5 минут
Мы поговорили с Натальей, авиадиспетчером аэропорта Домодедово, и узнали, что происходит за стеклом вышки, почему не стоит бояться грозы во время полета и куда стоит ехать, если вы любите небо и самолеты.
—
Наташа, расскажи про свое детство. Когда ты поняла, что хочешь связать свою жизнь с самолетами?
—
Мое детство прошло в Челябинске, в непосредственной близости от местного аэропорта. Отец работал пилотом, мама — в медсанчасти. Школьниками мы часто прогуливались до аэропорта и забегали греться в залы ожидания — наше любимое место для встреч и разговоров. Все мои друзья были детьми авиаторов, так что, когда впервые задумалась о будущем, авиация стояла в приоритете. Помню, мама хвалила нашего соседа, он работал авиадиспетчером. Я класса с седьмого знала: авиадиспетчер — интересная работа с удобным графиком и стабильным доходом.
—
То есть с раннего возраста ставили в пример серьезного специалиста. А какие у тебя самой были интересы?
—
Я училась в математическом классе и собиралась на экономический факультет. Но заодно подала документы в университет гражданской авиации в Санкт-Петербурге. В итоге поступила и туда, и туда. Но перспектива пойти по стопам родителей и учиться в Санкт-Петербурге манила сильнее. Тогда я и остановилась на специальности авиадиспетчера.
—
Нравилось учиться? Было время, когда хотелось что-то переиграть?
—
Очень нравилось. Я училась на факультете летной эксплуатации, вместе с пилотами и штурманами. Теперь многих из них «встречаю в эфире». Но тогда думала, не устроюсь по специальности. В Питере все выпускники идут в Пулково. Конкурс большой. С третьего курса я подрабатывала в аэропорту агентом по регистрации. Перебраться из терминала на вышку было нелегко. А тут родители переехали в Москву, и я подумала — почему бы не поехать с ними. По крайней мере шансов получить работу на целых два аэропорта больше. И еще — я по-настоящему полюбила свою профессию и очень хотела испытать себя в деле.
Если ты готов учиться и совершенствоваться, тебя обязательно станут воспринимать всерьез.
—
Как ты устроилась в Домодедово?
—
Я приехала туда на летнюю практику. На вышке уже работала моя знакомая — на тот момент единственная девушка-авиадиспетчер в Домодедово. Она мне очень помогала, а я постоянно напоминала о себе руководителям — спрашивала: «Возьмете меня в штат?». Когда один из сотрудников собрался на пенсию, я была тут как тут. Так на вышке стало две девушки. Сейчас нас уже шестеро — по одной в смене.
—
Это правда, что профессия авиадиспетчера больше мужская, чем женская?
—
Раньше девушки были большой редкостью в авиационных училищах. Да и сейчас многие скорее пойдут в бортпроводницы. Я тоже думала об этой профессии. Но вовремя поняла, что моя специальность гораздо перспективнее, солиднее и интереснее. Если ты готов учиться и совершенствоваться, тебя обязательно станут воспринимать всерьез.
—
Помнишь свой первый день на вышке?
—
Конечно! В голове кружились тысячи мыслей: справлюсь ли, вдруг что-то сделаю не так. Но стоило начать, и все пошло как нужно: с волнением, небольшими замечаниями от старших коллег, а потом — как будто уже давно была к этому всему готова.
—
С чего начинается твой день?
—
С медицинской проверки. Мы управляем самолетами, отвечаем за жизни людей. Поэтому состояние организма должно быть таким же, как у пилота: пульс ровный, сознание ясное, здоровье в норме. Затем идем на инструктаж, где представители служб аэропорта доводят до нас текущую обстановку на аэродроме, особенности предстоящей работы, а также метеорологические условия в период дежурства нашей смены. В общем, на вышку мы приходим с полным пониманием, что происходит в зонах взлета и посадки.
—
Расскажи, что именно ты делаешь.
—
В Домодедово две взлетно-посадочных полосы. Каждую полосу обслуживает один или два диспетчера в зависимости от обстановки и интенсивности движения. Принимая дежурство, я узнаю особенности работы полосы, анализирую воздушную и наземную обстановку, выясняю, какие воздушные суда находятся на связи, затем выхожу в эфир и руковожу движением. В зоне моей ответственности — предпосадочная прямая, взлетно-посадочная полоса и близлежащая к полосе рулежная дорожка.
