Окунуться в «Исток»

Софья Эрнст и Юлия Журавлёва о новых событиях в русской традиции

Окунуться в «Исток»
6 минут
 

Этим летом на Международной выставке-форуме «Россия» в Москве появилось особенное пространство — поп-ап лаборатория современных фольклорных практик «Исток». Проект — дело рук продюсеров Софьи Эрнст и Юлии Журавлёвой, а также множества единомышленников, которые создают невероятные сочетания подлинной традиции и современного искусства.

Каждый день в «Истоке» — открытые авторские события, хоровод далекого прошлого и дерзкого настоящего. А в планах, уже осенью 2024-го, запуск Дома культуры с постоянной экспозицией. Кто и как всё это создает и зачем идти — читайте в нашем интервью.

Софья Эрнст,
креативный продюсер, основатель проекта «Исток»
Юлия Журавлёва,
продюсер, сооснователь проекта «Исток»

— Каким был ваш личный опыт соприкосновения с традиционной культурой? С чего начались поиски?

Софья:
Моим порталом в традицию стал предметный мир. Бытовые, обрядовые, праздничные вещи, сохранившие отпечаток культуры. Меня притягивали визуальные образы и красота декоративно-прикладного искусства, мода с отсылкой к традиционному костюму. Хотелось всё это разгадать. Погружаясь в тему, я изучала контекст, с которым связан тот или иной артефакт. Так возникла идея сделать шоу про нечто фольклорное: сначала не было понимания, как объединить народное творчество, музыку, обряды, традиционные костюмы. Поиски привели меня к одному из самых трепетных обрядов — свадьбе, ведь в этом событии проявляются все грани народной культуры.

За кадром ТВ-проекта «Играем свадьбу»

Мы с командой ездили по стране и изучали свадебные традиции разных регионов, переосмысляли их. Так началось ТВ-шоу «Играем свадьбу» (проект воссоздает свадебные обряды. — Прим. ред.). Мы не занимались реконструкцией, скорее, исследовали, как это наследие может проявиться в сегодняшнем дне, интерпретируя его художественным взглядом. Благодаря кураторскому надсмотру традиция воплощалась в современных трендах, в том числе и через предметный мир. Ведь в России есть множество регионов, где народные промыслы не только живы, но и процветают: своими руками люди создают объекты домашнего быта и эстетики в Архангельской области и Удмуртии, Свердловской и Тюменской областях, в Карелии и много где еще.

Когда мы увидели, сколько в нашей стране красоты, то почувствовали, что получается нечто большее, чем телепроект, и стали думать, как выйти за пределы формата. Юля предложила начать с выставки — и снова предметный мир стал нашим проводником в мир традиционной культуры.

Режиссер ТВ-проекта «Играем Свадьбу» Дарья Самсонова сама в одном из выпусков стала невестой

Юлия:
Выставка называлась «Русская свадьба»: мы собрали ее во Всероссийском музее декоративного искусства, проходимость площадки всего лишь за два месяца была огромной — 5 500 человек! Получилась такая сокровищница традиционной свадебной культуры из трех частей страны — севера, центра и юга. Песни, костюмы, убранства и даже иммерсивный спектакль по мотивам обрядов — все эти элементы мы представили в современном эстетическом и смысловом измерении. После Софья предложила двигаться дальше, а я не могла перестать думать: «Как же это красиво. Как здорово!»

Экспозиция выставки «Русская свадьба»

Софья:
После выставки мы решили создать «Исток» — проект, стремящийся сохранить русские традиции, адаптируя их к современному образу жизни. А еще «Исток» — это сообщество, люди, с которыми мы познакомились за время работы с народной культурой. Особенно тесно сотрудничаем с ребятами из творческого объединения «Под облаками». Многие о них уже слышали, и это прекрасно.

Нам нравится соединять старинные обычаи и новые технологии, многовековые элементы костюма и модные тенденции — так рождаются новые возможности для общения, обучения и вдохновения. Создавая разные культурные события, мы на собственном примере показываем, что историческое наследие живо и вдохновляет современное творчество.

Празднование Красной горки в арт-лаборатории «Истока» на ВДНХ

Юлия:
Мы с Софьей выступаем как продюсеры, создаем условия, чтобы знания наших единомышленников и их тяга к народной культуре проявлялись в современном искусстве. Пробуем разные форматы: от вокальных мастер-классов до лекций и перформансов.

— Коллективы, с которыми вы работаете, смело можно назвать новой волной русского фольклора. Их творчество отличается от того, что, скажем, годами транслируют на телевидении, и от чего уже накопилась зрительская усталость. Как вы их чувствуете и почему с ними сотрудничаете? 

Софья:
Действительно, у современного зрителя есть некое предубеждение о фольклоре, сформированное опытом советской эстрады, которая гипертрофировала элементы традиционной культуры и громко, настойчиво позиционировала себя как истинный фольклор. Например, эстрадный народный танец. Но это не подлинная культура.

