Талант не зависит от особенностей здоровья. Главное — уметь разглядеть его в человеке. Рассказываем об инклюзивных театрах и творческих студиях, которые помогают реализовать себя людям с особенностями.
Содержание
- «Театр Простодушных»
- Оркестр «Антон тут рядом»
- Народный ансамбль жестовой песни «Поющие руки»
- Студия анимации «Да»
- Творческая инклюзивная студия «Э-моция»
«Театр Простодушных»
Город: Москва
Руководитель: Димитрий Чернэ
ВК: teatrprosto
История
В 1997 году в подмосковном санатории актер и режиссер Игорь Неупокоев познакомился с подопечными Ассоциации «Даун Синдром» и их родителями — и предложил поставить спектакль «Дюймовочка». Результат оказался таким вдохновляющим, что, вернувшись в Москву, Неупокоев решил основать театр для актеров с синдромом Дауна. Название ему дала статья, вышедшая после первого официально сыгранного спектакля.
Это было время экспериментов: театры под мостом, в подвалах. Наши спектакли поначалу воспринимали как диковинку, шапито. Публика приходила разношерстная — от студентов до звезд.
В 2005 году «Театр Простодушных» пригласили на фестиваль «Орфей» во Францию, где труппа выступила в Версале перед 3 000 зрителей. Спустя три года на церемонии вручения премий «Хрустальная Турандот» театр получил специальный приз «Хрустальный росток» за подвижничество в искусстве.
Настоящее
За годы существования театр стал серьезной организацией с постоянно обновляющимся репертуаром. Своей площадки у него нет, но чаще всего спектакли показывают в Культурном центре ЗИЛ в Москве. Среди 20 участников труппы — самый известный российский актер с синдромом Дауна и профессиональный пианист Никита Паничев, Елена Серна (она выступила моделью в арт-проектах Евгения Семёнова «Библейские сцены», солирует в оркестре «Диссимилис») и Мария Нефёдова, актриса, музыкант, также ассистент педагога в фонде «Даунсайд Ап».
Наши спектакли — всегда про социальную повестку, интеграцию и эксперимент. Зрители выходят из зала со слезами на глазах, даже не от жалости, а от той максимальной честности, которую передают ребята своей игрой.
Будущее
Недавно в репертуар добавили три новых спектакля: посвященный актерам «Театра» документальный проект «Prost-O-Сложном» режиссера Дианы Разиэль, «Пока Я здесь» Полины Калединкиной и «Прение живота со смертью» Димитрия Чернэ. В разработке две экспериментальные постановки участников творческой лаборатории «Просто театр».
Оркестр «Антон тут рядом»
Город: Санкт-Петербург
Руководители: Александр Zender
ВК: orchestratut
История
Благотворительный фонд «Антон тут рядом» для поддержки людей с аутизмом основала в 2013 году режиссер Любовь Аркус, но идея оркестра пришла ей в голову еще раньше.
Мы не играли гаммы до посинения. Главное для нас было выстроить коммуникацию на равных, а не сверху вниз: мол, так не играй, а играй вот так. Когда приходил новый человек, я пытался понять, какая музыка звучит у него внутри, и правильно подобрать ему инструмент.
Благодаря оркестру участники с расстройствами аутистического спектра могли выражать себя без слов — через звук и ритм. Кроме того, репетиции помогали учиться новым социальным ситуациям и раскрывать таланты: выступать на сцене с длинными композициями и создавать музыку вместе.
В том же 2014 году команда фонда организовала на Елагином острове первый музыкальный фестиваль «Антон тут рядом». Тогда в обществе практически не обсуждали РАС и инклюзию, но событие посетили 3 500 человек и поддержали группы Motorama, «Полюса» и «Зимавсегда».
Настоящее
Проект, задуманный как музыкальная терапия, вырос в серьезный оркестр. Пятнадцать артистов с РАС и десять нейротипичных музыкантов играют рок и джаз, авангард и свободную импровизацию, выпустили три альбома, выступали в БДТ, Новой Голландии и на Красной площади. Состав оркестра периодически меняется — и любой может прийти на открытую репетицию и присоединиться. Этим летом на территории «Севкабель Порта» в Санкт-Петербурге прошел уже десятый музыкальный фестиваль «Антон тут рядом».
Будущее
Ближайшие полгода станут временем экспериментов. Оркестр планирует расширить состав и дать возможность каждому участнику освоить игру на новом инструменте.
А еще как можно больше импровизировать и искать мелодии для будущих треков.
Еще по теме
Народный ансамбль жестовой песни «Поющие руки»
Город: Пермь
Руководитель: Полина Гладких
ВК: poyshie_ruki_perm
История
Оба родителя Полины Гладких перестали слышать в детстве, переболев менингитом, но у нее самой прекрасный музыкальный слух. Мама Полины участвовала в самодеятельности при клубе глухих в Перми и постоянно брала дочку с собой. Там 15-летняя Полина впервые выступила с жестовой песней, где исполнитель под фонограмму «поет» руками, соединяя актерское мастерство, танец и жестовый язык.
