Мы уже рассказывали, куда пойти учиться, если вы мечтаете стать пилотом гражданской авиации. Теперь узнаем, как после вуза получить работу в крупной авиакомпании. В этом нам помогут специалисты учебного центра S7 Training и пилоты S7 Airlines.
Зачем пилоту снова учиться после вуза
У выпускника авиационного вуза есть базовые знания и навыки, но для работы в авиакомпании их недостаточно. Дело в том, что в учебных заведениях подготовку проходят на легких самолетах — например, Cessna 172, Diamond DA40 или DA42. Эти модели намного меньше пассажирских лайнеров и в разы проще в управлении.
Представьте: Diamond DA42 весит как легковая машина, а Boeing 737 — как пять грузовиков. Это 1 250 кг против 79 000 кг! И колоссальная разница не только в габаритах, но и в скорости, высоте полета и системах управления.
Конечно, курсанты в авиационных вузах изучают особенности пассажирских лайнеров. Например, они проходят аэродинамику магистральных воздушных судов, им объясняют разницу двигателей Airbus и Boeing. Но узнать тонкости всех самолетов за время учебы у них не получится.
При этом парк современных авиаперевозчиков довольно разнообразен. У S7 Airlines это самолеты ведущих мировых производителей: Airbus, Boeing и Embraer.
На каждый тип воздушного судна у пилота должен быть соответствующий допуск. Самолеты семейства Airbus и Boeing имеют разную философию управления, разные переключатели в кабине и разные органы управления. У Boeing это штурвал, у Airbus — сайдстик (он похож на джойстик и, в отличие от штурвала, находится сбоку от пилотов. — Прим. ред.).
Можно сравнить с автошколой: если вы учились управлять автомобилем только с автоматической коробкой передач, то, чтобы водить авто с механической, вам нужно пройти дополнительную теоретическую подготовку и практику. С самолетами всё еще сложнее.
Поэтому под каждый тип самолета нужна обученная команда пилотов. Такой подготовкой в S7 Airlines занимается авиационный учебный центр S7 Training. Он находится в подмосковном Битягово, недалеко от аэропорта Домодедово.
Еще по теме
Кто может учиться в авиационном учебном центре
В S7 Training может пройти обучение любой пилот с профильным образованием, а также свидетельством коммерческого или линейного пилота.
Свидетельство коммерческого пилота позволяет работать в авиакомпании (в отличие от частного пилота, который летает для себя). Его может получить только выпускник авиационного вуза или летного училища, у которого есть не менее 150 часов летной практики.
Свидетельство линейного пилота — следующий шаг в авиационной карьере. Его может получить только опытный летчик, который провел в небе 1 500 часов и 100 часов практиковал свои навыки на тренажере. Такие лицензии есть у командиров воздушных судов и пилотов-инструкторов.
Все свидетельства пилотам выдает Росавиация.
Чтобы попасть в группу на обучение в S7 Training, кандидату нужно откликнуться на вакансию. Вслед за этим он должен будет пройти отбор.
Если пилот хочет научиться управлять конкретным типом самолета, но не готов потом работать в S7 Airlines, то он может оставить заявку на сайте и пройти подготовку за свой счет.
Как проходит отбор пилотов на обучение
Основная задача учебного центра S7 Training — готовить пилотов, которые будут работать в компании S7 Airlines. Кандидатов отбирают строго. Вот на что смотрят в первую очередь:
- профильное образование (диплом авиационного университета или летного училища, лицензия коммерческого пилота);
- крепкое здоровье, подтвержденное документами (заключение врачебно-летной экспертной комиссии);
- заграничный паспорт;
- сертификат владения авиационным английским;
- курсы МВЛ (нужны для допуска к международным полетам).
Тем, кто прошел проверку документов, предстоит приехать в Москву в офис S7 Airlines и пройти пять этапов отбора.
Этапы предварительного отбора в S7 Training
1. Собеседование с летным директором. Общение проходит в свободной форме, проверяются базовые знания пилота по профильным дисциплинам. На этом этапе принимается решение, допустят ли кандидата к дальнейшим испытаниям.
Пилоту задают различные вопросы по аэродинамике, аэронавигации, метеорологии, проверяют знания английского языка. Каждый выпускник вуза сможет поддержать такую беседу. Но не каждый справляется со стрессом и умеет быстро переключиться на новую тему. Потому как на собеседовании проверяют не только знания, но и умение мыслить и не терять самообладание в сложной ситуации.
