Иркутск — Кош-Агач! Чего? А если так: от Иркутска и через весь Чуйский тракт до самой границы с Монголией? Вот так уже интересней, согласны? В общем история, как мы поехали на Алтай!
Содержание
- Как всё начиналось
- Красноярск
- Кемерово
- Чемал и бирюзовая Катунь
- Чуйский тракт
- Алтай, день 1
- Алтай, день 2
- Телецкое озеро
- Новокузнецк и Красноярск
- Что по деньгам?
Эту статью разместила в Сообществе наша читательница. Мы сохранили в ней авторский стиль. Становитесь и вы автором Gate 7: пишите статьи и получайте мили от других пользователей.
Как всё начиналось
Апрель на дворе, я спокойно обдумываю варианты проведения летнего отпуска, активно слушаю все подряд выпуски подкастов от магазина Спорт-марафон. Смотрю ролики о путешествиях, и тут, опять же из этого, без преувеличения, крутейшего подкаста (очень жаль, что перестали в аудиоверсии выпускать) узнаю о фильме Антона Конобиевского «Привет, пап!». Смотрю, влюбляюсь в сам фильм. Пожалуй, он и помог мысли о путешествии именно в Республику Алтай окончательно оформиться у меня в голове. Другие возможные варианты отпуска отменились, и я занялась планированием и предвкушением предстоящего путешествия. Здесь я хочу поделиться со всеми своей историей, ведь именно такие статьи и книги о путешествиях, фильмы и даже рилсы сподвигают людей вставать с дивана и исследовать нашу интересную страну!
Во многие красивые места уже есть миллион вариантов готовых туров: переводи деньги — и вперед, но мне было интересно все спланировать самой, пусть даже с ошибками. Планирование путешествия доставляет мне отдельное удовольствие, я чувствую себя исследователем, это так приятно! Всё планирование я расписывала в Trello — нитку маршрута с отметками о километраже между точками и временем на преодоление, интересные статьи других автопутешественников, ссылки на различные отзывы на кафе и гостиницы, заметки о том, какие и где локации стоит посетить. При желании можно поделиться этим рабочим пространством с попутчиками и осуществлять планирование вместе.
Итак, дано:
- Маршрут: Иркутск — Красноярск — Кемерово — Чемал — с. Акташ — с. Барлак — с. Иогач — Новокузнецк — Красноярск — Иркутск (указаны места ночевок).
- Авто: Toyota Caldina. Пробег на момент начала трипа — 450 тыс. км, только что проведен капитальный ремонт кузова.
- Цель: проехать весь Чуйский тракт от начала до конца и обратно. Зацепить по пути все возможные классные места.
- Два путешественника и тысячи километров впереди!
Еще несколько важных вводных:
Автопутешествия всегда связаны с рисками, и мы тщательно и ответственно подготовились. Машина давно просила основательного ремонта, и запланированное путешествие его ускорило. Результат — ни единой серьезной поломки на протяжении всего пути. Молодчина, ласточка! Уже на обратном пути нам показалось, что на низких оборотах коробка «пинается», но при подробном рассмотрении оказалось, что это бронепровод пробивал искру. Решилось заменой уже по возвращении.
Каждый путешественник оценивает новые впечатления через призму своего опыта: одного что-то восхищает, а другой не может понять, что тут такого. Я — неискушенный путешественник, но при этом родилась и выросла в Прибайкалье. Байкал — мой дом, а Восточный Саян — второй дом. Горные реки, озера, луга в цветах и травах, снежные шапки гор, бескрайняя синяя гладь Священного Моря — это то, чем я наполняю свою жизнь, и этот материал написан через призму именно такого опыта.
Мы подготовились даже к самым внезапным ситуациям — взяли палатку, карематы, спальники, котелок, газ и далее по списку. Вдруг бы пришлось экстренно ночевать в чистом поле? Походный бэкграунд сделал свое дело и подготовил ко всяким ситуациям в этой жизни.
Самый большой плюс автопутешествия в том, что вы можете остановиться где угодно — для фото, поесть, на ночлег — и никто вам и слова не скажет. Вы — хозяева ситуации!
Я публикую здесь максимально честный отзыв на проделанный путь и посещение Алтая. Спойлер: есть то, что восхитило, есть то, что не понравилось совсем. Поехали!
Красноярск
Утро, 8:30, выезжаем из Иркутска! Предстоит долгий день прежде, чем мы окажемся в Красноярске. Дорога хорошая у нас почти везде (только молимся всей областью, чтобы быстрее построили обход города Усолье-Сибирское: пробки — ужас, федеральная трасса сейчас идет прямо поперек города). Остановились на обед уже почти на границе с Красноярским краем в городе Тайшет в каком-то придорожном кафе.
