Когда лес — зона комфорта

Кто такие вепсы, где они живут и о чём разговаривают с духами

Когда лес — зона комфорта
2 минуты
 

Территория между Ладожским, Онежским и Белым озерами, то есть на границе Ленинградской и Вологодской областей, — сплошь болота и непроходимые леса. Но именно в этих местах тысячу лет назад поселились вепсы. И чувствуют они себя здесь как дома. Впрочем, это и есть их дом. Не зря ведь вепсов называют людьми леса.

Содержание

  1. Кто говорит с лесом
  2. Кто охраняет дом
  3. Кто спасает культуру

Кто такие вепсы?

Это коренной малочисленный финно-угорской народ, который живет в юго-восточном Приладожье. За последние 100 лет численность вепсов сократилась на 80%, и сегодня их осталось меньше 6 000.

Кто говорит с лесом

— Лес для нас — живое существо. Мы с ним разговариваем. И говорим не на русском, а на вепсском языке, нашем родном. Всякий раз, когда отправляюсь в лес, прошу у лесных духов, чтобы они уберегли меня от зверей, — рассказывает Галина Окунева, чистокровная вепсянка с волосами пшеничного цвета и светлыми добрыми глазами. Галина — староста деревни Ярославичи, что на 300 км севернее Санкт-Петербурга. Здесь, вдали от цивилизации, вепсы сохраняют свой традиционный уклад.

Галина вспоминает, как однажды в детстве они с мамой заблудились в лесу. Темнело. Кричали-кричали, а в ответ тишина. И тогда мама разделась догола, вывернула одежду наизнанку и что-то прошептала.

— И мы сразу же нашли тропинку. Оказывается, родственники всё это время нас искали, звали, но мы не слышали. Просто попали на «плохой» след. Всё потому, что нельзя загадывать, когда вернешься из леса. А мы сказали, что сходим ненадолго. Лес этого не любит и может сбить тебя с пути.

Лес для вепсов — место священное. А лесной дух — один из самых почитаемых. Впрочем, вепсы верят и в других. Например, в духа рек, ветра и камня.

Кто охраняет дом

Язычество у этого народа тесно переплелось с христианством. Другая вепсянка, Валентина Лебедева, хранит под одеялом ножницы и спички — они оберегают от злых духов. А над кроватью висит икона, за которой спрятано освященное пасхальное яйцо.

— Когда нашу деревню накрыло сильнейшим ураганом, мы с соседями обошли всё село с яйцом, чтобы усмирить стихию. А во время пожаров бросаем яйцо в огонь — и пламя затухает, — рассказывает Валентина.

Дом Валентины оберегает подкова. Причем вепсы прибивают подкову рожками не вверх, а вниз. Верят, что таким образом она растаптывает злых духов и не пускает их в избу.

А еще дом вепса защищает домовой. С ним стараются не ссориться — иначе тот может напакостить: насорить, перепутать банки или напугать скот.

Если вепсы переезжают, они обязательно перевозят с собой и домового. Для этого нужно взять в печке немного золы с собой в новую избу. Без домового у дома нет души.

В вепсском крае много бездушных домов. В конце прошлого века, когда работы не было, местные жители стали покидать родные края. От деревень остались лишь слова «урочище» на карте. А в заброшенных домах — много вещей, не особо полезных для жизни в городе, но ценных с этнографической точки зрения.

Учительница Светлана Ершова не могла спокойно наблюдать за тем, как исчезает ее родная культура. Вместе с учениками она ходила по заброшенным домам за много километров вглубь леса. Где-то деревянную посуду нашли, где-то традиционную одежду спасли, где-то под завалами берестяную утварь отыскали. Для экспонатов нашелся угол в школе. А потом Светлане удалось своими руками создать Музей вепсского быта. Он находится в небольшом доме в селе Курба. По соседству живет и сама Светлана. На вепском языке Курба означает «глухой лес». Точнее и не скажешь: деревня со всех сторон окружена густыми зарослями.

Кто спасает культуру

Супруги Илья Желтяков и Настя Полухина — кинорежиссеры из Петербурга. Восемь лет назад они впервые оказались в вепсских краях: искали локацию для съемок, а нашли нечто большее.

— Нашли удивительный мир, чудом сохранившийся в стороне от магистральных трасс и крупных городов. Реликтовые леса, серые деревянные церкви, русские избы и самое главное — люди: необыкновенные, с открытыми сердцами, — вспоминает Илья.

Илья с Настей даже купили дом в глухой вепсской деревне. Привели в порядок избу, а затем решили познакомить и других с загадочной вепсской культурой. Так родился проект «Лес и ветер». Клуб авторских путешествий — указано на сайте, но на самом деле это больше, чем просто туры. Это попытка спасти исчезающую культуру, ведь гостей из городов принимают как раз местные жители: готовят в печи традиционную еду, учат желающих ковке, проводят мастер-классы по изготовлению кукол-оберегов и дают уроки вепсского языка.

— Всë больше местных работает с нами. Жизнь стала немного меняться: кому-то это приносит дополнительный доход, кому-то — может, даже основной, — рассказывает Илья.

Вепсы — народ закрытый, неохотно впускают в свой таинственный мир. Но Илье с Настей они открылись. Возможно, именно поэтому авторские туры по глухим северным местам пользуются таким спросом. Сейчас супруги восстанавливают еще один дом — в соседней деревне, в этом году его тоже откроют для туристов. В планах — создать фонд по поддержке вепсов, который объединил бы научное сообщество, волонтеров и всех, кому небезразлична судьба этого народа. И тогда в глухие леса, может быть, вновь вернется жизнь.

Текст и фото: Наталья Николаева


 
1

Поделитесь
вдохновением

с друзьями в мессенджерах и социальных сетях

Еще по теме

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
© 2024. S7 Airlines Все пpава защищены