«Жизнь на отшибе» — так можно описать Командорские острова. Это Россия, но такая далекая, манящая и таинственная. Не знаю, как у вас с географией, но у моих собеседников при разговоре были всегда стандартные вопросы: «Это где?», «Это вообще Россия?», «Зачем ты туда едешь?» Давайте разбираться!
Эту статью разместил в Сообществе наш читатель. Мы сохранили в ней авторский стиль. Становитесь и вы автором Gate 7: пишите статьи и получайте мили от других пользователей.
Несмотря на близость к Петропавловску-Камчатскому, добраться до Командорских островов не так просто
Это Камчатский край, Алеутский округ, архипелаг из четырех островов в юго-западной части Берингова моря Тихого океана.
Несмотря на близость к Петропавловску-Камчатскому, добраться до них не так просто, всему виной погода и плохое сообщение — как авиа, так и по воде. По воде от Петропавловска до о. Беринга плавает судно «Василий Завойко» раз в месяц, и это в лучшем случае. Из-за причуд погоды он может приплыть с опозданием на две недели, а может и на два месяца. Судно это доставляет не только людей, но и продукты питания, бытовые товары, к которым мы так привыкли и считаем за обыденность. Стоимость билета в одну сторону в районе 10 000 руб. Ещё регулярные рейсы совершает монополист в этой части России «Авиационное предприятие»: летает он несколько раз в месяц из аэропорта Елизово с дозаправкой в Усть-Камчатске, и если ты не местный, стоимость билета из Елизово выйдет в районе 50 000 рублей, а из Усть-Камчатска 25 000, и это только в одну сторону. Мы летели туда в августе, и наш самолёт задержали на три дня, до нас местные ждали три недели, чтобы попасть домой, и тут проблема не только в погоде!
Грунт вместо взлетно-посадочной полосы превращает авиасообщение между Командорскими островами и Камчаткой в рулетку
Ничего странного не заметили? Грунт, нету посадочной полосы — как в Усть-Камчатске (начали строить), так и на о. Беринга. Если где-то до вылета будет дождь, по правилам техники безопасности нельзя садиться на мокрый грунт, вот и получается, что вылететь на самолёте — это рулетка, как повезёт. Вместимость таких самолётов небольшая. Но, пожалуй, кто-то сможет осуществить свою мечту…
Дверь в кабину пилота в таких маленьких самолетах не закрывают
… и побывать в кабине пилота. Самолёт изнутри маленький, три сидения в ряду, кабину не закрывают с обеих сторон. Сидя в первых рядах, можно наблюдать, как осуществляется полет глазами пилота.
Прилетев на остров Беринга, сразу задаёшься вопросом: что дальше? Картина, куда ни посмотри, одна и та же: нету ничего, забор и что-то похожее на аэропорт, автобусы тут не ходят, такси не стоят, пешком идти не вариант. Надо заранее с Камчатки заказать или машину, или, как нам подсказали, местных попросить подвезти, на самолётах в основном местные летают, их всегда встречает кто-то из знакомых. Так мы и поступили.
На острове Беринга есть только один населенный пункт — село Никольское. Туда мы и отправились.
Село Никольское. Население 624 человека, обойти весь населенный пункт можно очень быстро
Церковь
Есть один отель, музей, церковь, культурный центр, где проводятся собрания и мероприятия. Интернет там ужасный, бывает так, что страницу в соцсетях минут 10 грузить приходится. Много людей гуляет, там вариантов досуга не много. Есть несколько магазинов, хлеб пекут очень вкусный. Выбор товаров довольно большой, исключение — товары с относительно небольшим сроком годности, овощи, фрукты. Проблема не только в цене, но и в наличии продуктов. Когда приходит судно, тут праздник: все идут в магазины, фрукты и овощи заканчиваются очень быстро, кто-то не успеет купить. Судно маленькое, перевозит людей, возит продукты и стройматериалы, так что объемы там небольшие, всего понемножку.
Цены в магазине с. Никольское
Таких основных продуктов, как капуста, морковь, лук за все время пребывания на острове в магазине я не видел.
Первым делом нам надо было выяснить, сможем ли мы в день прибытия получить разрешение на посещение заповедной зоны, заказать заброску до точки и выйти на маршрут в автономный поход с палатками. Пошли прямиком в администрацию Национального парка, где нам предложили оплатить буквально каждый шаг по территории заповедника. Но в итоге разрешение мы все же получили.
На улице уже вечерело, ехать куда-то было уже поздно. Выйдя за город, мы стали искать место для палатки
Только и успели разложится и приготовить покушать, как перед нами предстал закат
Предварительно договорившись о заброске с утра и отметив прилет, мы легли спать.
