Италия… Назовите первую ассоциацию! Пицца или мороженое? Челентано или да Винчи? А может, dolce vita? Я сразу подумала о «Давиде» Микеланджело: суровый взгляд, напряжённые мышцы, готовые к бою, живость в каждой черте. Сидя в кресле кинотеатра, я и представить не могла, что однажды увижу его вживую. Фильм о жизни Микеланджело стал отправной точкой моего путешествия в Италию. В этой статье расскажу о своем первом путешествии за границу без знания иностранного языка и опыта перелетов. Оно состоялось в 2019 году, с тех пор многое изменилось.
Содержание
- Подготовка: билеты, жилье, виза
- День 1: Прилет
- День второй: Флоренция. Погружение в искусство
- День третий: Медичи
- День четвертый: встреча с Давидом
- День пятый: куда глаза глядят
- День шестой: ciao, синьор купол!
- День седьмой: в гостях у доминиканцев
- День восьмой: Венеция и возвращение домой
Порой нас так захватывает идея, что мы можем думать только о ней. Под нее подстраивается весь остальной мир: музыка, фильмы, одежда, книги, язык, люди. С путешествиями та же история: не спишь ночами, представляя приключение. Днем же улыбаешься, как блаженный, от одной только мысли о поездке, считаешь дни «до». В этом путешественники похожи на влюблённых — не замечают ничего вокруг, до жути счастливые. Так было и со мной, но поездке предшествовала серьезная подготовка. Как это было?
Подготовка: билеты, жилье, виза
Прошерстить интернет — дело непростое, но точно полезное, я потом тысячу раз сказала себе за это «спасибо». Все началось с билетов, жилья и визы. Виза — самое интересное и коварное: оплатили жилье и билеты, ждёте визу, и… ничего. Итальянцы — народ хоть и доброжелательный, но не всех пускают. В 2019 году при оформлении визы у вас должна была быть на счёте сумма денег из расчета 50 евро на день. Визу я оформляла примерно за месяц до поездки. Когда выходила из визового центра (предварительно молясь всем богам), мне попался уличный плакат «Утро в Италии», и я вздохнула с облегчением — это точно знак свыше.
У меня ушло почти полтора года, чтобы накопить денег на мечту. До предполагаемой даты поездки я ударилась в итальянскую культуру: слушала радио, учила язык, рисовала достопримечательности в скетчбуке. Построила маршрут: Болонья — Флоренция — Венеция. Я просчитывала все свои передвижения: как добраться из аэропорта до ж/д вокзала, от вокзала до арендованного жилья, из одного города в другой, снова до аэропорта. Покупала билеты на весь транспорт и распечатывала. Смотрела достопримечательности и покупала билеты туда. Кстати, в Италии хорошая музейная система: покупаешь 1 билет, посещаешь разные музеи и церкви. Список лучше смотреть на официальном сайте. Чего я тогда не предусмотрела, так это интернет на телефоне: связь с родными пришлось поддерживать через вайфай в съемной квартире. Писала им каждый день. Но приложение с картой скачала заранее и оно работало офлайн.
День 1: Прилет
Октябрь 2019 года. Виза в кармане, рюкзак на плече, деньги на счёте, сто евро ждут, чтобы их потратили. Тысячу пятьсот раз все проверяю, еду в аэропорт с быстро колотящимся сердцем. Первый полет — ничего не знаешь, будто из леса вышла. Самолёт взлетает и я выдыхаю. Все, пути назад нет. Искать себе мужа там не планировала, поэтому надеялась, что вернусь. Ну и что у меня ничего не украдут.
Приключения начинаются в аэропорту Болоньи. Паспортный контроль пройден. Я хотела разменять свои сто евро, купив воду — не прокатило, расплачивалась картой (специально для путешествия оформляла карту Тинькофф). Обошла весь аэропорт в поисках автомата по продаже билетов на автобус, но он оказался на улице. Слава богам — банковской картой тоже можно было расплатиться. В автобусе просто сканирую билет со штрих-кодом и сажусь. Первая миссия выполнена успешно.
Железнодорожный вокзал в Болонье подземный — точнее, большая часть его платформ. Пока искала свою, перенервничала, но спустилась вниз в поисках туалета, а там — она.
Подходит электричка — судорожно сверяю все данные. На платформе есть электронное табло и на каждом вагоне электрички тоже. На нем указываются начальная и конечная станции, номер электрички, время. Нахожу свое место. Вагон полупустой, комфортный, есть кондиционер. Кондуктор сканирует QR-код на распечатанном билете. Ещё один квест пройден. Выдыхаю, теперь можно полюбоваться тосканскими просторами. Ага, не тут-то было — почти весь путь под землёй. Но изредка просторы все же появляются в окнах на полминуты, и этого достаточно — они великолепны!
