Подземные музеи

Метро как достопримечательность российских городов

Подземные музеи
5 минут
 

В путешествии метро — еще одна достопримечательность города. Или галочка в пользу того или иного мегаполиса, когда только выбираешь, куда поехать. У любого метрополитена — в Неаполе, Стокгольме, Будапеште, Лиссабоне, везде — есть своя изюминка, но красота обычно на втором месте после функциональности. В России метро — и средство передвижения, и роскошь, во многих смыслах слова.

Елена Голованова,
журналист, автор книг для детей

Метрополитен в России существует в семи городах: в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Казани, Самаре, Новосибирске и Нижнем Новгороде. Не обошлось без рекордов. Петербургский — самый глубокий в мире (по средней глубине залегания станций) и обладатель самого длинного в мире эскалатора — 137 м на станции «Адмиралтейская». В Новосибирске — самый длинный метромост, 2 145 м через реку Обь, а вестибюли станций находятся в обычных жилых домах. 

Станция метро «Проспект Космонавтов» в Екатеринбурге

Почему же метро на одной шестой части суши стало не просто функциональной системой городского транспорта? «В своих мемуарах Хрущёв вспоминал: «Мы были очень не искушены. Мы думали о метро как о чем-то почти сверхъестественном. Я думаю, сегодня, вероятно, легче созерцать космические полеты, чем нам было видеть строительство московского метро в начале 1930-х», — так пишет об этом Оуэн Хатерли, один из авторов книги «Станции советского метро», а фотограф Кристофер Хедвиг, сделавший для книги более 15 000 фотографий, добавляет: «В такой форме власть собиралась донести искусство до простых людей». Метро, самый масштабный проект молодого государства рабочих и крестьян, должно было стать объектом национальной гордости. И стало.

У каждой станции любого метрополитена свой месседж. «Адмиралтейская» в Санкт-Петербурге рассказывает об основании Адмиралтейства, а на медальонах вдоль станции можно вглядеться в лица русских адмиралов и флотоводцев

Недавно я бежала на автобусный вокзал в Петербурге, выскочила из вагона на станции «Обводный канал», подняла глаза, взглянула на вестибюль — и ахнула. С самого начала своей истории, с XVIII века, этот район был промзоной, обратной стороной красивого парадного Петербурга: здесь коптили небо заводы, фабрики и мануфактуры, пейзаж продолжали краснокирпичные цеха, водонапорные башни, колонны, сводчатые перекрытия… Когда в 2010 году на Обводном канале открылась одноименная станция метро, архитекторы решили оформить ее в духе промышленной архитектуры, собрав в декоре узнаваемые черты. Я еще не успела рассмотреть расположенный вдоль платформы таймлайн с историческими панорамами Обводного канала, но вдруг почувствовала себя внутри цеха, среди труб, лесов и ритмично звучащих станков. Конечно, на станции нет ничего подобного — но атмосфера мгновенно отсылает в правильное состояние.

Секрет удачной экскурсии в метро — правильная перспектива. На фото — станция «Обводный канал» в Санкт-Петербурге

И так всегда. В метро достаточно поднять голову — и истории посыплются буквально с потолка. Метро — это почти бесплатный (по цене поездки) музей истории, палеонтологии, географии, этнографии, архитектуры, изящных искусств, литературы, аэронавтики, даже в некотором смысле эзотерики. Расскажу о «станциях-музеях» разных направлений.

География
«Речной вокзал», Новосибирск

«Станция — большой плывущий по Оби корабль, и через иллюминаторы видны преобразованные трудом советских людей берега, древние сибирские города, новостройки… Десять окон иллюминаторов. И словно десять сибирских городов встречаются на пути — Новосибирск, Омск, Бийск, Барнаул, Томск, Новокузнецк, Сургут, Тюмень, Тобольск, легендарная Мангазея», — так рассказывал о концепции станции оформлявший «Речной вокзал» художник Владимир Сокол. Мир за окнами «плывущего по Оби корабля» — яркий, выпуклый, немного кубический в светящихся в серо-голубом полумраке витражах-иллюминаторах из цветного стекла. Новосибирский «Речной вокзал», к слову, единственная в России станция метро, часть которой расположена под землей, а часть — над землей.

