Не только резной палисад

В Вологду за впечатлениями и спокойствием

Не только резной палисад
4 минуты
 

Вологда — из тех городов, где сердце успокаивается созерцанием деревянных домиков над рекой, церквей, колодцев, резных наличников, тихих музеев со скрипучими деревянными полами и закатов, разливающихся по зеркальной глади реки. Классическая русская провинция, где жив дух старины. Но дух Вологды — это не только домики и церкви, а гораздо больше. Это и мастерство ремесленников, и размеренный и в то же время основательный уклад жизни, и пироги со смородиной, и неравнодушие, с которым молодые вологжане борются за сохранение исторической памяти в своем городе — и любят его.

user-avatar
Елена Г.
Поддержите автора
Хороший текст заслуживает миль
Поддержать
Елена Голованова,
журналист, автор книг для детей

Библиотечные секреты

В день, когда мы приезжаем в город, над ним нависает низкое предгрозовое небо. Вологодский кремль кажется продолжением суровой северной природы: тяжелые серебристые купола Софийского собора сливаются оттенком со свинцовыми небесами, пятисотлетние стены напоминают о белизне скорого снега. Весь собор изнутри расписан фресками — они уходят высоко под потолок, но, к счастью, все росписи можно рассмотреть детально на мультимедийном экране у входа. Дедушка в картузе продает свистульки. Женщины развешивают над прилавками «ледяные узоры» — знаменитые вологодские кружева.

Кажется, будто кремль великоват для такого небольшого города: главный собор и крепость построил здесь Иван Грозный, который жил тут в период с 1568 по 1571 год. И, как считают местные, собирался сделать Вологду столицей.

Осталась после царя тайна: без малого полтысячи лет ходят разговоры о том, что где-то должен быть подземный ход от Соборной горки до Спасо-Прилуцкого монастыря на другом берегу реки. Старики рассказывают, что еще 100 лет назад настоятель монастыря, отслужив службу в Воскресенском соборе в кремле, брал свечу и под землей возвращался в Прилуки. Но в настоящее время никаких достоверных сведений нет. А еще говорили, что именно где-то здесь, в разветвленном подземном лабиринте, может быть спрятана Либерея — утерянная библиотека Ивана Грозного.

Тему библиотеки продолжаем за обедом в известном одноименном заведении — гастробаре «Библиотека». После долгой прогулки падаем в большие кожаные кресла, и бармен в сумеречном зале смешивает для нас виски с лапсангом, облепихой и имбирем и джин с базиликом и кордиалом из цветов бузины. Одно другому ведь не мешает, правда? К духу русской старины мы вернемся совсем скоро.

Источник: соцсети гастробара

Все грани русского

Алексей Безобразов вырезает из березового дерева поморских кукол-панок. У такой куклы строгое (если не сказать схематичное) лицо, не выражающее никаких эмоций. Передник, платок, прикрывающий лоб. Обрядовая игрушка, плоть от плоти тяжелой крестьянской жизни, нехитрое и зачастую единственное украшение избы. Народный мастер России, резчик по дереву Безобразов изучал северную игрушку по музеям, да и сам не понаслышке знаком с жизнью в деревне в Вологодской области. Он делает незатейливые предметы обихода, домашнюю утварь, детских лошадок на колесиках и вот этих панок, не избалованных жизнью русских баб. Если сдвинуть деревянный передничек, в животе у нее обнаружится туго спеленутый младенец.

Кукла-панка. Источник: соцсети творческой мастерской Алексея Безобразова

Игрушки мастера Безобразова продаются в центре народного творчества «Резной палисад» — это одно из мест силы в Вологде. Он находится в старом доме, в квартале так называемой исторической застройки. На втором этаже дома — маленький музей крестьянского быта, с неизменными пяльцами и коклюшками, а на первом этаже — магазинчик, в который со всей Вологодской области мастера-ремесленники привозят свои работы: из бересты, глины, лоскутков, кованого железа, ваты, сделанные по советской технологии 1930-х годов елочные игрушки.

Выставка традиционных ремесел. Источник: соцсети культурного центра

Деревянные особняки с резными наличниками и мезонинами, с ажурными балконами и балюстрадами — ни один не похож на другой — главное богатство Вологды. Они, как осколки, разбросаны по всему центру. Музей купца Черноглазова — «Дом с лилиями». Дом Тихановского глядит на мир сквозь ряды изумительных резных окон. Дом Левашова известен всем историкам архитектуры в России как идеальный образец русского деревянного классицизма. Ярко-салатовый дом Засецких — один из самых старых сохранившихся в городе, его владелец был автором первой книги о Вологде. Авангардный для своего времени дом крестьян Алаевых — с двухэтажным резным крыльцом.