Подлинное — то, что жило в деревнях, в сознании местных жителей. Коллективы, которые мы сегодня поддерживаем, уже не первый год ездят в этнографические экспедиции, собирают материал, чтобы сохранить и исполнить подлинный фольклор чистыми голосами из настоящего. Он хранится в сокровенных шкатулках памяти, и местные жители из разных уголков страны молодым гостям доверяют, делятся своим опытом, творчеством. Современные художники путешествуют к настоящим хранителям культуры, многие так черпают вдохновение. Этим же путем проходили столпы русской словесности и изобразительного искусства столетия назад.

Музыканты, с которыми мы работаем, — Сергей Старостин, «Комонь», «Под облаками», «Пётр Валентинович» — осмысляют записи этнографических экспедиций, статьи, описывающие музыкальные такты, обряды. Это подлинный опыт, зафиксированный у самой жизни, у первоисточников. Все эти люди охотятся за подлинным звуком с научной, исследовательской точки зрения. Вот в чем их отличие. И это очень узкая направленность. Задача проекта «Исток» — популяризировать то, что создают художники, найти современного зрителя. Эта рьяная борьба за чистоту жанра потрясает и сильно отличается от любых эстрадных форм.

Вокальный мастер-класс Надежды Гусаровой, участницы коллектива «Под облаками» в «Истоке» на ВДНХ

— Какие кураторские методы использует «Исток», работая с традиционным контекстом?

Софья:
Один из приемов, например, в саунд-дизайне — создать композицию, где в традиционное звучание вплетаются современные музыкальные формы. Многие экспериментируют с фольклорной лирикой, перекладывая ее на синтезатор или любой другой электронный инструмент, отражающий характер нашего времени.

Так мы и задумали масштабный музыкальный эксперимент и собрали на ВДНХ фестиваль «Деревня Московская х Исток». Это живое исследование того, как фольклор проявлен на актуальной сцене, как он может звучать в миксе с современными треками и как в последних, уже по-новому, проявляется любовь к своей земле.

Стать частью открытых событий «Истока» можно до 7 июля в рамках выставки «Россия» на ВДНХ. Смотрите расписание событий на сайте. Уже осенью у проекта откроется новое постоянное пространство.

Юлия:
Мы придумывали программу так, чтобы ядром стал фольклор, который явно либо деликатно звучит в мотивах или лирике. Это похоже на красивое дерево: корни уходят глубоко в коллективную память и народную традицию, а крона — в разнообразные современные жанры и музыкальные эксперименты. Только представьте: на одной сцене выступали фольклорный ансамбль «Воля», дагестанский фанк от группы «Нееет, ты что», театрально-музыкальная арт-группировка «ЗАЛПОМ», Линда и рэпер Хаски и в той же программе мэтр русского фолка Сергей Старостин. И многие другие! Все участники фестиваля, как зеркала, отражают различные представления о нашей культуре.

Артисты музыкального фестиваля «Деревня Московская»

Софья:
Помимо основной музыкальной программы, мы представили на фестивале вокальные мастер-классы, лекции о подлинном фольклоре, иммерсивную экскурсию и даже хороводы. Погрузившись в образовательную часть на большой сцене, зритель мог заметить, как музыкальные истоки звучат сегодня. Вдруг обратить внимание, что в песнях Линды четко слышишь звук традиционного инструмента, о котором тебе только что рассказали. И вот ты уже иначе расшифровываешь тренды, узнаешь их. Такое может случиться со звуком, а может — с лирикой или поэтикой. «О чем люди жили», о том и рассказывали. Сегодня метод тот же, только через столетия звучит другими словами и другим построением фраз. Всё это и есть фольклор.

Драматургический финал фестиваля и других наших событий, то, к чему мы ведем как рассказчики: пройдя через особенный эмоциональный опыт, зритель почувствует — да, это мое. Я к этому тоже причастен. И если это случилось, этот факт интереса состоялся, скорее всего, поиски человека в родной культуре не прекратятся. С нами или без нас — уже неважно.

Мастер-класс по набойке ткани

— Само слово «Исток» — такое чистое, светлое, возникает ли у вас образ чего-то сокрытого от глаз, того, что никто никогда не видел? 

Софья:
Я не согласна, что этого никогда не видел. Наоборот, мы утверждаем: каждый человек знает, что это такое. Может, кто-то забыл, но опыт соприкосновения с традицией имеет каждый человек — я в этом убеждена.

Юлия:
Да, правда. Это работает даже через безмолвную архитектуру. Пока ты живешь, ходишь по улицам, сквозь здания и их фасады чувствуешь эпохи, и визуальный код страны становится частью тебя.