2. Тестирование по профильным предметам. Кандидату нужно решить 50 задач по аэродинамике, аэронавигации, метеорологии, воздушному праву и английскому языку. Тестирование можно пересдать только один раз.
3. Интервью с психологом. Проверяются такие качества, как стрессоустойчивость, внимание, способность принимать решение и работать в команде.
4. Собеседование с директором по летным стандартам. На этом этапе пилот общается с руководителем, показывает оригиналы документов: диплом об образовании, свидетельство коммерческого пилота, сертификат владения английским языком.
5. Проверка летных навыков. Она проходит на тренажере, который имитирует кабину самолета. Кандидату дается
В среднем прохождение всех этапов занимает 10 дней. В отборе участвуют одновременно 50 кандидатов, из них на обучение попадут только
Мы анализируем, какие специалисты нужны авиакомпании прямо сейчас, и под это набираем группы. Например, если требуется подготовка пилотов для Boeing, мы берем 12 лучших кандидатов из списка и проводим обучение.
Сами пилоты, когда приходят к нам на трудоустройство и обучение, не всегда знают, на каком самолете будут летать.
Как проходит обучение пилота
Обучение занимает в среднем шесть месяцев. Оно делится на три блока: теория, практика и стажировка. Группы набирают по 10–12 человек, а программа зависит от типа самолета — Boeing, Airbus или Embraer.
Первые два месяца занимает теоретическая подготовка:
- Изучение общих дисциплин: перевозка опасных грузов, аварийно-спасательная подготовка на воде и суше, защита воздушного судна от обледенения — всего их 8–10. Подготовка длится три недели.
- Знакомство с кабиной самолета на компьютерном тренажере (Computer Based Training). На экран выводится изображение, имитирующее кабину самолета. Пилоты запоминают расположение кнопок, тумблеров, алгоритмы действий в разных ситуациях.
- Проверка пройденного материала — слушатели сдают экзамены.
Дальше пилотов ждет практика на тренажерах. Эта часть уже приближена к реальным полетам. Группу разбивают на экипажи по два человека. Каждой паре предстоит по очереди брать на себя одну из ролей пилотов:
- управлять воздушным судном (Pilot flying);
- проверять показания приборов, держать связь с диспетчером и другими службами (Pilot monitoring).
Экипажи сначала проходят подготовку на процедурном тренажере. Это еще не полноценная кабина: пульты, приборы и органы управления выводятся на сенсорные экраны. Пилоты отрабатывают базовые навыки управления самолетом: включают все системы, запускают двигатели, практикуют взлет и посадку.
Самое интересное начинается в тренажере Full Flight Simulator — точная копия кабины самолета. Она стоит на шести подвижных платформах, которые имитируют все движения лайнера: разгон по взлетно-посадочной полосе, набор высоты, полет, снижение и посадку. Здесь можно почувствовать и боковой ветер, и турбулентность. Эффект полного погружения создают системы визуализации, звука и даже дыма.
Тренажер позволяет выполнять полет практически из любого аэропорта, способного принимать этот тип самолета в реальной жизни. В системе тренажера — тысячи профилей и сценариев аэропортов по всему миру. Порядка ста имеют высокий уровень детализации.
Один из таких аэропортов — Домодедово, в разработке профиля которого участвовали и мы. На тренажере имитируются любые нештатные ситуации, погодные условия, отказы систем самолета, их комбинации, действия при которых пилотам необходимо отрабатывать как во время обучения на тип воздушного судна, так и периодически, уже в процессе работы.
Во время обучения на симуляторе инструктор задает разные сценарии полета. Он может в любой момент поставить программу на паузу, разобрать ошибки и повторить сложный момент. Пилоты разбирают самые сложные сценарии и доводят свои действия до автоматизма.
В завершение инструктор принимает у пилотов экзамен. Только сдав его, можно приступить к реальным полетам.
Следующий этап — стажировка на самолете. Пилоту нужно совершить 50 полетов, которые вместе будут длиться не менее 150 часов. В среднем это занимает два-три месяца.
Первые шесть рейсов (три полета с возвращением в аэропорт вылета) стажер летает обзервером, то есть сидит в кабине самолета за спинами командира и второго пилота, внимательно наблюдает за их работой. Смотрит, как самолет готовят к началу полета, какие документы заполняют, как связываются с диспетчером, следит за взлетом и посадкой, учится общаться с бортпроводниками.
