5 минут
Когда на связи — десятки аэропортов России и СНГ. А каждая командировка — это маленькое путешествие, которое вдохновляет на потрясающие фотографии. Андрей Сорокин, руководитель группы по организации наземного обслуживания S7 Airlines, рассказал, как обслуживают самолеты между рейсами.
—
Андрей, традиционный вопрос, который мы задаем всем героям интервью в Блоге S7. Как вы пришли в профессию? И почему из всех авиакомпаний выбрали S7 Airlines?
—
Мое детство прошло на военной авиабазе в подмосковной Кубинке, где я и вырос среди самолетов: Су-27 и Миг-29 из пилотажных групп «Русские Витязи» и «Стрижи». Наш гарнизон был закрытый, все друг друга знали. Мы с ребятами часто брали велосипеды и на весь день уезжали наблюдать за жизнью аэродрома. Тогда я и понял, что хочу быть частью этой около самолетной жизни.
В прошлом году нам удалось достичь отличных результатов — S7 Airlines признали лидером по регулярности рейсов.
—
После школы я уехал в Петербург и поступил в СПБГУ Гражданской авиации, где получил специальность инженера по организации перевозок и управлению на воздушном транспорте. Уже тогда, в «Пулково», я обратил внимание на S7 Airlines — амбициозную, яркую авиакомпанию, не похожую на другие. После университета сразу же отправился на собеседование, и вот уже седьмой год мы вместе. Ни одного дня за это время не сомневался в своем выборе.
—
На какие вопросы о своей работе вам приходится чаще всего отвечать?
—
Чаще всего я объясняю, что не работаю ни пилотом, ни бортпроводником. Потому что именно это приходит на ум, когда кто-то узнает про частые командировки. И мне действительно сложно описать в двух словах то, чем я занимаюсь. Надеюсь, наше интервью это изменит.
—
Конечно, давайте поговорим об основных задачах, которые стоят перед группой по организации наземного обслуживания. Что происходит на земле, пока взлетают и садятся самолеты?
—
Процессы в авиакомпании часто сравнивают с часовым механизмом, и это действительно так. От слаженной работы служб, задействованных в подготовке к вылету, зависит регулярность рейсов. Одна из задач директората наземного обеспечения — контролировать бесперебойное обслуживание самолетов в транзитных аэропортах и сводить риск задержки рейса к минимуму. Если она все-таки произошла, выявляем причины, проводим корректирующие мероприятия, чтобы исключить подобные ситуации в будущем. В прошлом году нам удалось достичь отличных результатов — S7 Airlines признали лидером по регулярности рейсов.
Весь комплекс обслуживания между рейсами занимает около часа. Сейчас у нас минимальный согласованный график 40 минут.
—
Чем особенно интересна, на ваш взгляд, работа «наземников»?
—
Все начинается с заключения договоров на аэропортовое и наземное обслуживание. Один такой договор может включать в себя целый перечень услуг: заправка топливом, бортовое питание, метеообеспечение, авиационная безопасность, обслуживание пассажиров, обработка грузов, почты и многое другое. Мы должны профессионально разбираться в каждом из этих процессов, чтобы сотрудничать с коллегами из узкопрофильных подразделений. Именно широкий профиль работ делает каждый день интересным, насыщенным. Мы постоянно имеем дело с новой информацией и уникальными ситуациями, которые требуют таких же решений.
—
Предположим, в Домодедово совершил посадку самолет S7 Airlines. Что дальше?
—
Дальше начинается так называемый «оборот» — время, которое считается от остановки самолета на стоянке до начала его движения на вылет. Устанавливаются колодки и трап. Происходит высадка пассажиров, выгружается багаж, в салоне начинается уборка. Если рейс был длительным, обрабатывается туалетная система, самолет заправляют питьевой водой. Весь комплекс обслуживания между рейсами занимает около часа. Сейчас у нас минимальный согласованный график 40 минут.