И вот мыв Красноярске! Что видели по пути: отрезок дороги из бетона, похожий больше на взлетную полосу. Возможно, эксперимент, кстати дорога — классная! Проезжали сибирские города. Нижнеудинск показался депрессивным, но с красивыми муралами на пятиэтажках. В Тулуне ехали по тому самому мосту через ту самую взбесившуюся в 2019 г. реку Ию, там стоит памятный знак с отметкой уровня воды во время наводнения. Тяжело даже представить, какое это было бедствие. Где-то на трассе из леса вышла косуля, мы немного напряглись: они иногда как выскочат — всю машину разворотит, но она мирно поглазела на машины и ускакала обратно в лес по делам.
Тяжело делать несколько дней подряд большие перегоны, а в нашем случае вел машину все время только один человек. Поэтому мы запланировали дневки там, где перед этим был марш-бросок. Весь следующий после приезда день мы провели в Красноярске. Даже если ваша цель — Алтай и только он, всё же я очень советую не пролетать Крас совсем мимоходом. Город просто прекрасен! После Иркутска с нашей довольно низкой застройкой тут такие красивые и высокие дома и всё так гармонично! И Енисей, и парки, и даже дизайн код — «Енисейская Сибирь» — это очень круто!
Локации в Красноярске:
- Национальный парк «Столбы». Мы дошли до скалы «Китайская стенка», дальше помешал дождь, а вообще планировали еще на «Ермак». Тропы промаркированы, чисто, красиво, крутой визит-центр на входе, да и виды на город обалденные. Оцените сам факт: горы прямо в городе, контрастно, необычно.
- Фан-парк «Бобровый лог». Опять же вид на город (если вам лень на столбы идти, то канатная дорога — тоже вариант). Для самых ходячих: всё круто закольцовано, можно уйти в Столбы, а выйти на верхнюю точку горнолыжки и спуститься в цивилизацию на подъемнике, или наоборот. Есть классные лавки с качественными, стильными сувенирами, для тех, кто не хочет привозить магниты с фотками города или вырвиглазные тарелки на подставках. Есть бассейн под открытым небом, родельбан, кафе.
- Рестораны! Город декларирует, что он гастростолица Сибири, и здесь есть реально крутые заведения.
- Просто погулять по центру — классическая беспроигрышная программа. Особенно вечером, когда включают архитектурную подсветку, не поленитесь отдать должное центру Красноярска.
Конечно же мест много, но кое-что оставили на обратный путь, т. к. еще по пути туда уже было решено дать Красноярску еще один день.
Вид со скальника «Китайская стенка» в Красноярских столбах
Гастрономическая столица Сибири и ее дары!
Кемерово
Эх Кемерово, у тебя были все шансы нас в себя влюбить, но, увы, не удалось. Выезжаем на маршрут, сегодня ехать не так уж много (так нам казалось). Яндекс-карты показывали всего-то шесть часов на 525 км. Едем, по пути из интересного — Ачинск, где навигатор выбрал нетривиальный путь и провел нас по гравийке с ямами и останками асфальта, по понтонному мосту и какой-то жутковатой окраине города. Хотя была и нормальная дорога, как мы потом выяснили.
Чем ближе мы подъезжали, тем почему-то больше становилось время, и вот уже общий путь — 8 часов! А ехать осталось километров 200. Оказывается, на подъезде к городу ремонтировали трассу, и там образовалась огромная пробка. Мы прошли весь этот путь страданий, и сил к моменту прибытия в город не было вообще, хотелось спать, есть и помыться. Решили вознаградить себя ночевкой в одном из топовых отелей города, тем более из-за бронирования день в день была хорошая скидка. Мы были разочарованы во всём этом дне, но отель оправдал все ожидания: 16 этаж, мерцающий ночными огоньками город как на ладони, круговой балкон, крутой номер и просто отменный завтрак. Хоть что-то хорошее за эти сутки. Дневку здесь не планировали, т. к. думали, что долетим быстро. Утром выдвинулись дальше, целью было добраться уже до Алтая и остановиться в Чемале.
Круговой балкон отеля и зарницы в небе
Чемал и бирюзовая Катунь
Выезжая за пределы Кемерово, путники попадают на автомагистраль, тянущуюся до Новокузнецка (225 км). С такой диковинкой мы встретились впервые (не считая билетов по вождению). Наверное, жителям западной части страны этих строк не понять, но мы были в восторге! Так быстро от точки А до точки Б мы не добирались еще ни разу! Просто не убираешь ногу с педали газа и летишь! Пролетели стороной Новокузнецк, Бийск и, наконец, выехали на тот самый Чуйский тракт!
