«Новое краеведение» — не официальный термин. Но это словосочетание удачно объясняет интерес людей к истории родного места. Оно стирает возрастные барьеры (экскурсии проводят старшеклассники), не признает академического снобизма (автором книги или маршрута может стать каждый), использует современные технологии (от VR до 3D-принтеров) — и, распространяясь по городам и весям, влияет на них. Пять краеведов делятся историями своих проектов и размышляют о том, почему локальная идентичность — это важно.
Про новое краеведение. «Это всё, что окружает человека. Сейчас люди готовы изучать гаражные кооперативы, будки путевых обходчиков, телеграфные столбы, маяки. А раньше бы покрутили пальцем у виска». Павла можно назвать одним из первопроходцев нового краеведения. Еще 10 лет назад он был в числе тех немногих, кто водил группы на нетривиальные экскурсии по столице. Сегодня таких авторских экскурсий — десятки, если не сотни.
Предыстория. «Мое детство прошло в донских степях, где никаких тебе дворянских усадеб, к которым привыкли жители центральной России. Поэтому, наверное, и возникла тяга к „огням большого города“, где на каждой улице пара основательных купеческих домов», — вспоминает он. Так Павел оказался в Москве и стал устраивать городские прогулки — по следам Лотмана и Лихачёва, но в современных реалиях. «Не каждый слушатель сейчас знает, кто такие Столыпин, Кантемир, Батюшков, Витте, Бухарин, Маленков. Экскурсоводы это чувствуют и стараются исправлять ситуацию по мере сил».
Знаковые проекты. Пять лет Павел провел в Ленинке, потратив сотни часов на большую книгу «Москва в эпоху реформ» о жизни города на рубеже ХIХ и ХХ веков — она была издана в 2017 году. А еще он сооснователь телеграм-сообщества «Архитектурные излишества», количество подписчиков которого давно переросло население многих городов России.
Про новое краеведение. «Длинные скучные научные статьи больше не интересны обывателю. Новое краеведение — это современная подача информации, наполненной интересными и увлекательными фактами. При этом глубина и серьезность тем сохраняется. Люди соскучились по истокам, по народной культуре, идущей из семьи. Ведь через старшее поколение приходит и интерес к истории города, края и страны. Оказалось, что здесь есть масса примеров для гордости и вдохновения. Родной город как дом, в котором ты родился: может быть неидеальный, но всегда любимый и близкий».
Предыстория. Интерес к истории Благовещенска пробудился у Евгения, когда в 1980-х ему на глаза попались дореволюционные открытки с городскими видами. А несколько лет назад появилось сообщество неокраеведов. «С самого рождения «Амурских отголосков» наша аудитория — это образованные, читающие, ищущие и любящие свой город люди», — говорит он. Члены сообщества проводят экскурсии (одна посвящена вольным нравам вольных людей, вторая — местному купцу Касьянову, «забытому императору великой торговой империи «Чурин и Ко»), ездят в научные экспедиции и собирают материал для будущей книги.
Знаковые проекты. Главным Евгений считает перевыпуск дореволюционного бестселлера «Амурские волки» — для него силами сообщества специально было создано 315 иллюстраций. Еще один проект — освобождение Вознесенского кладбища, ровесника города, от стихийных гаражей и производственной застройки. Удалось предотвратить и отложить снос и самого старого кирпичного здания Благовещенска, но вердикт еще впереди.
Сообщество помогает привлечь внимание к объектам истории, событиям и героическим личностям края. Например, пару лет назад, началась реконструкция здания бывшего торгового дома Чурина с миллиардным бюджетом. Интерес к истории оживил и бизнес — заброшенные дореволюционные строения нашли новых хозяев и сейчас их реставрируют. «Возродилась исследовательская, научная и издательская деятельность. История города стала модной», — говорят в сообществе.
Про новое краеведение. «В какой-то момент после общения с друзьями и коллегами из разных мест я понял, что хочу убедить всех: город, в котором я родился и живу, должен привлекать к себе внимание туристов и вызывать уважение у местных жителей. Вот с тех пор я пытаюсь доказать, что Иваново — это интересное и уникальное место».
Предыстория. Больше 20 лет назад Михаил придумал и запустил на ивановском радио авторскую программу «Русский Манчестер». Чуть позже стал писать в местную газету и организовал несколько конференций, которые были посвящены прошлому, настоящему и будущему индустриальных городов.
Знаковые проекты. В 2016 году Михаил Тимофеев создал туристический маршрут «Красная нить» по следам конструктивистского наследия бывшего Иваново-Вознесенска. Спустя год вышел путеводитель «Иваново. Город красной зари» и был придуман фестиваль современного искусства «Первая фабрика авангарда», который стал ежегодным.
