Выжженная степь хранит немало тайн. Здесь, среди песчаных барханов, время безжалостно: сегодня следы Золотой Орды сокрыты под пылью веков. Но мы попробуем прикоснуться к этой истории, славя палящее солнце Астрахани.
Путешествие начинается...
Когда впервые оказываешься в степи, долго недоумеваешь — глазам зацепиться совсем не за что, под ногами только верблюжья колючка. И солнце здесь безжалостное. Кажется, что пустынная равнина никогда не кончится, но в дельте Волги это ощущение обманчиво. В какой-то момент обязательно наткнешься на болотистую местность, а там — полно цапель! Или придешь к узенькой реке. Паромщик доставит тебя на другой берег, и можно снова продолжить путь по степи. До пункта назначения — археологического раскопа в селе Самосделка — несколько километров. Здесь уже 20 лет подряд не прекращается работа археологов, которые ищут в слоях Самосдельского городища столицу Хазарского каганата (средневековое государство, середина VII — конец X вв.) — город Итиль.
Законсервированный раскоп Самосделки выглядит непримечательно: большая яма с песком, накрытая пленкой. Лишь по краям можно увидеть торчащие кости и куски керамики, а вокруг, если присмотреться, — разбросанные мелкие фрагменты то ли посуды, то ли украшений. Переночевать можно неподалеку, в лагере, где во время экспедиции живут археологи. О том, что это не обычная туристическая стоянка на берегу речки, напоминают две груды: одна — черепков, другая — костей. Последняя немного похожа на картину Верещагина «Апофеоз войны». И вот наступает черная астраханская ночь (настолько темная, что даже свою руку различаешь с трудом), и ты засыпаешь с мыслью о том, что лежишь на древнейшей земле и под тобой — города, о которых ты читал когда-то в учебниках истории.
За последние 20 лет в Астраханской области было сделано несколько важных археологических открытий. Кроме Самосделки, в области есть еще много городищ, самое известное из них — Селитренное. Именно в Селитренном нашли остатки столицы Золотой Орды — города Новый Сарай. Но кроме второй ордынской столицы, была еще первая — XIII века. Ее местоположение тоже удалось определить. Чтобы понять, насколько открытия на раскопках под Астраханью важны для мировой науки и для нас с вами, мы поговорили с экспертом — заведующим археологической лабораторией Астраханского университета Дмитрием Васильевым.
Так же и со средневековыми татарами. Тогда на территории современной Монголии было много разрозненных родов, говоривших на тюркских и монгольских языках. Когда Чингисхан организовывал государство, он сколотил из них единый народ, перемешал всех и назвал монголами, хотя монголы были всего лишь одним из этих племен. То есть в этническом отношении они все же монголы, а вот в политическом — татары. Татары — это не название рода, а просто экзоэтноним, как слово «варвар». Так китайцы называли всех кочевников, живших за Великой стеной. И в итоге монголы сами стали называть себя татарами: наместник Чингисхана в Китае, например, свои указы по отношению к китайцам начинал следующей формулой: «Мы, татары, повелели».
Он очень подробно описан в средневековых источниках, и у научного сообщества уже нет никаких сомнений в том, что это именно Саксин. Он был основан на рубеже X–XI вв. после падения Хазарии, на ее развалинах. Саксин населяли огузы — кочевые племена, тюрки по крови и культуре, предки нынешних туркмен, азербайджанцев, турок, казахов и других тюркоязычных народов. В русских летописях они фигурируют под названием «торки».
Дельта Волги была очень удобным местом: здесь есть вода, полным-полно травы, поэтому можно пасти скот круглый год и не кочевать. Кочевники — они же не просто путешественники, которые повсюду ходят со стадами. Они ищут те места, где достаточно воды и корма. Все это есть в Нижнем Поволжье, но только в узком пространстве Волго-Ахтубинской поймы и дельты, которые зажаты между двумя пустынными массивами.
Теперь, с открытием Саксина, мы изучаем длительную историю развития городской культуры в дельте Волги, о чем и мечтать не могли. Это настолько важное открытие! Гораздо важнее, чем любой Итиль. Мы примерно представляем, как был застроен Итиль. Это маленький кочевой город, где в основном были юртообразные жилища, кибитки и всего несколько кирпичных сооружений. А вот в Саксине — уличная планировка, градостроительство. Мы раскопали несколько улиц и площадей с колодцами, жилые дома, мастерские, мечеть, между прочим, самую древнюю в Поволжье — XII века.
Кроме того, регион традиционно торговал рыбой и солью, тут много соленых озер. А еще рыбным клеем, который, кстати, был стратегическим товаром и использовался для изготовления луков.
Обнаружение города, который был известен до сих пор только по письменным источникам, дает нам колоссальный пласт информации об истории целого региона. Более того, Саксин — это не только город, а целая страна, где было множество поселений. И сейчас мы рассматриваем дельту Волги именно как область Саксин.
Находки в этом городище проливают свет на уровень развития как внутреннего рынка, так и международной торговли. Здесь найдены свинцовые слитки, которые служили местными деньгами, изображения кораблей, товары, привезенные с южных берегов Каспия, из Византии, Средней Азии, Волжской Болгарии, Руси. Мы ставим эти точки на карте и говорим о торговых связях региона, тем самым перешагивая границы региональной истории. Речь идет уже об общеконтинентальной истории, ведь Саксин — это узловой пункт международной торговли. Он связывал Европу и Азию, потому что с него начинался Волжский торговый путь.
Мы говорим о золотоордынском водопроводе, как будто это чудо какое-то. А в безводном Иране или где-нибудь в Средней Азии трубы вообще пролегали глубоко под землей — они назывались кяризы. Люди, как кроты, копали под землей эти многокилометровые, очень сложно разветвленные каналы: на поверхности вода бы просто испарилась. Эта система водопроводов, кстати, сохранилась.
Предки астраханцев — булгары, хазары, татары, русские, ногайцы. Все здесь жили, и в каком-то варианте их кровь дошла до наших времен. Кстати, не знаю другого такого города, где были бы настолько хорошо налажены отношения между представителями разных национальностей. Возможно, это связано как раз с традиционной многонациональностью и поликонфессиональностью не только города, но и Нижнего Поволжья.
К тому же, это прикаспийский регион, а Каспий — это сердце Евразии, вокруг него крутится вся история нашего континента.
А какие-то особенные знания древних — это полная чушь. Такого уровня развития науки, как сейчас, наша цивилизация не достигала никогда. Ну, в каких-то отдельных ремеслах, возможно, наши предки были более искусны. Можно сказать: «Ах, как эти древние инки подгоняли камни друг к другу!» Да, они были очень трудолюбивы и терпеливы. А мы сейчас можем лазером резать эти камни. Египтяне строили пирамиды, а мы с можем то, что египтянам и не снилось: изменить облик планеты, выкопать море и передвинуть горы!
Беседовала Лиза Жирадкова
От редакции
Так же как и самые важные находки скрыты глубоко под землей, все самое интересное порой не бросается в глаза, его нужно отыскать самому. Не бойтесь исследовать не самые туристические места и делать открытия самостоятельно: ваша смелость обязательно обернется удивительным приключением! А если вы хотите побывать в настоящей археологической экспедиции, пишите Дмитрию, он каждое лето набирает волонтеров.
Еще по теме