Архитекторы шутят

Яйцо, лента и матрешка: 10 зданий с интересной формой в России

Архитекторы шутят
5 минут
 

Архитектура — определенно самое монументальное и, возможно, самое серьезное из всех искусств, но и она умеет шутить. Тогда на свет появляются здания на века, родившиеся из шутки архитектора, из «А что если?» и «Почему бы и нет?». Такие можно найти по всей России, иногда даже в самых неожиданных ее уголках.

user-avatar
Елена Г.

Содержание

  1. Матрешка, деловой центр Matrex
  2. Лента, Дворец гимнастики Ирины Винер-Усмановой
  3. Дом-яйцо
  4. Морская галька, винодельня «Скалистый берег»
  5. Летающая тарелка, гостиница
  6. Колизей, футбольный стадион «Краснодар»
  7. Инь и ян, музей-хранилище коньячного завода «Альянс 1892»
  8. Храм всех религий
  9. Шлем воина, Государственный музей оружия
  10. Коровы и бык, гостевые дома в экопарке «Ясно Поле»
Поддержите автора
Хороший текст заслуживает миль
Поддержать
Елена Голованова,

Матрешка, деловой центр Matrex

Москва

Известный российский архитектор Борис Бернаскони — автор, в частности, «Ельцин-центра» в Екатеринбурге — придумал сделать проект нового делового центра для «Сколково» в виде матрешки. Но его матрешка не так проста: она проявляется только с наступлением темноты. Днем, когда в деловом центре, похожем на усеченную пирамиду из строгого черного гранита, кипит жизнь, она не видна глазу.

Дело в том, что в форме матрешки выполнен гигантский, высотой в 11 этажей, атриум здания. Вечером границы черной пирамиды сливаются с темнотой, а свет внутри, напротив, виден издалека — и кажется, будто матрешка парит в ночном небе. В атриуме расположен концертный зал, а вдоль пандуса, опоясывающего помещение спиралью во всю высоту, выставляются произведения современного искусства.

«Матрешка» в деловом центре Matrex видна только в темноте: в этой форме выполнен 11-этажный атриум здания. Источник: сайт делового центра Matrex

Лента, Дворец гимнастики Ирины Винер-Усмановой

Москва

Этот Дворец спорта в Лужниках легко узнать благодаря его выдающейся крыше. Вообще, тому, что крыша может стать визитной карточкой здания, нас научил американский архитектор Фрэнк Гери: кто не знаком с его музеем Гуггенхайма, да и с другими зданиями, чьи крыши как будто спонтанно собраны из обрывков и клочков? Крыша гимнастического дворца в Лужниках — из той же породы, настоящая высокотехнологичная скульптура. Ее прообраз — оживающая в руках спортсменок лента. Чтобы создать ощущение парения в воздухе, архитекторы из объединения «Прайд» во главе с Сергеем Кузнецовым сначала спроектировали гигантский каркас в форме волны, затем выстелили его тончайшими (0,7 мм толщиной) полосками алюминия, которые повторяли форму волны, при этом оставаясь совершенно герметичными. Внутреннюю сторону «ленты» выложили золотыми треугольниками, красиво бликующими на солнце и придающими дополнительную визуальную глубину. С одной стороны здания уголок крыши опускается до самой земли — можно собственными глазами увидеть, как тут всё устроено.

Дворец гимнастики Ирины Винер-Усмановой сам по себе повторяет форму гимнастической ленты

Дом-яйцо

Москва

Архитектор Сергей Ткаченко мечтал о том, чтобы построить дом-яйцо Фаберже. Для того чтобы воплотить идею в жизнь — найти подходящую точку в центре Москвы и заинтересованных инвесторов, получить все утверждения от властей, ему пришлось подождать немало лет, но в конце концов эксперимент удался.

Изящная вещица — дом в четыре этажа для одной семьи — появилась на улице Машкова в районе Чистых прудов: весь в завитушках, с окошками и оконцами разных форм и размеров, и даже на «подставке», как настоящий шедевр Фаберже. Строгие критики называют дом, построенный в 2002 году, наследием лужковской эпохи, мол, не вписан в ансамбль, никакого уважения к исторической застройке квартала, но людям дом-яйцо традиционно нравится — сколько фотографий с ним было сделано, не сосчитать!

