Всё, что окружает

Новое краеведение: зачем изучать историю родного края

Всё, что окружает
4 минуты
 

«Новое краеведение» — не официальный термин. Но это словосочетание удачно объясняет интерес людей к истории родного места. Оно стирает возрастные барьеры (экскурсии проводят старшеклассники), не признает академического снобизма (автором книги или маршрута может стать каждый), использует современные технологии (от VR до 3D-принтеров) — и, распространяясь по городам и весям, влияет на них. Пять краеведов делятся историями своих проектов и размышляют о том, почему локальная идентичность — это важно.

Павел Гнилорыбов,
историк-краевед, главред ТГ-канала «Архитектурные излишества»

Про новое краеведение. «Это всё, что окружает человека. Сейчас люди готовы изучать гаражные кооперативы, будки путевых обходчиков, телеграфные столбы, маяки. А раньше бы покрутили пальцем у виска». Павла можно назвать одним из первопроходцев нового краеведения. Еще 10 лет назад он был в числе тех немногих, кто водил группы на нетривиальные экскурсии по столице. Сегодня таких авторских экскурсий — десятки, если не сотни.

Проект Павла начинался в соцсетях, и в первое время приходили только активные интернет-пользователи. Потом заработало «сарафанное радио»: экскурсанты стали приводить своих родителей, родственников, друзей

Предыстория. «Мое детство прошло в донских степях, где никаких тебе дворянских усадеб, к которым привыкли жители центральной России. Поэтому, наверное, и возникла тяга к „огням большого города“, где на каждой улице пара основательных купеческих домов», — вспоминает он. Так Павел оказался в Москве и стал устраивать городские прогулки — по следам Лотмана и Лихачёва, но в современных реалиях. «Не каждый слушатель сейчас знает, кто такие Столыпин, Кантемир, Батюшков, Витте, Бухарин, Маленков. Экскурсоводы это чувствуют и стараются исправлять ситуацию по мере сил».

На первый взгляд экскурсии по родному городу могут казаться бессмысленными: здесь всё уже знакомо. Но во время таких прогулок можно заново открыть для себя место, в котором живешь, — увидеть скрытые от глаз достопримечательности и узнать интересные факты

Знаковые проекты. Пять лет Павел провел в Ленинке, потратив сотни часов на большую книгу «Москва в эпоху реформ» о жизни города на рубеже ХIХ и ХХ веков — она была издана в 2017 году. А еще он сооснователь телеграм-сообщества «Архитектурные излишества», количество подписчиков которого давно переросло население многих городов России.

Евгений Литус,
руководитель сообщества неокраеведов «Амурские отголоски», Благовещенск

Про новое краеведение. «Длинные скучные научные статьи больше не интересны обывателю. Новое краеведение — это современная подача информации, наполненной интересными и увлекательными фактами. При этом глубина и серьезность тем сохраняется. Люди соскучились по истокам, по народной культуре, идущей из семьи. Ведь через старшее поколение приходит и интерес к истории города, края и страны. Оказалось, что здесь есть масса примеров для гордости и вдохновения. Родной город как дом, в котором ты родился: может быть неидеальный, но всегда любимый и близкий».

Благовещенск — один из старейших городов Дальнего Востока, который находится на границе с Китаем. Он стоит на левом берегу реки Амур, а на правом — китайский Хэйхэ. И такое тесное соседство сыграло большую роль в истории города

Предыстория. Интерес к истории Благовещенска пробудился у Евгения, когда в 1980-х ему на глаза попались дореволюционные открытки с городскими видами. А несколько лет назад появилось сообщество неокраеведов. «С самого рождения «Амурских отголосков» наша аудитория — это образованные, читающие, ищущие и любящие свой город люди», — говорит он. Члены сообщества проводят экскурсии (одна посвящена вольным нравам вольных людей, вторая — местному купцу Касьянову, «забытому императору великой торговой империи «Чурин и Ко»), ездят в научные экспедиции и собирают материал для будущей книги. 