Интерьер Дома-музея купца Черноглазова. Источник: соцсети арт-пространства «Дом с лилиями»

В Вологде сотни таких домов. На каждый находится свой обожатель — дело вкуса! Раньше туристы бродили по городу в поиске исторических зданий, как первооткрыватель Афанасий Никитин, полагаясь на интуицию и удачу (в лучшем случае на местного гида). Такое историко-архитектурное сафари, бесспорно, увлекательно, но в 2023 году в Вологде запустили новый удобный сервис — интерактивную карту объектов культурного наследия, на которой обозначены уже несколько сотен домов, к каждому прилагается описание, историческая справка, фотографии от пользователей. То, что для нас — просто «красивые домики», для вологжан — живая память и искренняя любовь.

Северный кружок любителей изящных искусств

В 1906 году в Вологде сложился «Северный кружок любителей изящных искусств» — спустя 100 с лишним лет можно утверждать, что это было самое яркое объединение художников, когда-либо работавшее на Русском Севере. Благодаря «Северному кружку» Вологда стала эпицентром художественной жизни: выставки, школа графики, коллекция живописи, книга «Вологда в ее старине». В 1920-м «Северный кружок» закрыли, большинство участников были репрессированы или эмигрировали, а собрание картин — реквизировано, но это, как принято говорить, уже другая история.

Авторские экскурсии

  •  
     
  •  
     
  •  
     
Другие экскурсии

Прошло очень много лет — и в XXI веке оказалось, что «Северный кружок» заложил в вологодском «коллективном бессознательном» убежденность в том, что общими усилиями можно менять город к лучшему. Сейчас в городе работают несколько сильных общественных движений: «Северный кружок любителей изящных искусств 2.0», объединивший художников, дизайнеров, литераторов и всех, кому важно, чтобы в городе присутствовало современное искусство; «УрбанВологда» — движение местных архитекторов и градозащитников; «Настоящая Вологда» — сообщество, которое занимается сохранением исторической архитектуры города.

Панорамный вид на город

Еще одно движение, «Хранители Вологды», ставит перед собой задачу сформировать у жителей города локальную идентичность, пробудить в каждом эмоциональную сопричастность и желание сохранять историческую архитектуру. Новейший проект «Хранителей» — передвижная выставка «Личные истории домов города В.». Участниками проекта стали вологжане, которых с деревянными домами связывают особые отношения. Например, семья предпринимателя Германа Якимова отреставрировала четыре деревянных дома, имеющих статус объектов культурного наследия, и сейчас реставрирует пятый.

«Том Сойер Фест» в Вологде. Фото Дмитрия Фоменко. Источник: соцсети фестиваля

Катя Хоботова — известный человек в городе, сооснователь экскурсионного бюро «Вокруг да около», соорганизатор фестивалей «Курбанистика», «Том Сойер Фест» и литературной «Четвертой Вологды», несколько лет назад поселилась в таком доме-памятнике. Вологодское отделение Союза писателей взяло под свое крыло старинный деревянный особняк на улице Герцена и вдохнуло в него новую жизнь. Все эти истории собрали для выставки и выпустили их графическую (в виде плакатов с инфографикой) и аудиоверсии — жители этих домов рассказывают о них в подкасте, так что истории можно не только увидеть, но и услышать. 

«Том Сойер Фест» в Вологде. Источник: соцсети фестиваля

Сохранение исторического деревянного зодчества — боль неравнодушных людей во многих (да почти во всех) маленьких городах России, но в Вологде с ней не только живут, но и довольно успешно работают.

Между Устюжной и Устюгом

Как это часто бывает, пары дней для знакомства с Вологдой недостаточно — тем более что на месте хочется узнать больше и о ближайших соседях. В 12 км по трассе на Медвежьегорск — идеальная русская деревня Семёнково. Архитектурно-этнографический музей под открытым небом, куда последние 40 с лишним лет свозили из дальних уголков Вологодской области церкви и часовни, мельницы, амбары и ледники, жилые дома — может быть, единственный способ сохранить для потомков сокровища деревянного зодчества, такие как шатровый Георгиевский храм XVII века, стоявший раньше на реке Уфтюге в покинутой ныне деревне Поцкий погост.

Деревня Семёнково

В другой деревне, Бурцево, энтузиаст Артём Манчутин устроил своего рода Семёнково для старой советской техники. Его обширная частная коллекция «Приют старой техники» открыта для посещений по субботам и воскресеньям.

А можно уехать и еще дальше — ночевать в деревенских гостевых домах, пробовать вологодское масло, пахнущее душистым северным травостоем, париться в бане, слушать звон коклюшек, когда вечерами бабушки вяжут кружева. И в этом путешествии будут фрески Дионисия в Ферапонтовом Белозерском монастыре, и тихие улочки Устюжны, где произошел случай, который потом описал Гоголь в «Ревизоре», и производство «валяных сапог» (проще говоря, валенок), и даже сказочный терем Деда Мороза в Великом Устюге — где, как говорят, сбываются мечты.

 
1

Поддержите автора

Хороший текст заслуживает миль

Еще по теме

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
© 2024. S7 Airlines Все пpава защищены