Пустое купе, чай и задумчивый лес за окном. Каждое лето я выбираюсь на Русский Север: традиция зародилась года четыре назад, и теперь ни за что не брошу. Рефреном очередного путешествия стала композиция «Люди» молодой и безумно талантливой группы Конус Маха — я называю их новым «Аукцыоном». Подобно лирическому герою, я бродила среди пустых часовен, рассматривала архивные снимки поморов и ловила прошлое за хвост с дедом Василием. Включайте же песню и погружайтесь в путевые заметки из Кенозерья.
Эту статью разместила в Сообществе наша читательница. Мы сохранили в ней авторский стиль. Становитесь и вы автором Gate 7: пишите статьи и получайте мили от других пользователей.
Лодки-лекшмозерки в лесной чаще как метафора особого хода времени
Стоит ли упоминать, как часто Русский Север мелькает в современной культуре? Упоительно красивый фестиваль «Фолк-кемп», события агентства «Исток», иммерсивная онлайн-сказка «Север. Возвращение» и проект «Дивование» Каргопольского музея? Это лишь мои находки за последнее время, наверняка что-то упустила. В общем, все эти работы так и шепчут: «Хватит смотреть и плакать от красоты, просто отправляйся туда, просто почувствуй». Я не могла сопротивляться и не хотела.
На пути в деревню Морщихинскую (туристический центр Кенозерского парка) обязательно остановитесь в Каргополе, прогуляйтесь по его улицам и загляните в музей
Где же я побывала?
Кенозерский национальный парк, Каргопольский сектор — Архангельская область, Русский Север.
Планировать этот отпуск, правда, времени не было. Я решила отказаться от гордого «Все делаю сама» и в этот раз взять готовый тур. И вы сейчас упадете: на сайте Кенозерского национального парка (который, кстати, красивый и современный, информативный, понятный, а не версии «Интернет бронзового века», как это часто бывает у заповедных территорий) в разделе «Туры» можно найти путешествие за 19 тысяч рублей! За три ночи и четыре полноценных дня с жильем, трехразовым питанием из местных экологически чистых продуктов, экскурсионной программой и допуском в заповедник. А если бронировать напрямую через сайт, а не через агентов, еще и скидка 2 тысячи. Это не реклама, просто я такого не видела. Ну, или видела в 2010 году. И за такой подход дирекции парка огромное спасибо. Ведь когда случайный турист выбирает между очередным отдыхом в Абхазии или поездкой на неизведанный север, наверняка цена сыграет свою роль. Кстати, я поресерчила туры на агрегаторах в другие места, и цена везде начиналась от 50-60 тысяч рублей за это же время — так что тут дешевле буквально в 3 раза. Пользуйтесь, пока не подорожало.
Гостиница «Рыбацкая изба» на берегу Лекшмозера и местный житель
Лайфхак: сначала я хотела поехать вне тура, просто забукать жилье и погулять своим ходом. Но добираться от станции Няндома до заповедника — это еще 120 километров. Причем из вариантов либо общественный автобус раз в день (еще не факт, что он ходит по расписанию), либо такси за 5-6 тысяч рублей (повезет, если найдете попутчиков, людей в тех краях не много и все едут в разные стороны). Да еще и жилье забронировать нет возможности — я смотрела на сайте заповедника в эти же даты (июль), и все было занято до конца лета. И тут я смекнула: наверно, под свои туры они заранее бронируют места. Так и вышло! В рамках тура «Лекшмозерье — край озер» свободное место в избе из деревянного сруба нашлось, и это чудесно.
Оставалось доплатить за комфортный официальный трансфер от ж/д станции — 3550 рублей (туда-обратно). Опять же, в 4 раза дешевле обычного такси, которое стоит 6 тысяч в одну сторону.
Получается, без ж/д билетов мое готовое приключение на 4 дня стоило чуть больше 20 тысяч рублей. Такое я люблю.
Виды деревни Морщихинской
Мне нравятся снимки, которые получились. Экспозицию я сразу убавила, чтобы передать север визуально, каким его чувствую: тени густые, как у Тима Бертона, сосновые лапы тихо-тихо покачиваются, будто бы — раз! — и спрячут тебя навсегда в темном лесу. Такая атмосфера городскому жителю уж точно запомнится. Но Кенозерье — совсем не страшная сказка. Здесь все такое прозрачное, спокойное, чистое, настоящее. Ночью темно, а на рассвете — нежно-розово. И ты просто ходишь в этих божьих иллюстрациях и радуешься студеной воде, песку на ногах и простору.
Еще по теме
Бывали на Русском Севере? Поделитесь впечатлениями в комментариях!
Если взять лодку и отправиться на экскурсию по цепи озер, не заблудишься — художники создали атмосферные арт-объекты, которые подсказывают направление
Русский Север особенно примечателен тем, что до него не дошли монголо-татарское иго и крепостное право. Здесь в воздухе растворилось и до сих пор живо что-то исконное, не омраченное пропагандистскими лозунгами. Не возьмусь пересказать всю глубину культурно-исторического контекста этого края — просто потому, что гораздо лучше, чем я, с этим справляются местные жители, которые довольно часто сами проводят экскурсии для гостей заповедника в рамках того или иного тура. И это еще одна причина забронировать путешествие прямо на сайте Кенозерского национального парка — так вы сделаете свой небольшой, но очень важный финансовый вклад в развитие этого проекта и поддержите энтузиастов, которым действительно небезразлична судьба родных деревень.
Деда Василий рассказывает про лекшмозерки
Согласитесь, гораздо ценнее и приятнее прогуляться по экотропе с дедом Василием, послушать настоящие истории о его детстве и предках, о лодках-лекшмозерках, узнать лесные предания и секреты заготовки сена, чем получить сухую статью из Википедии от безразличного гида, который приехал на летние заработки. Нам повезло — один день мы как раз провели с Василием, а на другой — слушали о непростой судьбе Церкви святых апостолов Петра и Павла от чудесной бабы Зины. Только посмотрите на их добрые, мудрые и такие родные лица.
Еще по теме
Помимо прошлого, Морщихинская хороша своим тихим, исключительно летним бытованием. Если повезет и в местном клубе будет мероприятие — загляните обязательно. Нам посчастливилось увидеть постановку детского театрального кружка, посвященную легендам Кенозерья.
Постановка детского драматического кружка в сельском клубе
Кстати, в Кенозерье и волонтерить можно. И даже отправить на это благое дело своего подростка. В один из дней мы увидели крутейшую компанию ребят — с румяными щеками, довольные и уставшие, они отдыхали на обочине дороги, кажется, после борьбы с сорняками. Отчего-то я им так позавидовала!
Многое приходит за эти четыре дня — новое, светлое, важное. Будто, зажмурившись, прыгаешь в ледяную купель. Я теперь хочу и зимой поехать, и летом следующим — обязательно. Заготавливать травы, чай с медом пить, на облака смотреть и крепко-крепко спать, накрывшись стеганым покрывалом. Так что увидимся у костра!