У большинства путешественников Иркутск ассоциируется с Байкалом, что не удивительно, ведь самые проторенные маршруты на озеро, зимой и летом, начинаются именно отсюда. Многие рассматривают его как город на одну ночь — прилететь и переночевать, но Иркутск интересен и сам по себе. Расскажу, что здесь посмотреть.
Про основные точки притяжения Иркутска информации в свободном доступе более, чем достаточно. В первую очередь, это 130-й квартал — восстановленная зона исторической застройки в центре города, улица Карла Маркса со множеством расположившихся на ней ресторанов, кафе и баров, ТЮЗ им. Александра Вампилова, дома-музеи ссыльных декабристов Трубецких и Волконских, нижняя набережная Ангары с парком на острове Юность.
Вход в 130-й квартал охраняет мифический Бабр — тигр с хвостом и лапами бобра
Однако, если присмотреться к городу внимательнее, можно обнаружить, что интересного там гораздо больше.
Ледокол «Ангара»
Река Ангара дала название старейшему из сохранившихся в мире ледоколов. Паровое судно было построено на английских верфях в 1900 году для обеспечения сквозного движения по Транссибу, затем транспортировано в современную Листвянку, где собрано и передано в эксплуатацию. Ледокол нес свою длинную и очень непростую службу в течение более полувека, и судьба его с большой долей вероятности могла бы завершиться очень печально, но благодаря неравнодушным людям сегодня здесь расположен музей. Очередей туда нет, можно прийти и осмотреться самостоятельно, также смотрители ставят фильм, посвященный истории ледокола.
Еще по теме
Паровой ледокол «Ангара» на приколе
Вид на «Ангару»
Отдельное удовольствие — спуститься в святая святых, машинное отделение, и увидеть инженерные механизмы, которым более 100 лет!
После экскурсии по ледоколу логичнее всего направиться на Верхнюю набережную Ангары. Она не такая популярная и благоустроенная, как Нижняя, но, на мой взгляд, более «домашняя» и камерная.
Верхняя набережная
Проход к набережной лежит через жилой квартал, и вначале может показаться, что вы зашли куда-то не туда. Но через некоторое время ощущение это проходит, чему способствуют открывающиеся виды. Если дело происходит зимой, то незамерзающая Ангара «парит» — теплый пар от воды в морозном воздухе образует клубы и очень красиво оседает инеем на лиственницах.
Вид с Верхней набережной на острова и противоположный берег Ангары
Вдалеке просматривается Ангарская ГЭС
Участок набережной в районе Дальневосточной улицы неплохо обустроен, здесь можно упасть на лавочку с видом на Ангару, а можно зайти в одно из расположенных неподалеку заведений и чем-нибудь себя порадовать.
Дальше можно подняться по бульвару Постышева в город, а можно продолжить путь вдоль реки. Вообще место неплохое для любителей посмотреть неоткрыточные виды и изнанку города, полазить по бурьяну… Здесь в достатке имеются деревянные домики, которых в Иркутске вообще очень много, но которым не повезло с реставрацией.
Таких домиков в городе много
Хозяин осматривает владения
Любители погладить дворовых собак тоже в накладе не останутся. Город как он есть, без особых прекрас и глянца.
Возвращение к людям и «Зеленая линия»
Верхняя набережная выведет вас к Академическому мосту и улице 3-го Июля, от которой рукой подать до 130-го квартала. Кстати многие остановки в городе выглядят так:
Остановочный павильон у Академического моста
Но в 130-й мы не пойдем, благо написано и сказано про него немало, а прогуляемся по улице Ленина. Из-за дворов-колодцев и арок некоторые сравнивают здешнюю архитектуру с питерской. У меня таких ассоциаций не возникло, однако пройтись стоит, чтобы еще раз ощутить себя в центре неповторимого иркутского фьюжена, ведь город и вправду очень и очень разный. Переплетение современности (далеко не всегда радующей глаз) и насыщенного исторического наследия оставляет желание вернуться еще как минимум разок, рассмотреть город подетальнее. Он точно этого заслуживает!
Котики — они такие котики. Даже зимой в Иркутске
Если ноги все еще требуют дополнительных приключений, можно прогуляться по «Зеленой линии» Иркутска. Это пеший городской маршрут, проходящий через основные достопримечательности города и связывающий их воедино, протяженностью около пяти км. Около каждой точки маршрута есть информационная табличка, а ориентироваться можно по зеленой полосе на асфальте (и даже зимой местами ее видно из-под снега). Кстати, другой похожий маршрут есть в Новосибирске, только там — «Красная линия», но это уже совсем другая история.