Вокзал Флоренции. Интернета нет. Подключаюсь к вайфаю «Бургер Кинга», пишу весточку хозяину квартиры — я скоро буду. Он меня встречает, все рассказывает. Падаю на кровать и плачу. Не верю собственным глазам. Переодеваюсь и иду за мороженкой в джелатерию возле дома с громким названием Меdici. Выбираю дынное. Божественное мороженое! Будете во Флоренции — обязательно загляните в эту джелатерию: во-первых, увидите нетуристическую часть города и трамваи, во-вторых, вас ждет праздник вкусов. Здесь есть не только мороженое (кстати, одно из лучших в городе на мой взгляд), но и пирожные.
Дынное мороженое из джелатерии Medici
Карта в телефоне меня, конечно, покрутила вокруг до около. Но я справилась и почти спустя час после заселения оказалась возле главной достопримечательности Флоренции — собора Санта-Мария-дель-Фьоре.
Собор Santa-Maria-del-Fiore
Звенит колокол. Я застыла на месте и слушаю. Стояла так минут пять — ошарашенная и пустая. Вот теперь верю, что я в Италии! Верните звон колоколов в Россию, и люди перестанут хмуриться. Это лучшая музыка! Собор снаружи поражает размахом и убранством. Мрамор (отчасти каррарский, тот самый, из которого сделан «Давид») переливается на солнце разными оттенками — розовым, голубоватым, серым, зеленым. Насколько это красиво, не передать словами!
На улице начинало темнеть примерно в полшестого. Поэтому, чтобы не ходить по темноте (комната у меня была на окраине, да и фонарей немного), прогулялась вокруг и пошла в супермаркет за едой. Счастливая и сытая быстро заснула. Завтра меня ждёт погружение в искусство.
День второй: Флоренция. Погружение в искусство
Первое утро в Италии встречает солнцем и пением птиц во внутреннем дворике. Несмотря на перелет и разницу во времени, я проснулась в 7:30 и чувствовала себя прекрасно. Позавтракала и побежала навстречу приключениям. Сегодня без мороженки — джелатерия еще закрыта.
Мой путь лежит до площади Синьории. Часть пути я запомнила, остальная часть прошла без приключений с картой. Здесь восхитительный фонтан Нептуна, копия Давида (к сожалению, он был не особо чистый, хотя статуи чистят) и множество других прекрасных статуй из мрамора и бронзы. А так же Палаццо Веккьо — в нем казнили предателей Пацци, которые устроили нападение на Медичи. Я в него не пошла, была слишком длинная очередь. Чуть дальше находится один из самых крупных музеев Европы — галерея Уффицци. К сожалению, туда я тоже не попала. Но пообещала себе вернуться!
Еще по теме
Фонтан Нептуна
Дальше мой путь лежит на другой берег города через мост Ponte alle Grazie к Площади Микеланджело с обзорной площадкой. По пути захожу в небольшую пекарню — беру добротный кусок пиццы и бокал местного красного вина, все обошлось в 7,5 евро.
Восстановив силы, иду на смотровую площадку. Ступеньки где-то каменные, а где-то — вытоптанная широкая тропа. Наверху меня ждет бронзовая (очень грязная) копия Давида и шикарный вид на черепичные крыши города. Только на смотровых площадках понимаешь, насколько архитектура города выдержана в едином стиле. И это не только радует глаз, но и приносит удовольствие и вдохновение от жизни в нем. Неудивительно, что итальянцы так дорожат своей культурой и архитектурой, — у них чуть ли не вся страна включена в списки наследия ЮНЕСКО.
На площадке есть специальные телескопы — платишь 2 евро и весь город как на ладони. Не жалейте 2 евро — оно того стоит! Так же здесь есть красивый ресторанчик, весь в зелени и цветах. Из-за жары спускаюсь вниз. Сажусь на каменный парапет и рисую акварелью башню внизу. Мимо проходят люди, звучит совершенно разная речь, в том числе и русская. Меня даже приняли за местную из-за рисования.
Скетч акварелью
Обратный путь — через мост Ponte Vecchio. По пути захожу еще в пару церквей. Не пренебрегайте церквями на окраине городе, в них вас ждут не менее интересные экспонаты, чем в центре. На мосту Веккьо расположены разные магазины. Я зашла в магазин натуральной косметики LUSH — уже после возвращения домой узнала, что он не итальянский.
Дальше иду в Музей Да Винчи рядом с Академией изящных искусств, где находится «Давид». Здесь представлены дневники и реконструкции изобретений великого Леонардо. Реконструкции можно трогать, тестировать. Вход 7 евро. Я была немного разочарована тем, что нет ни одной картины. Но его дневники меня манили не меньше, чем остальные работы. Я искала любую информацию о них, смотрела кино и сериалы. На этом приключения дня заканчиваются. Завтра меня ждёт встреча с властителями города Медичи.
День третий: Медичи
Медичи — пожалуй, самый известный итальянский род, о котором знают далеко за пределами страны. Он пустил корни и в другие страны — помните Екатерину Медичи, жену французского короля Генриха II? Она была внучкой Лоренцо Великолепного. Того самого Лоренцо, ставшего покровителем искусства во Флоренции, да и города в целом. Геральдическая лилия, которая была на гербе семьи, встречается на каждом шагу. Смотрите под ноги!
