Мы уже подробно рассказывали, где обучают будущих пилотов и как выпускнику летного училища или вуза устроиться на работу в авиакомпанию. Теперь узнаем, как второму пилоту стать командиром воздушного судна.
Кто такой командир воздушного судна
Командир воздушного судна — это главный человек на борту. Его еще называют капитаном по аналогии с морской лексикой, а для простоты сокращают до КВС. Он руководит экипажем и несет полную ответственность за безопасность полета, пассажиров и команды. Но его полномочия не ограничиваются только временем, когда самолет находится в небе: капитан проверяет лайнер перед и после рейса, находится в контакте с наземными службами — авиатехниками и диспетчерами.
За что отвечает командир воздушного судна
Подготовка самолета к полету. Перед рейсом КВС осматривает самолет и ставит подпись под документами о его техническом состоянии — это означает, что воздушное судно готово к вылету. Если он заметит отклонение от нормы, то не подпишет документ. В таком случае прибудут техники и решат, можно ли отремонтировать неисправность или стоит заменить самолет на резервный.
Капитан согласовывает план полета, изучает карту запасных аэродромов, смотрит метеосводки и проводит брифинг с экипажем. Он вправе отстранить любого члена команды от рейса, если увидит, что тот переутомлен или болен.
Только после того, как все документы получены и препятствий для вылета нет, капитан готов поднять самолет в небо.
Роли в полете. Перед рейсом капитан принимает решение, какую роль в полете выполняет он, а какую — второй пилот:
- управление воздушным судном (Pilot flying) — взлет, посадка, включение автопилота, введение параметров полета;
- проверка показаний приборов, поддержка связи с диспетчером и другими службами (Pilot monitoring).
Даже если второй пилот берет на себя управление воздушным судном, капитан может в любой момент перехватить штурвал и взять пилотирование на себя.
Ключевые решения. В Воздушном кодексе говорится, что КВС обладает исключительными полномочиями не только в небе, но и на земле: он принимает окончательное решение о взлете, посадке или изменении маршрута полета. В экстренной ситуации только он может:
- отложить/остановить взлет;
- вернуть лайнер в аэропорт вылета или посадить на запасном аэродроме.
Безопасность на борту. До взлета капитан может высадить пассажира, нарушающего порядок. Если кто-то отказывается следовать правилам полета, когда самолет в небе, капитан принимает решение, как с ним поступить. Он может даже посадить самолет на запасном аэродроме или вернуться в аэропорт вылета, чтобы передать нарушителя полиции.
Завершение рейса и передача самолета следующей команде. После приземления работа капитана не заканчивается: он снова осматривает самолет и фиксирует все детали, чтобы следующий экипаж был в курсе даже незначительных отклонений (перегорела лампочка или заедает замок в двери кабины). Если КВС обнаружит поломки, то передаст информацию инженерам и в Центр управления полетами.
Какими качествами должен обладать КВС
Лидерские качества и управление экипажем. Капитан организует работу команды, принимает ключевые решения, мотивирует экипаж и четко распределяет роли на борту.
Капитан — не просто человек, раздающий указания. Его задача — создать комфортную рабочую атмосферу на борту. Важно чувствовать тонкую грань: оставаться лидером, не подавляя авторитетом коллег, но и не допуская панибратства. Обе крайности недопустимы в небе и влияют на безопасность. Нас специально обучают навыкам командной работы, коммуникации и принятия решений для слаженной работы экипажа.
Стрессоустойчивость и быстрая реакция. Прежде чем стать капитаном, второй пилот проходит осмотр психолога. Специалист проверяет его умение мгновенно перестраивать планы (например, при смене погоды или закрытии аэропорта) и работать в условиях неопределенности.
Отличное физическое здоровье. Перед каждым рейсом проводятся медосмотры, а медкомиссии — раз в несколько месяцев.
Психическая устойчивость. Досконально проверяют не только работу всех систем организма, но и проводят тесты, чтобы выявить возможное выгорание. Капитан всегда должен быть в хорошей форме.
Какие навыки нужны капитану
Авиационный английский. Капитану важно владеть авиационным английским языком — это особый диалект и фразы для радиообмена, которые отличаются от привычного всем разговорного языка. Например, при радиосвязи используется непривычное произношение цифр: девять будет niner (вместо nine). Благодаря этому диспетчеры и пилоты разных национальностей понимают друг друга даже во время помех.
