Дирекции особо охраняемых территорий Ленинградской области

Река Вуокса-Вирта — северный рукав Вуоксы. Она весьма интересна с исторической точки зрения: точно по ней с 1323 по 1617 год (с небольшим перерывом) проходила русско-шведская граница. Восточный берег был русским, западный — шведским. В плане природы место также уникально: хоть это и самый центр Карельского перешейка, береговая линия не каменистая, не изрезанная, а ровная, песчаная. Лишь на подходе к большому озеру Балахановское (оно же Торхон-Ярви) начинаются типично карельские ландшафты: каменистые острова, многочисленные протоки. 

Часть маршрута лодки приходилось тащить — через Тиверские волоки, минуя села Васильево, Мельниково, и только затем туристы попадали на озеро Вуокса. Волоки были организованные, со специальными тропами и оставленными бревнами-катками. Мероприятие энергозатратное, но максимально продуманное.

Возле поселка Васильево, недалеко от Тиверских волоков, находятся развалины древней крепости Тиверское городище. В XIII–XIV веках она была одной из главных в регионе, фактически контролируя путь между Выборгом и будущим Приозерском (Корелой). Сегодня это просто дикие живописные развалины.

Дальше путь лежал по реке Вуоксе. Разветвленная, закрученная, с изрезанными берегами, свое начало она берет в Финляндии, а продолжается в России. Сегодня Вуокса очень популярна для отдыха, но и здесь можно найти укромные, дикие уголки. Есть и современные достопримечательности — например, маленькая церковь Андрея Первозванного, выстроенная прямо посреди реки на камнях. Раньше до нее можно было добраться лишь вплавь, теперь необычный храм соединен с сушей мостом.

Когда-то до этой церкви можно было добраться только на лодке

Вуокса — типичная карельская река, спокойная, если не считать Лосевских порогов. Карельские реки часто на определенном промежутке спокойные, а затем следует участок шивер, порогов, перекатов. Я люблю походы по Карельскому перешейку. Природа дивная. Север Ленобласти живописнее юга, там разные леса, интересный рельеф, с воды он еще лучше виден, много сосновых боров, сухих, где почва — песок, а на юге больше болот. В системе Вуоксы есть несколько рек, которые можно пройти, используя волоки, такое у нас в походах было неоднократно. То есть ты идешь по одной реке, потом берешь байдарку, надеваешь рюкзак и идешь на берег другой. Сплавляешься, проходишь озеро, потом история повторяется. Очень интересный формат, который позволяет многое увидеть.

Евгения Шулепникова,
туристка с многолетним опытом, участница водных походов по Ленобласти

Озеро Вуокса — финишная прямая! Оно живописно благодаря огромному количеству островов. Некоторые из них настолько маленькие, что им не дают имен. А уж берега изрезаны так, что напоминают кружево: не сосчитать, сколько здесь мысов, бухточек и заливов. Притягивают взгляд так называемые «бараньи лбы» — гладкие, отшлифованные водой камни. Самый большой остров Вуоксы — Олений, его площадь порядка 20 кв. км. В советское время здесь была деревня на несколько десятков домов и рыболовецкое хозяйство. Еще раньше, в XVI веке, тут жили карелы, а затем финны. А самый необычный остров Вуоксы — Снегирь, который представляет собой длинную узкую гряду каменных валунов.

Озеро Вуокса

Пройдя по Вуоксе, утомленные, но счастливые участники похода причаливали к пристани у туристической базы «Приозерская». В оставшиеся дни они отдыхали и гуляли по живописным окрестностям, старинной крепости и берегу Ладожского озера.

В конце путешествия участников ждало награждение значками «Турист СССР». Получить такой можно было с 14 лет, сдав все нормы на значок «Будь готов к труду и обороне», поучаствовав в походах выходного дня и в одном многодневном путешествии. В разные годы были разные классификации — по километражу, по количеству дней в пути и по наличию естественных препятствий.

Водные маршруты

У водных маршрутов были свои непреложные правила. Некоторые вполне логичные — нагружать борт равномерно, чтобы не кренился, а груз не класть на дно, чтобы не промок, ведь в лодку может просочиться вода. У каждой лодки был командир. При движении по рекам с судоходной сигнализацией подчинялись ей — соответственно, все знаки и световые сигналы необходимо было знать. Вниз по течению рекомендовалось идти по стрежню, то есть по линии самого быстрого течения, обычно проходящего у вогнутых берегов. Стрежень заметен на реке невооруженным глазом — случайно попавшие в воду листья и ветки мчат по нему с ускорением.

При подъеме же, напротив, рекомендовалось выбирать участки с замедленным течением, чаще в районе отмелей. Очень важно было ориентироваться на местности: уж где-где, а на Карельском перешейке с его обилием проток (естественных каналов, соединяющих водоемы. — Прим. ред.) легко было запутаться и попасть в заросшую старицу без выхода.

Гребли равномерно, не погружая весло слишком глубоко. Сначала протягивали его в воде корпусом, а затем уже руками. Бывало, появлялись на ладонях волдыри, потертости. Для их профилактики брали с собой в поход вазелин, мягкие рукавицы. Гребцы менялись через каждые 30—40 минут.

Всесоюзные маршруты сегодня

Сегодня в Ленинградской области активно строят экомаршруты, в том числе водные — как новые, так и хорошо забытые старые, которые, наряду с 17-м и 18-м, пользовались популярностью в советское время. Не секрет, что конъюнктура туристического рынка развернулась на 180 градусов. Люди вспомнили о том, сколько всего прекрасного есть в России. А сколько маршрутов было проложено по Ленинградской области — пешеходных, лыжных, водных! Это не только река Вуокса, но и Луга, и Волхов, и Оять, и многие другие.

Линдуловскую рощу заложили еще по указу Петра I для нужд отечественного кораблестроения

Масштаб всесоюзного маршрута — это не просто туризм. Это самый широкий горизонт познания окружающей действительности во всех ее проявлениях. Это особая нагрузка для самого себя как физически, так и морально. Это развитие навыков проживания в дикой природе. Со всеми сопутствующими умениями и знаниями.

Владимир Бабицкий,
ведущий специалист Дирекции особо охраняемых территорий Ленинградской области

Текст: Мария Гребенникова

 
0

Поделитесь
вдохновением

с друзьями в мессенджерах и социальных сетях

Еще по теме

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
© 2024. S7 Airlines Все пpава защищены