Дом-яйцо — одно из самых необычных сооружений в центре Москвы

Морская галька, винодельня «Скалистый берег»

деревня Варваровка, Анапа

В 2017 году владелец виноградников неподалеку от Анапы обратился к архитектору Александру Балабину с предложением построить здание винодельни. Архбюро разработало несколько вариантов: первый проект выглядел как тосканский палаццо в духе Раннего Ренессанса, второй отсылал к стилю баухаус, третий — к итальянскому брутализму ХХ века, четвертый, весь стекло и бетон, был олицетворением сегодняшнего дня архитектуры. И еще один эскиз, пятый, Балабин нарисовал практически для себя, для души: в нем была легкость, спонтанность, близость моря. Верхний этаж выглядел как обкатанный морем камушек, лежащий на стеклянном объеме, в котором, как в воде, отражалось небо. Заказчик выбрал именно этот последний вариант — и не прогадал, потому что впоследствии проект винодельни получил несколько архитектурных премий и вошел в число финалистов крупнейшего международного конкурса World Architecture Festival.

Архитектор Александр Балабин сделал проект винодельни «Скалистый берег» для души, но в итоге работа получила сразу несколько архитектурных премий. Источник: социальные сети «Скалистый берег»

Здание «Скалистого берега» состоит из двух неравномерных частей: в нижнем, расположенном на трех этажах и частично заглубленном в холм, происходят все технологические процессы производства вина; в верхнем — белом эллипсе «гальки» — находится дегустационный зал с видом на виноградники, холмы и проглядывающее между ними море.

Летающая тарелка, гостиница

Домбай

Летающая тарелка на Домбае — это, скорее, выдающийся образец промдизайна, но раз уж в ней можно остановиться и пожить, мы относим ее к архитектуре. История этого места начинается в 1968 году, когда финский архитектор Матти Сууронен вдохновенно экспериментировал с новым материалом — пластмассой (укрепленной для прочности стекловолокном). Сууронен разработал модель «Футуро» — «идеальный домик выходного дня для семьи, которой нравится переезжать с места на место». Несколько десятков таких «тарелок» разлетелись по всему свету, и вот одну из них Финляндия подарила Советскому Союзу.

Наш «Футуро» не раз менял локацию, но в конце концов был установлен на горнолыжном курорте в Карачаево-Черкесии, возле пика Мусса-Ачитара. Добраться до курорта можно от аэропорта Минвод и далее поднявшись на высоту 2 250 м по канатной дороге. В «Тарелке» помещается компания из восьми человек, дом включается как обыкновенный бытовой прибор — нажатием на кнопку.

«Футуро» — работы финского архитектора Матти Сууронена. Гостиница на Домбае — это пластиковый «семейный домик выходного дня»

Колизей, футбольный стадион «Краснодар»

Краснодар

Архитектура стадионов — это отдельный вид искусства. Особенно в последние годы: мир заполнили бионические (воссоздающие линии, существующие в природе) стадионы-оригами, как в Атланте, стадионы-драконы, как на Тайване, стадионы-волны, как в Ирландии. Дань этой моде в России — «Газпром Арена» в Петербурге, построенный Кисё Курокавой. Ну, а когда в канун чемпионата мира — 2018 в Краснодаре решили строить новый стадион, то обратились к вечной классике, и первое время жители района даже не могли понять, что здесь возводят — современный спорткомплекс или древнеримскую арену.

Силуэт гигантской конструкции складывается из задающего ритм строгого архитектурного ордера: три поставленных друг на друга ряда колонн опоясывают поле и в каждом они чередуются по-своему. На нижнем ярусе между колоннами 7,6 м, на среднем — 2,5 м, на верхнем — колонны стоят более разреженно, как будто растворяются в воздухе. Но самый эффектный вид открывается с высоты — отсюда стадион уже не кажется массивным колизеем, а похож, скорее, на центральное колесико в механизме часов.

