Ожившая история

Старые здания в новой идее: лучшие проекты реконструкции

Ожившая история
5 минут
 

Практика открывать музеи в старых постройках не нова — достаточно вспомнить парижский Орсе в здании вокзала и лондонскую Tate Modern в экс-электростанции. Но в последнее десятилетие перестройка опустевших сооружений в культурные институции набрала невиданный размах. Рассказываем о самых эффектных проектах.

Содержание

  1. Музей современного искусства Zeitz MOCAA
  2. Дом культуры «ГЭС-2»
  3. Музей русского импрессионизма
  4. Центр конструктивизма «Зотов»
  5. Галерея Gilbert & George
  6. Датский музей беженцев Flugt
  7. Выставочный центр и концертный зал «Пакгаузы»
  8. Культурный центр Tank Shanghai
  9. Музей горной геологии
  10. Здание FRAC
  11. Галерея Chi She
  12. Еврейский музей и центр толерантности
Марина Юшкевич,
историк архитектуры и автор ТГ-канала ReUseArch

Музей современного искусства Zeitz MOCAA

Кейптаун, ЮАР
Постройка: 1921—1924
Реконструкция: 2017

В 2017 году в Кейптауне открылся первый в Африке музей современного искусства. Событие само по себе примечательное, но особый фурор произвело здание музея: с огромным бывшим зернохранилищем произошла завораживающая метаморфоза. Возведенное в 1924 году, оно долгое время было самой высокой постройкой всей Африки южнее Сахары и играло важную роль в международной торговле и экономике ЮАР вплоть до закрытия в 2001 году. Всё это оказалось серьезным аргументом, чтобы постараться вдохнуть в него новую жизнь. За реконструкцию взялся британский архитектор Томас Хизервик.

Музей собирает, исследует и выставляет современное африканское искусство XXI века. Девять этажей и более 100 галерей занимают постоянные экспозиции и временные выставки. Некоторые из них находятся в подземных туннелях и на крыше. Источник: соцсети музея

Зернохранилище состояло из элеватора и 42 узких цилиндров-силосов — и такая форма постройки неожиданно стала источником вдохновения. Хизервик прорезал цилиндры залами плавных очертаний, а сверху перекрыл их стеклянной крышей. Теперь от потоков льющегося с большой высоты света, сложных форм и ячеистых сводов захватывает дух. Внутренние пространства не уступают величием средневековым соборам, и их можно считать произведением искусства, ради которого стоит отправиться в Кейптаун. Тем более что в верхней части здания открыли отель The Silo с гранеными окнами.

Дом культуры «ГЭС-2»

Москва, Россия
Постройка: 1904—1907
Реконструкция: 2021

Сложно представить, что это легкое, ажурное, пронизанное светом здание еще недавно стояло заброшенным. Раньше здесь была электростанция, которую построили в начале XX века, чтобы питать электричеством Кремль и трамваи, ходившие в те времена по Балчугу.

Внутри находятся галереи, учебный центр, библиотека, столовая, кафе, ресторан, корпус для художественных резиденций «Своды» и актовый зал-трансформер — он же одновременно кинозал на 360 посадочных мест со стеклянной стеной и видом на березовую рощу. Источник: сайт проекта. Фото Глеба Леонова

Проектом перестройки занимался маститый итальянский архитектор Ренцо Пьяно. Вместо тяжелой металлической кровли он установил прозрачную, сделал всё внутреннее пространство белоснежным, а старые серые трубы, в прошлом дымившие копотью, заменил ярко-синими — они закачивают воздух с улицы и очищают его с помощью фильтров, то есть работают ровно наоборот.

С одной стороны Дома культуры появилась красивая набережная Спуск, с другой — березовая роща, над которой многие иронизировали на стадии проекта. Сегодня же ее любят, кажется, все без исключения.

Музей русского импрессионизма

Москва, Россия
Постройка: 1960-е
Реконструкция: 2016

На территории кондитерской фабрики «Большевик» когда-то делали конфеты, пастилу и выпекали печенье «Юбилейное». Теперь в красивых краснокирпичных корпусах расположились офисы и апартаменты, а круглое здание для хранения муки и сахара превратилось в небольшой, но очень обаятельный Музей русского импрессионизма.

В собрании музея представлены произведения отечественных художников конца XIX — первой трети XX века. Среди них есть работы знаковых русских мастеров — Валентина Серова, Василия Поленова, Константина Коровина. Источник: соцсети музея

Британское бюро John McAslan + Partnersу местило там три выставочных зала общей площадью 1 000 кв. м, а на цокольном этаже — просторную экспозиционную зону и учебную студию с книжным магазином. Поверх цилиндра музея расположен «кирпичик» с дополнительным залом, выходами на летние террасы (они прямо на крыше) и кафе с панорамным окном. Снаружи здание «обернули» серебристым перфорированным металлом — получилось футуристично и элегантно.

