Пройтись по узким коридорам и каютам. Заглянуть в перископ и подержаться за командирский руль. Представить, как тысячи отважных подводников считали дни до встречи с солнцем. Вот шесть мест, где можно узнать все о жизни на субмаринах, о легендарных военных походах и подвигах
Содержание
- С-56. Первая подводная «кругосветка»
- Как добраться
- С-189. Подводная «отличница»
- Как добраться
- Б-396. Субмарина с московской пропиской
- Как добраться
- Б-413. Почувствуй себя подводником
- Как добраться
- К-21. Герой войны с женским именем
- Как добраться
- 825 ГТС. Подземный док
- Как добраться
С-56. Первая подводная «кругосветка»
С-56 путешествовала с момента создания — ее начали собирать в Ленинграде, а закончили и спустили на воду во Владивостоке. Молодой экипаж новенькой «эски» рвался на фронт — шел 1941 год. Осенью 42-го подводники отправились по амбициозному для тех времен маршруту — к Кольскому полуострову через Курилы, Камчатку и Алеутские острова, гавани США, Канады и Шотландии.
Что такое кругосветный «круиз» на подводной лодке? Это когда 45 человек живут по строгому военному режиму. Под тоннами воды идет своя жизнь — с байками и предвкушением первого настоящего боя, а потом наступает секундная готовность отразить атаку врага. Когда в американских гаванях можно оглядеться по сторонам и угоститься заморскими сигаретами. Когда снова уходишь под воду, а тебя встречают штормы, тайфуны и волны высотой с пятиэтажный дом.
За 153 дня плавания С-56 прошла 2 океана и 9 морей, добралась до городка Полярный и до конца войны защищала наши границы. 19 раз «эску» объявляли погибшей, но в 1954-м экипаж вернулся в родной Владивосток, завершив «кругосветку». Еще через 20 лет субмарине подарят вторую, мирную жизнь. Теперь это плавучий музей на Корабельной набережной Владивостока. Здесь каждый день, в память о подводных подвигах, поднимают военно-морской флаг СССР.
Как добраться
Владивосток, Корабельная набережная. Работает ежедневно с 10:00 до 20:00. Вход — 100 рублей.
С-189. Подводная «отличница»
Осенью 1954 года Балтийский завод спустил на воду не лодку, а «палочку-выручалочку» для нескольких поколений моряков. С-189 исправно выполняла боевые задания в Атлантике и Балтийском море. На ней проверяли новое оружие и учили «зеленых» матросов подводной жизни. В мирное время лодка красовалась на парадах и участвовала в показательных торпедных стрельбах. Безупречные 35 лет жизни могли бы закончиться бесславным демонтажем и утилизацией. Но и тут субмарина привлекла к себе внимание — неожиданно затонула в Кронштадте.
На помощь С-189 пришли ветераны-подводники Балтийского флота. Через 7 лет после затопления лодку подняли и отправили в док. Еще 5 лет — и «отличница» С-189 превратилась в плавучий музей на набережной Лейтенанта Шмидта.
Тот, кто, приезжая в Питер, не ограничивается маршрутами до крейсера Авроры и ледокола Красина, приходят на лодку и попадают в царство подводников: с крошечными каютами, исправным перископом и историями от настоящих моряков — они проводят здесь экскурсии.
Как добраться
Санкт-Петербург, набережная Лейтенанта Шмидта. Проезд автобусом № 1 от станции метро Василеостровская. Экскурсии проходят каждые 15 минут с 11:00 до 18:00. Вход — 400 рублей. Музей открыт со среды по воскресенье.
Б-396. Субмарина с московской пропиской
Подлодку Б-396 называли «Новосибирским комсомольцем», хотя в Новосибирске она ни разу не была, а служила Северному морфлоту 18 лет. Оберегала от чужаков Баренцево и Норвежское моря. Плавала с заданиями по Атлантике и к Африке. 1 мая 1984 года подлодке дали имя «Новосибирский комсомолец», потому что активной молодежи из Новосибирска уж очень этого хотелось. Правда, когда коммунизм остался в прошлом, Б-396 снова стала «Букахой» — так ее называли сами подводники.