—
Что в твоей работе тебе кажется самым интересным?
—
Нравится, когда почти каждую минуту кто-то взлетает, кто-то садится. Нравится работать на полосе со смешанными операциями — на взлет и посадку. Так чувствую, что аэропорт живет. В часы пик — утром, с 8 до 10, и вечером, с 22 до полуночи, — единовременно на связи может быть до 15 воздушных судов.
Я слежу за огромным пространством, в котором двигаются тяжелые крылатые машины. А в них сидят сотни людей. Что произойдет дальше — моя ответственность и забота.
—
Бывают ли трудные моменты в работе и с чем они связаны?
—
Сложные метеоусловия требуют повышенного внимания как со стороны диспетчерского состава, так и со стороны пилотов. Туман, ливневый дождь или снегопад могут сильно усложнить рабочий процесс.
—
А если гроза?
—
И за грозой следим. У нас на мониторах отражены грозовые очаги. Мы выбираем курс на взлет или посадку так, чтобы пилоты могли обогнуть их. Так что, если вы видите из иллюминатора молнию, это не значит, что она может навредить. Все рассчитано так, чтобы борт проходил ее на безопасном расстоянии. Если же грозовых очагов много в зоне полетов, тогда рейсы задерживают или отменяют.
—
Что чувствуешь, когда получается разрешить сложную ситуацию на полосе?
—
Чувствую одновременно волнение и радость. А еще в голове крутятся слова из старой песни: «Следить буду строго. Мне сверху видно все, ты так и знай». Это точно про мою работу. Я слежу за огромным пространством, в котором двигаются тяжелые крылатые машины. А в них сидят сотни людей. Что произойдет дальше — моя ответственность и забота.
В Домодедово можно попасть на споттинг — вблизи понаблюдать за взлетом и посадкой самолетов.
—
Ты профессионально следишь за самолетами с вышки. А знаешь такие места, где любой может наблюдать за взлетами и посадками?
—
Конечно, рядом с аэропортами всегда можно найти такое место. Особенно интересно наблюдать за самолетами, которые летают на острова. Например, на Пхукете есть пляж, где открывается потрясающий вид на самолеты, заходящие на посадку.
Есть еще такое понятие, как споттинг. Это мероприятие организовывает аэропорт для любителей посмотреть на взлеты и посадки. Его проводят во многих аэропортах. В Домодедово тоже бывает. Чаще всего на споттинг приезжают фотографы. Но попасть на него может любой. Эти мероприятия сильно не афишируют. Стоит следить за новостями, чтобы вовремя отправить заявку на участие.
Есть еще такое понятие, как споттинг. Это мероприятие организовывает аэропорт для любителей посмотреть на взлеты и посадки. Его проводят во многих аэропортах. В Домодедово тоже бывает. Чаще всего на споттинг приезжают фотографы. Но попасть на него может любой. Эти мероприятия сильно не афишируют. Стоит следить за новостями, чтобы вовремя отправить заявку на участие.
—
Тебе интересно, как работают авиадиспетчеры в других странах?
—
Да. Когда прилетаю в новый город или страну, сразу глазами ищу вышку, рассматриваю ее внимательно. К сожалению, попасть внутрь сложно — нужен специальный пропуск. Внешне мне нравятся вышки в Бангкоке и Пекине — хотелось бы узнать особенности рабочего процесса. Еще нравится рассматривать аэропорты. Один из самых необычных на моей памяти — в Джакарте. Он оформлен сдержанно, в национальном колорите с деревянной рeзьбой.
Наш начальник смены — руководитель полетов — очень увлеченный человек. Вот ему удалось побывать на вышках в Праге, Лондоне, Майами и Франкфурте. Домодедово и Хитроу — подобные аэродромы. В чем-то мы учимся у англичан, перенимаем их опыт.
Наш начальник смены — руководитель полетов — очень увлеченный человек. Вот ему удалось побывать на вышках в Праге, Лондоне, Майами и Франкфурте. Домодедово и Хитроу — подобные аэродромы. В чем-то мы учимся у англичан, перенимаем их опыт.
