Благодаря следующему чемпионату мира по футболу Катар набирает все большую известность и популярность среди туристов, мигрантов и инвесторов. В рамках года перекрестной культуры между нашими странами в Центральном выставочном зале «Манеж» в Санкт-Петербурге недавно прошла выставка «Современный Катар: искусство и фотография». Зрители смогли познакомиться с национальными традициями и атмосферой стремительных перемен, меняющих облик этой страны. Насколько современен и фотогеничен Катар, я смогла убедиться, отправившись в небольшое путешествие в Доху, столицу государства.
Содержание
- Nota Bene
- Банановый остров, желтый медведь и забавные бронзовые человечки
- Куда сходить в +40 °C?
- Экосолдаты и внутриутробное развитие
- Когда солнце село
Nota Bene
Катар — эмират на Ближнем Востоке с абсолютной монархией, одно из богатейших государств мира. По данным МВФ последние несколько лет он уверенно лидирует по ВВП на душу населения. Почему? Нефтяной бум. Третий по величине резервуар природного газа в мире. Основная территория занята пустыней. Летом температура поднимается до +50 °C, передвижения сводятся в основном к маршруту дом — машина, машина — офис, машина — торговый центр. Холодный кондиционированный воздух ценится так же высоко, как и вода.
Катар заложил на подготовку к ЧМ-2022 астрономическую сумму в 200 млрд долларов, этого хватит, чтобы превратить любое пустынное пространство в космическое. По некоторым подсчетам, в строительстве и сфере обслуживания в Катаре заняты почти 1,5 миллиона приезжих, что составляет больше половины населения страны. Граждане Катара не платят подоходный налог, за коммунальные услуги и за образование, в том числе зарубежное. Иностранцы могут купить землю в Катаре только в районе рукотворного острова The Pearl, а бизнес открыть возможно только совместно с катарским партнером.
В июне 2017 года некоторые страны региона объявили Катару экономическую блокаду. Тем не менее Доха по-прежнему выглядит как прогрессивная стройплощадка: возведение новых развязок, современного метро, умного города и футбольных стадионов-трансформеров с климат-контролем продолжается. Также растет спрос на современное искусство, местные коллекции то и дело пополняются очередным громким именем.
Банановый остров, желтый медведь и забавные бронзовые человечки
Первое же здание, в которое я попала, выглядит как футуристический перевалочный космопорт. В новом аэропорту Дохи можно жить. Скоростной поезд-шаттл соединяет разные зоны. Рестораны, фуд-корты, плавательный бассейн, спа-комплекс, корт для сквоша, ТВ- и компьютерные комнаты, стены с вертикальным озеленением и, конечно же, современные инсталляции. С желтым «ламповым» медведем швейцарского художника Урса Фишера, наверное, фотографируется каждый второй турист.
Чтобы установить гигантскую деревянную игрушку «Маленькая ложь» скульптора Брайана Доннелли, пришлось частично разобрать фасад здания. Достаточно опытные путешественники могут узнать в огромных бронзовых человечках игровой зоны руку нью-йоркского скульптора Тома Оттернесса. Его сказочные бронзовые фигуры можно встретить во многих штатах США и странах Европы. Одна из его масштабных работ называется «Реальный мир» и находится в Нью-Йорке в Рокфеллер-парке. Оттернесса часто привлекают для оформления общественно значимых пространств. Любители фотографий и селфи по всему миру готовы принять разные немыслимые позы ради удачного ракурса с веселыми героями его инсталляций.
Отель Banana Island, куда мы направились, полностью занимает уединенный природный остров в форме полумесяца. Часть дороги из аэропорта в отель мы ехали на судне вдоль берега, любуясь панорамой современной Дохи. 800-метровый пляж отеля, роскошные надводные виллы на мальдивский манер в сочетании с элегантными кружевными стенами в арабском стиле машрабия — отличное место, куда бы я сбежала на вечер от шумной столицы, не теряя ее при этом из виду.
Куда сходить в +40 °C?
Еще в самолете, при заходе на посадку, я заметила пирамиду из светлых кубов, которые формируют малоэтажную башню с арками и окошками. Это Музей исламского искусства, один из символов Катара. Его размеры вполне сопоставимы с великими музеями мира. Музей спроектировал американский архитектор Юй Мин Пэй, он же разработал проект знаменитой стеклянной пирамиды Лувра. Огромная стеклянная стена пропускает солнечный свет в гигантский атриум. В кафе перед ней нахожу неплохое место съемки, здесь открывается отличный вид на залив и небоскребы. К выставочным залам поднимаюсь по двойной спиральной лестнице, над которой висит огромное светящееся кольцо, украшенное арабской вязью.