В 1998 году Полина откликнулась на вакансию организатора культурно-массовых мероприятий в пермском «Обществе глухих», хотя релевантного опыта у нее не было. Ансамбль жестовой песни существовал при этом обществе с начала
Настоящее
За годы существования ансамбль (в нем сейчас 14 участников с нарушениями или отсутствием слуха и трое слышащих) выступал на фестивалях в России, Грузии, Германии и Болгарии, получил награды «Театра мимики и жеста» и премию «Преодоление». В репертуаре больше 30 песен — выбирают их всем коллективом, а после утверждения раскладывают на жесты. Из-за бытующих в обществе стереотипов собрать полный зал трудно — зато после концерта зрители восхищаются: «Какие вы крутые!»
Будущее
«Нам всё интересно попробовать, — говорит Полина. — Как бы противоречиво это ни звучало, для людей с инвалидностью нет преград. Главное — желание». Сейчас под руководством профессиональных хореографов они разучивают кавказский танец и английский чарльстон. Мечта артистов — выступить в 2026 году на столетии «Общества глухих» в Кремлевском дворце.
Студия анимации «Да»
Город: Санкт-Петербург
Руководитель: Ирина Соколова
ВК: animakids
Сайт студии: studio-da.info
История
Поначалу, в 2008 году, студия была волонтерским проектом и занятия по мульттерапии проходили в детском отделении НМИЦ онкологии им. Н. Н. Петрова в городе Песочном Ленинградской области. Со временем команда начала сотрудничать с несколькими детскими онкоотделениями, детским хосписом, психоневрологическими диспансерами и кризисными центрами.
«Да» — это и сокращение от «детская анимация», и наш ответ тем, кто оказался в трудной жизненной ситуации.
Прорыв случился в 2011 году, когда Фонд Advita предложил студии создать благотворительный мультсериал «Летающие звери». Действие происходит в Лёгкой стране — это небольшой остров, он парит в небе и перемещается по миру, а главные персонажи — выходцы из разных стран, которые смогли найти общий язык через музыку, доброту и позитивное отношение к жизни. Сейчас вышло 44 серии «Зверей», плюс есть два спин-оффа: «Малыши» (58 серий) и «Машинки» (38 серий).
Настоящее
Сейчас в студии 14 групп для детей и подростков с особыми потребностями и без. За 16 лет участники выпустили больше 300 анимационных фильмов. Так, мультфильм «Железо», сочетающий в себе жертвенный героизм и сострадательную буддистскую сердечность, получил приз как «Лучший фильм, сделанный детьми» на фестивале «Мультивидение» в Санкт-Петербурге в 2010 году, мультфильм «Самая первая песня» о парке Юрского периода занял первое место в номинации «Детская анимация» на AniFest в Чехии
Будущее
Сейчас команда задумалась о проектах для родителей особенных детей. Кроме того, при создании анимационного кино студия планирует развивать так называемую партиципативную практику — когда участие доступно каждому, а профессиональные художники только направляют и выстраивают процесс.
Творческая инклюзивная студия «Э-моция»
Город: Казань
Руководители: Инесса Клюкина и Неля Суркина
ВК: e_mociya
Сайт проекта: e-mociya.tilda.ws
История
В 2016 году сотрудница одного из казанских ДК Инесса Клюкина разместила пост в соцсети «ВКонтакте»: «Приглашаем к сотрудничеству педагогов для открытия в республике первой творческой инклюзивной студии». На него откликнулась режиссер и педагог по пластике движений Неля Суркина, и через несколько месяцев появился их первый совместный спектакль «#сердцагорода», в котором два артиста с ДЦП рассказали свою историю любви. Освещать событие приехали местные тележурналисты — и Инесса пообещала им к маю новый спектакль.
Я тогда подумала: «Бывают же люди по-хорошему наглые!» У нас ведь ни бюджета, ни педагогов, уровень участников тоже пока довольно слабый. Но в тот же день мне пришла в голову идея детского спектакля, который будет и эффектным, и легко реализуемым. В общем, к маю мы действительно выпустили «Страну сломанных игрушек».
Настоящее
В студии сейчас занимаются 16 человек, осваивая всё новые театральные жанры. Был, например, фэшн-спектакль «Сказки старой Казани»: тексты для него прислали горожане, а национальные костюмы создали местные дизайнеры. Импровизационный интерактивный спектакль «НормальНо» приглашает к диалогу о ментальном здоровье, а в билингвальном перформансе «Что я помню о себе» действие в реальном и вымышленном мирах происходит на русском и татарском языках.
Мы выступаем везде, где нас ждут: в парках и скверах, благотворительных фондах и театрах, общеобразовательных школах и даже в Zoom. А наши зрители встречаются с инклюзией и на сцене, и в зале.
Будущее
Сейчас Инесса и Неля развивают онлайн-портал «Сообщество особых театров», который объединил все инклюзивные театры России и документальные фильмы о них. К декабрю нынешнего года они готовят IV Республиканский инклюзивный бал в казанской ратуши: для участия нужно подать заявку, затем педагоги помогут изучить бальный этикет, дресс-код — и, конечно, танцы.
Еще по теме
Текст: Ирина Эфрос
Статья была опубликована в бортовом журнале S7 Airlines