Нырнуть в неизведанное, поместить себя в непривычную, контрастную среду — и попытаться разгадать ее, расшифровать. Изучить ее символы и знаки. Из чужака превратиться в друга! Именно так выглядят путешествия Ксении Диодоровой, сооснователя студии визуальных коммуникаций «Гонзо-дизайн».
Мы продолжаем погружаться в мультимедийные проекты Гонзо, где текст, звук, фото и видео создают ощущение путешествия. В прошлый раз мы вместе с Ксенией побывали в Кыргызстане и Марокко, а теперь отправимся в горный Таджикистан — на Памир, увидим, каково жить среди голых скал, и узнаем, что отличает исследователя от туриста и почему порой в путешествии стоит идти навстречу противоречивым чувствам.
Ксения даст ценные советы для самых отважных — тех, кто готов выйти из зоны комфорта и соприкоснуться с жизнью местных, не похожей на картинки в путеводителях.
Всегда очень важно начинать разговор тогда, когда ты уже хоть немного изучил вопрос. Это как готовиться к интервью — ведь ты перед нашим разговором что-то читала, смотрела. Важно, чтобы собеседники видели твой настоящий, не поверхностный интерес. Я недавно была в турецкой деревне и жила в доме человека, который коллекционирует ковры. Он рассказывает про их ценность, про культуру отношения к коврам. Когда мы говорили, он понял, что я не первый раз об этом слышу. И ему стало интересно. Любое путешествие — это обмен, и здорово, если ты, приезжая в другую страну, тоже можешь что-то отдать другим, пусть даже историю, провести параллели: у нас вот так, а у вас как?
Эмоциональная связь — это первое, о чем нужно позаботиться при работе с людьми, и не важно, кто они — герои документального проекта, партнеры по бизнесу или студенты. Это тяжело, отнимает много сил. Ты же устаешь не от работы как таковой, а именно тогда, когда отдаешь частицу себя. Это как вилку в розетку воткнуть. Пока вилка не воткнута, ток не идет.
Так что по поводу жилья я не переживала. Я сомневалась в другом: получится ли найти людей, чьи дети уехали в Москву. Но оказалось, что это не проблема, потому что в каждом втором, а может, и в каждом доме кто-то из членов семьи был трудовым мигрантом в России.
— Давай сфотографируем тебя где-нибудь в другом месте?
— Нет, давайте здесь, тут так красиво!
— Красиво там, где горы, у тебя в деревне...
— А мне здесь больше нравится.
Такой забавный эпизод. Им нравится, когда музыка играет, люди кругом, все другое. Их так же, как и меня, притягивает контрастная среда, что-то, выходящее за рамки привычной картинки. Думаю, это вообще основной драйвер путешествий.
А еще мне кажется, в этом есть острота. Когда мы читаем про архаичные вещи в таком необычном для них виде — в контексте интерактивной мультимедийной истории, они приобретают новые значения. Это немножко провокация. А хорошая провокация — это всегда хорошо.
Беседовала Лиза Жирадкова
От редакции:
Мы побеседовали об опыте создания очень важного и глубокого проекта "В холоде". Ксения оказалась у истоков социальной драмы и снимала родителей трудовых мигрантов в Таджикистане и их детей в России. Надеемся, вы тоже познакомитесь с этой историей.
И еще, мы очень верим, что путешествия и путешественники смогут изменить мир к лучшему.