Говорят, Чуйский тракт — самая красивая дорога России и одна из самых красивых в мире. Я не была, конечно, во всем мире и всех дорог не видела, но готова заявлять, что да, она самая красивая, но обо всем по порядку.
Еще около трех часов пути, и цель достигнута — мы в Чемале. Это село, в котором на всю округу наиболее всего развита туристическая сфера. Оно вытянулось по берегам главной реки Алтая — просто нереально красивой бирюзовой Катуни! Ради этого мы свернули с Чуйского тракта на Чемальский и наметили себе дневку здесь. Сам по себе Чемал нас не сильно интересовал — очень многолюдный, заклеенный всевозможной рекламой, шумный. В районе него Катунь более-менее спокойная и широкая. Мы побывали на острове Патмос, где стоит маленькая церквушка, к которой ведет подвесной мост, на «воротах Сартакпая» и посмотрели на разрушенную Чемальскую ГЭС. Всё это красивые места, со своей историей, но нам хотелось больше пообщаться с Катунью.
Разрушенная Чемальская ГЭС
Подвесной мост через р.Катунь
Какая красивая и необычная река! В эти перекатывающиеся волны хочется всматриваться бесконечно. Знакомиться с Катунью ближе нужно за пределами поселков, там, где на ней есть пороги, которые заставляют воду бурлить и реветь. Нашей целью был Ороктойский мост — подвесная конструкция, которая очень распространена на Алтае. Мост располагается над самым глубоким и узким местом реки там, где ее будто сжимают берега из черной, миллионы лет назад застывшей, вулканической породы. Очень красиво.
Для любителей экстрима есть рафтинг (по порогам в касках, жилетах и с божьей помощью), или просто катание на моторной лодке в трех режимах: спокойный, полуэкстрим и экстрим. Мы выбрали полуэкстрим, местные заботливо объясняют, что это когда мокрый будешь наполовину, и не обманывают. Мы действительно были мокрые спереди и абсолютно сухие сзади. А Катунь при таком близком знакомстве быстро показывает свой истинный характер, и ты понимаешь, что наблюдать ее с берега и нестись прямо по ее волнам — это разные вещи. Волны там будто совсем не речные, а вполне себе такие большие, зеленые, мощные волны, а ваша лодка в их руках — детская игрушка.
В Чемале мы провели сутки: любовались Катунью, гуляли, пробовали блюда местной кухни, искали классные сувениры (это было сложно, но мы их нашли). У меня, например, есть традиция, в какой бы новый город или местность я не приехала, я отправляю оттуда открытку своей подруге Анюте. Мне нравится искать авторские малотиражные открытки. И здесь мы нашли их на одной из ярмарок по дороге из Чемала. Это открыточки-иллюстрации к будущей книге про Алтай, и продает их сама художница — автор идеи. Это так мило и необычно, и это оказалось именно тем, что я искала. Что еще по сувенирам — приобрели магнитики, косметику из алтайских трав, пергу и алтайский мед из маральника (это растение, которое ест местный культовый олень марал), медовуху, медовые пряники и даже мыло в форме Белухи. Уже здесь я могу сказать, что родственники и друзья оказались довольны привезенными презентами. А тем, кто также воодушевится и оправится в это путешествие, я советую приобретать сувениры не в городах и поселках, а на ярмарках или в магазинчиках у трассы — получится дешевле, а выбор будет примерно такой же или даже интересней.
Ороктойский мост. Подвесные мосты на Алтае встречаются часто.
Рафтинг. Участники отдыхают после прохождения порога перед мостом
Чуйский тракт
Выезжаем из Чемала, сверчиваем на Чуйский тракт, готовимся любоваться красотами. Остановиться планируем в селе Акташ, но до него еще очень далеко. Поначалу природа вокруг не вызывает восторга, всё зеленое, как и везде летом, мило, но в голове мысль «И почему все так восхищаются?» А потом мы доехали до перевала Чике-Таман. Вершина перевала, виды — и на свой же вопрос ответ в голове «А, так вот почему». Тут, за перевалом, начинается совсем другой мир — пейзажи меняются за каждым поворотом, которых, кстати, много, зато асфальт — просто топ. Едете то по серым пустошам с ярко-бирюзовой лентой Катуни, которая здесь снова выныривает к дороге, то по весеннему лесу, где листья на деревьях мелкие, редкие, салатово-зеленые, как будто мы где-то в середине мая, а никак не в начале августа, то как будто по пустыне, а затем появляются они — снежные вершины Актру, видно ледники и здесь просто дух захватывает от красоты.