Начинается приключение с Капеллы Медичи. Небольшая часовня, в которой стоят статуи Микеланджело, — День и Ночь, Утро и Вечер. Сначала я прошла в часть с куполом. Полная тишина, нарушаемая лишь скрипом деревянного пола под ногами немногочисленных туристов. Где-то за стеной играет орган. Села на стул и слушаю. Тихая музыка разливается внутри спокойствием и благодарностью.
Орган замолкает, иду в другую часть, где стоят скульптуры Микеланджело. Частично здесь реконструкция, но все же скульпторы удаётся
рассмотреть. Единственное, что мне хотелось сделать в этот момент, — прикоснуться к фигурам. Такие живые! Каждый изгиб, каждая складочка, выражение глаз… Смотришь на них с разных точек — мрамор играет разными оттенками, словно алмаз. Создаётся ощущение, что там, под кожей, — настоящая живая плоть. Еще миг, и скульптура сонно моргнет, потянется и встанет… Пожалуй, в этом и есть магия работ Микеланджело — он знал, что мрамор живой!
Скульптуры Микеланджело — «Утро» и «Вечер», Лоренцо II Медичи
В этом же здании (отдельный вход) располагается музейный комплекс и церковь Сан-Лоренцо.
Сначала иду в музей. Сразу предупреждаю — слишком впечатлительным туда лучше не ходить. Там вас ждут не только такие экспонаты, как одежда и атрибуты римских пап (двое представителей из рода занимали этот пост), картины, скульптуры, семейное древо, захоронения (среди которых захоронение Донателло), но и черепушки. Они вас встретят уже у входа. Отдельные косточки, черепа, локоны волос, а так же скелет ребёнка… Зрелище то ещё.
Косточки разных представителей рода Медичи
Рядом с Basilica di San Lorenzo
Генеалогическое древо Медичи
Тщательно осмотрев инкрустированные драгоценными камнями штуки, названия которых я не знаю, и, естественно, черепушки, иду в церковь. Снаружи она оформлена скромно и кажется не очень большой, но это обманчивое впечатление — внутри она огромная. Глазея по сторонам, не забывайте смотреть под ноги, там вас ждёт великолепный пол. Это касается не только церквей.
Находившись по церкви, сажусь на лавочку. Поднимаю глаза вверх: там фантастически расписанный купол с изображением неба. Создаётся впечатление, будто потолка нет вовсе, а над головой летают ангелы. Поэтому поднимать голову тоже не забывайте. У церкви есть внутренний дворик — туда тоже загляните.
Внутренний дворик церкви
Немного прогулявшись по окрестностям, увидела церквушку и лавочку напротив неё. Села. С собой я носила скетчбук и поэтому иногда рисовала. Пока чиркала в скетчбуке, рядом остановилась толпа молодёжи с провожатым. То ли школьники, то ли студенты. Ох, до чего же громкими они оказались! Собрав пожитки, иду в магазин за хлебом и домой. Засыпаю с мыслями о пицце, Савонароле и Давиде.
День четвертый: встреча с Давидом
Черепушки мне не снились, хоть и я впечатлительная. Завтракаю и бегу на встречу с Синьором Куполом. До чего хорош! Простроив маршрут, иду к Базилике Санта-Кроче. Той самой, перед которой стоит грозная статуя Данте. Петляя по улочкам, нашла какую-то школу. Двор был открыт. Я прошла и мне открылась ухоженная территория с растущими там лимонами и розами. И красивая лестница, увитая цветами. Я пофотографировалась и пошла дальше.
Базилика снаружи очень большая и красивая. На тот момент попасть в неё не было возможности: то ли закрыта на реконструкцию, то ли служба, то ли ещё что. Я обогнула её справа и просто пошла куда глаза глядят.
Данте Алигьери
По пути мне встретилась джелатерия. Я взяла фисташково-шоколадное мороженое и ела его там же, сидя на лавочке и довольно жмурясь от солнца. После двинулась дальше по улице и нашла центральную библиотеку. Не знаю, можно ли было в неё попасть, будучи туристом, но наверняка внутри были сокровища помимо книг. Снаружи она огромная и красивая, хотя и не очень украшена. Фотографии на её лестнице получились бы фантастические, но ворота были заперты.
Возвращаюсь к Базилике и направляюсь в центр. Времени у меня было ещё предостаточно, поэтому зашла в какой-то ресторанчик. Хотела сесть внутри, но официант понял, что я турист, и отвёл на улицу. Здесь меня обслуживала приятная женщина, говорящая по-русски. Я заказала пиццу с разными видами сыра и бокал белого вина. Со всех сторон слышалась совершенно разная речь, рядом со мной сидели немцы. Хотя я в школе изучала этот язык, ничегошеньки не поняла из их разговора. А когда мне принесли пиццу, я и вовсе забыла про немцев, уставшие ноги и суету вокруг. Тонкое хрустящее тесто, тянущийся сыр… Уже чувствуете вкус на языке? Ладно, больше не буду дразнить. Сначала думала, что пицца маленькая и я не наемся. Но я её еле доела. Вся она каким-то чудесным образом в меня влезла вместе с бокалом вина. Сие удовольствие обошлось мне в 13 евро, в счёт уже входила стоимость обслуживания 1 евро.