На седьмой рейс стажер занимает кресло второго пилота. Его ждет первый самостоятельный полет. Рядом с ним инструктор, за спиной — действующий второй пилот. Как правило, первые рейсы проходят днем. Чаще всего это разворотные полеты, то есть самолет возвращается в тот аэропорт, из которого он вылетел.
На протяжении стажировки пилот летает вместе с инструктором. После каждого рейса они вместе разбирают все детали. Когда первые 50 часов в небе позади, пилота ждет транзит-чек — это промежуточная проверка летных навыков. Экзаменует пилот-инструктор летной группы. Таких проверок у пилота две. По завершении стажировки — квалификационный экзамен.
После того как три этапа успешно пройдены и экзамены сданы, пилот становится членом команды S7 Airlines. Он начинает с должности второго пилота и летает только в составе опытного экипажа. А когда проведет в небе 1 500 часов, сможет написать заявление на должность командира воздушного судна. Об этой специальности ждите отдельный текст серии.
Кто платит за обучение пилота
Авиакомпания S7 Airlines полностью оплачивает подготовку пилотов в своем тренинг-центре, но при условии, что после обучения те отработают в компании пять лет. Перед началом подготовки кандидаты подписывают ученический договор. Если учеба и стажировка пройдены успешно, им предлагают подписать трудовой договор.
Я проходила программу переподготовки в S7 Training осенью — зимой 2024 года. Нашу группу набрали под Embraer 170. Я тогда даже не знала, что есть такой самолет! Но была очень счастлива, когда меня пригласили на собеседование, а после взяли в команду.
Всё время, пока шло обучение, мы жили на территории S7 Training. Нам даже платили неплохую стипендию. Мы много занимались, но было время и на волейбол, и на бассейн. Было прекрасно, всё это напоминало жизнь в лагере, только интереснее: я училась управлять новым для себя самолетом.
Все шесть месяцев, пока идет обучение, пилоты живут на территории учебного центра. Здесь есть отель и кафе-ресторан, можно заниматься спортом, гулять на свежем воздухе и плавать в бассейне. Все расходы по проживанию и питанию тоже берет на себя авиакомпания. Кроме этого, S7 Airlines выплачивает обучающимся стипендию.
О ритуалах, эмоциях и первом полете
Елизавета Андреева — второй пилот в S7 Airlines и управляет Embraer 170. Она только в мае завершила стажерские полеты. Елизавета рассказала о традициях и поделилась своими эмоциями от первых рейсов.
У пилотов есть две традиции, связанные с первым полетом, который случается еще в институте.
Первый ритуал веселый: после первого полета пилот не должен сам выходить из самолета. Получается так: ты садишься за штурвал (я летала на Diamond DA40), взлетаешь, делаешь круг и приземляешься. Но выходить самому нельзя: тебя должны вынести из самолета на руках твои сокурсники. Они несколько раз подкидывают тебя и только потом ставят на землю.
Вторая традиция помогает сохранить память о днях в институте. Перед первым полетом все, кому предстоит сесть за штурвал, покупают сигареты (и это не связано с вредной привычкой, просто так заведено). Целую пачку дарят инструктору, а отдельные папиросы — друзьям-сокурсникам. Главное — везде нужно написать номер борта, свою фамилию, дату вылета. Потом мы разлетимся по разным городам и странам, и это останется напоминанием о нашей дружбе.
А на первом рейсе в авиакомпании, когда ты уже не курсант, а второй пилот, тебе не до сентиментальных традиций. Конечно, родные и друзья поздравляют, но уже не чувствуешь такого волнения, как в вузе.
Хотя когда я первый раз села в кресло второго пилота, было много эмоций. Но рядом со мной был пилот-инструктор, а позади — опытный второй пилот. Такая поддержка помогает и придает уверенности.
Инструктор понимает, что ты уже отработала все ситуации и закрепила все алгоритмы. Его задача — научить тебя в нужный момент доставать их из памяти. При этом каждое твое действие подкреплено документами, от этого спокойно и комфортно.
В следующих статьях мы продолжим рассказывать о профессиях в авиации и делиться историями летчиков, бортпроводников, диспетчеров и инженеров. Вы узнаете, как вторые пилоты дорастают до капитанов, почему престижно быть инструктором и как проверяют на стрессоустойчивость стюардесс.