Пилот сдает экзамены на владение языком. В авиации своя шкала уровней: их шесть, как и в обычном английском (от элементарного до экспертного), но обозначаются они цифрами от 1 до 6 (а не буквами от А1 до С2). Чтобы стать капитаном, уровень английского должен быть не ниже четвертого, он еще называется операционным:
- пилота должны понимать в любой точке земного шара;
- он должен уметь поддержать разговор на общие и авиационные темы;
- ему нужно вести диалог, отвечать и задавать вопросы.
Высшее образование. Получить его можно в Санкт-Петербурге и Ульяновске. Для этого нужно окончить авиационный вуз по одной из программ:
- «Летная эксплуатация гражданских воздушных судов» (бакалавриат);
- «Организации летной работы» (специалитет).
Опыт и мастерство. Прежде чем стать КВС, второму пилоту нужно провести в небе не менее 1 500 часов, обычно это занимает полтора года.
В самолете многое за летчика делает автопилот — это не прихоть, а правило безопасности. Но это не значит, что пилоты не управляют лайнерами в ручном режиме: взлет и посадка проходят только «на руках». Кроме того, раз в полгода пилот сдает экзамен на тренажере, не отличимом внутри от кабины самолета. Большинство действий летчик совершает без автопилота.
В течение двух дней каждые полгода мы проводим на тренажере по четыре часа без остановки, отрабатывая нештатные ситуации. Сценарий выбирает инструктор, мы заранее не знаем, что будет.
В первый день просто тренировка, ее тут называют «рефреш-сессии». А второй день — это чек (экзамен), он проходит в режиме строгого экзамена, пилота проверяет уже новый инструктор. Экзамен на тренажере — это очень серьезное мероприятие, к которому готовятся заранее.
Путь от второго пилота до КВС
Второй пилот, который решил пересесть в капитанское кресло, должен быть готов к большому количеству экзаменов и проверок. Весь процесс от подачи документов до вступления в должность может занять до нескольких лет.
1. Заявление на должность КВС. Его можно подать в летный директорат сразу как наберется 1 500 часов налета. Обычно такой стаж нарабатывается за два — два с половиной года.
2. Внутренняя оценка кандидата и экзамены. Пилоты каждые полгода проходят проверки на тренажере. В это время инструкторы внимательно следят за их работой, оценивают профессионализм, мастерство пилотирования, дисциплину и лидерский потенциал. Достойных кандидатов приглашают на собеседование, по итогам которого могут предложить пройти подготовку на должность капитана, то есть стать КВС-стажером.
Пилоты-инструкторы летной группы периодически проводят разбор, где рассматривают и утверждают список кандидатов на обучение КВС. Пилотам назначают собеседование, по итогам которого инструкторы принимают решение, кого из них рекомендовать на программу подготовки командира воздушного судна.
После собеседования кандидату нужно пройти психологическое обследование, медосмотр и сдать экзамены по дисциплинам:
- навигация и авиационная метеорология;
- авиационная безопасность;
- летная эксплуатация и стандартные процедуры;
- обеспечение безопасности полетов;
- инженерно-авиационное обеспечение.
3. Местная квалификационная комиссия (МКК). Успешный кандидат, который прошел все проверки и экзамены, приглашается на МКК. В ее состав входят летный директор, руководители подразделений, штурман и психолог. Собеседование включает экзамен по билетам и свободную беседу.
На МКК проверяют не только знание документов, но и то, как ты будешь действовать в той или иной ситуации. Попадались вопросы, которые ставили меня в тупик, и важно не замыкаться, а искать решение. Для капитана критично важно сохранять ясность мысли в сложной обстановке.
Если кандидат успешно прошел квалификационную комиссию, он становится КВС-стажером. Теперь ему предстоит пройти подготовку на должность капитана.
В случае неудачи решение о повторном прохождении МКК принимает летный директор или его заместитель. Он может разрешить кандидату пройти программу подготовки КВС, а может дать время на дополнительную проработку своих навыков.
4. Подготовка на должность командира воздушного судна. Пилот занимается с психологом, проходит подготовку с инструктором на тренажере, а дальше стажируется на самолете.