Залы расположены вокруг открытого атриума, с любого этажа можно любоваться игрой света, который подчеркивает геометрические формы конструкции. Внушительная коллекция исламского искусства (древние рукописи, ювелирные украшения, изящная керамика, деньги, оружие и доспехи) насчитывает более 10 тысяч экземпляров, ее собирали по всему миру. В залах приглушенный свет, в мягком полумраке экспонаты освещаются направленными лучами света. В течение года действуют тематические выставки из крупных музеев мира. Для тех, кто далек от исламского искусства, главная ценность этого музея — грандиозность здания. Удачные снимки для соцсетей у меня получились на прилегающей территории, куда ведет аллея с фонтанами, бассейнами и искусственными водопадами.
Другую невероятную локацию я снимала на окраине Дохи, в университетском квартале. Катарская национальная библиотека похожа на белоснежный космический корабль, ее проектировал голландский архитектор Рем Колхас, автор музея искусств в Сеуле и центральной библиотеки Сиэтла. Края здания как бы поднимаются от земли, образуя крылья. Внутреннее пространство устроено как амфитеатр, без перегородок, из центра можно видеть все книги сразу: книжные полки выстроены как ступени, террасы связаны между собой лестницами и пандусами. Полки и пол из белого мрамора, в них же встроены светильники, вентиляция и автоматическая система возврата книг.
Экосолдаты и внутриутробное развитие
Спасаться от жары можно и на территории Культурного центра Katara. Театры, сценические площадки, множество художественных галерей — здесь проходят основные культурные мероприятия и выставляются современные художники Катара. Кондиционеры охлаждают и уличные проходы между помещениями, выдувая спасительный холод даже в банкоматах.
Ценность нашего климата я ощутила именно здесь, когда вышла в полдень ненадолго из машины, чтобы поближе рассмотреть и сфотографировать огромные головы трех солдат из ложек, чайников и кружек. Экоголовы модного индийского художника Субодха Гупты в военной каске, противогазе и балаклаве повторяют обезьянью схему «ничего не вижу, ничего не слышу, ничего не скажу». Скульптурная композиция называется «Три обезьяны Ганди».
Не менее провокационными для мусульманской страны некоторые находят и гигантские бронзовые эмбрионы скандального художника Дэмьена Хёрста у входа в центр здоровья матери и ребенка «Сидра», символизирующие внутриутробное развитие от зачатия до рождения. Этот спорный арт-объект занимает центральное место в масштабной коллекции современного искусства больницы. 14 скульптур весом в 216 тонн под названием «Чудесное путешествие» уже представляли публике и ранее, но общественность тогда возмутилась, и их пришлось закрыть. Заказчица этой арт-инсталляции — шейха Аль-Маясса, с ее помощью и поддержкой пополняются многие катарские коллекции современного искусства.
Когда солнце село
Пешеходные маршруты Дохи не обходятся без семикилометровой набережной Корниш — самое популярное место прогулок среди местных и туристов. С одной стороны — пляжи, с другой — выросшие в нефтяную эпоху открыточные здания, отражающиеся в водах залива. Можно сделать свои крутые фотографии на тему «Доха — город контрастов»: снять старинную традиционную арабскую лодку доу на фоне яркой ночной подсветки ультрасовременных небоскребов делового района Вест-Бей.
Настоящий колорит Ближнего Востока находишь на рынке Souq Waqif. Сюда лучше приходить вечером, когда все оживает после знойного дня. Неспешно прогуляться, вдыхая запахи благовоний и арабских духов, отведать блюда ближневосточной кухни, посмотреть выступления местных танцоров и музыкантов, посидеть в кальянной на открытой террасе или разрисовать руки хной. Конный патруль в арафатках — отличный бэкграунд для атмосферных снимков и роликов. Узкие улочки забиты торговыми лавками со специями, сувенирами, ювелирными украшениями, коврами.
Здесь можно купить все: сокола, лампу Аладдина или персидскую кривую саблю. А если у сокола вдруг начнут опадать перья или случится несварение желудка, то можно тут же его отвезти в соколиный госпиталь неподалеку. Почти с каждой стены за мной наблюдал нынешний четвертый эмир Катара. Его портреты висят не только на рынке, они везде: на небоскребах, банках, кафе, автобусах, мостах, — так катарцы выказывают ему почет и уважение. Народ ценит своего правителя, при котором страна уверенно двигается в цивилизованное будущее.
Автор: Мариана Модырка
Статья «Современное солнце пустыни» опубликована в февральском номере бортового журнала S7 Airlines в 2019 году.