Чуйский тракт — это будто нитка, на которую нанизаны по всей длине бусины разнообразных достопримечательностей — водопады, мосты через Чую и Катунь, смотровые площадки, места с древними петроглифами, если останавливаться везде, ехать по нему можно, наверное, больше суток точно. Некоторые красивые достопримечательности спрятаны в укромных уголках республики, некоторые совсем рядом с трактом, а некоторые, как, например, водопад Ширлак, чуть ли не на сам тракт залезают! Так что есть всё, на любой уровень физподготовки и возраст.
Чуйский тракт петляет среди гор и тайги
Каждый вид с Чуйского тракта просится на открытку
К восьми вечера мы добрались до Акташа, получив массу впечатлений от дороги. Обустроились и начали искать, чем занять завтрашний день. Моей мечтой был водопад Учар — один из самых впечатляющих в России. Пока пришлось отложить из-за травмы колена моего спутника и того факта, что путь к нему потребует нормального приложения сил. Я обзвонила объявления об экскурсиях с каждого столба, искала подходящие варианы по цене, времени и месту поездки.
И тут лайфхак: по всей республике действует сеть супермаркетов «Мария — РА», так вот, в Акташе он тоже есть, и возле него собираются многие продавцы туров, вот где вы можете сделать выбор. По сути, как в магазине.
Я об этом тогда не знала, поэтому обзванивала все номера из объявлений. Некоторые не брали трубки, некоторые говорили, что именно завтра тура никуда не планируется, но кто-то назвал цену. Стоимость тура целого дня в среднем обойдется в 20-25 тыс. руб. с машины, а в машине — от 4 до 6 человек. Могут отвезти на Акташский ретранслятор, водопад Учар, озеро горных духов, Чуйские меандры, перевал Кату-Ярык, Каменные грибы, водопад Куркуре и Гейзерное озеро. Мы выбрали перевал Кату-Ярык и узнали, что в нашу поездку также войдет и Куркуре, и Каменные грибы. Это важно, потому что не все, кто едет на перевал, едут потом на грибы. Это далеко по Чулышманскому тракту, и поэтому тут зависит от водителя — уточняйте у него заранее, что именно включено в поездку. Наш водитель пообещал нам 3 в 1, и я довольная внесла предоплату для бронирования.
Алтай, день 1
Перевал Кату-Ярык, Каменные грибы, водопад Куркуре
Записываю этот день в копилку тех, которые называют лучшими в жизни, и пишу этот текст.
Выезд назначен на 8:00, в машине нас пятеро — мы двое, водитель и мама с дочкой — они из республики, но здесь еще никогда не бывали. Просто привет всем жителям Прибайкалья, понятия не имеющим, как выглядит бухта Песчаная, Баргузин или Северобайкальск, ведь многие достопримечательности финансово недоступны жителям региона, все функционирует на 80% ради приезжих туристов.
Примерно половину пути до перевала асфальт на дороге есть, а вот дальше начинается безумное сафари по грунтовке, поэтому мы, задней мыслью всё еще думавшие, что, может, надо было и сюда ехать на своей машине, одумались, потому что застрять на такой дороге без связи было бы крайне грустно и дорого. Не рискуйте, пожалейте свое авто и доверьтесь местным. Говорят, скоро дорогу сделают до самого перевала, и тогда будет просто замечательно.
Перевал. Это что-то исключительно на прекрасном. Высокие стены образуют каньон, по которому глубоко внизу несется еще одна бешеная Алтайская красавица-река — Чулышман. Стоишь на обрыве и смотришь, как с противоположной скалы в пропасть срывается водопад, как на уровне твоего взгляда кружат орлы, раскинув полуметровые крылья, как карабкаются вверх и ползут вниз машинки по жутковатому, но красивому, зигзагообразному перевалу. Перевал сам по себе — стресс для любого водителя (опять же, если вы не местный), дорога местами вмещает в ширину только одну машину: с одной стороны отвесная стена, с другой такой же отвесный обрыв, а еще на поворотах и на широких местах подъемов и спусков тут и там встречаются заглохшие авто. Наш водитель даже пару раз вылезал и помогал, всем повторяя один и тот же совет: «максимум вторая передача, обороты низкие, скорость 20 км/ч или меньше».
Вид с вершины перевала Кату-Ярык
А это затерянное в лесах и горах озеро Уч-Кёль
Спускаемся с перевала и попадаем в зеленый мир каньона реки Чулышман. Сворачиваем на тракт, и снова гонка по бездорожью до места слияния Чулышмана и Чульчи. Здесь стоит турбаза, сотрудники которой перевозят через реку всех желающих за отдельную плату. На том берегу вы сами по себе, водители остаются по эту сторону и говорят, куда там примерно дальше шагать. Оттуда вдоль Чульчи начинается путь к заветному Учару, но нам нужно в другую сторону. Начинаем карабкаться к следующей природной достопримечательности.