Центр конструктивизма «Зотов»

Москва, Россия
Постройка: 1931
Реконструкция: 2022

Центр расположен в бывшем здании хлебозавода № 5 — тот славился кольцевой конвейерной системой выпечки, которую изобрел инженер Георгий Марсаков. Процесс выпекания хлеба был автоматизирован: продукция двигалась по круглому конвейеру сверху вниз — от этапа брожения теста на четвертом этаже к печам на втором и хранилищу на первом. Эпоха конструктивизма предписывала форме следовать за содержанием, благодаря чему «марсаковские» хлебозаводы приобрели узнаваемую и харизматичную круглую форму. В 1930-х было построено пять таких заводов в Москве и два — в Ленинграде.

Центр посвящен исследованию теории и практики конструктивизма. Здесь проводят лекции по архитектуре, кино, дизайну, моде и искусству, устраивают кинопоказы и мастер-классы. Источник: соцсети центра

В культурный центр здание превратило бюро «СПИЧ» Сергея Чобана. Архитекторы с максимальным вниманием и бережностью отнеслись к историческим наслоениям старого здания и дополнили его суперсовременными системами климат-контроля, вентиляции и освещения. Этажи, ставшие выставочными залами, сохранили свою «фирменную» круглую форму, а витрины книжного магазина в виде тележек для хлеба служат еще одним приятным напоминанием о прошлом этого места.

Галерея Gilbert & George

Лондон, Великобритания
Постройка: начало XIX века
Реконструкция: 2023

Галерея известного дуэта художников-авангардистов Gilbert & George открылась в перестроенном специально для этих целей здании пивоварни XIX века. Реконструкцией занималось бюро SIRS architects и один из его партнеров — Мануэль Исара. Будучи племянником Гилберта, он точно знал, что нужно пожилым маэстро.

Внутри бывшей пивоварни — три выставочных зала, исследовательский центр и кинозал, посвященными искусству дуэта, которое они создают уже более 50 лет. Источник: соцсети галереи

Например, к культовому приветствию Гилберта и Джорджа «Любовь всегда и во всем!» отсылает ромбовидный узор на кладке: в английском XOXO означает что-то вроде «целую-обнимаю». В создании музея принимали участие и сами художники — в частности, они спроектировали максимально эффектные, почти барочные зеленые ворота. Так что пройти мимо, не обратив внимание на здание, точно не получится.

Датский музей беженцев Flugt

Оксбёль, Дания
Постройка: 1945
Реконструкция: 2022

В годы Второй мировой лагерь для беженцев в Оксебёле одновременно мог принять до 35 000 человек, он был пятым по величине поселением страны. В двух сохранившихся от лагеря больничных корпусах недавно открылся музей. Проектировал его один из главных датских архитекторов современности Бьярке Ингельса — глава бюро BIG.

Выставка в северном крыле посвящена беженцам, которых когда-либо принимала Дания — из Вьетнама, Венгрии, Афганистана, Сирии и Украины. Здесь много интерактивных элементов и предметов, рассказывающих личные истории. В южном крыле представлена история самого лагеря, в одной из комнат работает кинотеатр. Источник: соцсети музея

Два этих кирпичных корпуса Бьярке соединил «петлей» из кортеновой стали: снаружи глухая и закрытая, внутри она распахивается застекленной стеной, за которой разбит крошечный садик. Он имитирует местные болотистые торфяные пустоши — это дает ключ к пониманию того, в каких условиях и в каком окружении появился этот «город» для тех, кто вынужденно покинул свои дома.

Выставочный центр и концертный зал «Пакгаузы»

Нижний Новгород, Россия
Постройка: 1882
Реконструкция: 2022

Во время подготовки к чемпионату мира по футболу 2018 года на нижегородской Стрелке начали разбирать старые портовые пакгаузы и внутри обшарпанных кирпичных стен обнаружили красивые ажурные металлоконструкции. Они оказались частью главного выставочного павильона Всероссийской выставки 1896 года. А его, в свою очередь, сделали из конструкций Всероссийской промышленно-художественной выставки 1882 года в Москве.

Концертный пакгауз — зал с профессиональной акустикой, где проводят симфонические и камерные концерты, спектакли, постановки с оперным пением и живыми инструментальными выступлениями. Второе пространство предназначено для выставок, показов и шоу. Источник: сайт центра

Сергей Чобан (бюро «СПИЧ») нашел талантливое решение, благодаря которому удалось оставить «стальные кружева» на виду и получить при этом функциональные пространства. Он предложил встроить внутрь старинных конструкций новые объемы концертного и выставочного залов и сделать их практически невидимыми с помощью зеркальной поверхности из полированной стали. Получилось эффектно: здание отражает все восходы и закаты и стало, наверно, самым зрелищным аттракционом обновляемой Стрелки.