В 2024 году портал «Амурские отголоски» отметит свое пятилетие. Команда не только являет миру необычные исторические здания с чердаками и подвалами, архивные свидетельства и семейные предания. А еще занимается реставрацией, привлекая внимание общественности и властей

Знаковые проекты. Главным Евгений считает перевыпуск дореволюционного бестселлера «Амурские волки» — для него силами сообщества специально было создано 315 иллюстраций. Еще один проект — освобождение Вознесенского кладбища, ровесника города, от стихийных гаражей и производственной застройки. Удалось предотвратить и отложить снос и самого старого кирпичного здания Благовещенска, но вердикт еще впереди.

Сообщество помогает привлечь внимание к объектам истории, событиям и героическим личностям края. Например, пару лет назад, началась реконструкция здания бывшего торгового дома Чурина с миллиардным бюджетом. Интерес к истории оживил и бизнес — заброшенные дореволюционные строения нашли новых хозяев и сейчас их реставрируют. «Возродилась исследовательская, научная и издательская деятельность. История города стала модной», — говорят в сообществе.

Михаил Тимофеев,
культуролог, специалист по брендингу территорий, Иваново

Про новое краеведение. «В какой-то момент после общения с друзьями и коллегами из разных мест я понял, что хочу убедить всех: город, в котором я родился и живу, должен привлекать к себе внимание туристов и вызывать уважение у местных жителей. Вот с тех пор я пытаюсь доказать, что Иваново — это интересное и уникальное место».

Предыстория. Больше 20 лет назад Михаил придумал и запустил на ивановском радио авторскую программу «Русский Манчестер». Чуть позже стал писать в местную газету и организовал несколько конференций, которые были посвящены прошлому, настоящему и будущему индустриальных городов.

Иваново сначала превратился из села в центр огром­ного текстильного региона, а затем из фабричного города в полигон кон­структи­­вист­­ских экспериментов

Знаковые проекты. В 2016 году Михаил Тимофеев создал туристический маршрут «Красная нить» по следам конструктивистского наследия бывшего Иваново-Вознесенска. Спустя год вышел путеводитель «Иваново. Город красной зари» и был придуман фестиваль современного искусства «Первая фабрика авангарда», который стал ежегодным.

В 2023 году вышел первый том дилогии Михаила «Равнинно-фабричная цивилизация» — он считает его главным итогом своей деятельности. На страницах увесистой книги — рассказ о том, как местные крестьяне организовали текстильные производства, ставшие экономико-культурным феноменом.

Самым передовым и прогрес­сивным стилем того времени был кон­струк­тивизм. Именно в этом стиле создавали не только дома для рабочих, но и другие здания в Иваново-Вознесенске. Жилой 63-квартирный дом ЖСКТ «Прогресс»

Теперь Михаил занимается региональными проектами и малыми городами Ивановской области на профессиональной основе. Цель — расшевелить местные сообщества, содействовать в продвижении инициатив и помочь городам привлечь деньги на проекты общественных пространств. Сейчас он плотно работает с городом Юрьевцем, которому скоро исполнится 800 лет, и с селом Холуй — одним из центров лаковой миниатюры.

Александр Савичев,
городской исследователь, экскурсовод, Сысерть

Про новое краеведение. «Оно позволяет менять ракурсы, увеличить количество исследовательских инструментов и скорости — например, работать в онлайн-архивах, которые физически находятся за тысячи километров. Можно не горевать, что нет денег на издание книги, когда под боком есть социальные сети и можно заниматься популяризацией прямо сегодня, прямо сейчас», — говорит Александр.

Предыстория. «С детства я любил историю древнего мира, а в 12 лет вычитал, что в Сысерти стояли копии античных скульптур. Это заинтересовало меня и притягивает до сих пор». Курсовые и диплом в вузе — да и всю жизнь — он посвятил краеведению: вернувшись после учебы в родной город, стал проводить экскурсии и обучать детей истории здешних мест.