Витражное окно-иллюминатор на станции «Речной вокзал» в Новосибирске показывает заглядывающему в него красочные мегаполисы Сибири. На фото справа — новосибирский метромост через реку Обь, самый длинный в мире

Палеонтология
«Электрозаводская», Москва

То, что на станциях московского метро можно увидеть немало окаменелостей, — широко известный факт. Больше всего их на станциях первых линий: красной, синей и кольцевой. На сайте paleometro.ru энтузиасты делятся находками на более чем 50 станциях. Одной из главных жемчужин считается «Электрозаводская», палеофауна которой очень разнообразна. В красно-коричневом грузинском мраморе встречаются наутилусы, аммониты, морские ежи, членики морских лилий, раковины, губки, гастроподы, ростры белемнитов — все относятся к юрскому периоду. Самая крупная раковина наутилуса в московском метро — именно здесь.

На бегу палеонтологических редкостей на станции «Электрозаводской» в Москве не то что не разглядишь — даже не заметишь

Литература
«Площадь Тукая», Казань

Наверняка не все гости Казани, спускающиеся в метро, знают имя Габдуллы Тукая — одного из основоположников современного татарского языка и великого народного поэта. Зато после вдумчивой поездки в метро они будут знать о нем гораздо больше: станция «Площадь Тукая» оформлена 22 мозаичными панно в стиле римской мозаики — тут и портрет самого поэта, и образы из его произведений, выполненные по эскизам художников Татарстана. Под настроение можно даже прочитать вслух у соответствующих панно, например, стихотворения «Фатима и соловей», «Луна и месяц», «Водяная» или «Родной аул». В казанском метрополитене вообще сделан акцент на татарскую идентичность — из-под земли можно почерпнуть немало полезных знаний.

Казанский метрополитен, возможно, самый романтичный. Помимо станции «Площадь Тукая» (на фото) тут есть еще, например, «Кремлевская» с летящим огнедышащим драконом и сказочными копиями кремлевских башенок вместо колонн

Изящные искусства
«Автово», Санкт-Петербург

«Автово» входит во все рейтинги самых красивых станций мира — если и есть в Петербурге «подземный дворец», то это здесь. «Дворец» построен в стиле сталинского ампира: тут и лепнина, и декоративные кессоны, и массивные люстры, и позолоченные решетки, и мозаики, но главное богатство станции — ее колоннада. 16 из 46 монументальных колонн изготовлены по новаторской (для начала 1950-х) технологии литого прессованного стекла, и кажется, будто они сделаны из цельного хрусталя, покрытого рельефным узором из звезд и дубовых листьев. Изначально, по концепции авторов проекта Евгения Левинсона и Андрея Грушке, предполагалось, что колонны будут также светиться изнутри, но этому помешал вышедший в 1955 году указ ЦК КПСС «Об устранении излишеств в проектировании и архитектуре». По этой же причине «хрустальных» колонн на станции только 16 (доделать остальные не успели, пришлось оставить «временные» беломраморные).

«Автово» в Санкт-Петербурге — образец мрачного сталинского ампира под землей

Мистика
«Московская», Нижний Новгород

Один из рассказов знаменитого писателя Хулио Кортасара посвящен любопытному наблюдению: каждый день из парижского метро выходит на несколько человек меньше, чем спустилось в него утром. Так уж сложилось, что вокруг такой грандиозной параллельной подземной реальности всегда возникало множество слухов и легенд. Так, считается, одна из самых «несчастливых» станций в московском метро — «Сокол», на месте которой было большое воинское кладбище, а также расстрельный полигон. Машинисты говорят, что здесь у них часто возникает ощущение, будто за ними наблюдают, а ранним утром, до открытия метро, на путях и перроне видят призрачные фигуры.