Путь вверх по урочищу Аккурум займет в одну сторону минут 40, после чего перед вами вырастет стеной целый лес Каменных грибов. Бесчисленное количество обалденных кадров и ярких эмоций обеспечено. Такое нельзя упускать, грибы постепенно разрушаются, а вот новые, к сожалению, не образуются. Говорят, они простоят еще 30-50 лет, поэтому надо успевать увидеть это нерукотворное чудо!
Знакомьтесь, каменные грибы. Автор проекта и главный архитектор — природа.
Долина реки Чулышман и каменные грибы
Выбираемся из грибного леса, переправляемся через реку к нашему водителю и мчимся обратно. Если у вас возник вопрос, как вызвать лодку, если и водитель лодки, и ваш гид на противоположном берегу, то на вашей стороне на ветке какого-нибудь деревца будет висеть рация, по ней-то и нужно вызвать свое речное такси. Кстати, если вы планируете кольцевой маршрут, то разворачиваться не нужно, ведь именно этот Чулышманский тракт выведет вас к южному берегу Телецкого озера, где можно загнать авто на паром, переплыть озеро и оказаться совсем недалеко от Горно-Алтайска, столицы региона.
Под перевалом еще раз сворачиваем на другую дорогу, спешиваемся, переправляемся на лодке снова через Чулышман и идем 2 км к водопаду Куркуре. Тропа — просто песня, ровная, как будто в городе. Отсюда минус — место очень доступно всем и каждому, поэтому здесь толпы людей, но сам водопад прекрасен. Тропа заканчивается поворотом в маленькое ущелье, где с бешеным рокотом сверху падает сам Куркуре. Такой высокий водопад так близко я наблюдала впервые. В ущелье висит нежная, тонкая водяная дымка, когда заглядывает солнце — радуга, она здесь частый гость. Любовались водопадом, фотографировались, при попытке сделать фото мой попутчик поскользнулся на камнях и поехал вниз по земле, как итог — больно ушибленное плечо и одежда, испачканная в земле. Так что будьте аккуратны в погоне за кадрами, там все же скользко.
Вот и сам водопад Куркуре
Перед перевалом Кату-Ярык тоже невозможная красота
Возвращаемся к авто, грузимся и выдвигаемся обратно, по пути еще пара остановок — на смотровой площадке и возле озера Кеделю. Около 8 вечера мы счастливые, но дико уставшие вылезаем из авто возле нашей гостиницы и довольные идем спать, ведь завтра нас ждут новые впечатления и новые места, но этот день, конечно, забыть будет невозможно!
Алтай, день 2
Гейзеровое озеро, тот самый Кош-Агач, Курайская степь, Алтайский Марс (и Луна!)
Новый день, новые планы! Подъем, завтрак и в путь. Сегодня по плану несколько не менее захватывающих локаций.
Первая остановка — Гейзеровое озеро. Да, то озеро, со всех этих фотографий в соцсетях. То, которому ну правда не нужны никакие фильтры, ведь оно и так ярко-бирюзовое. Жемчужина среди лесов и гор. Гейзеры, бьющие со дна, постоянно перемешивают голубую глину, но не баламутят ее, поэтому на поверхности его гладь остается спокойной, а там на глубине двух-трех метров своя жизнь. Озеро живет, узоры на дне меняются каждую секунду и как будто гипнотизируют смотрящего. Оно из тех достопримечательностей, которые находятся очень близко к тракту, полностью обустроено по кругу экотропой, чтобы не подвергать излишней нагрузке почву. Отсюда и минус и плюс — доступность. Сфотографировать его так, чтобы в нем никто не отражался, крайне сложно. Как вариант, надо приезжать пораньше утром, а мы пришли в районе часа дня. В шаговой доступности кафе, туалеты, сувенирная лавка.
Гейзеровое озеро. Такое оно на самом деле и без всяких фильтров
Наша следующая цель — поселок Кош-Агач, почти что край цивилизации на Чуйском тракте, который здесь снова кардинально меняет внешность. Теперь вы в пустыне, а местность называется Курайская степь. Очень красивая: сколько оттенков, маленькие горы вдалеке, и через все это лежит идеальная дорога, прямо как в каком-нибудь голливудском фильме. Но, конечно, главные ценители этого места — орлы и парашютисты, и тех, и других в небе полно. Не поворачивайте в обратную сторону, пока не увидите Курайскую степь, обещаете? Оно того стоит!