Музей Сысертского завода. Здание построено в 1894 году. В нем размещалась одна десятитонная мартеновская печь, которая выплавляла сталь из чугуна и лома. Фото Алексея Пирогова. Источник: соцсети проекта

Александр начал с исследований, и собранный материал лег в основу маршрутов, путеводителей, карт-схем, фотовыставок. Сегодня в его арсенале — десятки краеведческих инструментов. От привычных экскурсий (некоторые из них он проводит в образе заводского рабочего Сашки Сороки), книг и сувениров до восстановления родословных, консультаций предпринимателей и продвижения опыта Сысерти среди других российских городов.

Знаковые проекты. Несколько лет назад он открыл Сысертский завод-музей в мартеновском цехе старинного (уже неработающего) завода Турчаниновых — Соломирских. Сегодня сюда несут семейные артефакты горожане — получается народный проект. Дополненная реальность в экспозиции позволяет погрузиться в жизнь, которая текла здесь столетия назад. «Впрочем, современные технологии могут дополнить картину, но живого человека с горящими глазами не смогут заменить», — уверен Александр.

Николай Литвинов,
гид, автор ТГ-канала «Железный Миргород», Рязань

Про новое краеведение. «К сожалению, „старое краеведение“ породило множество мифов, кривотолков, необъективной оценки событий. „Новое краеведение“ для меня — это идеальный баланс между серьезным изучением материала (архивы, библиотеки, интервью с местными жителями) и классным сторителлингом, свежей подачей, глубоким, но в то же время доходчивым объяснением предмета». 

Подмосковная Шатура. Сегодня этот город у большинства ассоциируется с мебельной фабрикой. А ведь изначально его строили как поселок для рабочих и инженерно-технических служащих Шатурской ГРЭС в 1920-е и 1930-е годы. Источник: соцсети проекта «Железный Миргород»

Предыстория. Интерес к городу может вырасти из общего интереса к открытию новых мест — неважно, другие это страны, континенты или соседняя улица. Так получилось и у Николая. Со временем к путешествиям «в пространстве» прибавились и путешествия во времени: ему очень нравилось рассматривать старые фото, наблюдая, как менялась Рязань. «Однажды я понял, что могу воспринимать не только настоящее той или иной ее локации, но и ее прошлое. Получается многослойный пирог из разных эпох в твоей голове. Когда знаешь историю города, по нему становится интереснее гулять», — рассказывает Николай.

Так он стал гидом по Рязани. Если раньше на экскурсии приходили люди 40 лет и старше, то теперь большая часть аудитории — его ровесники, 25—35 лет. Уложить девять веков истории города, факты о его архитектуре, этнографии, археологии в два-три часа — задача не из легких, но Николай не забывает и о настоящем. «Обычно за красотой старинных палат или классических особняков мы забываем рассказать о нынешней Рязани. Я стараюсь эту проблему решить — изучаю, например, уличное искусство. Современность тоже заслуживает внимания».

Еще в начале 2000-х исторический центр выглядел как музей под открытым небом — этакий заповедник деревянного зодчества с ажурными домиками. Рязань

Знаковые проекты. В июле 2023 года совместно с художником Павлом Шугуровым Литвинов сделал серию из восьми сграффито «Рязанские обитатели» (это художественная резьба по штукатурке, нанесенной на стену в несколько слоев). Получились симпатичные бытовые зарисовки из прошлого и настоящего: спящие крестьяне, работавшие в Рязани на строительстве жилых домов в 1928 году (пр. Первомайский, 13); укравший бочку сельдей холодной зимой 1912-го солдат (ул. Кольцова, 4); молодой Салтыков-Щедрин, смотрящий на рязанцев удивленным взглядом (ул. Щедрина, 37). Сграффито размещены в закоулках и внутренних дворах, простой обыватель их не заметит — нужно искать, и так интереснее. Сейчас Сергей работает над авторским путеводителем по Рязани.

Статья была опубликована в бортовом журнале S7 Airlines.

Текст: Елена Верещагина

 
1

Поделитесь
вдохновением

с друзьями в мессенджерах и социальных сетях

Еще по теме

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
© 2024. S7 Airlines Все пpава защищены