Мы познакомились с коренными жителями этого места, и нам искали машину до точки заброски всем островом, по-другому и не скажешь. Заброска обошлась в 5500 руб. Планируя туда ехать, стоит узнать время нереста рыбы. Мы попали на нерест горбуши. В такие периоды почти все машины, которые есть, заняты промыслом, это осложняет передвижение на транспорте. Один интересный момент: заправок в городе нету, и у кого есть транспортное средство, заказывают себе топливо с материка. Бензин со скидками выходит 110-120 руб литр 95.
Остров небольшой, все интересное можно обойти за неделю. Первая достопримечательность, которая нам повстречалась, была арка Стеллера.
Арка Стеллера. Названа в честь Георга Вильгельма Стеллера, естествоиспытателя и путешественника
Вернемся к тому, чем ещё занимаются на острове кроме промысла рыбы. Собирают ягоды, грибы, а их тут очень много. Для меня было большое удивление, что с материка заказывают тут грибы и ягоды из-за того, что тут экологически чистый продукт. И это так: если подняться на возвышенность с одной стороны острова и посмотреть на другую, все как на ладони. Весь остров очень сильно продувается, промышленности нету в принципе, как и деревьев.
Морошка
Княженика
Черника
Думаю, можно уже ответить на вопрос, почему тянет людей в такие места, и меня в том числе. Это чувство свободы: ты далеко от дома, от бытовых проблем. И нет, это не избегание их. Там ты свободен от всего: ярлыков ненужной информации, чувствуешь себя свободно, дышишь свободно, начинаешь чувствовать свое тело — ведь там кроме него, твоих рук и ног, тебе никто не поможет. Это дорогое чувство.
Есть места, в которых охватывает чувство полной свободы
Не знаю, можно ли меня назвать опытным путешественником, но вот какая история приключилась с нами. Маршрута четкого у нас не было. Кто скажет, что на острове Беринга нет гор — да, возможно, он и прав, но легче от этого не станет. Весь остров в возвышенностях и оврагах, и их бывает очень сложно проходить. Если их за день их встречаешь 1-2, то нормально, но когда их десять и более, это очень выматывает. А все это к тому, что когда не знаешь, как идти, сложность маршрута может увеличиться в разы. Так с нами и случилось, когда пытались обойти одну из красивейших бухт, вот эту.
Бухта Опасная
Мы пошли поверху и шли долго. Какое-то время вода была как под ногами, так и у нас в бутылках, но со временем питьевые источники пропали. К слову, пить некипячёную воду нельзя, можно заразиться: на острове живут песцы, и они болеют. Когда ледники тают, вместе с экскрементами все это попадает в воду.
Песец
И в один момент у нас закончилась вся вода, возможности спуститься вниз не было. Мы шли, шли, и когда уже начало темнеть, мы осознали что сегодня воды не будет. В первый раз в жизни я ложился спать обезвоженным. Для понимания, отсутствие воды это и отсутствие еды, крупу сухую же есть не будешь. У нас было несколько пачек жидкого супа. Разделив его на вечер и утро по 700 г на троих, мы легли спать. При таких физических нагрузках даже просто воды было бы мало, а тут это и еда.
Проснувшись утром, сразу позавтракав, мы двинулись в путь. Сил было мало, из-за недостатка еды и питья было легкое недомогание и головокружение
Спуск был очень крутой. Варианта пройти поверху не было. Мы приняли решение идти назад, только уже другой дорогой. Возвращаться тем путем, которым пришли, было слишком долго.
Искали воду в овраге, спугнули оленей
И только через несколько часов мы смогли найти источник питьевой воды.
Не успев отойти от впечатления встречи с животными, решили пересечь остров поперек. И нас весь день сопровождало стадо оленей
Мы дошли до рыбацкого дома и решили в нем переночевать. На следующий день планировали совершить радиалку и посмотреть, стоит ли продолжать или стоит закругляться и идти в Никольское.
Нерест горбуши. Выдалось свободное время половить рыбу, столько рыбы я не видел нигде
Самое удивительное, то что первую рыбу я случайно выпнул из воды, переходя брод.
Вторую камбалу словил за хвост, а после уже и красная стала ловиться
Вот так у нас выглядел ужин, завтрак и обед
В речках ловится ещё голец, но камбала жареная мне понравилась больше.
Есть тут на острове писатель Пасенюк М.Л., и у него единственного есть дом внутри парка официально. Ключей мы не нашли, а в городе не сообразили взять у него их.
Вот в таком доме можно пожить, просыпаясь и видя вокруг себя всю эту красоту
Сам путь к этому месту нам показался однообразным. Поскольку у нас все равно не было ключей от дома, а по факту из всех красот мы не видели только бухту Подгребную, было решено идти обратно. Космос нас услышал, или это случайность, но мимо проезжал вездеход и подобрал нас. Дорога в город пешком заняла бы два дня, а на вездеходе несколько часов.
