Тёплый ход

Как устроены речные круизы: цены, маршруты и мотивация

6 минут
 

Круизный отдых считается выбором пожилых людей: спокойный до скуки, малоподвижный, с караоке и дискотеками в стиле восьмидесятых. Нам с мужем в районе 40, мы уже дважды были в речных круизах и останавливаться не собираемся. Напрашивается вопрос, что с нами не так. Чтобы ответить на него, я решила написать статью — расскажу, сколько это стоит, на что обратить внимание при выборе маршрута и теплохода, и зачем вообще ехать в круиз, если до пенсии вам далеко.

user-avatar
Екатерина Л.

Содержание

  1. Зачем ехать в круиз
  2. Когда ехать
  3. Как выбрать теплоход
  4. Цены на ручные круизы
  5. Маршруты, экскурсии, культурная программа
  6. Что взять с собой в круиз
  7. Вместо заключения
Поддержите автора
Хороший текст заслуживает миль
Поддержать

Важно: мы с мужем живем в Подмосковье, поэтому изучили цены и маршруты из Москвы и ближайших городов. Стоимость круизов и прочие нюансы для других регионов наверняка отличаются. 

Теплоход «Константин Федин» на речном вокзале Ярославля

В первый круиз мы попали случайно. 2024 год выдался непростым, и к осени мы оба были в состоянии «а зомби зомби». Незадолго до отпуска план уехать в Красную Поляну — бродить по горам и прикидываться, что у нас нет интернета, — провалился. Ровно в наши даты там возникли какие-то спортивные соревнования, и все отели пропали из поиска, а прочие цены взлетели. Ехать на побережье не хотелось. Дома царили тлен и уныние.

В этот момент я впервые оценила причудливые механизмы контекстной рекламы: она выдала пятидневный тур из Москвы в Ярославль с остановками в Угличе, Мышкине и загадочном месте под названием Коприно. Теплоход выглядел симпатично. Маршрут идеально вписывался в даты. Плюс скидка — видимо, добирали пассажиров в последние минуты. Плюс отправление с Северного речного вокзала в Москве — не нужно ехать в аэропорт и куда-то лететь, сел в метро и все. Короче, нас купили с потрохами.

Все прошло идеально, и в 2025 году мы выбрали для совместного отдыха круиз уже сознательно. Во второй раз идеально не было, но было хорошо — и мы поняли, что круиз раз в год станет семейной традицией.

Важно: мы живем в Подмосковье и поэтому изучили опции с отправлением из Москвы и близлежащих городов. Цены и маршруты для Перми или Казани могут отличаться. К примеру, стоимость круиза по Байкалу для Москвы и для Иркутска наверняка разные.

Итак, как же все это устроено.

Этот кадр — не фотошедевр, но он отлично передает атмосферу беззаботности на борту корабля. Солнце, огромная вода и ветер колышет белую занавеску

Зачем ехать в круиз

Короткий ответ — перезарядить внутренний аккумулятор. Бывает такая степень усталости, когда не хочется уже ничего — в такой момент и нужно ехать в круиз. Фишка в том, что он дает отдохнуть от принятия решений и при этом попутешествовать.

Вы перемещаетесь между городами, не заботясь о трансферах, чемоданах, времени заселения и выселения, поисках кафе и ресторанов, развлечениях. Максимум, что нужно сделать — поставить галочки в меню на завтра.

Глубоко изучить города на маршруте не выйдет, потому что стоянка редко бывает больше суток, а то и вообще 2-3 часа. Но можно получить общее представление и наметить точки, куда хочется вернуться.

Для меня круиз — как санаторий: я высыпаюсь, много времени провожу на свежем воздухе, двигаюсь активно, но не убийственно активно. Питаюсь по расписанию довольно полезной едой — суп каждый день, как у бабушки. Отдыхаю от интернета — на маршрутах регулярно нет связи.

Это с практической точки зрения.

С непрактической — есть огромный кайф в том, чтобы сидеть на носу большого корабля и смотреть, как он разрезает волны, слушать шум двигателей, встречать сумасшедше красивые закаты или рассветы. Изображать сцену из «Титаника», в конце концов! Конечно, адаптировав ее под правила безопасности.

Я люблю читать, и сидеть на верхней палубе с книгой — просто идеально. Кстати, круиз — единственный вид отдыха, в который я могу позволить себе набрать бумажных книг. В поход по лесам или активное путешествие по городам я их, конечно, не повезу — лишний вес, непрактично. А в круизе можно побыть непрактичным человеком.