Передвигаясь с полным пузом, как медвежонок, медленно бреду в центр. Вот теперь точно верю итальянцам, что жить надо не спеша. Ибо быстрее не получается.
Культурные сокровища находятся не только в церквях и музеях, они повсюду, в том числе и на жилых домах. Если гулять не по главным улицам, то вас ждет немало подобных шедевров.
Хорошо сохранившаяся фреска над входом в какой-то дом. Здесь даже деревянная дверь — произведение искусства
Статуя Лоренцо Великолепного на фасаде здания
Ноги привели меня в Музей Сан-Марко. Это бывшая церковь, точнее, монастырь, которым когда-то владел орден доминиканцев. Внутри красиво. Вход недорогой, на тот момент стоил 2 евро. Это одна из церквей, в которых есть кельи. Здесь жил Савонарола, который много лет своими проповедями держал в страхе весь город. Медичи тогда тоже знатно досталось.
Музей Сан-Марко
Еще здесь есть экспонаты, которые понравятся художникам и книголюбам: огромные книги, расписанные и разрисованные, порошки и атрибуты для изготовления красок. Когда я увидела порошок ультрамарина, у меня чуть сердце не остановилось от такой красоты. Я минут пять на него глазела. Так хотелось его потрогать, понюхать, замешать в краску, рисовать им.
Ультрамарин — на тот момент был один из самых дорогих пигментов для красок, т. к. его делали из лазурита путем перетирания в порошок. Его часто использовали для окрашивания одеяний Девы Марии, он символизировал святость и смирение
По размеру книга примерно формата А3 или даже больше
В этой церкви есть внутренний дворик, загляните туда обязательно. Через некоторое время после путешествия я читала книгу И. Стоуна «Муки и радости» про жизнь Микеланджело. Во время чтения мне казалось, что я нахожусь рядом с ним: вот он учится в мастерской, работает над мрамором, встречается и общается с людьми, совершает тайные вылазки в церковь для вскрытия трупов. В книге рассказывается, что на тот момент в церкви была то ли больница, то ли морг. Микеланджело, договорившись с местным монахом, получил ключ, ночами вскрывал там трупы, чтобы лучше понять, как устроено человеческое тело. Жуть жуткая. Книга невероятно интересная, советую почитать. Если, конечно, вас не пугает описанное выше.
Дворик Музея Сан-Марко
Оставив позади Савонаролу, иду в Академию изящных искусств, где находится «Давид». Проходя рядом с ней в другие дни, я видела длиннющую очередь, которая тянулась далеко за дом. Думала, неужели с билетом так долго придётся ждать. Но возле музея был парень, который объяснил мне на ломаном русском: напротив есть касса, в ней нужно покупать билет и пройти через другую очередь. Билет у меня был куплен заранее, спасла вся та же музейная система. Я показала в кассе свой распечатанный билет и спросила, как мне попасть в музей. Мне ответили, что надо прийти в день посещения, поставить печать и пройти в очередь.
Я снова пришла в кассу, получила заветную печать, прошла к входу другой очереди, в которой вообще никого не было кроме билетера. Он проверил мой билет, и, улыбаясь, пропустил внутрь.
Оставив позади очередь и завистливые взгляды, счастливая захожу внутрь. Меня встречает зал с картинами. Завидев издалека Давида, не спешу к нему, даю себе время привыкнуть. Осматриваю картины не торопясь. В коридоре на пути к Давиду стояли две начатые скульптуры Микеланджело. Фигуры, наполовину втиснутые в мрамор, зорко следят за происходящим, создавая иллюзию невидимых стражей.
Давид стоит под куполом за стеклянным ограждением, освещенный слабым светом. Вокруг толпа людей. Подойти и рассмотреть его вблизи нереально. Сажусь на лавочку у стены и смотрю ему прямо в глаза. Грозный, величественный взгляд, не терпящий возражений. Сила и мощь, красота и сексуальность… Такое впечатление создаёт наш герой. Конечно, когда я смотрела про него фильм, там очень близко показывали детали, и от этого мурашки по телу бегали табунами. Не потому, что он голый. А от того, как передана фактура тела, мышцы, мимика, взгляд.
В кинозале я как будто была с ним один на один. В какой-то момент даже поймала себя на том, что протягиваю к нему руку. Теперь вы понимаете, почему я так сильно хотела увидеть его вживую. Сейчас же впечатление менее яркое из-за суеты вокруг и приглушенного света, в котором теряется вся игра мрамора. И от этого он хмурится все больше. Но ощущение, что он из плоти и крови, никуда не делось. Вот сейчас устало вздохнет, сядет на свой постамент, не понимая, зачем ему праща, и задумается, устремив взгляд в пустоту. Складки на лбу разгладятся, вздутые вены на руках станут менее заметны, спина осунется, плечи опустятся, а на губах появится лёгкая улыбка. Такой, каким его никто никогда не увидит.