Кош-Агач! Ура, мы в конечной точке Чуйского тракта (для нас, а вообще погранпереход у них в поселке Ташанта, это еще чуть дальше). В любом случае мы в 50 км от границы с Монголией, цель наполовину достигнута, мы проехали Чуйский тракт в одном направлении. Кстати, если вы из Иркутской области или Бурятии, то здесь вновь можно закольцевать маршрут: въезжаете в Монголию, мчитесь мимо Западного, а затем и Восточного Саяна, машете из окна рукой вечно белому гольцу Мунку-Сардык и влетаете в Россию через погранпереход в селе Монды.
Итак, что же такого в этом вашем Кош-Агаче? Да в общем-то ничего, это обычный поселок, почти не туристический, правда, немного похож на марсианское человеческое поселение, но зато с заправкой «Лукойл», одной на несколько сотен километров. Мы очень боялись проблем с топливом, поэтому охотились за проверенными поставщиками, а вообще АЗС по дороге полно, мы просто таких фирм не знали.
Кош-Агач и наша ласточка!
Курайская степь
Разворачиваемся, делаем фото на память и мчимся к следующей локации, сегодня день сплошных трендов, ведь мы едем на Алтайский Марс! Красноватые, невысокие горы потихоньку приближаются, и вот мы уже на старте маршрута. А вот здесь мы сглупили и решили попробовать проехать на своем авто. И вновь просто человеческий совет — доверьтесь местным. Хорошо, что УАЗики стояли не только на въезде на тропу, но и чуть дальше (видимо, как раз в расчете на таких же как мы, чтобы одумались). Дорога просто ужасна, выживут только рамные внедорожники 4WD и неубиваемые УАЗики. Удовольствие проезда на этом звере прерий составит примерно 4500-5500 руб. с машины. Нам не слишком повезло, больше к нам никто присоединяться не желал, поэтому были только мы и водитель.
А еще есть вариации, например Марс 1 + Марс 2 + Марс 3 + Луна. О существовании какого-то еще Марса и тем более Луны я узнала только оказавшись там. Водители конечно же говорят, что все невозможно красивое и уникальное, но если у вас нет желания платить больше или тратить больше времени — смело выбирайте только локацию Марс-1, она самая красивая, там можно походить, сделать классные кадры и уложиться в общем в пару часов. Но мы решили, раз уж забрались в такую даль, то обязаны увидеть все. Поэтому сначала мы оказались на Луне — это дно древнего моря, поэтому там все известково-песчаное. Белесые, безжизненные пейзажи, но за счет игры светотени смотрится красиво. Проезд к Марсу-2 был закрыт из-за разлива реки, поэтому мы направились к Марсу-3. К нему не подойти близко, можно только смотреть с расстояния на красивые полосатые горы. Самый бешенный восторг, как и ожидалось, вызвал Марс-1. Благодаря тому, что ты можешь бродить в складках рельефа, создается реальное ощущение другой планеты. Фактура местности, ее цвета, то, как все это подсвечивается солнцем, создает нужное впечатление.
Лайфхак: в эту локацию лучше приезжать в солнечный день в первой его половине, тогда свет будет падать прямо на все эти расщелины и возвышенности, и вы увидите максимально классную картинку. У меня на фото солнце уже вечернее, но все же это было невероятно красиво.
Алтайский Марс
А это алтайская Луна
Время около 6 вечера, мы выбираемся из консервной банки УАЗика и радостные идем в свою машинку. Сегодня нам по плану предстоит вечерний марш-бросок до отеля, который стоит прямо на тракте, недалеко от села Барлак. Навигатор показывает беспощадные 6 часов пути. Что ж, зато мы увидим Чуйский тракт в свете полыхающего заката. Это все того стоило, наша экскурсия затянулась, и мы поехали слишком поздно, но когда бы в другой раз мы увидели все красоты Алтая в таких оттенках? Последние лучи солнца мы захватили на смотровой площадке перевала Чике-Таман и уже более спокойные поехали дальше. Время прибытия в пути скорректировалось, и уже в 23.15 мы заселились в наш очередной отель и с радостью уснули крепким сном очень впечатленных людей.
Чуйский тракт в свете горящего заката
Чуйский тракт и река Чуя на закате
Телецкое озеро
Начать нашу поездку мы планировали с Телецкого озера — самого крупного на Алтае, но потом решили лучше заехать туда на обратном пути. И вот это было не совсем верное решение. В этом разделе увы будет много недовольства и разочарования.
До озера мы добрались примерно к 6 часам вечера следующего дня. Что было по дороге: заехали в Горно-Алтайск, он оказался совсем маленьким городком и ничем не впечатлил, рукотворная архитектура — это не Алтайский козырь, тут сила в другом. В лесной зоне встретили подозрительно контактную лису (выглядела здоровой и довольной жизнью), скормили ей пачку мини-колбасок. Дорога от Горно-Алтайска до Телецкого асфальтированная, но крайне плохая на момент августа 2023 г. просто ужас.