В 2003 году лодка отправилась покорять столицу — ей отвели главную роль в новом музейном комплексе ВМФ России. Чтобы во время экскурсий не приходилось пользоваться люками, между отсеками сделали обычные переходы. Всего отсеков семь — с каютой командира, подвесными койками для матросов, выставочными залами. В кают-компании можно подробно узнать, чем кормили матросов во время службы. Рацион, кстати, не скудный — рыба, красная икра, шоколад, вино и многое другое.
Московский музей ВМФ расположился на Химкинском водохранилище. Помимо подлодки, здесь «живут» еще два любопытных экспоната: экраноплан «Орленок» — мини-самолет, который низко летает над водой и землей, и десантно-штурмовой катер «СКАТ».
Как добраться
Москва, ул. Свободы, 56, метро Сходненская. Музей работает по вторникам, средам, пятницам и воскресеньям с 11:00 до 19:00, по четвергам — с 13:00 до 19:00. Входной билет — 300 рублей, с экскурсией — 400.
Б-413. Почувствуй себя подводником
Калининградский музей Мирового океана гордится своим редким экспонатом — единственной в стране доатомной подводной лодкой Б-413. Субмарина сохранилась в том же виде, в каком служила Военно-морскому флоту. Были и боевые задания, и более приятные путешествия — деловые визиты на Кубу и в порт Гвинеи.
Сегодня Б-413 стоит у набережной Петра Великого и принимает у себя гостей. Экскурсии больше похожи на квесты: ты становишься частью экипажа и уходишь в виртуальное плавание выполнять боевые задания. Во время игры предстоит атаковать противника, выполнять приказы командира и поддерживать лодку на плаву.
Как добраться
Калининград, набережная Петра Великого, 1. На подлодку можно попасть в любой день, кроме вторника, с 10:00 до 18:00. Входной билет — 200 рублей.
К-21. Герой войны с женским именем
Во времена Великой Отечественной боевым машинам давали имена. Знаменитые «Катюши» наносили артиллерийские удары на земле. Но была еще одна «Катюша», подводная. Субмарина К-21 вступила в состав Северного морфлота в 1941 году. Подлодка вернулась из 12 боевых походов, потопила 17 вражеских кораблей. В июне 42-го экипаж «Катюши» вовремя обнаружил немецкую эскадру, которая преследовала стратегический конвой с военной техникой. Немецкий боевой корабль «Тирпиц», 3 крейсера, 12 миноносцев и гидросамолеты — кто знает, как изменилась бы история, если бы не К-21 и неожиданная для врага атака. Историки и военные до сих пор спорят, попали ли торпеды подлодки в «Тирпиц», но немецкая эскадра тогда отступила. Уже больше 30 лет «Катюша» рассказывает свою историю посетителям музея в Североморске.
Как добраться
Из Мурманска до Североморска ходит автобус № 105. Музей находится на Сафонова, 15.
825 ГТС. Подземный док
В Балаклаве сейчас не найдешь настоящих подводных лодок. Но во времена холодной войны в местную бухту по ночам заходили советские суда, чтобы скрыться на секретной подземной базе. Объект 825 ГТС строили 8 лет — для ремонта судов, хранения боеприпасов и защиты от ядерной атаки со стороны США. Гора Таврос превратилась в уникальный военный объект. Через него проходит канал, по которому подлодки попадали внутрь. Штаб мог защитить от ядерных ударов, в 5 раз превышающих мощность взрыва в Хиросиме, укрыть от бомбардировки до 1000 человек. К счастью, проверить эти возможности не пришлось. В штатном режиме подлодки прибывали в подземный док ремонтироваться.
В 1993 году комплекс закрыли, а через 10 лет его превратили в Музей холодной войны. Оказаться в подземелье можно тем же способом — по водному каналу. Только на обычной лодке и с экскурсоводом. Внутри — не больше 15 градусов, свет приглушен. Гулять по бывшему военному объекту хочется в тишине. Гулять и думать — как безграничны возможности человека, если он защищает свою землю. Хорошо бы узнавать об этом только в музеях, из книг и фильмов. И никогда лично.
Как добраться
Севастополь, Балаклавский район, Таврическая набережная, 22. График работы: среда — воскресенье с 10:00 до 16:00. Входной билет — 200 рублей.