Окно в самолете называется иллюминатором. Это латинское слово означает «осветитель» и пришло в авиацию из корабельной лексики вместе со «штурвалом», «бортом», «судном» и «капитаном».
Почему иллюминаторы овальные
Когда в следующий раз будете в самолете, обратите внимание на двери, окна и сам фюзеляж — вы нигде не увидите острых углов. Гладкие формы — это не только красиво, но и важно для безопасности. Но только с середины 1950-х годов лайнеры проектируются с привычными нам овальными окнами.
У первых самолетов иллюминаторы были квадратными или прямоугольными. В то время лайнеры летали низко и почти не поднимались выше 3000 метров. Кабины еще не были герметичными, то есть свободно пропускали воздух снаружи внутрь, а пассажиры даже могли открыть окно и полюбоваться видами.
Ситуация начала меняться в начале 1950-х годов: появились реактивные двигатели, самолеты стали летать быстрее и выше. Но под новые условия нужно было перестроить фюзеляж — появились герметичные, то есть плотно закрытые кабины.
В верхних слоях атмосферы воздух разряжен, тогда как в салоне самолета сохраняется нормальное давление. По законам физики у квадратного окна максимальная нагрузка приходится на углы — при перепаде давления там накапливается напряжение, которое может привести к повреждению материала. С закругленными углами нагрузка распределяется по всей поверхности равномерно и не создаст очагов напряжения. А значит, окно будет целым.
Из чего сделано окно самолета
Иллюминатор состоит из нескольких слоев пластика: их может быть два или три в зависимости от типа самолета. Наружный (и, при наличии, средний) слой поддерживает герметичность салона и защищает от внешних факторов — низкой температуры и разряженного воздуха за бортом. Он точно повторяет контуры фюзеляжа. Внутренний слой защищает внешний стеклопакет от мелких царапин и пыли. К нему пассажиры прислоняются, чтобы полюбоваться заоблачными пейзажами.
Все слои сделаны из прозрачного акрилового пластика. Это очень прочный материал, который выдерживает разницу давления в салоне и в небе и не боится перепадов температуры. Акриловый пластик в два раза легче обычного стекла, и его невозможно разбить.
Зачем отверстие в иллюминаторе
Вероятно, вы обращали внимание на небольшое круглое отверстие в нижней части иллюминатора. Это тоже важный конструктивный элемент — он находится в среднем или внутреннем стекле и позволяет небольшому потоку воздуха циркулировать между слоями окна. Благодаря такому изящному решению выравнивается давление воздуха между слоями иллюминатора, а на стеклах не скапливается влага. Окно остается чистым и не запотевает.
Зачем открывать шторку иллюминатора
Во время взлета и посадки бортпроводники просят держать шторки иллюминаторов открытыми. Это связано с требованиями безопасности. Вот ключевые причины.
Глазам нужно привыкнуть к естественному освещению. На время взлета и посадки свет в салоне лайнера отключается. Это помогает экипажу и пассажирам адаптироваться к освещению снаружи. Если нужно будет оперативно покинуть самолет, ни у кого не возникнет проблем с резким переходом от темноты к яркому свету или наоборот.
Контроль обстановки. Бортпроводникам важно следить за происходящим снаружи, чтобы быстро среагировать при нештатной ситуации. А сотрудникам наземных служб, в свою очередь, нужно видеть, что происходит внутри самолета.
Как выбрать место у окна в самолете
У разных самолетов схема рассадки может отличаться. Информация о том, на каком типе воздушного судна вы летите, находится в маршрутной квитанции. А расположение кресел можно посмотреть здесь.
S7 Airlines летает на самолетах Airbus, Boeing и Embraer. У лайнеров от первых двух производителей схема рассадки:
- в экономклассе — 3+3
- в бизнес-классе — 2+2
У Embraer кресла расположены по схеме 2+2.
Выбрать (и если необходимо, то оплатить) место у окна можно:
- сразу при покупке билета;
- позже в разделе «Мои бронирования» на сайте или в приложении;
- во время онлайн-регистрации на рейс (она открывается за 30 часов до вылета).
Если вы не забронировали место у окошка заранее, на стойке регистрации это сделать вряд ли получится. Кресло у иллюминатора занимают в первую очередь, и часто за три часа до вылета их уже не остается.
Стоит учесть, что в салоне экономкласса может оказаться ряд без окошка. Обычно таких мест со смещенным иллюминатором всего одно или два.