В 2023 году вышел первый том дилогии Михаила «Равнинно-фабричная цивилизация» — он считает его главным итогом своей деятельности. На страницах увесистой книги — рассказ о том, как местные крестьяне организовали текстильные производства, ставшие экономико-культурным феноменом.
Теперь Михаил занимается региональными проектами и малыми городами Ивановской области на профессиональной основе. Цель — расшевелить местные сообщества, содействовать в продвижении инициатив и помочь городам привлечь деньги на проекты общественных пространств. Сейчас он плотно работает с городом Юрьевцем, которому скоро исполнится 800 лет, и с селом Холуй — одним из центров лаковой миниатюры.
Про новое краеведение. «Оно позволяет менять ракурсы, увеличить количество исследовательских инструментов и скорости — например, работать в онлайн-архивах, которые физически находятся за тысячи километров. Можно не горевать, что нет денег на издание книги, когда под боком есть социальные сети и можно заниматься популяризацией прямо сегодня, прямо сейчас», — говорит Александр.
Предыстория. «С детства я любил историю древнего мира, а в 12 лет вычитал, что в Сысерти стояли копии античных скульптур. Это заинтересовало меня и притягивает до сих пор». Курсовые и диплом в вузе — да и всю жизнь — он посвятил краеведению: вернувшись после учебы в родной город, стал проводить экскурсии и обучать детей истории здешних мест.
Александр начал с исследований, и собранный материал лег в основу маршрутов, путеводителей, карт-схем, фотовыставок. Сегодня в его арсенале — десятки краеведческих инструментов. От привычных экскурсий (некоторые из них он проводит в образе заводского рабочего Сашки Сороки), книг и сувениров до восстановления родословных, консультаций предпринимателей и продвижения опыта Сысерти среди других российских городов.
Знаковые проекты. Несколько лет назад он открыл Сысертский завод-музей в мартеновском цехе старинного (уже неработающего) завода Турчаниновых — Соломирских. Сегодня сюда несут семейные артефакты горожане — получается народный проект. Дополненная реальность в экспозиции позволяет погрузиться в жизнь, которая текла здесь столетия назад. «Впрочем, современные технологии могут дополнить картину, но живого человека с горящими глазами не смогут заменить», — уверен Александр.
- Музей Сысертского завода
ул. Быкова, 29/4
Про новое краеведение. «К сожалению, „старое краеведение“ породило множество мифов, кривотолков, необъективной оценки событий. „Новое краеведение“ для меня — это идеальный баланс между серьезным изучением материала (архивы, библиотеки, интервью с местными жителями) и классным сторителлингом, свежей подачей, глубоким, но в то же время доходчивым объяснением предмета».
Предыстория. Интерес к городу может вырасти из общего интереса к открытию новых мест — неважно, другие это страны, континенты или соседняя улица. Так получилось и у Николая. Со временем к путешествиям «в пространстве» прибавились и путешествия во времени: ему очень нравилось рассматривать старые фото, наблюдая, как менялась Рязань. «Однажды я понял, что могу воспринимать не только настоящее той или иной ее локации, но и ее прошлое. Получается многослойный пирог из разных эпох в твоей голове. Когда знаешь историю города, по нему становится интереснее гулять», — рассказывает Николай.
Так он стал гидом по Рязани. Если раньше на экскурсии приходили люди 40 лет и старше, то теперь большая часть аудитории — его ровесники, 25—35 лет. Уложить девять веков истории города, факты о его архитектуре, этнографии, археологии в два-три часа — задача не из легких, но Николай не забывает и о настоящем. «Обычно за красотой старинных палат или классических особняков мы забываем рассказать о нынешней Рязани. Я стараюсь эту проблему решить — изучаю, например, уличное искусство. Современность тоже заслуживает внимания».
Знаковые проекты. В июле 2023 года совместно с художником Павлом Шугуровым Литвинов сделал серию из восьми сграффито «Рязанские обитатели» (это художественная резьба по штукатурке, нанесенной на стену в несколько слоев). Получились симпатичные бытовые зарисовки из прошлого и настоящего: спящие крестьяне, работавшие в Рязани на строительстве жилых домов в 1928 году (пр. Первомайский, 13); укравший бочку сельдей холодной зимой 1912-го солдат (ул. Кольцова, 4); молодой Салтыков-Щедрин, смотрящий на рязанцев удивленным взглядом (ул. Щедрина, 37). Сграффито размещены в закоулках и внутренних дворах, простой обыватель их не заметит — нужно искать, и так интереснее. Сейчас Сергей работает над авторским путеводителем по Рязани.
Статья была опубликована в бортовом журнале S7 Airlines.
Текст: Елена Верещагина