Лиса трескает мини-сосиски
Поселились в поселке Иогач на берегу озера, в гостинице с просторным номером. Когда я готовила поездку, увидела, что по озеру можно прокатится на теплоходе «Пионер Алтая», который завозит вас в самые красивые места, а по пути вы будете слушать рассказ о флоре и фауне, причем голосом не кого-нибудь, а самого Николая Николаевича Дроздова. На сайте теплохода в тот вечер сделали хорошую скидку на билеты, чем я радостно и воспользовалась. Экскурсия должна была занять половину дня. И, подойдя к назначенному времени к месту посадки, мы узнаем, что теплоход сломался, деньги нам вернут, но в ближайшие несколько дней экскурсии не состоятся. Такое, конечно, случиться может с каждым, но, думаю, здесь можно поставить себя на наше место и понять, насколько сильно это испортило впечатление. Продавцы билетов посоветовали обратиться к водителю частного катера: он завезет в самые красивые места, а времени уйдет меньше. Все так, но экскурсия на «Пионере Алтая» обошлась бы нам на двоих в 3200 руб., а экскурсия на катере обошлась вдвое дороже.
Катер был максимально видавшим виды и протекал, трясло в нем беспощадно, а из-за запотевания тента не было видно ничего: погода тоже решила, что на Телецком мы лишние, потому что разразилась гроза и заморосил дождь. Если вы отправляетесь в поездку по примечательным местам Телецкого, приготовьтесь платить на каждом берегу у каждого водопада, без этого достопримечательностей не увидеть. Везде есть мостки, урны, странные кафешки и сувенирные лавки как раз с теми видами ширпотребных сувениров, которых я стараюсь избегать. Проблема также и в том, что места красивые, но когда ты уже видел водопад Куркуре, перевалы, бешеные пороги бирюзовых рек, все, что ты видишь на Телецком не впечатляет совсем.
Второе большое разочарование — в озере никто не купается. Есть две причины: оно холодное, и есть легенда о том, что это озеро мертвых. Допустим, вторую причину даже в расчет не берем, но первая меня поразила. Напомню, я человек с Байкала, в котором вода похолоднее, чем в Телецком, но купаются в нем везде и всюду от мала до велика. В Байкале купаются даже осенью, даже между льдин весной, моржи, например. А здесь ничего, ни одного шезлонга, никто даже просто по колено не заходит в воду.
Озеро Телецкое и хребет «Корбу»
Водопад «Корбу» — самый впечатляющий из всех водопадов вокруг озера
Теперь о том, что понравилось и чем там еще заняться:
- Подняться по канатной дороге на самый верх горнолыжки и выпить там кофе в хорошем находящемся на высоте ресторанчике. Зимой сюда приезжают кататься на горных лыжах: трасс не много, зато она выше «Горы Соболиной» метров на 150;
- Купить классных подарков в магазинчике «Телецкий мед»;
- Просто посидеть на берегу в утренней/вечерней тиши и полюбоваться гладью озера;
- Сходить в подогреваемый бассейн одной из баз отдыха, вода туда поступает из озера, но подогревается, и в ней купаются. Не проверяла, можно ли тем, кто не живет в этих отелях, купить посещение.
Таким образом, с этого озера либо действительно нужно начинать путешествие по Республике Алтай, и тогда все виды будут по нарастающей восхищать вас все больше, либо отказаться от его посещения совсем.
Новокузнецк и Красноярск
Проведя на озере двое отведенных на это суток, мы собрались в обратную сторону, домой. На этот раз решили заночевать в Новокузнецке, а не в Кемерово. Вбили точку в навигаторе и полностью уверенные в себе помчались в путь. Но навигатор показал не самый хороший с точки зрения наличия асфальта путь, а самый короткий. Мы углубились по маршруту минут на 40 прежде, чем началась гравийка, которая, как мы думали, вот-вот закончится. В общем, по этой самой гравийке мы ехали от Турочака до Таштагола 2,5 часа. Дорога эта соединяет Республику Алтай с Кемеровской областью напрямую, минуя Алтайский край и, наверное, скоро она будет нормально заасфальтирована, но пока что это то еще испытание. Зато именно на этой дороге находится знаменитый горнолыжный курорт «Шерегеш». Вот вам и история, как побывать летом в месте, куда вообще-то все нормальные люди приезжают зимой. Мы попробовали даже поискать работающий подъемник, но информация на сайтах разнилась и мы, проверив 2 штуки, решили, что, видимо не сегодня, и поехали дальше.