Народное мифотворчество помогает создавать новые достопримечательности метрополитена — как в случае со станцией «Московской» в Нижнем Новгороде

В Нижнем Новгороде во время строительства станции «Московская» рухнули стены котлована — и погребли под собой двух студентов-практикантов. С тех пор в городе не перестают рассказывать о призраках на путях, а также о странных звуках — скрежете и стонах — раздающихся из туннелей возле «Московской».

Аэронавтика
«Гагаринская», Самара; «Проспект Космонавтов», Екатеринбург; «Авиастроительная», Казань; «Чкаловская», Нижний Новгород; «Пыхтино», Москва

Практически в каждом российском метрополитене есть станция, воспевающая небо. В оформлении «Гагаринской» в Самаре на фоне стен цвета космоса колонны-ракеты «воткнуты» в обойму платформы. На «Проспекте Космонавтов» гигантские люстры неслучайно напоминают сопла ракет. Дизайн станции «Авиастроительная» в Казани имитирует салон самолета — в исполинском масштабе. Напротив, чрезвычайно лаконичная «Чкаловская» в Нижнем Новгороде попала в вышеупомянутый сборник «Станции советского метро» именно за свою аскетичность: огромный белый свод, в центре — голубая подсвеченная полоса. Возможно, именно так видит небо летчик разгоняющегося истребителя?

Проехать по всем «космическим» станциям российских метрополитенов — всё равно что в космосе побывать. На фото — станция «Гагаринская» в Самаре

В Москве главной по небу считается «Маяковская» со знаменитыми мозаиками «Сутки советского неба» по эскизам Александра Дейнеки, но время не стоит на месте. Осенью 2023 года появилась, например, впечатляющая станция «Пыхтино». Одну из стен здесь украшают самолеты (в хронологическом порядке — от биплана АНТ-3 до сверхзвукового Ту-160), на потолке — цилиндры в форме турбин, а над эскалатором нависает огромная модель пассажирского Ту-144.

Архитектура
«Комсомольская площадь» в Челябинске

Главный архитектор «Метрогипротранса» и автор проектов десятков станций метро (в том числе «Комсомольской площади») Николай Шумаков говорил, что челябинский метрополитен станет передовым в силу новой архитектурной мысли. Присутствие «Комсомольской площади» в этом списке — своего рода аванс, потому что открыться станция должна только в 2026 году. Как и само челябинское метро, которое строится больше 30 лет. Губернатор области называет метро «незакрытым гештальтом для челябинцев» — теперь проект преобразован в проект метротрама и работы по запуску ведутся полным ходом. Под метротрам будут приспособлены уже существующие станции, среди которых и «Комсомольская площадь» — единое, чистое по дизайну пространство, где нет ни одной лишней детали, ни колонн, ни опор, главное его украшение — полукруглый светящийся свод, свет внутри которого рассеивается и отражается. Вообще, игра с освещением должна стать «фишкой» челябинского подземного транспорта.

Метро — дорогое удовольствие для любого города. В России отмененных или замороженных метрополитенов едва ли не больше, чем действующих. Помимо Челябинска, метро собирались строить в Красноярске, Перми, Ростове-на-Дону, Уфе, Омске… В Омске есть любимый розыгрыш: ничего не подозревающего гостя ведут посмотреть местное метро, заходят в переход под буквой «М», спускаются на станцию. Вот только уехать отсюда никуда нельзя, ведь станцию метро в Омске построили только одну. Теперь «Библиотека имени Пушкина» используется как подземный переход. Под конец короткого тура гостю показывают памятник в виде болта, установленный в переходе в 2020 году, на постаменте надпись: «Спасибо, что закопали в землю 13 миллиардов рублей». 

 
2

Поделитесь
вдохновением

с друзьями в мессенджерах и социальных сетях

Еще по теме

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
© 2024. S7 Airlines Все пpава защищены