Софья:
«Исток» — это про опыт предков, который передан каждому. Мы можем не чувствовать с ним связь, она может быть утеряна, но это не значит, что мы ее не знаем. Достаточно маленького намека, нескольких строчек, звуков или картинок, и этот опыт начинает вспоминаться и узнаваться.

Чтобы популяризировать фольклор, нужна художественная мысль. Очень важно постараться и найти изящный прием, чтобы традиция стала привлекательной для сегодняшней аудитории. Как это делали в свое время Афанасьев, Пушкин и Билибин: создавая современные произведения, вдохновлялись материалом живой среды, опытом крестьян, простых людей. Вот и мы ищем художников, способных сохранить и бережно адаптировать первоисточники. Эта любовь и бережность через творцов дойдет и до зрителя и непременно пробудит в нем интерес.

Приближения к русской культуре не стоит бояться. Ведь с ней вы приближаетесь к себе. Так я это чувствую. Для таких вот неслучайных озарений мы и делаем свои проекты.

Юлия:
Мы в том числе переосмысляем и того же Билибина, цитируем его образы с чудесной художницей Сашей Михалковой в декорациях детской пьесы «Финист — Ясный сокол». Мне нравится, как здесь сталкиваются два мира — традиции и настоящего дня, как это звучит сквозь детали. Как вдруг режиссер Алина Насибуллина решает добавить в народный образ современное сценическое решение, например, необычный саундтрек.

На сцене и за кулисами детского спектакля «Финист — Ясный сокол» режиссера Алины Насибуллиной

— Как гости «Истока» живут сквозь события? Какими приходят, а какими уходят?

Юлия:
Часть нашей аудитории — это устоявшееся вокруг фолк-музыкантов комьюнити, люди не первый раз на таком мероприятии, а часть — те, кто заходят случайно. И вот они особенно удивляются, радуются, потому что это очень весело, просто, и вдруг оказывается, так естественно. Сначала, конечно, мешает предубеждение: «Традиционные танцы в 2024-м? Наверное, скучно». Но за счет нашей творческой группы, ее вовлеченности и живого опыта, создается неповторимая атмосфера, и люди уходят счастливые. Нам пишут отзывы в соцсетях, и всегда этот фидбэк получать приятно.

Мое любимое мероприятие — это вечерка, она проходит каждую пятницу в18 часов. Такая тематическая дискотека в стиле русских традиций, да еще и под аккомпанемент народных инструментов. В крестьянской культуре она была важнейшим элементом социализации, где люди отдыхали и знакомились.

Гости вечерки в «Истоке»

Мы даже свадьбы играем в нашем ДК! Это совершенно особенный и красивый перформанс. Собрав опыт программы «Играем свадьбу», мы сделали часовую выжимку традиционных обрядов со всей страны. За период существования лаборатории на ВДНХ в игровой форме проведем 48 свадебных обрядов для 48 семейных пар и молодоженов. Такое трогательное и глубокое событие! Недавно я случайно наткнулась на телеграм девушки, которая прошла через перформанс, — она написала пять огромных постов с впечатлениями. Приятно, что мы навсегда останемся в ее самых счастливых воспоминаниях.

Иммерсивный перформанс — свадебный обряд

— Куда побежит «Исток» в будущем?

Софья:
После июля мы не пропадаем с радаров, осенью у нас открывается свое постоянное место в Москве. Там будет кафе, лекторий, магазинчик с редкими книгами (про традиционную культуру, этнографические исследования и даже про деревянное зодчество). Мы составим публичную программу так, чтобы она была интересна и молодому художнику, и корпоративному сотруднику. «Исток» — очень комфортное и ресурсное место. Каждый сможет это почувствовать и переключиться.

Нам хочется уберечь гостей от некоего ощущения пустоты, которое может возникнуть у жителя ХХI века. Ведь вокруг так много источников информации, визуальных форм, средств выразительности! Казалось бы, ты получаешь огромное количество впечатлений: выбирай из сотен тысяч брендов, пожалуйста. Но многие утратили ответ на вопрос: а про что это в принципе? Бывает, не на что опереться. Всё, что должно служить тебе помощью, становится тем, что давит тебя. Потому что нет корневых смыслов. Как только современный мир опирается на ясное понимание своей идентичности, всё меняется. Про что я это всё рассказываю? Зачем я надеваю эту одежду? Про что я читаю книгу? В чем генеральная идея моей жизни? Мне кажется, что, именно отматывая назад и обращаясь к истокам, тебе вдруг становится ясно, о чем твоя жизнь. Тебе легче, от шума избавившись, ответить на все эти вопросы. Пересобраться и заново выйти в мир. Об этом и будет «Исток».

Беседовала Алина Казакова

 
0

Поделитесь
вдохновением

с друзьями в мессенджерах и социальных сетях

Еще по теме

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
© 2024. S7 Airlines Все пpава защищены