Самолет приносит прибыль, только когда он в воздухе. Поэтому наша задача — максимально сократить время обслуживания без вреда качеству и безопасности. Для этого мы совместно с аэропортами разрабатываем технологические графики обслуживания для разных типов воздушных судов. В этих графиках все процедуры расписаны последовательно и поминутно.
Самолет приносит прибыль, только когда он в воздухе. Поэтому наша задача — максимально сократить время обслуживания без вреда качеству и безопасности. Для этого мы совместно с аэропортами разрабатываем технологические графики обслуживания для разных типов воздушных судов. В этих графиках все процедуры расписаны последовательно и поминутно.
—
Иногда к выходу подвозят трап, а иногда самолет подъезжает к «рукаву». Кто решает, по какому принципу будет проходить посадка и высадка пассажиров?
—
Графика, по которому используют трап или телетрап, в Домодедово нет. Но мы стараемся использовать второй способ, если это возможно. Зачастую, он дороже, но зато комфортнее для пассажиров. На данный момент мы стремимся к тому, чтобы не менее 60% рейсов S7 в Домодедово обслуживались с телетрапом. Все зависит от ресурсов и загруженности аэропорта. В остальных аэропортах загруженность не такая, как в Москве. Поэтому там, в большинстве случаев, мы обслуживаемся на местах стоянок, оборудованных телетрапом.
—
Есть ли разграничение обязанностей среди сотрудников, отвечающих за наземное обслуживание?
—
В нашей команде 15 человек. Девять из них курируют работу аэропортов маршрутной сети S7 Airlines по всему миру. Группа «Восток», за которую отвечаю я, контролирует качество наземного обслуживания в аэропортах России и странах СНГ. Группа «Запад» работает с заграничными аэропортами. Также у нас есть отдел стандартов и качества, который разрабатывает нормативную документацию по обслуживанию воздушных судов, контролирует системные вопросы обеспечения качества наземного обслуживания воздушных судов. Именно этими документами руководствуется обслуживающий персонал аэропортов.
—
То есть сотрудники из групп «Восток» и «Запад» постоянно летают с проверками в другие города?
—
Да, с определенной периодичностью мы летаем в аэропорты с аудитом. Где-то раз в месяц я прилетаю с проверкой в один из аэропортов нашей маршрутной сети. Сначала изучаю документы, проверяю актуальное обучение персонала, задействованного в наземном обслуживании, и его допуски на выполнение определенных операций. А потом выхожу на перрон и контролирую обслуживание нашего самолета. Отслеживаю, что соответствует нашим требованиям, а что требует внимания и корректирующих мероприятий.
—
А как вы решаете, какой аэропорт следует навестить, например, в этом году?
—
Раньше были международные требования — раз в два года проводить аудит каждого аэропорта, куда летаем. Сейчас требования немного изменились, и мы проводим аудит, согласно годовому плану или по мере необходимости. В принципе, подход не изменился: те аэропорты, которые мы проверим в текущем году, не войдут в план на следующий год, если закроют все замечания выявленные в прошлом аудите.
—
На что вы обращаете особое внимание, когда речь идет о качестве наземного обслуживания?
—
Аспектов очень много. Особое внимание мы уделяем процедуре внешнего осмотра самолета после полета и перед вылетом. Если после установки самолета на стоянку до подгона спецтехники обнаружены царапины, вмятины или нарушена целостность сервисных лючков и панелей, мы понимаем, что, скорее всего, это произошло при наземном обслуживании в аэропорту вылета. Нарушение фотографируем, составляем акты и отрабатываем эту ситуацию с аэропортом, в котором, предположительно, самолет мог получить повреждение.
—
А чем отличается обслуживание самолетов одного типа от другого?
—
Основное отличие — это, время «оборота», о котором мы говорили ранее. Например, большие самолеты дольше заправляют. Больше времени отводится на посадку пассажиров. Но сами процедуры подготовки к полету практически не отличаются.