—
Ты бы хотела поработать в других московских аэропортах — во Внуково или Шереметьево?
—
Новый опыт — это всегда хорошо. Я была с экскурсией на вышке во Внуково, мне понравилось. Но все-таки предпочитаю работать в Домодедово. На мой взгляд, у нас самая логичная система аэродрома: есть две параллельные полосы, они работают независимо друг от друга. Во Внуково они пересекаются. Работать по такой схеме сложнее. Одну полосу обслуживают до четырех сотрудников. У нас же в основном справляется один диспетчер.
Я могу положиться на пилотов S7 — они всегда вовремя готовы к вылету, выполняют все четко и не теряют время на полосе.
—
Какие самолеты тебе нравятся? Есть «любимчики»?
—
Впечатляет Airbus A380 — огромный воздушный корабль более чем на 500 мест. Впервые в России его приняли именно в Домодедово. Почти два года сертификат на прием аэробуса был только у нас. Потом его получили в Толмачево и Шереметьево. Я и работала с ним, и была пассажиром. Сейчас он реже прилетает в Россию. Но когда прилетает, для меня это маленький праздник.
A380 собирают в Тулузе. Я была там на авиационном заводе, на экскурсии. Ты попадаешь в большой ангар и наблюдаешь непосредственно за процессом сборки — завораживает! При заводе есть сувенирные магазины с картами, игрушками, книжками про авиацию, а также тренировочный центр для пилотов. Знаю, что пилоты S7 Airlines иногда занимаются там.
A380 собирают в Тулузе. Я была там на авиационном заводе, на экскурсии. Ты попадаешь в большой ангар и наблюдаешь непосредственно за процессом сборки — завораживает! При заводе есть сувенирные магазины с картами, игрушками, книжками про авиацию, а также тренировочный центр для пилотов. Знаю, что пилоты S7 Airlines иногда занимаются там.
—
У тебя есть друзья-пилоты из S7 Airlines?
—
Да, но дело даже не в дружбе. Я по-настоящему уважаю эту авиакомпанию за отношение к своим сотрудникам. У них отличная школа пилотов, собственная тренировочная база. Чувствуется высокий уровень подготовки. В штате компании много молодых активных ребят, которые работают с интересом и стремятся быть лучшими. Я сама могу положиться на таких коллег — они всегда вовремя готовы к вылету, выполняют все четко и не теряют время на полосе.
—
Ты много путешествуешь. Поделись, пожалуйста, своими любимыми маршрутами.
—
Барселона. Была там не один раз. Люблю кататься на велосипеде по набережной, пробовать местную еду, рассматривать архитектуру. Тот случай, когда невозможно устать от города. Он найдет чем удивить.
Гринвич. Для меня, как человека, связанного с авиацией, это особенный город в Англии. Через него проходит нулевой меридиан. Можно сказать, там рождается время. Авиация работает по международному времени — UTC. Московское время на 3 часа опережает его.
Неаполь. Город, в котором нет места спешке и стрессу. Здесь живут счастливые люди. Да и как иначе, если жить у моря и так вкусно есть? Выбирая новый маршрут для путешествий, стараюсь побывать рядом с морем.
Сочи. Город до Олимпиады и после — это небо и земля. Сейчас морю и невероятно красивой природе подобрали достойную огранку. Есть где погулять и что посмотреть.
Камчатка и Сахалин. Это моя мечта. Надеюсь, скоро она превратится в еще одну историю удачного путешествия.
Гринвич. Для меня, как человека, связанного с авиацией, это особенный город в Англии. Через него проходит нулевой меридиан. Можно сказать, там рождается время. Авиация работает по международному времени — UTC. Московское время на 3 часа опережает его.
Неаполь. Город, в котором нет места спешке и стрессу. Здесь живут счастливые люди. Да и как иначе, если жить у моря и так вкусно есть? Выбирая новый маршрут для путешествий, стараюсь побывать рядом с морем.
Сочи. Город до Олимпиады и после — это небо и земля. Сейчас морю и невероятно красивой природе подобрали достойную огранку. Есть где погулять и что посмотреть.
Камчатка и Сахалин. Это моя мечта. Надеюсь, скоро она превратится в еще одну историю удачного путешествия.
Автор фото с самолетами: Артем Каширин — @artemairplane