Есть много причин побывать в Приэльбрусье — горные лыжи, трекинг, отдых в горах. Но можно приехать в эти края и как спортсмен. Некоторое время назад мы открыли для себя новый вид отдыха, от которого в прямом смысле захватывает дух, — бег в горной местности. И уже третий год подряд, начиная с зимы-весны, наши разговоры касаются «самой насущной темы» — кто какую дистанцию бежит на Эльбрусе, когда прилетаем. В статье расскажу, как проходят такие забеги.
Эту статью разместила в Сообществе наша читательница. Мы сохранили в ней авторский стиль. Становитесь и вы автором Gate 7: пишите статьи и получайте мили от других пользователей.
Эльбрус замечаешь уже на подлете к Минеральным Водам. Кавказ приближается и в иллюминаторе на горизонте появляются горы. Почти ровная и предсказуемая линия, и вдруг резкий сдвоенный выброс вверх, как внезапное нарушение ритма на кардиограмме, — Эльбрус! И дальше снова спокойная «кардиограмма» — горы, горы …
Соревнования, в которых я участвую, — пожалуй, самый высокогорный забег. Он проводится в Приэльбрусье каждый год в начале августа. Мы бежим по пересеченной местности, это называется трейлраннинг. Для непосвященного человека это кажется нереальным — бежать в горах и в гору. Да еще и на такие дистанции, которые на равнине уважительно называются полумарафон или марафон. Но для трейловых забегов 21 и 42 км — это скорее начальные дистанции, для новичков. И это реально! Можно бегать в горах, подолгу — и день, и сутки, и больше. Казалось бы, это испытание (или развлечение?) для «включенных», не от мира сего. Но прибывшие с нами одним самолетом спортсмены совсем не кажутся избранными, это обычные люди — разного возраста и достатка. Но что их отличает — все как один подтянутые и жизнерадостные.
Дорога к месту старта, которое находится на поляне Азау, вроде обычная, но у некоторых ближе к концу начинает закладывать уши. Ведь мы незаметно поднимаемся в горы — Азау расположена на высоте более 2 тысяч метров. Это туристический гостиничный городок у южного подножия Эльбруса, люди на такой высоте уже не живут. Азау — это горы и ничего лишнего: только вершины вокруг, а внизу — небольшая, но мощная горная река Баксан. И люди, которых эти горы притянули — деловито собирающиеся на восхождение туристы и наши коллеги — спортсмены, которые готовятся к старту.
Еще по теме
Я стартую утром. Несложная по меркам трейловых забегов дистанция в 18 км собрала несколько сотен участников. Негромкая (чтобы не разбудить людей в гостиницах), но энергичная музыка; предстартовый обратный отсчёт, который хором дублируют несколько сотен участников, и вот мы уже срываемся из стартового коридора. «Вперёд и вверх, а там …». А там нас ждут горы! Рядом ворочает камни сильный Баксан, вокруг бегут заряженные люди. Можно ли быть слабым в такой обстановке? Каждый волей-неволей становится сильнее.
Первое испытание, подъем на Чегет, проходит вроде ровно — серьезный, но посильный подъем; цветущие травы; виды на снежные вершины Эльбруса и ледники неподалеку, но…. Мягкий шум несильного ветра и щебетание мелких птиц прерывает грохот, очень похожий на грозу. Как, гроза? Небо же ясное?
Нет, это лавина! В начале августа, посреди зеленой травы и ясного неба, но так бывает. С ледника Семерка срывается большой пласт снега и с шумом несется вниз. Зрелище одновременно притягивающее, пугающее и объединяющее. За несколько мгновений до схода лавины каждый из нас был сам по себе — большинство упорно шли наверх, кто-то делал селфи на фоне Эльбруса. Но это мгновение объединило нас: все остановились и смотрели в одну точку, на лавину. И, видимо, испытывали одно чувство — восхищение и облегчение от того, что лавина далеко.
А дальше по дистанции — переливающееся разными цветами горное озеро Донгузорун-кель; за ним на склоне горы — ледник Семёрка, ослепительно белый и выпуклый на фоне почти черного Донгузоруна; горные ручейки под нашими ногами и, конечно, соревновательный дух участников — кто кого обгонит. Нужно и успеть впитать всю эту красоту, и ощущение соперничества, и не «застрять» на дистанции.
И вот мы уже спустились с Чегета, остаётся несколько километров плавного подъема до финиша на Азау. Но перед этим (и это важно) — пункт питания. Горный бег — очень энергоёмкая дисциплина, калории «улетают» просто тысячами. Кто мечтает есть все подряд и не прибавлять в весе — добро пожаловать в трейлраннинг! И поэтому на трейлах, если вовремя не «закинуть в топку» источник калорий, потом просто останавливаешься на дистанции. После нескольких километров бега по горам вода кажется невероятно вкусной. А нарезанные ломтиками арбузы — просто пища богов!
Еще по теме
Уходим с пункта питания и бежим на финиш. Но испытания и не думают заканчиваться. Финальный плавный, но длинный подъем в условиях среднегорья (а бежим-то мы хоть и по почти ровной дороге, но на высоте 2200 м над уровнем моря!) выматывает многих. Но меня уже будто магнитом притягивает шум финиша впереди.
И вот я вбегаю под крики болельщиков и приветствия комментатора гонки в финишный коридор.
«Анна, номер такой-то. Отличное время, Анна, поздравляем!» — объявляет комментатор. Боже, я сделала это: пробежала почти полумарафон по склонам Эльбруса и осталась жива. На грудь мне ложится медаль финишера — тяжелая и красивая.
Все как один спортсмены, завершившие дистанцию, гордые и усталые ходят в финишном городке с медалями и с удовольствием отвечают на вопросы непосвящённых туристов, приехавших на экскурсию: «Да, можно бегать по горам. Нет, это не так страшно, как вам кажется. Попробуйте, вы тоже сможете. Я вот тоже раньше так думала, но…»
Через пару дней уезжаем. «В суету городов и в потоки машин возвращаемся мы — просто некуда деться…». Наверное, все уезжающие испытывают чувства, которые больше полувека назад описал Владимир Высоцкий. И я уверена — каждый из нас уже в автобусе на пути в аэропорт планирует возвращение на Эльбрус в следующем сезоне.
Если кто не был в этих краях — очень рекомендую. Здесь обязательно нужно побывать — как туристу как минимум, а лучше — как спортсмену.
Хотели бы попробовать трейлраннинг? Делитесь в комментариях!