Все это может прозвучать как монолог усталого офисного хомячка, и, наверное, отчасти так и есть. Но вы задумайтесь: на неделю отпустить бразды правления своим маленьким государством, где нужно делать десяток микрозадач за полчаса, и перевоплотиться в речного волка! Это как морской волк, только речной. Есть в этом зов приключений.

На реках и озерах довольно активное движение: то и дело мимо проплывают величественные баржи, дерзкие яхты и серьезные катера береговой охраны

Когда ехать

Круизный сезон открывается в конце апреля и закрывается в середине ноября. Даты на следующий год публикуют рано: в начале сезона-2025 уже можно было посмотреть расписание на сезон-2026. С погодой угадать непросто: все помнят, какая в 2024 году была классная теплая осень, и видят, какое в 2025 непредсказуемое лето. Поэтому можно смело пустить этот вопрос на самотек. Хотя все же стоит учитывать, что ноябрь на Ладоге — сезон штормов, а июль или август в Астрахани — почти гарантированно +45.

Начало июля 2025 года. За день до того, как было сделано это фото, мы обгорели на солнце в 10 утра

Как выбрать теплоход

В России несколько крупных круизных операторов, мы пользовались услугами двух — «Мостурфлота» и «Водохода». Флот у них примерно одинаковый, некоторые лайнеры отличаются лишь раскраской и названиями. Современные круизные суда практически не качает — слабые волны не ощущаются вообще, средние немного чувствуются, но даже посуда на столе не двигается. А проверить прочность лайнера на сильных волнах возможности нет — в шторм его просто не выпускают на маршрут. Мы так сутки не могли выйти в Ладогу, потому что волны были больше, чем положено по нормам безопасности.

Между собой теплоходы различаются примерно как отели — уровнем комфорта. У «Мостурфлота» есть категории «Люкс», «Премиум», «Стандарт», у «Водохода» и других операторов свои названия. От категории теплохода зависит, какого размера будут каюты, что в меню, какие опции есть на борту — спортзал, спа, массажный кабинет, библиотека, — квалификация официантов и аниматоров. К примеру, в первый раз мы путешествовали на лайнере «Княжна Виктория», который позиционируется как теплоход-санаторий: в ресторане был большой выбор правильного питания, каждый день по утрам и вечерам для желающих проводили занятия ЛФК, на нижней палубе находится небольшой, но вполне удобный тренажерный зал: беговые дорожки, велик, коврики для йоги, гантели.

На сайтах операторов есть фото каждого теплохода, иногда — видео и 3D-тур. Они довольно точные — можно «прогуляться» по коридорам и палубам, оценить все виды кают. Это важно: если в отель вы обычно прибегаете только принять душ и немного поспать, на теплоходе придется проводить много времени, так что вам должно быть максимально комфортно.

В ожидании судового спа на реке Свирь. Помахала им

Цены на ручные круизы

Речной круиз — это дорого. В этой сфере действует правило «Чем дороже, тем лучше». Первый круиз на теплоходе класса «Люкс» «Княжная Виктория» на 5 дней обошелся нам в 90 000 рублей на двоих, второй на теплоходе «Водоход. Лайт» на 10 дней в 250 000 на двоих плюс 40 000 рублей экскурсии. Кстати, «на двоих» — это важный параметр: в круиз выгодно ездить вдвоем. Можно втроем с маленьким ребенком. В противном случае придется выкупать каюту целиком, а это больно.

Есть разные круизные пакеты: можно выбрать питание «Все включено» или только завтраки или обеды, в одни программы все экскурсии включены сразу, в других можно выбирать. Питание лучше брать полное: добирать что-то в кафе на борту точно выйдет дороже, плюс на некоторых маршрутах бывают «дни на борту», когда теплоход не останавливается — а значит, не получится сбегать на остановке в магазин или кафе.

Что касается экскурсий, лично мне понравился пакет, в который все они включены сразу. Именно таким был наш первый круиз. Во-первых, жаба мотивировала хоть куда-нибудь да сходить. Во-вторых, мы оплатили все заранее и пять дней путешествия вообще не задумывались о деньгах — кроме сувениров, тратить их было не на что. Во второй раз экскурсии включены не были, и в итоге из-за капризов погоды и изменения маршрута мы потратили на них больше, чем планировали.

Во многом стоимость круиза зависит от класса каюты. В поездке на 3-4-5 дней он не так уж важен. Но если планируется круиз на 7-10-14 дней, советую на этом не экономить — лучше взять площадь побольше, чтобы не чувствовать себя запертыми в купе поезда «Москва — Владивосток». На некоторых лайнерах есть каюты с небольшим собственным балконом — это супер!