Подготовка на тренажере под контролем инструктора занимает четыре сессии по четыре часа каждая. Пилот практикуется на Full Flight Simulator — это точная копия кабины самолета, которая передает все движения самолета: от разгона по летной полосе и взлета до приземления и парковки. Здесь пилот впервые занимает левое кресло и учится управлять лайнером от лица капитана. Инструктор смотрит на мастерство пилота (как тот управляет самолетом) и на то, какие решения он принимает в сложных ситуациях.
Затем 40 полетов (это примерно два месяца) проходит стажировка на самолете. Пилот берет на себя обязанности командира воздушного судна, но пока рядом с ним не второй пилот, а опытный инструктор. Капитан-стажер учится распределять задачи, управлять экипажем, вести координацию с наземными службами.
Во время летной тренировки главная задача пилота-инструктора — развить и закрепить у будущего капитана лидерские качества, навыки управления и принятия решений, то есть подготовить его к самостоятельной работе.
По завершении стажировки проводится квалификационная проверка, и если пилот справился, то назначается еще одна МКК на утверждение его в должности командира воздушного судна.
5. Вступление в должность КВС. Успешная стажировка завершается выпускным полетом, и по решению Местной квалификационной комиссии пилота принимают на должность командира воздушного судна. После этого капитану предстоят три рейса со вторым пилотом, но под присмотром «заплечного» — так называют инструктора, который сидит позади (за плечами) командира воздушного судна. А дальше он отправляется в свой первый самостоятельный полет.
Капитану необходимо получить свидетельство линейного пилота взамен свидетельства коммерческого пилота, внести запись о назначении и типе воздушного судна в летную книжку.
Свидетельство коммерческого пилота дает право работать пилотом в авиакомпании (в отличие от частного пилота). Требует не менее 150 часов налета. Его имеют вторые пилоты.
Свидетельство линейного пилота — высшая категория. Оно обязательно должно быть у КВС коммерческих авиалиний. Чтобы его получить, нужны не менее 1 500 часов налета, включая опыт в роли капитана (или под наблюдением), и сдача соответствующих экзаменов. Также свидетельство линейного пилота требуется пилотам-инструкторам.
Свидетельства выдает Росавиация.
Быть главным в небе — это…
Михаил Агапов стал командиром воздушного судна в 2022 году. До этого он провел почти 3 000 часов за штурвалом Boeing 737, отрабатывал навыки ручного управления на тренажере и упорно шел к своей цели — занять кресло капитана.
Я летаю в должности командира воздушного судна три года. Другого пути себе не представлял: мой папа из авиации, работал в авиакомпании «Сибирь», заканчивал летную карьеру штурманом на ТУ-154. Когда я после вуза пришел в S7 Airlines, делал всё, чтобы стать командиром воздушного судна.
Я хорошо помню день, когда мне позвонил старший пилот-инструктор летной группы и пригласил на квалификационную комиссию. Это был октябрь 2021 года. Мне оставалось всего несколько дней до отпуска, планировали с семьей уехать на Алтай. Собеседование назначили на декабрь — а к этому времени нужно было сдать все тесты и пройти необходимые собеседования. Я отменил поездку и сел за учебники.
Самоподготовка, куча тестов, прохождение собеседований, в том числе с психологом, заняло несколько месяцев. Да, процесс не быстрый, но и работа предстоит ответственная.
Если второй пилот хочет стать капитаном, ему нужно хорошо знать документы, быть инициативным и внимательным, уметь работать в команде и быть ее частью. Тогда старший коллега обратит внимание и даст в нужный момент положительную характеристику. Раз в полгода мы все проходим тренажер. Там за нашими действиями следит инструктор. Я думаю, он тоже видит потенциальных капитанов среди вторых пилотов. Его мнение имеет значение, когда принимают решение, кому предложить обучение на должность КВС.
Но прежде чем подавать заявление на КВС, пилоту нужно задать себе вопрос: «А готов ли я к такой ответственности?» Для этой должности нужен внутренний стержень, крепкие нервы, дисциплина и лидерские качества.
Мы продолжим рассказывать о профессиях в авиации и делиться историями летчиков, авиатехников, бортпроводников и диспетчеров. Еще один карьерный трек пилота — стать инструктором. Наш собеседник Михаил Агапов уже получил предложение занять эту должность. Желаем ему удачи на этом пути!