Заранее выбирать страну, город и маршрут. Перечитывать форумы, отзывы, «допрашивать» друзей. Считать бюджет и время. Но можно и по-другому. О настоящей свободе в путешествиях рассказывают Карина, Саша, Женя, Артем — ребята, которые нашли собственный способ дружить с миром.
Женя: У каждого из нас свои истории, связанные с дорогами. Я жил на Дальнем Востоке, Карина — в Крыму, Саша родился в Ашхабаде. До знакомства мы по-своему болели путешествиями, находили «фишки» и оригинальные способы ощущать и испытывать мир. Сейчас мы тоже можем разбежаться в разные стороны света, но когда собираемся в путь вместе, нас обязательно ждет особое приключение.
Карина: Однажды мы с родителями искали выход к крымскому каньону и заблудились. Мы шли по пересохшему руслу реки и в итоге вышли к пропасти, откуда открывался головокружительный вид — еще более потрясающий, чем тот, что мы хотели увидеть. Тогда я поняла — если сходить с привычных троп, ты перестаешь чувствовать себя объектом, движущимся из точки А в точку Б. Ты сам себе исследователь и первооткрыватель, сам себе компас и атлас. Ты открытый миру ребенок, который хочет все попробовать, потрогать, забраться куда-нибудь. При этом у тебя уже есть голова на плечах, водительские права и способность ориентироваться в незнакомых местах.
Саша: Знаете, если собрать все фотографии, где люди позируют на фоне популярных достопримечательностей, получится один снимок с общим смыслом: «вот я на фоне чего-то большого и важного». Ты настолько привык к этим картинкам из одних и тех же мест, но с разными людьми, что кажется, и сам там уже побывал. Я ни разу не путешествовал с туристическими группами, а горы, озера, океан не променяю на центральную площадь мегаполиса. Выбирая дорогу, по которой прошли или проехали единицы, ты расстаешься с масками, образами и встречаешься с самим собой.
Артем: Как мы собираемся в путешествие? Смотрим погоду, отмечаем несколько ориентиров и пакуем вещи. Все остальное происходит во время движения. Если нам где-то очень нравится, мы готовы изменить планы и потратить еще один день. Так бывает, если добираемся до моря и хочется задержаться на побережье подольше. Вообще, лучше полностью окунуться в атмосферу одного места, чем в спешке пытаться объять необъятное. Всегда есть выбор, и это круто, когда сам не знаешь, что произойдет через пять минут, через час или на следующий день.
Женя: Из последнего — мы собрались в Крым. Но остановились в поселке Мезмай — невероятное место с каньонами, водопадами, пещерами. Сюда редко добираются туристические группы. Познакомились с женщиной, хозяйкой скромных домиков для ночлега. Она призналась, что сразу видит — путешествует человек или ищет оправдание потраченным на путевку деньгам.
Однажды эта женщина водила группу по местным маршрутам: к рекам, водопадам, ущельям. Добрались до «полочки», отвесной скалы, с которой открывается панорамный вид. Один из туристов спросил: «Ну и когда будет красиво?». Тогда эта женщина на ходу придумала легенду о большом камне, что лежал рядом. Рассказала, что ему 1000 лет, и чего только этот булыжник за свою историю ни видел. В этот момент глаза у туриста загорелись, он достал «мыльницу» и начал снимать не вид с высоты птичьего полета, а обычный камень. Мораль проста — красота вокруг, стоит только перестать специально ее искать.
Саша: После Мезмая мы изменили планы — не поехали в Крым, а развернулись на 180 градусов. Я искал по карте дорогу и случайно нашел Чиркейскую ГЭС и водохранилище. Оказалось, это вторая по величине гидроэлектростанция в России. Решили, что нам необходимо увидеть все это своими глазами, и проложили новый маршрут — в Дагестан. Поехали через Минеральные Воды, где нас с Сашей и Артемом ждала Карина. Она только приехала из Будапешта, еще не знала о новой идее путешествия, но, как всегда, была готова к крутым приключениям.