Вся развлекательная программа — детская и взрослая, — мастер-классы, ЛФК и концерты на борту уже включены в стоимость. Мы всем этим не очень пользовались, поскольку хотелось тишины. Пару раз сходили послушать музыку. Если поедете с ребенком, смотрите теплоходы повыше классом — там аниматоры работают с утра до вечера.

Бронировать круиз лучше всего заранее. Ближе к дате отправления бывают скидки, но может не быть нужных вам кают.

Я написала «Это дорого», а потом задумалась, сколько стоил бы отдых в отеле формата «Все включено» на двоих. Примерно столько же.

Почти каждый вечер выходили на палубу смотреть закаты. В прохладные дни брали с собой пледы, которые есть в каютах — удобно

Маршруты, экскурсии, культурная программа

Маршруты бывают линейные и кольцевые. Линейные идут из пункта А в пункт Б, кольцевые — из пункта А в пункт Б, а потом обратно в А. Кольцевые — ваш вариант, если не хочется заморачиваться от слова «совсем»: сели в своем городе и вернулись в него же. Линейные позволяют дополнить программу отдыха, ведь в городе прибытия можно задержаться на несколько дней.

Москвичам в качестве отправной точки можно рассмотреть Ярославль, Кострому, Нижний Новгород и даже Казань — тогда вариантов будет намного больше. В первый раз мы отправлялись из Москвы, а во второй из Ярославля — туда ходит удобный поезд, от железнодорожного вокзала до речного минут 10-15 на такси. Если вам близки северные маршруты, стоит рассмотреть как точку старта Санкт-Петербург. Единственный минус отправления не из своего города или прибытия не в него — дополнительные расходы на поезд или самолет.

В любом экскурсионном пакете на выбор обычно 3-4 маршрута. Обязательно будет одна обзорная экскурсия, что-то для детей и один-два тематических маршрута для тех, кто уже все видел. Почти все они автобусные — разминаться и гулять придется либо в оставшееся время, либо забив на программу. К примеру, мы уже были в Петрозаводске, поэтому не пошли на экскурсию, а отправились гулять по городу. Если стоянка достаточно долгая, а вам не нравится ничего из экскурсионного пакета, посмотрите, что предлагают местные гиды — на Трипстере или других ресурсах.

Кирило-Белозерский монастырь, один из крупнейших и когда-то самых богатых на Русском Севере. во время стоянки в селе Горицы на выбор были экскурсии в монастырь, монастырь и... монастырь. Выбрали этот, поскольку он почти весь музей и можно не очень заморачиваться с дресс-кодом

Что взять с собой в круиз

Помимо очевидного набора вроде аптечки и спф:

  • Красивую и удобную домашнюю одежду, в которой не стыдно ходить в ресторан и в целом перемещаться по кораблю. Речь не о пижаме и не о джинсах: в первой среди десятков посторонних людей неловко, вторые вас замучают дня через три. Халат тоже не очень хорошая идея. Оптимально — мягкие брюки, шаровары, набор футболок, свитер.
  • Удобную домашнюю обувь. В шлепанцах на корабле неудобно — там лестницы, может качнуть, на палубе может быть мокро. Мы брали кроксы — они отлично себя показали. Можно нескользкие мягкие кеды или кроссовки.
  • Нарядный комплект, если увидите в программе «Ужин с капитаном». Программа есть в описании круиза. Без бриллиантов и вечернего платья в пол можно обойтись — брюки+рубашка, юбка+рубашка, платье средней длины. Мужчинам — брюки+рубашка. Без этого можно, но почему бы не создать себе праздничное настроение.
  • Пару пауэрбанков — бывают скачки напряжения в розетках.
  • Кроссовки и форму, если на вашем теплоходе есть спортзал и вы собираетесь им пользоваться. Правда-правда собираетесь. Честно.
Идеальная обувь для круиза. Не скользит и вносит в довольно скучный дресс-код ноту безумия

Вместо заключения

После вынужденной суточной стоянки в Лодейном поле нас наконец выпускают в Ладогу. По самому большому пресноводному озеру Европы бегут мелкие барашки — и не скажешь, что вчера был шторм. По ярко-голубому небу летят серые облака, подсвеченные сзади солнцем. У Михаила Пришвина есть книга «В краю непуганых птиц», где он описывает странствия по Русскому Северу. Там он пишет: «Бывают моменты у человека, когда природа является ему как зеркало собственной жизни и он видит себя не таким, как о себе думает, а таким, какой он есть». Я в этот момент видела себя капитаном корабля.

Небо над Ладогой после шторма

Были в круизе? Поделитесь в комментариях впечатлениями и маршрутами! 

 
0
Поддержите автора

Хороший текст заслуживает миль

 
0

Еще по теме
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
© 2025. S7 Airlines Все пpава защищены