—
Раз вы часто летаете по России, поделитесь маршрутами, которые вам особенно запомнились.
—
Да, я много летаю по работе, и мне это по-настоящему нравится. Удивил Южно-Сахалинск своей горнолыжной инфраструктурой. Представляете, после работы местные жители выходят из своих офисов и сразу идут кататься на лыжах. Склон «Горный воздух» находится в черте города.
Понравилось в Магадане. Природа там невероятная. Город расположен на перешейке полуострова. В правой бухте спокойное море, а в левой — густой туман с глыбами голубого льда, в которые закован старый корабль. И все это — в июне месяце! Захватывающий вид.
Однажды летал в Иркутск на выходные. Успел доехать до поселка Аршан, погулять среди водопадов, минеральных источников и сосновых лесов. Вкус бурятских поз, или, как еще говорят, мантов, вспоминаю до сих пор. Ну а омуль горячего копчения, который обязательно стоит попробовать у берегов Байкала, вообще не нуждается в рекламе.
Понравилось в Магадане. Природа там невероятная. Город расположен на перешейке полуострова. В правой бухте спокойное море, а в левой — густой туман с глыбами голубого льда, в которые закован старый корабль. И все это — в июне месяце! Захватывающий вид.
Однажды летал в Иркутск на выходные. Успел доехать до поселка Аршан, погулять среди водопадов, минеральных источников и сосновых лесов. Вкус бурятских поз, или, как еще говорят, мантов, вспоминаю до сих пор. Ну а омуль горячего копчения, который обязательно стоит попробовать у берегов Байкала, вообще не нуждается в рекламе.
—
Как стать частью вашей команды? Где надо пройти обучение, что уметь, каким человеком быть?
—
Одной любви к самолетам, конечно, недостаточно. Во-первых, все наши сотрудники получили высшее образование, большинство — в области авиации. Во-вторых, чтобы работать с аэропортами и разбираться в документации, желательно хорошо знать английский. И, конечно, есть те личные качества, по которым мы находим лучших коллег: это способность работать в команде и стрессоустойчивость. Как и на любой интересной работе, не бывает без трудностей и критических ситуаций. Но любовь к профессии у нас поощряется и вознаграждается. Например, нам доступны перелеты по служебным тарифам. Это значит, перед тобой открыт весь мир!
—
Андрей, у вас очень яркий и интересный профиль в Инстаграм. Что для вас значат путешествия?
—
«Дорога — мой дом». Помните такую фразу из песни Би-2 и Чичериной? Такому девизу и посвящен мой блог. Самолеты, аэропорты, люди, города, впечатления — вот это все. Путешествия для меня — это источник новых сил и отличного настроения.
—
Какое из путешествий вы вспоминаете чаще всего?
—
В Мексике очень интересно. В её столице, Мехико, много контрастов. С одной стороны — это огромные фавелы, у которых не самая лучшая репутация. С другой — современный мегаполис, зелёные парки, модная молодежь и богатая история. И в то же время, больше половины местных не умеют читать и писать. Поэтому в метро, например, все станции обозначены рисунками — кузнечиками, бабочками. Из Мехико я отправился на полуостров Юкатан, где остановился в деревне Тулум. Там популярен эко-туризм, и мне кажется, в Тулуме лучшие пляжи, которые я когда-либо видел. Если говорить о более близких маршрутах, то это, безусловно, Грузия — страна, которая никого не оставит равнодушным. Как говорится — must see!
—
Если представить, что S7 Airlines — это человек. Как бы вы его описали? Какой он?
—
Это определенно счастливый человек, который не умеет сидеть на месте и всегда готов к знакомству с чем-то абсолютно новым. В какой-то степени могу даже сказать, что я и есть S7.
Делитесь маршрутами и вдохновением. Расскажите о Блоге S7 Airlines друзьям.