Карина: Да, ребятам удалось меня удивить и слегка напугать. Машина была забита палатками, спальниками, но впервые мы не ночевали на природе. Дагестан встретил морозами минус 23. Когда добрались до поселка Дубки, было темно, холодно и непонятно. Заработал традиционный в Дагестане способ решения любых вопросов — звонок соседу, другу, родственнику. Мы приехали к закрытой гостинице и спросили первого прохожего, как бы попасть внутрь. Он достал телефон, позвонил, поговорил, и вот уже консьержка открывает огромное пустое четырехэтажное здание только ради нас. Оказывается, мы приехали в «несезон». Тем не менее, нам выделили комнату и обогреватели. Накормили и расспросили, каким ветром занесло в Дубки. В первый же вечер мое представление о Дагестане в корне изменилось. Теперь, кажется, там живут самые милые и добрые люди в мире.
Саша: Мы рассказали, что хотим посмотреть на Чиркейскую ГЭС. Снова в ход идет телефон, и вот нам уже сообщают, что утром заедет сам Хасан. Оказалось, Хасан работает в комитете по туризму. Он сделал все, чтобы мы чувствовали себя так, словно приехали к дальнему родственнику. Мы вместе пили чай в единственном кафе в поселке, чинили машину у знакомого автослесаря. Хасан помогал нам бесплатно, от души.
Два дня у нас был самый классный гид — с реальными историями, шутками и почти отеческой заботой. Когда увидели водохранилище, поняли — все не зря. Потрясающее место, которое стоит тех дорог, что мы преодолели.
Артем: Не все маршруты, которые мы себе настроили, понравились Хасану. Пришлось дождаться, когда снова будем сами по себе, чтобы рвануть по зимнему бездорожью. Не обошлось без приключений. Сначала нас остановил егерь и сурово потребовал документы. Когда понял, что мы просто сумасшедшие путешественники, отпустил. Еще через несколько километров мы застряли. Машина основательно увязла в сугробе, бензина почти не было. Снегопад переходил в метель, сумерки превращались в беспроглядную тьму. В ближайшем ауле нашли единственного жителя — дедушку. Он одолжил лопаты и помог откопать авто. Уставшие, но целые добрались обратно до гостиницы. А там уже все «на ушах» — потеряли московских туристов. Было неловко, но приятно, что незнакомые люди так искренне переживают. От Дагестана остались только теплые впечатления, несмотря на сильный мороз, который ослабел лишь в последний день нашего спонтанного путешествия.
Женя: Эта история о том, что все можно воспринимать по-разному. В дороге может случиться что угодно. Но это не проблема и не провал. Это часть приключения, игры, в которую в любой момент могут включиться новые участники. Незнакомцы превращаются в друзей. Подозрительные лица — в добрые и приветливые. Если вы забрались в лес или горы, ищите егеря, лесника или зимовье — специальные домики, в которых можно переждать дождь, метель или холодную ночь. Если ориентируетесь по карте, смотрите не только на дороги, но и на то, что вокруг. Водоемы — всегда хорошая идея. А если максимально приблизить карту, можно найти родники, туристические тропы и много еще чего интересного.
Саша: Для потрясающих путешествий необязательно копить деньги. Я колесил на велосипеде по Европе. Ехал мимо маленьких городков и поселков, заходил в первый попавшийся бар, знакомился и общался с людьми. В новом месте понимаешь, твоя жизнь — классная штука и о ней интересно послушать тем, кто знает тебя всего несколько минут. Плохой английский, разный менталитет — все это не имеет значения, если ты открыт миру. За все путешествие я не увидел ни одной известной достопримечательности, но зато был в тесных барах без вывесок, гулял по пустым улицам, лазил по крышам и рисовал то, что видел.
Артем: Спонтанные путешествия – это счастье в чистом виде. Где бы ты ни находился, чем бы ни занимался в данный момент, ты можешь поставить привычную жизнь на паузу, выйти из офиса, университета или дома, сесть за руль или за пару минут купить авиабилет, черкануть друзьям «меня не будет в городе какое-то время» и начать собственную историю странствий.
Собирайтесь. Это того стоит.