«Давид» Микеланджело (ок. 1501–1504 гг)
Вы меня простите, но голые мужчины там на каждом шагу. И все, что остается, это фотографироваться на их фоне. И хотя тело Давида непропорционально (что не редкость в искусстве), он все равно великолепен!
Академия изящных искусств
Обойдя Давида пару раз, иду в следующий зал с древними скульптурами. Он небольшой, но экспонатов много. Мне там понравилось. Ещё раз осматриваю своего грозного друга, прощаюсь с ним и иду домой. Завтра «пьяный» день.
День пятый: куда глаза глядят
Из этого дня я мало что помню. Но обо всем по порядку. На сегодня нет конкретной программы, поэтому беру рюкзак со скечтбуком и красками, и иду гулять куда глаза глядят. Ноги понесли меня мимо Синьора Купола, площади Синьории, через мост на другой берег, более спокойный — там меньше туристов. Захожу в несколько церквей. Одна из них — Basilica di Santa Maria del Santo Spirito. Запомнила название, потому что рисовала её позже в скетчбуке, сидя на площади перед Садами Баболи. В них я не попала, очередь мне показалась длинной, да и устала.
Basiliсa di Santa Maria del Santo Spirito
Внутри Basilica di Santa Maria del Santo Spirito
Скетч акварелью
По дороге зашла в пекарню, которую нашла во второй день. Выпила бокал красного вина и закусила разными печеньками. Печеньки обязательно пробуйте, они очень вкусные. Все обошлось в 7,5 евро. Непонятным мне образом вино подействовало раньше, чем хотелось бы. Свалю всю вину на жару, пусть будет виноват кто-то кроме меня.
По глазам понятно, что в голове зреет коварный план
Подниматься в гору, будучи под алкогольным опьянением, тяжело и чревато самыми неожиданными последствиями. Я много раз останавливалась, сидела на всех лавочках и ступеньках, на которых можно было сидеть. По дороге наверх есть остатки старых стен. Там я тоже останавливалась, вид оттуда прекрасный. Как я не свалилась там вниз, до сих пор загадка. Видимо, автопилот у меня отличный. Наконец последняя ступенька, и я оказалась наверху чистая и с виду адекватная. Хотя кто знает, я никого не спрашивала, как выгляжу. Но вроде никто от меня не шарахался.
По дороге на Площадь Микеланджело
Снова любуюсь черепичными крышами, залитыми солнцем, куполом, извещающим всем, где центр города, и высоченными кипарисами прямо перед носом. Жара давит и хочется уйти в тенек. Вспоминаю, что рядом есть действующий монастырь. Открываю карту и иду по ней. На середине дороги понимаю, что если спущусь до конца, то уже не поднимусь и останусь либо в монастыре, либо на поляне под деревом. Автопилот возвращает меня назад.
Это был единственный раз, когда жара и алкоголь сыграли со мной злую шутку. К счастью, я без особых приключений пережила этот день и спокойно вернулась домой. Завтра меня ждёт подъем на Синьор Купол.
День шестой: ciao, синьор купол!
Для подъема на купол билет надо покупать заранее. Это можно сделать на сайте Музейного комплекса Дуомо. В стоимость билета входил подъем на купол, подъем на колокольню Джотто, посещение самого собора, баптистерия и музея Дуомо. Его можно распечатать или показать на телефоне. Заранее выбрав дату и время (выбрала самое раннее) посещения, сохранила билет на телефоне.
Туман только начал рассеиваться, но за это время я успела выучить дорогу и ноги сами несли меня к Дуомо. Пришла ко входу раньше назначенного времени примерно на полчаса и в очереди оказалась третьей. И хорошо, потом народу набралось много.
В очереди на подъем
Билет отсканирован, иду за первыми туристами по узкому проходу, огибая по кругу весь собор. 463 — столько ступеней надо преодолеть по узкой винтовой лестнице в самом куполе Брунеллески. Мало места, мало света, мало кислорода. Останавливаюсь у очередного маленького окошка, которые встречаются на всем пути, чтобы набрать в легкие побольше воздуха и двинуться дальше.
Окно в куполе. На фоне Capella Medici и Basilica di San Lorenzo
Всего несколько ступеней до выхода на площадку. Я на последнем издыхании. Но то, что там ждет, стоит усилий. Когда оказываешься на самом верху, вся усталость улетучивается — и не только потому, что вдоволь чистого воздуха. Все эти красно-оранжево-коричневые черепичные крыши, залитые солнцем — ошеломляют, поражают, восхищают. В купе со звоном колоколов — это что-то нереальное. Ты вдруг перестаешь понимать, кто ты и где находишься. Есть только эта красота перед глазами, которые жадно впитывают каждую деталь.
Обзорная площадка на куполе
Вид на город с купола
Черепица купола
Пока следовавшие за мной туристы поднимались, у меня было минут пятнадцать для фото и видео. И я снова сказала себе «спасибо», что пришла пораньше. Отдохнув на мраморной лавочке, спускаюсь вниз. Спускаться, конечно же, оказалось легче и быстрее.
