Эту статью разместила в Сообществе наша читательница. Мы сохранили в ней авторский стиль. Становитесь и вы автором Gate 7: пишите статьи и получайте мили от других пользователей.
Набережная Северной Двины
По набережной Архангельска надо гулять неспешно, всматриваясь в окружающие здания, памятники, достопримечательности. Все, что будет встречаться по пути, — либо полуразрушенное здание начала XX века, либо новодел, выполненной с поморской фантазией. А можно просто понаблюдать за зимними забавами архангелогородцев.
Начнем прогулку от Успенской церкви. Напротив собора — спасательная станция и стоянка для лодок. Летом здесь швартуются усталые парусники, которые целый день медленно скользили по Двине. Но зимой на замерзшей реке уютно обустраиваются рыбаки, чьи палатки кислотно-яркими цветами мигают вдали, сквозь пургу. Компанию им составляют бесстрашные лыжники — они рассекают по белой глади, не боясь ни ни холода, ни бурана.
Зимой Северная Двина живет особенной жизнью. Река превращается в место для отдыха: дети спускаются с крутого берега на санках или катаются на снегоходе. Плюс ко всему на реке открывается переправа и можно перейти на другой берег прямо по комфортабельной освещенной тропинке.
Еще на набережной можно увидеть северное сияние и не ездить на берег Белого моря, как предлагают турагенты. Впрочем, северное сияние в Архангельске может появиться где угодно. Часто я наблюдала его из окна своего дома, а в детстве мы выбегали смотреть на него во двор.
Рыбаки и спасательная станция на Северной Двине
Катание на снегоходах и лыжник
Недалеко от Набережной, на улице Попова, виднеется новенькое здание бывшего пивоваренного завода Суркова. Завод был построен в начале прошлого века и проработал до 1920-х годов, когда был национализирован. Но новая власть так и не нашла ему применения, поэтому он медленно старился — я помню его в детстве страшной развалюхой. Завод решили отреставрировать, и в прошлом году он открылся вновь — уже как арт-пространство.
Дальше на набережной нас ждет бронзовый тюлень. Мемориал открыт в 2010 году в память о преодолении голода в годы Великой Отечественной войны. Тогда были организованы промысловые экспедиции в Белое море, откуда привозили тюленей, которых местные жителям пришлось употреблять в пищу. Когда я стала фотографировать памятник, ко мне подошел пожилой архангелогородец и сказал: «Самое вкусное у них — ласты!» Так передо мной ожила эта трагическая история военных лет.
Сейчас тюленей, конечно, никто не ест. Более того, их каждую весну можно увидеть вольготно лежащими на льдинах на Северной Двине.
Арт-пространство Pivzavod
Памятник тюленю в Архангельске
Идем к Гостинному двору. Это самое старое здание города, построенное еще при царе Алексее Михайловиче. Гостинный двор — символ влияния Архангельска в допетровскую эпоху. На тот момент город был единственным морским портом в России, в нем останавливались и подолгу жили купцы со всей Европы. Особенное влияние имели немецкие торговые представители — поэтому в гостинном дворе была и немецкая слобода. Сейчас в здании Гостинного двора — Архангельский краеведческий музей.
Гостинный двор
Все приходившие в город суда швартовались на главной пристани — Красной, или Соборной. Это не только самая широкая часть архангельской набережной, но и место для городских праздников и гуляний. В последние годы пристань облагородили — поставили скамейки и качели.
В допетровские времена на Красной пристани можно было найти товары из Германии, Англии и Голландии. Европейское было для архангелогородцев не в диковинку. Обратно европейские купцы увозили пушнину, рыбу и другое сырье. Отсюда отправлялись русские посольства к королевским дворам Европы.
В 1990-х годах пристань была заполнена дебаркадерами, перепрофилированными в ночные клубы и рестораны. Некоторые заведения еще работают, не смотря ни на что, но основная масса закрылась и выглядит, как серый свитер с рынка из 90-х. А в моем детстве (конец 80-х годов) Красная пристань была местом, где продают самую вкусную сладкую вату на свете! Но одно остается неизменным — у пристани, как во все времена, швартуются суда.
Один из дебаркадеров, переделанных в ночной клуб в 90-х
Суда у Красной пристани
Еще по теме
Напротив Дворца детского и юношеского творчества (а я его помню как «Дворец пионеров» — сюда мы с классом ходили в бассейн) расположилась улица, которая раньше называлась Торговой. Она когда-то была оживленным местом с торговыми рядами, купеческими усадьбами и банками. Теперь она в запустении: о ее славной истории напоминает разве что табличка о том, что здание относится к объектам культурного наследия.
От прежней оживленной жизни этой улицы сохранились только действующий Свято-Никольский храм и здание почты, переделанное под ресторан «Почтовая контора». Его считают одним из лучших в городе. Здесь можно попробовать блюда северной кухни — например, поморскую уху, в которую добавляют молоко. Ничем не отличающуюся от нашей уху я пробовала в Норвегии. Другую традиционную поморскую уху (на сушье, то есть из сушеной рыбы) можно заказать в ресторане Roomi.