Культурный центр Tank Shanghai

Шанхай, Китай
Постройка: 1940-е
Реконструкция: 2019

В прошлом на этом месте был старейший аэропорт Шанхая, а огромные круглые цистерны предназначались для хранения топлива. Заручившись поддержкой властей, местный предприниматель и коллекционер решил на собственные средства превратить заброшенное здание в культурный центр.

Первый резервуар превратили в двухъярусную концертную площадку с баром. Во втором — ресторан с открытым двором-террасой в центре. Третий — зал для больших скульптур и инсталляций. Четвертый вместил галерейные залы, а пятый прорезан вытянутым прямоугольником, с торцов образующим две сцены. Источник: соцсети культурного центра

Пять бывших резервуаров соединены между собой тоннелями, и каждый выполняет теперь отдельную функцию. По проекту пекинской компании Open Architecture их переоборудовали под выставочные пространства, концертный зал, ресторан и галерею. Большое внимание уделили и озеленению пространства: в парковой части комплекса высадили «городской лес», чтобы вернуть природу на индустриальную в прошлом территорию. И здесь также планируют проводить выставки.

Музей горной геологии

Пугун, провинция Хэнань, Китай
Постройка: вторая половина XX века
Реконструкция: 2021

Долгое время в недрах горы Пугун были известняковые рудники с огромными печами для обжига, но в начале 2000-х их закрыли. И затем здесь открыли музей, посвященный геологии, истории местных гор и добыче извести. Студия Ли Баофена соединила старую архитектуру рудника с новым, подчеркнуто современным, который напоминает по силуэту окрестные вершины. А внушительные краснокирпичные печи стали одновременно и частью архитектуры здания, и одним из главных его экспонатов.

Крышу превратили в смотровую площадку, а золоотвод одной из старых печей стал главной галереей нового музея. Источник: соцсети архитектурного бюро

Здание FRAC

Дюнкерк, Франция
Постройка: 1949
Реконструкция: 2013

FRAC — французский региональный фонд современного искусства с парой десятков филиалов по всей стране. Подразделение в Дюнкерке занимает исторический эллинг в 35 м высотой, который местные жители иронично называют собором. Архитекторы из агентства Lacaton & Vassal решили сохранить конструкцию эллинга — не разделять его на этажи и кабинеты. Все необходимые пространства (запасники, офисы сотрудников и образовательный центр) разместили в пристроенном вплотную здании-близнеце таких же размеров. Оно облицовано поликарбонатом, благодаря чему днем залы наполняются светом, а вечером новый корпус становится похож на огромный фонарь.

Здание музея FRAC в Дюнкерке — бывший кораблестроительный ангар, построенный после Второй мировой войны в 1949 году, когда Франция только начала восстанавливать сферу судостроения. Источник: соцсети архитектурного бюро

Галерея Chi She

Шанхай, Китай
Постройка: XX век
Реконструкция: 2016

Бывший складской комплекс в районе Западного Бунда отлично подходил под выставочное пространство. Поэтому Archi-Union Architects просто обновили интерьер: белые стены и старые балки так называемой шедовой, или пилообразной, кровли — удачное окружение для современного искусства. А вот оставить фасад в прежнем виде было бы слишком скучно, и архитекторы решили изменить его с помощью потертого исторического кирпича, оставшегося от разбора других корпусов комплекса. Сложную форму, которая изгибается волной и сверху становится полупрозрачно-ажурной, спроектировали с помощью компьютерных программ, а кладку доверили роботам — в итоге у стены совершенно органическая пластика.

Добиться такой точности в формах при традиционных способах кладки кирпича было невозможно. На помощь пришли новые технологии — роботы с задачей справились отлично. Источник: соцсети платформы ArchDaily

Еврейский музей и центр толерантности

Москва, Россия
Постройка: 1927
Реконструкция: 2012

Бахметьевский гараж был построен для первых московских автобусов, которые закупали тогда в Англии. Авторами стали два новатора русского авангарда: Константин Мельников и Владимир Шухов. Первый придумал необычный трапециевидный план, который позволил автобусам разъезжаться внутри постройки (тогда они еще не умели ездить задним ходом). Второй разработал уникальную систему перекрытий — на площади 8 500 кв. м использовано всего 18 тонких опор.

Самый высокотехнологичный музей России включает историческую экспозицию, временные выставки, центр авангарда, пространство для проведения публичных лекций, дискуссий и конференций, 4D-кинотеатр, центр толерантности и детский центр. Источник: соцсети музея

Восстановлением здания занималось архитектурное бюро Алексея Воронцова. Сегодня в просторном здании расположен музей с интерактивной экспозицией, 4D-кинотеатром и очень хорошими временными выставками.

Статья была опубликована в бортовом журнале S7 Airlines.

 
1

Поделитесь
вдохновением

с друзьями в мессенджерах и социальных сетях

Еще по теме

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
© 2024. S7 Airlines Все пpава защищены