Города-порты, жизнь которых подчиняется большой воде, всегда имеют особенную атмосферу — и в буквальном смысле слова перестраивают приезжающих сюда на собственную волну. Мы выбрали на российской карте несколько мест, полных морской романтики, корабельных гудков, криков чаек и соленого ветра.
Содержание
- Санкт-Петербург
- Новороссийск
- Калининград
- Архангельск
- Владивосток
Санкт-Петербург
Не какой-нибудь приморский курорт, а именно изрезанный каналами и раздробленный на острова Петербург носит официальный титул морской столицы России.
Нигде больше не найдется столько достопримечательностей, связанных с мореплаваниями, — от адмиралтейства с парусником на шпиле и Ростральных колонн на стрелке Васильевского острова до целой флотилии музейных судов, пришвартованных в разных районах Питера.
Скоро к ним добавятся еще семь воссозданных старинных парусников, первый — линейный корабль «Полтава» — уже красуется у верфи исторического судостроения в Лахте.
Морской истории полны и модные общественные пространства — остров Новая Голландия, где некогда размещались судостроительные склады, и Севкабель Порт в Гавани Васильевского острова по соседству со старым Морвокзалом. На его стильной набережной установлена самая длинная в городе барная стойка под открытым небом, у которой можно сидеть, любуясь Финским заливом.
Новороссийск
Цемесскую бухту с ее голубой водой и меловыми хребтами генуэзцы называли Кало-Лимена — «красивая гавань». Но это коварная красавица. Дно бухты усеяно затонувшими судами, а зимой сюда приходит ураганный ветер бора и может дуть неделями, опрокидывая корабли, снося крыши и покрывая все ледяной коркой. Но жители города в бухте любят свои ветра и даже скучают по ним, если переезжают в другие края. А гавань всегда полна стоящих на рейде кораблей.
Новороссийск — главный южный порт России. Суета в грандиозных доках не прекращается ни на минуту: снуют буксиры, шмыгают катера, крутят шеями краны. Наблюдать за всем этим можно прямо с набережной Адмирала Серебрякова на другом берегу бухты.
Летними вечерами, когда спадает жара, весь Новор, как зовут его местные, выходит сюда на променад. На набережной много памятников — морякам, рыбакам, их женам и даже рыбке хамсе, которая спасала жителей от голода во время войны. Здание морского вокзала с круглой башней напоминает летающую тарелку, а рядом на вечном приколе стоит крейсер-музей «Михаил Кутузов». Можно погулять по его палубам, подняться на мостик и вообразить себя настоящим капитаном.
Калининград
Хоть он и не стоит на берегу моря, но связан с Балтикой пуповиной судоходного канала. Его проложили еще в те годы, когда Калининград звался Кенигсбергом, — чтобы большие суда могли заходить прямо в городскую гавань, с которой и началась история Кенигсберга.
Во время экскурсии по каналу можно посмотреть на впечатляющие портовые доки, старинные склады и элеваторы, больше похожие на замки. Раньше торговые пристани тянулись до самого острова Кнайпхоф, ныне — до острова Канта.
Теперь границей порта служит уникальный двухсотлетний двухъярусный мост, а старые пакгаузы стали корпусами Музея Мирового океана. Тут же пришвартованы его экспонаты: подводная лодка, самолет-амфибия, рыболовный траулер, плавучий маяк, ледокол, научное судно «Роскосмоса» и теплоход «Витязь», который использовали для океанографических исследований. В его каютах можно переночевать — это ботель для полного погружения в морскую атмосферу Калининграда.
Рядом на набережной еще один экспонат — скамья Канта. Беспокойный старичок часто приходил сюда понаблюдать за кипением жизни в гаванях. «Чтобы увидеть весь мир, не надо уезжать из Кенигсберга — достаточно прийти в порт», — говорил философ. И в Калининграде с ним никто не спорит.
Еще по теме
Архангельск
Архангелогородцы считают любовь к морю частью своего генетического кода. Их предки отправлялись в далекие плавания на деревянных судах, не боясь ни бурь, ни льдов — море было для них настоящим домом. Город, расположенный на берегах Северной Двины у самого Белого моря, служил главным портом и окном в Европу до появления Петербурга. Здесь, на острове Соломбала, появилась первая в России судоверфь, заложенная Петром I.
Архангельский порт был воротами в Арктику и точкой старта для великих полярных экспедиций. Об этом рассказывают в Северном морском музее в здании старого морского вокзала на Красной пристани. Музей организовывает тематический тур «Архангельск корабельный» с экскурсиями на верфи, где ладят по историческим чертежам старинные суда.
В Арктической школе традиционного деревянного судостроения на Соломбале воссоздают парусный коч, а на верфи Товарищества поморского судостроения шьют ловкие лодки-карбасы, на которых ходили за рыбой. В прошлом году Товарищество провело карбасную регату на Северной Двине и планирует сделать мероприятие ежегодным — хороший повод приезжать в Архангельск почаще.
Владивосток
Столица Приморья стоит на 20 островах, приподнявшись на сопках, словно на цыпочках. Море здесь повсюду: отражается в окнах, дышит в лицо солоноватым ветром, оно в названиях улиц и в меню сифуд-ресторанов, в городском декоре и в уличных граффити, в белых фуражках курсантов мореходки и в тельняшках, которые здесь носит каждый второй. А в утреннем тумане даже сопки кажутся застывшими волнами. Главные общественные пространства во Владивостоке — не парки и площади, а набки, то есть набережные.
На Корабельной стоят флагманские корабли Тихоокеанского флота и музейные суда, а с пристани отправляются экскурсионные катера. На набережной Цесаревича катаются на лонгбордах и любуются открыточным видом на Золотой мост и бухту Золотой Рог. На Спортивную ходят загорать, ужинать в модных заведениях и провожать солнце.
А когда хотят встретиться с морем лицом к лицу, идут на ветреный мыс Эгершельд. На самом его краю, у заливаемой в приливы отмели, стоит маяк Токаревского, один из самых узнаваемых символов города. Здесь кончается материк и начинается океан — и чувствуешь всей кожей: вот он, край земли. Приморский.
Текст: Ольга Яковина