Заоблачный вид

Как устроен иллюминатор самолета и почему он округлой формы

Заоблачный вид
2 минуты
 

Приятно сидеть у иллюминатора и любоваться пушистыми облаками. Можно читать при естественном свете или закрыть шторку и погрузиться в сон. И за всеми этими возможностями стоит большая работа инженеров-конструкторов. Разбираемся, почему окно в самолете округлой формы, из чего оно сделано и зачем в нем отверстие.

Содержание

  1. Почему иллюминаторы овальные
  2. Из чего сделано окно самолета
  3. Зачем отверстие в иллюминаторе
  4. Зачем открывать шторку иллюминатора
  5. Как выбрать место у окна в самолете

Окно в самолете называется иллюминатором. Это латинское слово означает «осветитель» и пришло в авиацию из корабельной лексики вместе со «штурвалом», «бортом», «судном» и «капитаном».

Почему иллюминаторы овальные

Когда в следующий раз будете в самолете, обратите внимание на двери, окна и сам фюзеляж — вы нигде не увидите острых углов. Гладкие формы — это не только красиво, но и важно для безопасности. Но только с середины 1950-х годов лайнеры проектируются с привычными нам овальными окнами.

У первых самолетов иллюминаторы были квадратными или прямоугольными. В то время лайнеры летали низко и почти не поднимались выше 3000 метров. Кабины еще не были герметичными, то есть свободно пропускали воздух снаружи внутрь, а пассажиры даже могли открыть окно и полюбоваться видами.

Первые иллюминаторы были прямоугольной формы. Источник: сайт wikipedia.org

Ситуация начала меняться в начале 1950-х годов: появились реактивные двигатели, самолеты стали летать быстрее и выше. Но под новые условия нужно было перестроить фюзеляж — появились герметичные, то есть плотно закрытые кабины.

В верхних слоях атмосферы воздух разряжен, тогда как в салоне самолета сохраняется нормальное давление. По законам физики у квадратного окна максимальная нагрузка приходится на углы — при перепаде давления там накапливается напряжение, которое может привести к повреждению материала. С закругленными углами нагрузка распределяется по всей поверхности равномерно и не создаст очагов напряжения. А значит, окно будет целым.

Из чего сделано окно самолета

Иллюминатор состоит из нескольких слоев пластика: их может быть два или три в зависимости от типа самолета. Наружный (и, при наличии, средний) слой поддерживает герметичность салона и защищает от внешних факторов — низкой температуры и разряженного воздуха за бортом. Он точно повторяет контуры фюзеляжа. Внутренний слой защищает внешний стеклопакет от мелких царапин и пыли. К нему пассажиры прислоняются, чтобы полюбоваться заоблачными пейзажами.

Все слои сделаны из прозрачного акрилового пластика. Это очень прочный материал, который выдерживает разницу давления в салоне и в небе и не боится перепадов температуры. Акриловый пластик в два раза легче обычного стекла, и его невозможно разбить.

Зачем отверстие в иллюминаторе

Вероятно, вы обращали внимание на небольшое круглое отверстие в нижней части иллюминатора. Это тоже важный конструктивный элемент — он находится в среднем или внутреннем стекле и позволяет небольшому потоку воздуха циркулировать между слоями окна. Благодаря такому изящному решению выравнивается давление воздуха между слоями иллюминатора, а на стеклах не скапливается влага. Окно остается чистым и не запотевает.

Зачем открывать шторку иллюминатора

Во время взлета и посадки бортпроводники просят держать шторки иллюминаторов открытыми. Это связано с требованиями безопасности. Вот ключевые причины.

Глазам нужно привыкнуть к естественному освещению. На время взлета и посадки свет в салоне лайнера отключается. Это помогает экипажу и пассажирам адаптироваться к освещению снаружи. Если нужно будет оперативно покинуть самолет, ни у кого не возникнет проблем с резким переходом от темноты к яркому свету или наоборот.

Контроль обстановки. Бортпроводникам важно следить за происходящим снаружи, чтобы быстро среагировать при нештатной ситуации. А сотрудникам наземных служб, в свою очередь, нужно видеть, что происходит внутри самолета.

Как выбрать место у окна в самолете

У разных самолетов схема рассадки может отличаться. Информация о том, на каком типе воздушного судна вы летите, находится в маршрутной квитанции. А расположение кресел можно посмотреть здесь.

S7 Airlines летает на самолетах Airbus, Boeing и Embraer. У лайнеров от первых двух производителей схема рассадки:

  • в экономклассе — 3+3
  • в бизнес-классе — 2+2

У Embraer кресла расположены по схеме 2+2.

Выбрать (и если необходимо, то оплатить) место у окна можно:

  • сразу при покупке билета;
  • позже в разделе «Мои бронирования» на сайте или в приложении;
  • во время онлайн-регистрации на рейс (она открывается за 30 часов до вылета).

Если вы не забронировали место у окошка заранее, на стойке регистрации это сделать вряд ли получится. Кресло у иллюминатора занимают в первую очередь, и часто за три часа до вылета их уже не остается.

Стоит учесть, что в салоне экономкласса может оказаться ряд без окошка. Обычно таких мест со смещенным иллюминатором всего одно или два.

 
0
Поделитесь
вдохновением

с друзьями в мессенджерах и социальных сетях

 
0
Еще по теме
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
© 2025. S7 Airlines Все пpава защищены