Окруженные Белым морем Соловецкие острова находятся чуть южнее полярного круга. Они притягивают туристов со всей страны, манят своей отдаленностью и труднодоступностью. Я много думала про них, но, как это зачастую случается, нужно было дождаться, когда место к себе позовет.
Идеи посетить Соловецкие острова в этом году у меня не было. Скорее, тянуло на Русский Север по привычке — уже несколько лет подряд это мое место силы и огромный ресурс. В какой-то день мне звонит подруга и говорит: «Ань, а может, поедем на Соловки? Они мне приснились сегодня. Значит, зовут». И я согласилась.
За пару дней мы собрали рюкзаки, палатку, горелку и прочее снаряжение и поехали. Сначала нужно было добраться до Архангельска или Кеми на поезде, а оттуда уже на пароме до островов. При благоприятной погоде они курсируют каждый день, но во время туристического сезона билеты заканчиваются быстро, поэтому лучше бронировать их заранее. Паромы отправляются в восемь утра и в районе 16—17 часов, время в пути около трех часов. Билет в одну сторону стоил 2 800 рублей.
Уже по пути на остров начали попадаться памятники деревянного зодчества. Такая была радость их встретить! Но любовалась ими я с некоторой горечью: построены храмы из дерева, которому неподвластно сопротивление времени и стихии. Сделанные без единого гвоздя часовни на скалистых берегах — удивительны, хрупки и уникальны.
Доехав до Соловков, первым делом я начала искать информацию о том, где нам остановиться с палаткой и где мы сможем поесть. Неподалеку от Спасо-Преображенского монастыря нашелся палаточный лагерь, стоил он от 400 рублей за ночь с человека. Это нам подходило.
От монастыря отходит несколько улиц в разные стороны, и вокруг наблюдается совершенно деревенский уклад жизни местных жителей. На улицах можно встретить женщину, пасущую коров, вон мужики куда-то едут на тракторах, детишки смеются и играют в догонялки, а кто-то возвращается с рыбалки на озере.
- Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь
п. Соловецкий, наб. Бухты Благополучия, 1
Через несколько дней мы стали подмерзать в палатках и решили перебраться в гостиницу «Архангельская» — ее нам посоветовали паломницы. Там было тихо, аккуратно и тепло. Ночь в общей женской комнате обошлась всего в 700 рублей.
В поселке есть несколько магазинов, но цены там выше, чем на материке, да и выбор ограничен. Мы знали об этом, поэтому
Погода на острове была очень переменчива: чаще пасмурная, с туманом, иногда с моросящим дождиком, который быстро заканчивался. Но, к нашему удивлению, каждый вечер выходило солнце, окрашивая всё золотыми лучами. Темнело подолгу, хотя период белых ночей заканчивался.
Я обращала внимание на звуки вокруг. Самый частый — смех чаек у монастыря. У каждой свой тембр, как у человека. Неторопливые обрывки вечерних диалогов паломниц, проходящих мимо. Вечерний низкий звон колоколов, от которого у меня по коже мурашки. Скрипы деревянных ступеней и дверей, много скрипов. Звук горелки: мы варим гречу и грибы, собранные сегодня вдоль тропинок. Тихо кипит вода. Как ламинарии трутся об камни в воде. Как таинственно глядит лиса в лесу — издалека даже слышно.
Мы пробыли на Соловках девять дней — много гуляли по лесу, ходили на остров Большая Муксалма через дамбу, на мыс Белужий, куда иногда утром приплывают мамы-белуги с детьми, посещали скиты и часовни на острове. А еще плавали по озерно-канальной системе Соловков на лодках и побывали с экскурсией на острове Анзер, где монахи живут по строгому афонскому уставу и непрерывно молятся.
Особенно хочу выделить Морской музей, который рассказывает об освоении водных просторов и прибрежной территории Русского Севера. Нам он настолько понравился, что мы посетили его несколько раз. Внутри много интересных и вдохновляющих экспозиций, которые сделали своими руками местные ремесленники. В музее несколько раз в неделю проводят мероприятия, направленные на сохранение культуры Севера.
Там мы познакомились с прекрасной женщиной Ольгой, которая переехала сюда из другого города. Она пригласила нас в Морской музей на мастер-класс по мезенской росписи — народному промыслу, который распространился в Архангельской области в XIX веке. Расписывали в основном предметы быта и использовали при этом всего два цвета — красный и черный. Мы выдумывали всякие узоры и рисовали коней и лесных зверей.
- Соловецкий морской музей
п. Соловецкий, ул. Приморская, 14, к. 3
А вы бывали на Соловках? Поделитесь с нами в комментариях своими впечатлениями.
Наше время на острове пролетело очень быстро. Мы так и не засели за книги, которые брали с собой в путешествие, — слишком занятно было всё вокруг. Однажды к нам в гости даже заглянула лиса. Оказалось, что они кое-где стали практически ручными и встретить их уже не такая редкость.
С Соловков мы уезжали со слезами, не хотелось. Последний день провожал нас теплом солнечной и безветренной погоды. Соловецкие острова — сильное место, но, как мне кажется, не для всех. Невозможно пройти мимо истории самого архипелага — с аскетическим монашеским началом и сложным периодом, когда здесь отбывали срок тысячи репрессированных узников.
И, конечно, комплекс Соловецких островов — яркий пример таинственной, мифической, ни с чем не сравнимой красоты Русского Севера, который наградил меня покоем и каким-то глубоким ощущением радости. Испытываю много благодарности, трогательности и нежности, которую увожу с собой, и надеюсь вернуться.