Следом я устроила себе еще один квест — подъем на колокольню Джотто. На этот раз меня ждет 414 ступеней. Здесь подъем тоже винтовой, но гораздо проще и шире. Прохожу через несколько ярусов — обзорных площадок: здесь можно отдохнуть и сделать красивые фотографии.
Когда поднимаешься наверх — дух захватывает не меньше, чем при подъеме на купол, виды такие же красивые. К сожалению, все пространство площадки огорожено сеткой (наверное, были случаи падения), но фотографии все равно получаются интересные. Здесь можно присесть на край черепичной крыши, отдохнуть и насладиться Синьором Куполом и залитыми солнцем яркими крышами. И опять я сказала себе «спасибо» — на площадке находилось всего несколько человек и у меня было даже больше времени на съемку. Видимо, колокольня не настолько популярное место, как купол. И все же посетить ее стоит.
Вид с колокольни Джотто на Дуомо
На обзорной площадке колокольни Джотто
Купол Дуомо с колокольни Джотто
Довольный ребенок, исполнивший свою мечту
Дальше по плану — баптистерий. Снаружи он отделан белым и зеленым мрамором, что создает общий ансамбль с Дуомо. Огромный потолок с мозаикой Страшного суда на золотом фоне — главная особенность баптистерия. Здесь так же есть и лепнина, и фрески. Частично баптистерий был на реконструкции, поэтому разглядеть все не удалось.
Что дальше? Начал накрапывать дождь, вход в собор для туристов еще закрыт — там служба. Иду в Музей Дуомо, который находится рядом. Это такая же сокровищница, как и любая церковь с картинами и фресками: целых три этажа искусства, веры и истории. Здесь хранятся оригинальные бронзовые, покрытые позолотой, ворота баптистерия с изображениями из истории Ветхого и Нового завета, а также жизни Иоанна Крестителя. У здания баптистерия стоит их копия.
Оригинальные ворота Баптистерия
В музее собрана полная история создания купола Брунеллески (макеты купола и фасадов собора, чертежи), реликвии и церковная утварь.
Макет купола
Ткань с вышивкой
Большая книга с нотами и песней
Неимоверное количество скульптур, среди которых деревянная «Мария Магдалина» Донателло, совершенно не похожая на другие изображения Марии Магдалины.
«Кающаяся Мария Магдалина» Донателло (ок. 1454 г)
«Пьета Бандини» Микеланджело (1547–1555 гг)
«Пьета Бандини» Микеланджело остановила меня минут на пятнадцать. Хоть и незаконченная, но такая же живая и одухотворенная, как и все скульптуры мастера. Я просто стояла и смотрела, потерявшись во времени и пространстве. Жадно впитывала какую деталь, эмоции и чувства на лицах. Хотелось плакать от совершенства форм и линий, и энергии, исходившей от скульптуры.
Всякий раз, останавливаясь у очередного шедевра Микеланджело, я чувствовала незримую связь. Нет, воспоминаний из прошлых жизней не было, но какая-то неведомая сила манила к скульптурам, хотелось к ним прикоснуться, погладить, обнять. Я будто видела, как Микеланджело работает над каждой из них. Иногда мне казалось, что он наблюдает за мной и вообще реакцией людей на свои произведения, а иногда и вовсе стоит рядом. Я не раз озиралась по сторонам, ощущая на себе чей-то пристальный взгляд.
Скульптуры под потолком музея
На последнем этаже есть выход на смотровую площадку — Купол Брунеллески вдруг оказывается прямо перед носом. Разглядывать его с разных сторон одно удовольствие.
Дальше спускаюсь в подвал музея. Здесь остатки мозаики на полу, план собора, чья-то черепушка в стеклянном склепе с позолотой и захоронение Брунеллески.
Осмотрев весь музей, возвращаюсь к собору в надежде попасть внутрь. Ура, вход открыт. Но что это? Разочарование как ушат холодной воды отрезвляет и обесценивает все ранее увиденное. Огромное пространство с аскетичным интерьером: несколько окошек с мозаикой, фреска на куполе, орган, деревянные лавочки, несколько скульптур, электрические свечи и простой мозаичный пол. Собор такой огромный, что создает невероятную акустику. Наверняка орган здесь звучит божественно. На этом мои приключения заканчиваются — бегу в супермаркет, а потом домой. Завтра меня ждет еще одна встреча с орденом доминиканцев.
День седьмой: в гостях у доминиканцев
Базилика Санта-Мария-Новелла — ближайшая к моей съемной квартире церковь, но ее во Флоренции я посетила последней. Снаружи она облицована белым мрамором. Когда на него попадает солнце, он переливается всеми возможными оттенками. Как снаружи, так и внутри она поражает и общими размерами, и высотой потолка, и богатством художественных шедевров. Здесь несколько капелл, фрески, витражи, картины. Через решётчатые ворота слева от главного фасада церкви можно попасть в монастырский двор XIV века. Кстати, именно в этой базилике начинается действие романа Джованни Бокаччо «Декамерон» — здесь встречается компания молодых людей, которая решает уехать из города во время разразившейся чумы.