Архитектура стадиона «Краснодар» отсылает к древнеримскому Колизею

Инь и ян, музей-хранилище коньячного завода «Альянс 1892»

Черняховск, Калининградская область

У коллектива архбюро Totement/Paper была задача — спроектировать пространство для выдержки бочек с коньячным спиртом и проходную на завод. Сколько смыслов можно заложить в такое сооружение? Мужское и женское, приземленное и возвышенное, закрытое и открытое, низкое и высокое, внутреннее и внешнее, деревянное и металлическое — вот лишь небольшой список отсылок, которые воплотили в проекте авторы.

Низкое деревянное строение (в нем хранилище) тяготеет к земле. Парное здание, выполненное из металла, тянется вверх — создатели проекта связывают его «со светом, рассудком, внешним, мужским началом». Архитекторы предлагают сыграть в игру «Назови, не называя» — и позволяют людям самим подобрать смыслы к этой паре: женское начало — про сохранение и вынашивание, про природу, приземленность, наполненность; мужское — про технологичность, направленность во внешний мир, жесткое, опустошенное.

Проект музея-хранилища коньячного завода «Альянс 1892» посвящен единству противоположностей. А какие это противоположности, авторы предлагают судить посетителям. Источник: сайт «Альянс»

Храм всех религий

поселок Старое Аракчино, Казань

Единственный объект из списка, построенный не архитектором, а художником и скульптором-монументалистом. Ильдар Ханов был автором нескольких памятников (в основном в городе Набережные Челны), любил путешествовать по Азии, интересовался восточными культурами. Однажды во сне он увидел старика с белой бородой — старик велел взять лопату и копать посреди собственного двора. Утром Ханов принялся за дело, и так началась история Вселенского храма, символа всех религий на земле, в котором, по замыслу автора, могли бы свободно собираться люди любых конфессий. С того дня Ильдар Ханов строил свой храм почти 20 лет, каждый день, по собственному проекту и на собственные средства, хотя со временем вокруг него объединились единомышленники.

У храма больше десятка куполов, башенок и шатров, каждый элемент демонстрирует распространенность соответствующей религии в мире (чем больше верующих, тем выше башенка, самый мощный купол посвящен язычеству). Тут есть мусульманский минарет, купола синагоги, католического и православного храмов, буддистская ступа, бахайская башня. Автор не успел закончить работу, но теперь о Храме всех религий заботятся его родные.

Храм всех религий — это скорее художественный, а не архитектурный проект. Его начал строить скульптор-монументалист Ильдар Ханов, а позже к нему присоединились единомышленники

Шлем воина, Государственный музей оружия

Тула

Тула исторически была городом оружейников. Еще в 1712 году по распоряжению Петра I тут построили соответствующий завод, с тех пор в городе начали собирать коллекцию вооружения. Собрание выставили в музее. Он открылся в 1873 году и считается одним из старейших в России. А когда пришло время задуматься о новом здании для разросшейся экспозиции, архитекторы предложили неожиданную (или, напротив, ожидаемую?) форму — построить здание в виде древнерусского воинского шлема-шишака. Мимо такого музея не пройдешь, даже если тема не очень увлекает, — медный шлем издалека светится в солнечных лучах на берегу реки Упы. Впрочем, в музее много интерактива, здесь стремятся заинтересовать посетителей любых возрастов.

Шлем древнерусского война — органичная форма для музея оружия в Туле

Коровы и бык, гостевые дома в экопарке «Ясно Поле»

Вележево, Тульская область

Гостевой домик — идеальный объект для архитектурной шутки. Люди приезжают на несколько дней, они не будут жить тут годами, и смелая экспериментальная форма не начнет их тяготить. Кроме того, такие дома чаще всего вписаны в живописный ландшафт и от этого выглядят еще эффектнее. Как, например, домики на сваях в скандинавском стиле в парке «Ясно Поле» от архитектора Владимира Кузьмина: пятнистые (черепица разных оттенков) коровы щиплют траву, опустив вниз головы-крылечки, бык, напротив, задиристо смотрит вверх, а входом в дом служит его хвост-лестница.

Гостевые дома в экопарке «Ясно Поле» выполнены в виде животных, но при этом выделяются футуристичным скандинавским стилем. Источник: соцсети сайт «Ясно Поле»

Какие необычные здания в России запомнились вам? Расскажите о них в комментариях.

 
4

Поддержите автора

Хороший текст заслуживает миль

Еще по теме

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
© 2024. S7 Airlines Все пpава защищены