Путь пилота

Как пилоту устроиться в авиакомпанию

Путь пилота
7 минут
 

После авиационного вуза молодой летчик готов строить карьеру: у него есть диплом и лицензия коммерческого пилота. Но на деле путь к штурвалу большого лайнера только начинается. Ведь чтобы управлять самолетами Airbus или Boeing, требуется особая подготовка.

Содержание

  1. Зачем пилоту снова учиться после вуза
  2. Кто может учиться в авиационном учебном центре
  3. Как проходит отбор пилотов на обучение
  4. Как проходит обучение пилота
  5. Кто платит за обучение пилота
  6. О ритуалах, эмоциях и первом полете

Мы уже рассказывали, куда пойти учиться, если вы мечтаете стать пилотом гражданской авиации. Теперь узнаем, как после вуза получить работу в крупной авиакомпании. В этом нам помогут специалисты учебного центра S7 Training и пилоты S7 Airlines.

Зачем пилоту снова учиться после вуза

У выпускника авиационного вуза есть базовые знания и навыки, но для работы в авиакомпании их недостаточно. Дело в том, что в учебных заведениях подготовку проходят на легких самолетах — например, Cessna 172, Diamond DA40 или DA42. Эти модели намного меньше пассажирских лайнеров и в разы проще в управлении.

Представьте: Diamond DA42 весит как легковая машина, а Boeing 737 — как пять грузовиков. Это 1 250 кг против 79 000 кг! И колоссальная разница не только в габаритах, но и в скорости, высоте полета и системах управления.

Cessna весит как малолитражный автомобиль, а Boeing — как пять грузовиков

Конечно, курсанты в авиационных вузах изучают особенности пассажирских лайнеров. Например, они проходят аэродинамику магистральных воздушных судов, им объясняют разницу двигателей Airbus и Boeing. Но узнать тонкости всех самолетов за время учебы у них не получится.

При этом парк современных авиаперевозчиков довольно разнообразен. У S7 Airlines это самолеты ведущих мировых производителей: Airbus, Boeing и Embraer.

На каждый тип воздушного судна у пилота должен быть соответствующий допуск. Самолеты семейства Airbus и Boeing имеют разную философию управления, разные переключатели в кабине и разные органы управления. У Boeing это штурвал, у Airbus — сайдстик (он похож на джойстик и, в отличие от штурвала, находится сбоку от пилотов. — Прим. ред.).


Можно сравнить с автошколой: если вы учились управлять автомобилем только с автоматической коробкой передач, то, чтобы водить авто с механической, вам нужно пройти дополнительную теоретическую подготовку и практику. С самолетами всё еще сложнее.

Михаил Агапов,
капитан воздушного судна Boeing 737
Самолеты семейства Airbus и Boeing имеют разные органы управления. У Airbus это сайдстик

Поэтому под каждый тип самолета нужна обученная команда пилотов. Такой подготовкой в S7 Airlines занимается авиационный учебный центр S7 Training. Он находится в подмосковном Битягово, недалеко от аэропорта Домодедово.

Кто может учиться в авиационном учебном центре

В S7 Training может пройти обучение любой пилот с профильным образованием, а также свидетельством коммерческого или линейного пилота.

Чтобы попасть в группу на обучение в S7 Training, кандидату нужно откликнуться на вакансию. Вслед за этим он должен будет пройти отбор.

Если пилот хочет научиться управлять конкретным типом самолета, но не готов потом работать в S7 Airlines, то он может оставить заявку на сайте и пройти подготовку за свой счет.

В S7 Training может пройти обучение любой пилот с профильным образованием

Как проходит отбор пилотов на обучение

Основная задача учебного центра S7 Training — готовить пилотов, которые будут работать в компании S7 Airlines. Кандидатов отбирают строго. Вот на что смотрят в первую очередь:

  • профильное образование (диплом авиационного университета или летного училища, лицензия коммерческого пилота);
  • крепкое здоровье, подтвержденное документами (заключение врачебно-летной экспертной комиссии);
  • заграничный паспорт;
  • сертификат владения авиационным английским;
  • курсы МВЛ (нужны для допуска к международным полетам).

Тем, кто прошел проверку документов, предстоит приехать в Москву в офис S7 Airlines и пройти пять этапов отбора.

Этапы предварительного отбора в S7 Training

1. Собеседование с летным директором. Общение проходит в свободной форме, проверяются базовые знания пилота по профильным дисциплинам. На этом этапе принимается решение, допустят ли кандидата к дальнейшим испытаниям.

Пилоту задают различные вопросы по аэродинамике, аэронавигации, метеорологии, проверяют знания английского языка. Каждый выпускник вуза сможет поддержать такую беседу. Но не каждый справляется со стрессом и умеет быстро переключиться на новую тему. Потому как на собеседовании проверяют не только знания, но и умение мыслить и не терять самообладание в сложной ситуации.

Елизавета Андреева,
второй пилот Embraer 170

2. Тестирование по профильным предметам. Кандидату нужно решить 50 задач по аэродинамике, аэронавигации, метеорологии, воздушному праву и английскому языку. Тестирование можно пересдать только один раз.