Фасад La Basilica di Santa Maria Novella
Внутри церкви
Внутри церкви
Раньше базилика была монастырем, в который позднее переместился орден доминиканцев, и неподалеку есть магазин, ранее бывшей аптекой. Здесь орден продавал свои лекарства. В здании несколько исторических торговых залов, чайная комната, а также музей и библиотека, посвящённые истории аптеки. Здесь есть фрески, скульптуры, кувшины XVI–XVII вв., кулинарные и справочные книги, старинные мыльные машины и традиционные инструменты.
Те, кто любит всякие баночки-скляночки — вам сюда точно надо. В торговых залах представлена косметика по старинным рецептам, парфюмерия, лекарства и эликсиры, продукты питания. Базилика и магазин обязательны к посещению, так как атмосфера в них невероятная. Кстати, все меню в магазине и всевозможные открытки, которые продавались по городу в музеях, напечатаны на знаменитой бумаге завода Фабриано, находящемся в одноименном городе. Акварельная бумага этого завода лучшая из всех, что мне приходилось пробовать. И да, для печати евро тоже используется эта бумага.
Спустя некоторое время я поняла, что совершенно не исследовала район, где находилась съемная квартира. И зря — там наверняка тоже нашлось бы много интересного.
Еще до приезда в Италию я наметила несколько художественных магазинов, которые хотела посетить. И после аптеки сначала захожу в джелатерию поблизости, а затем иду в сторону магазинов. Заглядываю в первый, ничего мне не приглянулось. Заглядываю во второй. Здесь покупаю несколько маленьких брусочков акварели местной марки Zecchi, по качеству она оказалась средней. Заглядываю еще в пару точек и потом просто иду гулять, куда глаза глядят.
По пути захожу в какой-то ресторанчик. Ко мне подошел хозяин, видимо, у меня на лбу было написано «турист». На ломанном итальянском я ему рассказала, откуда приехала. Напугала его, что в Сибири слишком холодно, и он назвал русских смелым и сильным народом, раз мы живем в таких суровых условиях. Я заказала равиоли с молочным соусом и кофе, все это обошлось мне примерно в 13 евро. Равиоли оказались достаточно вкусными и сытными. Прощаюсь с хозяином и иду в сторону дома. Завтра мой последний день в Италии, и закончится он в Венеции.
Коротко об итальянском чувстве юмора. Уличное меню ресторанчика
День восьмой: Венеция и возвращение домой
Ночь. Звенит будильник. Собираюсь и иду в сторону автобусной станции. Где же автобус? Нервничаю, вдруг что-то перепутала. Приезжает мой автобус. Сажусь на свободное место в середине салона. Оказалось, оно занято пассажиром, который выходил из автобуса на время стоянки. Свободные места есть только в конце автобуса, полностью занятым молодыми чернокожими мужчинами. Теперь я понимаю, как чувствуют себя белые,
оказавшись в гетто. Все вели себя спокойно, но я жутко нервничала. Успокоилась, только когда пересела на другое освободившееся место. Позже ко мне подсела молодая итальянка и я окончательно расслабилась.
Чтобы попасть на островную Венецию, необходимо проехать на электричке через мост. Сажусь на электричку, 10 минут — и я на острове. Когда выходишь из ж\д вокзала, оказываешься на небольшой площади, выходящей на Гранд-Канал.
Площадь перед ж\д вокзалом Венеции
Для Венеции я тоже заранее составила маршрут с достопримечательностями и магазинчиками, и позволяющий прогуляться по мостику через канал. Сначала захожу в магазин с изделиями из муранского стекла, покупаю браслетик в подарок. Дальше забегаю в джелатерию и покупаю ананасовое мороженое. Сажусь на лестничный парапет и довольная уплетаю мороженое.
Переход через канал недалеко от ж\д вокзала Венеции
Еще один красивый мостик
Дальше иду согласно маршруту, фотографируюсь, где только можно. На моем пути встречается магазинчик с натуральной косметикой LUSH. Мне попалась продавец, которая довольно хорошо говорила по-русски. Во Флоренции я ничего не покупала в одноименном магазине, а здесь взяла несколько брусочков мыла, и продавец мне подарила образец геля для душа с розой. У него был такой потрясающий запах, что его хотелось съесть.
Петляя по улочкам, попадаю в церковь Campo de la Madonna dell Orto. Внутри потрясающие работы Тинторетто и других художников. Церковь большая и красивая.
Campo de la Madonna dell Orto в Венеции
Готовясь к поездке, я читала отзывы других туристов, и многие писали, что терялись в улочках. Я шла согласно карте и ни разу не потерялась. Если видела в улочке выход к каналу, шла туда и любовалась архитектурой. Так же мне часто попадалось итальянское бельишко, висящее над головой. Во Флоренции такого не было.
