Как сфотографировать осень без желтых листочков? Как отвлечься от привычных сюжетов и поймать тот самый момент? Ведь осень — это мягкий, глубокий свет. Больше ветра, больше влаги, ниже солнце, а значит — есть все шансы сделать поэтичные и по-настоящему кинематографичные кадры.
Осень — это желание успеть еще погулять, еще посидеть на теплой траве, а потом походить в любимом дождевике. То бывает приятной, то временами сложной: иногда что-то трансформируется или застаивается. Можно не перебивать это, можно прочувствовать, прожить, зафиксировать. В памяти, в словах, даже звуках. Кажется, самое простое — это сфотографировать? Вскидываешь айфон, наводишь на пейзаж, оп! Поймал, пошел дальше. Без лишних раздумий о композиции.
Фотография — это очень просто, если нужно задокументировать момент. И один из сложнейших языков, если хочешь рассказать точно и прямо. Мы же снимаем не ради степени желтизны листочков и вида новых сапог? Человеку не нужна фотография, человеку нужно впечатление.
Попробуйте вести дневник с помощью фотографии. Посмотрите на нее как на ловушку для своих впечатлений. Не спешите. Внимательно поглядите по сторонам. Увидели человека рядом? Или кресло… Нет, стол? Хочется что-то сказать? Или не говорить? Можно помолчать, можно послушать музыку, можно обсудить кота. Часто про кота говорите? Он же ночью, скотина, герань поломал… Вот и пусть человек говорит, а камера пусть тихо-тихо наблюдает, а палец пусть незаметно делает кадры — один, второй, двадцатый.
А потом, зимой, вы посмотрите на одну из этих фотографий, и… Какая хорошая осень была, теплая! Помнишь, мы в этот день были у моря и закат? Заката на фотографии нет, но впечатления есть! Пусть не для зрителя, а для вас. Это же ваш дневник.
Осень — это не просто время года. Это настроение природы со своими особенностями. Ниже несколько советов, которые можно использовать в фотографии, чтобы передать историю.
Силуэты. С деревьев падают листья, и появляются изящные стволы. Они эстетично смотрятся на фоне неба, стены, но не очень хорошо на фоне таких же деревьев. Найдите нужный ракурс, чтобы выделить то, что хочется. Прямо как в монологе: тут пауза, там ударение, а вот — место для главного персонажа.
Лужи. Попробуйте поискать в них отражения, пейзажи, деревья, людей. Не надо в первую лужу нырять, найдите ту, которая расскажет историю лучше других.
Свет. Правда ведь, осенью всё выглядит как-то иначе? Вечера другие, закаты… Сделайте так, чтобы в кадре появился отдельный кусочек подсвеченного пространства. Чтобы был передний план, дальний план, к которому уходит перспектива улицы, домов, тропинки, реки.
Еще по теме
Геометрия. Попробуйте создать в кадре игру линий и углов: пусть на мгновение зритель потеряется, а потом обнаружит себя в живой, динамичной фигуре, от которой сердце забьется быстрее.
Пейзаж. За окном, прямо за окном! Нужно сделать так, чтобы окно стало рамкой фотографии, и выкрутите экспозицию потемнее, не бойтесь. Чтобы всё по краям ушло в тень, а пейзаж за окном был как надо. А на окне цветы, на столе кружка с чаем… Горячий? Пар идет?
Сумерки. Часто фотографируете посиделки у костра? Костер! С ним тоже нужно посильнее затемнить экспозицию, чтобы на лицах был теплый свет, а вокруг почти ночь.
А летом так снимать нельзя было? Можно, конечно, но… Сейчас осень, и она прекрасна. Дышите. Разрешите себе неидеальность. И пробуйте, не переставая, эту игру — с молчаливой, чуткой, волшебной фотокамерой.