Торговая улица в начале прошлого века
Торговая улица сейчас
Банковский переулок
Старые дома
Центр города изобилует старинными домами XIX–XX веков. Поскольку они в основном деревянные, выглядят они скорее старыми, а не старинными. Но это дома с историей.
В центре Архангельска жили состоятельные люди: купцы, промышленники, инженеры. Вот дом Овчинникова: его владелец был инженером и строителем начала прошлого века — весь город размещал у него заказы. Или дом Чудинова: промышленник Андрей Чудинов сколотил себе состояние на торговле лесом. А вот дом капитана дальнего плавания Петра Гринфельда: он служил в Архангельско-Мурманском пароходстве, состоял в обществе по изучению Русского Севера и редактировал справочник «Спутник Помора». Эти люди жили на рубеже XIX и XX веков.
Сохранились и более ранние дома — например, Городская усадьба Ананьина (построена в середине XIX века). Ее владелец Алексей Ананьин был видным промышленником и политическим деятелем Архангельска. Зарабатывал на торговле хлебом, имел собственное речное пароходство.
Сейчас большинство этих усадеб заброшены, а какие-то пережили пожары и находятся на грани разрушения. Городские власти пытаются за символическую плату их сдавать в аренду крупным застройщикам с обязательством восстановления. Восстанавливаются дома небыстро.
В наилучшем виде старинные архангельские дома можно увидеть на пешеходном проспекте Чумбарова-Лучинского. Здесь находятся как оригинальные дома, так и воссозданные копии знаменитых городских усадеб — например, Дом Чудинова. В моем детстве, конечно, никаких реконструированных усадеб не было. Чумбаровка была улицей полузаброшенных домов с деревянными мостовыми. А сейчас это архангельский Арбат, ориентированный больше на туристов, но и местные жители с удовольствием по нему гуляют. Здесь расположены кафе и сувенирные лавки.
В одной из восстановленных поморских усадеб находится «Музей архангельского пряника». В двухэтажном особнячке расположилась экспозиция об истории северного пряника — козули. Изначально это было обрядовое печенье — его традиционно выпекали на Рождество. Традиция сохранилась и по сей день: козули пекут на Новый год и Рождество, чтобы угостить друзей и родных. Пряники продаются в любом продуктовом магазине Архангельска, где цена на них намного ниже, чем в сувенирных лавках.
Голубой дом в центре — Дом Чудинова
Проспект Чумбарова-Лучинского
Усадьба Куницыной на проспекте Чумбарова-Лучинского
В начале проспекта Чумбарова-Лучинского
Проспект Чумбарова-Лучинского упирается в знаменитую архангельскую «высотку» — один из символов города. Это 24-этажное офисное здание в советском стиле высотой в 170 метров со шпилем построили в 1983 году. Рядом с «высоткой» — здание мэрии города и Петровский парк, где уже несколько лет организован бесплатный каток.
Архангельская «высотка»
Каток в Петровском парке
Малые Карелы
В двадцати километрах от города находится музей деревянного зодчества Малые Карелы. Его обязательно посещают все, кто приезжает в Архангельск. Добраться туда можно на городском транспорте — автобусе № 104. Музей появился в 60-х годах прошлого века. Здесь собраны типичные деревянные постройки (жилые дома, амбары, мельницы, церкви), характерные для разных районов Архангельской области — Каргопольско-Онежского, Двинского, Пинежского и Мезенского. У музея есть и своя фильмография — здесь, в частности, снимались «Россия молодая» и французский «Распутин».
Деревянные церкви в Малых Карелах
Внутри крестьянской избы
Деревянная часовня в Малых Карелах
Гуляя по Малым Карелам, совсем не чувствуешь «музейность» этого места. Наоборот, ощущаешь себя в настоящей поморской деревне. Домашнюю атмосферу только подчеркивают причудливые узоры на замерзших окнах деревенской избы. Так не может нарисовать ни один художник — только северный мороз.
На Север всегда приезжали люди в поисках свободной и лучшей жизни и оставались здесь, несмотря на суровые климатические условия. Архангельские улочки и старинные деревяшки хранят тысячи историй о таких людях и событиях, в том числе знаковых для страны. А северный мороз бережно их хранит и бережет от забвения.
Бывали в Архангельске? Поделитесь впечатлениями в комментариях или напишите свою статью! Правила здесь.
Другие мои статьи:
- Как мечта о Японии стала реальностью
- За беломорскими закатами
- Портал в Средневековье
- От Арлекина до Капитана Джека Воробья
- «Конь в пальто» на Плещеевом озере
- Погружение в Ренессанс
- Город Хемингуэя, улыбок и ретроавтомобилей
- Путешествие в Древний Египет
- Теплая страна вечного льда
- Имперский шик и спокойствие Альп
- С севера на север
- Сибирская ссылка
- В гостях у императриц