Итальянское бельишко
Так я пришла к мосту Риальто и находящемуся рядом с ним торговому центру Fondaco Dei Tedeschi. Здесь есть обзорная площадка, на которую можно попасть бесплатно, только надо взять талон на свободное время, для этого тут же стоит аппарат. Для меня время было неудобное, поэтому ждать не стала и пошла дальше.
Дорога вывела меня на площадь Сан-Марко, где находится Собор Святого Марка и Дворец Дожей. В собор вход был тоже бесплатный, но меня смутила длинная очередь, и я опять не стала ждать. Сейчас, насколько я знаю, вход стал платным.
Мост Риальто
Собор Святого Марка
Главный вход в Собор Святого Марка
Дальше мой путь лежал в район Дорсодуро. Этот район включает так же и остров Джудекка, который связан с районом Сан-Марко мостом Академии. По пути я заходила во все церкви, двери которых были открыты. Здесь есть невероятно красивая как внешним убранством, так и внутренним, церковь Санта-Мария-делла-Салюте. Здесь вас ждут картины Тициана, Тинторетто и других художников, а так же золотой трон Папы Пия X, мозаичный пол с мотивами восьмилучевой звезды. На лестнице церкви получаются прекрасные фотографии.
Если выйти из церкви, повернуть направо и пойти вдоль здания до конца, то открывается шикарный вид на город и лагуну. Бирюзовая вода, солнце, привязанные лодки… Романтика!
Церковь Санта-Мария-делла-Салюте (остров Джудекка)
Церковь Санта-Мария-делла-Салюте (остров Джудекка)
Вид на лагуну
Лодки у причала Площади Сан Марко
Романтика романтикой, а кушать хочется всегда. Набравшись впечатлений и фотографий, возвращаюсь назад. По пути мне встретилось небольшое кафе. Я заказала пасту болоньезе и кофе. Мне принесли такую огромную порцию пасты и отдельно сыр, что, несмотря на голод, я думала, что просто её не осилю. Порцию вполне можно было бы разделить минимум на два раза. Вот ведь итальянцы какие щедрые! За это удовольствие я заплатила
13.50 евро.
Не знаю как, но вся порция каким-то чудесным образом поместилась в моём маленьком желудке. То ли советское воспитание с его установкой «надо все доедать» сказалось, то ли ещё что. Но паста была вкуснейшая. У нас в ресторанах представлено только жалкое подобие пасты. И как теперь с таким набитым пузом идти? Да ещё с тяжёлым рюкзаком за плечами. Отдохнув, выдвигаюсь в сторону автобуса до аэропорта.
Обратный путь шел с другой стороны острова, так же через мостики. Наверное, зря я не прокатилась на лодке с гондольером или вапоретто. Видимо, придётся вернуться.
Еще один мостик через канал
Окна дома, выходящего на канал
Красивый дом, затерянный в улочках Венеции
Покупаю билет в кассе и последней забегаю в автобус. Выезжаем на трассу до аэропорта. Господи, неужели асфальт? Да такой ровный, что мы не просто едем, а катимся как по маслу. Вид из окна прекрасный. Дорога занимает минут сорок. В аэропорту первым делом смотрю, куда идти при посадке — вроде ориентиры найдены, можно присесть и отдохнуть. Когда же пришло время пройти контроль, иду согласно ориентирам. Но понимаю, что не понимаю, куда идти. Начинается паника. Ко мне подходит русская девушка и спрашивает куда идти, вместе ищем вход в эту шайтан-машину. Сразу полегчало.
Прохожу все необходимые процедуры и попадаю в зону дьюти-фри. Времени у меня было ещё достаточно, и я пошла гулять между полок с бесконечными баночками и флаконами. Так я наткнулась на помаду итальянского бренда Collistar. Восхитительная коралловая помада, оттенок которой идеально подошёл к моим рыжим волосам и конопушкам! Да ещё и текстура, как у бальзама. Ну идеальная помада! И знаете, что? Я её не купила. Просто пожалела на себя денег. Естественно, потом тысячу раз корила себя за это. Никогда ничего не жалейте для себя! Истинные импульсы сердца должны исполняться, они делают нас счастливее.
Вот такая расстроенная и голодная (ибо паста успела перевариться), сажусь в самолёт. Полет с пересадкой проходит спокойно, ведь уже все знаешь. Новосибирск встретил мокрым снегом и серым небом. Но я так была рада вернуться и снова слышать русскую речь, что бросилась на шею сестре, которая меня встречала.
Невероятное приключение, начавшееся в фильма, закончилось. Никогда не знаешь, что случится в следующее мгновение, как сложится и чем все закончится. Эта поездка многому меня научила и убила во мне достаточно страхов: летать, путешествовать одной, жить, как хочется, мечтать… Все то, что нам заложили в детстве как основу выживания: не высовывайся, будь как все, живи как все, не мечтай, ишь чего захотела. Теперь эта стратегия перестала работать. Можно все!
Как прошел ваш первый полет и первая самостоятельная поездка? Расскажите в комментариях!