Добравшись до Новокузнецка, мы первым делом занялись отмыванием всех вещей, поверхностей в машине от слоя пыли, а затем мыли и саму машину, такой пыльной я ее еще не видела никогда. Новокузнецк стоило изучить подробней, я даже планировала посетить Кузнецкую крепость, но усталость от дороги взяла верх.
Мы снова на Кузбассе
По пути на Алтай мы осознали, что слишком многое еще не увидели в гастростолице Сибири и решили на обратном пути снова задержаться на денек.
Еще мы доехали до Дивногорска и посмотрели на Красноярскую ГЭС. После посещения было интересно прочесть историю ГЭС и в особенности одного гигантского сооружения на ее территории — судоподъемника. Посмотрите видео, как эта штука работает, это очень впечатляет!
Лайфхак: по карте вообще не понятно, где там именно находится верхняя смотровая площадка, но она максимально высоко, чуть выше уровня верхнего бьефа, есть еще одна на нижнем бьефе, но там стоит забор и портит впечатление, а поднявшись на самый верх и пройдя всю площадку вдоль того же забора, вы увидите тропинку среди деревьев. Пять шагов вниз по склону, и вот она, площадка, не перегороженная забором.
Красноярская ГЭС с той самой правильной смотровой площадки
Судоподъемник Красноярской ГЭС
Еще прокатились на родельбане в фанпарке «Бобровый лог». Очень необычно, такие управляемые американские гонки! Объездили на самокатах весь остров Татышев. Какой же он классный, столько разнообразных зон отдыха! Завершили день и активную часть путешествия в ресторане современной сибирской кухни.
На утро мы выехали в долгую дорогу до Иркутска, завершая, таким образом, наше путешествие.
Красноярск снова приветствует нас!
Место, где было так красиво, так вкусно! Просто маст си всем!
Что по деньгам?
Еще в начале пути я задалась целью досконально посчитать весь бюджет и статьи расходов путешествия. Первоначально планировалось потратить 100 тыс. руб. на двоих. Что сказать, мы не уместились в эту сумму, но ни о чем не жалеем.
Итак, детально:
Бензин — 21 тыс. руб.
Еда (перекусы в дороге, кафе и рестораны) — чуть больше 40 тыс. руб.
Развлечения и активности (экскурсии, проходы и проезды к достопримечательностям, платные парковки, самокаты) — 33 тыс. руб.
Сувениры — 10 тыс. руб.
Жилье — почти 50 тыс. руб.
Мелкие траты (моторное масло, медикаменты, такси в городах и всякое, не поддающееся группировке) — около 3 тыс. руб.
Можно ли было дешевле? Да! Просто у нас не было цели жесточайшей экономии, была цель отдохнуть и по возможности с комфортом.
Можно было сэкономить на еде — просто не посещать дорогие и крутые рестораны, но какой же это был кайф, это прямо-таки отдельная статья впечатлений из путешествия! Также можно было сэкономить на жилье, например, иногда ставить палатку — на Алтае вообще дело распространенное, или выбирать совсем простенькие отели и хостелы. На экскурсиях и развлечениях можно, но не очень много. Правда, здесь, зная все подводные камни заранее, я бы без сожаления сэкономила. Статья сувениров вообще может быть сведена к минимуму. Сильно не сэкономишь, пожалуй, только на бензине, перед поездкой мы посчитали примерный расход топлива и сумму — оказалось, даже выиграли у своего же расчета 2 тыс., так как насчитали чуть больше 23 тыс. руб.
В мой расчет не входит пред- и послепоездочное обслуживание машины. Но, я думаю, все автовладельцы понимают, что, в зависимости от новизны, пробега и др. моментов на это может уйти немало.
Завершение
На дворе октябрь, я пишу статью и до сих пор ловлю эйфорию от воспоминаний об этом путешествии! Эта поездка меня полностью перезагрузила, она была достаточно продолжительной (18 дней) и на всем своем протяжении очень насыщенной событиями и яркими впечатлениями. Автопутешествие — это то, что хотя бы раз в жизни нужно совершить жителю нашей большой страны.
Интересности начинаются уже прямо в дороге — города и деревни, которые вы проезжаете, и о судьбе которых до этого особо не задумывались (нам вот как-то не доводилось много интересоваться Кузбассом, но сколько же всего я перечитала после того, как мы проезжали места, где из окна авто видно верхушки шахт и карьеры, где добывают руду), даже интересные грузы, которые перевозят на фурах — чего там только нет, и назначение многих штуковин остается загадкой.
Грузы загадочного назначения
В общем, самолет — это быстро, и удобно, поезд — это медленно и романтично, авто — это что-то среднее по скорости, но эмоционально, комфортно и незабываемо. А еще это тот вид транспорта, где вы — хозяин ситуации и вольны в любой момент сделать остановку или даже поворот не туда, если вам так хочется.