3. Интервью с психологом. Проверяются такие качества, как стрессоустойчивость, внимание, способность принимать решение и работать в команде.

4. Собеседование с директором по летным стандартам. На этом этапе пилот общается с руководителем, показывает оригиналы документов: диплом об образовании, свидетельство коммерческого пилота, сертификат владения английским языком.

5. Проверка летных навыков. Она проходит на тренажере, который имитирует кабину самолета. Кандидату дается 15–20 минут, за это время ему нужно взлететь, сделать круг и посадить самолет. Всё это на ручном управлении (без автопилота).

Тренажер Full Flight Simulator — точная копия кабины самолета

В среднем прохождение всех этапов занимает 10 дней. В отборе участвуют одновременно 50 кандидатов, из них на обучение попадут только 10–12 лучших. Специалисты оценивают каждое испытание и составляют рейтинг: чем выше итоговый балл, тем больше шансов попасть в группу.

Мы анализируем, какие специалисты нужны авиакомпании прямо сейчас, и под это набираем группы. Например, если требуется подготовка пилотов для Boeing, мы берем 12 лучших кандидатов из списка и проводим обучение.


Сами пилоты, когда приходят к нам на трудоустройство и обучение, не всегда знают, на каком самолете будут летать.

Михаил Никоноров,
начальник отдела организации обучения и развития персонала

Как проходит обучение пилота

Обучение занимает в среднем шесть месяцев. Оно делится на три блока: теория, практика и стажировка. Группы набирают по 10–12 человек, а программа зависит от типа самолета — Boeing, Airbus или Embraer.

Первые два месяца занимает теоретическая подготовка:

  • Изучение общих дисциплин: перевозка опасных грузов, аварийно-спасательная подготовка на воде и суше, защита воздушного судна от обледенения — всего их 8–10. Подготовка длится три недели.
  • Знакомство с кабиной самолета на компьютерном тренажере (Computer Based Training). На экран выводится изображение, имитирующее кабину самолета. Пилоты запоминают расположение кнопок, тумблеров, алгоритмы действий в разных ситуациях.
  • Проверка пройденного материала — слушатели сдают экзамены.
Первые два месяца пилоты изучают базовые дисциплины, проходят аварийно-спасательную подготовку на воде и суше, знакомятся с кабиной самолета на компьютерном тренажере

Дальше пилотов ждет практика на тренажерах. Эта часть уже приближена к реальным полетам. Группу разбивают на экипажи по два человека. Каждой паре предстоит по очереди брать на себя одну из ролей пилотов:

  • управлять воздушным судном (Pilot flying);
  • проверять показания приборов, держать связь с диспетчером и другими службами (Pilot monitoring).

Экипажи сначала проходят подготовку на процедурном тренажере. Это еще не полноценная кабина: пульты, приборы и органы управления выводятся на сенсорные экраны. Пилоты отрабатывают базовые навыки управления самолетом: включают все системы, запускают двигатели, практикуют взлет и посадку.

Сначала пилоты проходят подготовку на процедурном тренажере

Самое интересное начинается в тренажере Full Flight Simulator — точная копия кабины самолета. Она стоит на шести подвижных платформах, которые имитируют все движения лайнера: разгон по взлетно-посадочной полосе, набор высоты, полет, снижение и посадку. Здесь можно почувствовать и боковой ветер, и турбулентность. Эффект полного погружения создают системы визуализации, звука и даже дыма.

Тренажер позволяет выполнять полет практически из любого аэропорта, способного принимать этот тип самолета в реальной жизни. В системе тренажера — тысячи профилей и сценариев аэропортов по всему миру. Порядка ста имеют высокий уровень детализации.


Один из таких аэропортов — Домодедово, в разработке профиля которого участвовали и мы. На тренажере имитируются любые нештатные ситуации, погодные условия, отказы систем самолета, их комбинации, действия при которых пилотам необходимо отрабатывать как во время обучения на тип воздушного судна, так и периодически, уже в процессе работы.

Сергей Цыганов,
ведущий инженер по технической эксплуатации и стандартизации авиационных тренажеров

Во время обучения на симуляторе инструктор задает разные сценарии полета. Он может в любой момент поставить программу на паузу, разобрать ошибки и повторить сложный момент. Пилоты разбирают самые сложные сценарии и доводят свои действия до автоматизма.

В завершение инструктор принимает у пилотов экзамен. Только сдав его, можно приступить к реальным полетам.

Для подготовки пилотов есть тренажеры Full Flight Simulator. Внешне они не похожи на настоящие самолеты, но внутри — всё максимально реалистично

Следующий этап — стажировка на самолете. Пилоту нужно совершить 50 полетов, которые вместе будут длиться не менее 150 часов. В среднем это занимает два-три месяца.