Остановились в бухте где можно посмотреть яшмовые камни
Нисколько не пожалели: кроме домика Пасенюка и видов, смотреть с этой стороны острова было нечего. Но не успели выйти, как местные позвали нас к себе — был выходной день.
Застолье на Командорских островах
Невозможно даже представить, какое это блаженство — после похода поесть жареных пельменей. Местные пригласили нас переночевать в домике, который сняли. Мы отказались и сказали, что поедем в город, на что они нам вручили ключи от своей квартиры со словами «Мы завтра приедем». Можно сказать, что дальше острова мы не могли никуда деться, но люди там и правда простые и добрые. Мы не отказались от этого предложения, а мысль о горячем душе и блинах грела наши сердца.
Не успели приехать в город, как один из местных нас угостил персервой нерки и морошкой в собственном соку
Морошка отлично подошла к блинам
Проснувшись утром, моя попутчица захотела мидий, и мы пошли их искать по отливу.
В поисках мидий
Нашли!
Мидии вареные
Морская капуста уже варёная
Вот, собственно, что из этого и получилось. Оба продукта, как по мне, на любителя.
К обеду мы собрались, так как должны были приехать хозяева. Отдав ключи, мы пошли к Пасенюку. На фото слева стоит потерпевшая крушение яхта, отреставрированная. За небольшую плату в ней можно переночевать: там есть печка, дрова, постельное, питьевая вода. Из минусов — туалет на улице и отсутствие душа, но если серьезно, часто ли выпадает случай пожить на настоящей яхте?
Случаем пожить в яхте стоит воспользоваться
Пока мы ждали, когда хозяин приедет и откроет яхту, нас пригласили вот в такой гараж, который является, на минуточку, официально культурным объектом:
Культурно-исторический объект
Там было сухо и не ветрено, да и мы проголодались. Решили сделать обед, и что-то пошло не так, точнее, меня пожалели… У меня попутчицы-зожницы. Нет, они могут выпить, могут съесть пиццу, но основная еда — черный рис, чечевица и все в таком духе, гадость нереальная. И когда мы начали готовить, в гараж зашел местный, увидел все это и мое лицо. Со словами «Чем вы питаетесь, ему же нужно мясо» он ушел и вернулся с ногой оленя и треской.
Быстро перекусив, мы пошли в музей. Это было ошибкой, ошибкой было не пойти туда в первый день. Это лучшее вложение, которое только можно представить. В музее продают билеты за 60 рублей — ты ходишь, смотришь, читаешь, или за 85 рублей — и тебе рассказывают, мы взяли второй вариант!
Нам лично проводила экскурсию директор музея. Два с половиной часа нам рассказывали про быт, культуру алеутов, вообще все, что только можно рассказать про Командорские острова, и это для троих человек!
Оставшийся вечер мы занимались разделкой и готовкой на яхте
Дней оставалось не так уж и много. Было 14 августа, а вроде не так давно, 6 августа, мы прилетели. Время летит быстро. Поскольку мы посмотрели почти все, что хотели, а со стороны Японии шел циклон, мы позвонили в авиакомпанию и перенесли вылет на 16 августа (должны были лететь 17).
Весь следующий день мы посвятили себя котикам, сивучам и прочей живности!
Ларга
Лежбище котиков
Фотографии этих шумных, но очень милых животных вызывают улыбку
Сложно передать в словах ту какофонию звуков, которые они издают, но это успокаивает. И даже смотря на фотографии, я улыбаюсь. Если кто заметил, на сервале (жёлтом) есть цифры: как нам сказали, их помечают чтобы следить за миграцией, это всё-таки вымирающий вид.
Горбуша на нересте
Путешествуя по острову, мы часто видели фонтаны китов и хотели выйти на морскую прогулку. Встав утром пораньше, пошли на причал. Было тепло, стояла лёгкая дымка, собственно, из-за нее мы и не выходили раньше. Китов встретить на Командорских островах вероятность очень большая, но надо, чтобы была видимость хорошая.
Мы отъехали совсем недалеко и поняли, что дымка только усилилась, поэтому развернулись обратно
На прогулке видели много тупиков: это такие птицы, которые плавают под водой, из-за быстрого передвижения запечатлеть так и не удалось, ведь всё-таки за китами ехали, не стали останавливаться. На обратном пути повстречали группу косаток.
Насыщенная поездка вышла. Кто планирует туда ехать, советую разрешение на посещение заказать онлайн, без посещения администрации Национального парка, а все остально можно спланировать через местных заранее. Люди там добрые и отзывчивые.
Всем новых путешествий и эмоций, удачи!