Первые шесть рейсов (три полета с возвращением в аэропорт вылета) стажер летает обзервером, то есть сидит в кабине самолета за спинами командира и второго пилота, внимательно наблюдает за их работой. Смотрит, как самолет готовят к началу полета, какие документы заполняют, как связываются с диспетчером, следит за взлетом и посадкой, учится общаться с бортпроводниками.

На седьмой рейс стажер занимает кресло второго пилота. Его ждет первый самостоятельный полет. Рядом с ним инструктор, за спиной — действующий второй пилот. Как правило, первые рейсы проходят днем. Чаще всего это разворотные полеты, то есть самолет возвращается в тот аэропорт, из которого он вылетел.

На протяжении стажировки пилот летает вместе с инструктором. После каждого рейса они вместе разбирают все детали. Когда первые 50 часов в небе позади, пилота ждет транзит-чек — это промежуточная проверка летных навыков. Экзаменует пилот-инструктор летной группы. Таких проверок у пилота две. По завершении стажировки — квалификационный экзамен.

Стажерские полеты занимают два-три месяца. В кабине самолета рядом с со стажером всегда инструктор, за спиной — действующий второй пилот

После того как три этапа успешно пройдены и экзамены сданы, пилот становится членом команды S7 Airlines. Он начинает с должности второго пилота и летает только в составе опытного экипажа. А когда проведет в небе 1 500 часов, сможет написать заявление на должность командира воздушного судна. Об этой специальности ждите отдельный текст серии.

Кто платит за обучение пилота

Авиакомпания S7 Airlines полностью оплачивает подготовку пилотов в своем тренинг-центре, но при условии, что после обучения те отработают в компании пять лет. Перед началом подготовки кандидаты подписывают ученический договор. Если учеба и стажировка пройдены успешно, им предлагают подписать трудовой договор.

Я проходила программу переподготовки в S7 Training осенью — зимой 2024 года. Нашу группу набрали под Embraer 170. Я тогда даже не знала, что есть такой самолет! Но была очень счастлива, когда меня пригласили на собеседование, а после взяли в команду.


Всё время, пока шло обучение, мы жили на территории S7 Training. Нам даже платили неплохую стипендию. Мы много занимались, но было время и на волейбол, и на бассейн. Было прекрасно, всё это напоминало жизнь в лагере, только интереснее: я училась управлять новым для себя самолетом.

Елизавета Андреева,
второй пилот Embraer 170

Все шесть месяцев, пока идет обучение, пилоты живут на территории учебного центра. Здесь есть отель и кафе-ресторан, можно заниматься спортом, гулять на свежем воздухе и плавать в бассейне. Все расходы по проживанию и питанию тоже берет на себя авиакомпания. Кроме этого, S7 Airlines выплачивает обучающимся стипендию.

О ритуалах, эмоциях и первом полете

Елизавета Андреева — второй пилот в S7 Airlines и управляет Embraer 170. Она только в мае завершила стажерские полеты. Елизавета рассказала о традициях и поделилась своими эмоциями от первых рейсов.

У пилотов есть две традиции, связанные с первым полетом, который случается еще в институте.


Первый ритуал веселый: после первого полета пилот не должен сам выходить из самолета. Получается так: ты садишься за штурвал (я летала на Diamond DA40), взлетаешь, делаешь круг и приземляешься. Но выходить самому нельзя: тебя должны вынести из самолета на руках твои сокурсники. Они несколько раз подкидывают тебя и только потом ставят на землю.


Вторая традиция помогает сохранить память о днях в институте. Перед первым полетом все, кому предстоит сесть за штурвал, покупают сигареты (и это не связано с вредной привычкой, просто так заведено). Целую пачку дарят инструктору, а отдельные папиросы — друзьям-сокурсникам. Главное — везде нужно написать номер борта, свою фамилию, дату вылета. Потом мы разлетимся по разным городам и странам, и это останется напоминанием о нашей дружбе.


А на первом рейсе в авиакомпании, когда ты уже не курсант, а второй пилот, тебе не до сентиментальных традиций. Конечно, родные и друзья поздравляют, но уже не чувствуешь такого волнения, как в вузе.


Хотя когда я первый раз села в кресло второго пилота, было много эмоций. Но рядом со мной был пилот-инструктор, а позади — опытный второй пилот. Такая поддержка помогает и придает уверенности.


Инструктор понимает, что ты уже отработала все ситуации и закрепила все алгоритмы. Его задача — научить тебя в нужный момент доставать их из памяти. При этом каждое твое действие подкреплено документами, от этого спокойно и комфортно.

В следующих статьях мы продолжим рассказывать о профессиях в авиации и делиться историями летчиков, бортпроводников, диспетчеров и инженеров. Вы узнаете, как вторые пилоты дорастают до капитанов, почему престижно быть инструктором и как проверяют на стрессоустойчивость стюардесс.

Наши письма на пользу вашим путешествиям
Откроем новые локации, расскажем про работу экипажа, напомним о грядущей распродаже
 
0
Поделитесь
вдохновением

с друзьями в мессенджерах и социальных сетях

 
0
Еще по теме
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
© 2025. S7 Airlines Все пpава защищены