Ереван — город, полный тайных знаков и невероятной творческой энергии, если гулять по нужным местам. Подготовили подборку домов-музеев армянских творцов, которые повлияли на мировое искусство и своей жизнью доказали, как важно всегда оставаться оптимистом. Предлагаем не только восхититься одним из древнейших городов мира, но и получить мастер-класс армянского жизнелюбия и жизнетворчества!
Содержание
- Дом-музей Сергея Параджанова
- Дом-музей Арама Хачатуряна
- Дом-музей Мартироса Сарьяна
- Дом-музей Ованеса Туманяна
- Дом-музей Ерванда Кочара
Дом-музей Сергея Параджанова
За 66 лет жизни армянский режиссер Сергей Параджанов не стал почетным работником фабрики «Советская игрушка», не доучился на строительном факультете и не запомнился великим скрипачом, хоть и окончил консерваторию. Зато написал 17 сценариев, снял 19 фильмов, создал более 600 арт-объектов: коллажей, ассамбляжей, рисунков, шкатулок, кукол и шляп. Сидел пять лет в тюрьме, дружил с Андреем Тарковским и Тонино Гуэрра, восхищал Феллини, Годара, Ив Сен-Лорана, Кустурицу. В общем, жил и творил с размахом.
Фантазия и эпатажная энергия великого мастера кинопоэтики и символизма сконцентрировались в небольшом музее, который расположен в этнографическом квартальчике Еревана под названием Дзорагюх.
Двери открываются, и вы попадаете в мир, где Параджанов сотворил высокую кухню жизнелюбия — комбинируя, как гениальный повар, на первый взгляд несовместимые ингредиенты. Всё дело в деталях: на стене то ли чучело мамонта, то ли старый саквояж, среди апостолов «Тайной вечери» Да Винчи хитро улыбаются Сталин с Хрущёвым. Богородица с младенцем украшена осколками фарфора, а парикмахер Жора на картине походит на героя грузинской легенды.
Экспозиция параджановского музея выставлялась за рубежом 65 раз. И мы советуем каждому ценителю искусства, заметившему в Ереване средневековый замок с тбилисскими балкончиками, заглянуть в мир визуального и пластического донкихотства армянского кинорежиссера.
Я так красиво жил. Любил — болтал — восхищался — что-то познавал — мало сделал, но очень многое любил. Людей очень любил и очень им обязан. Был нестерпим к серому. Самый модный цвет. Необходимость времени.
Адрес: ул. Дзорагюх, д. 15/16
Дом-музей Арама Хачатуряна
Ходит шутка, что Моцарт на смертном одре предрек: второй Моцарт родится в Армении. И вот жребий выпал на Арама Хачатуряна, печального весельчака с кустистыми бровями.
Армянский композитор отличался завидной энергией: мог держать в голове полную партитуру сочинения, параллельно давая нежные наставления ученикам, заполняя бумаги в Союзе композиторов или дирижируя оркестром, а ночью сразу начисто записать пару-тройку балетов и симфоний, музыку к десятку кинофильмов и театральных постановок.
Музыка Арама Хачатуряна была на слуху и при его жизни, но ее популярность стирала имя автора. Почерк Хачатуряна — это непринужденная игра строгой классики и фольклорных мотивов, это ритм, эмоция и стиль. Это когда оркестранты, танцоры и дирижер пляшут «Танец с саблями», теряя немало калорий от напряжения. Но всем нравится! Никакого абьюза — всё исключительно по любви к музыке.
Дом-музей композитора Арама Хачатуряна условно разделен на две части: в первой — фотографии, партитуры, книги и письма композитора, а также концертный зал, фонотека и коллекция редких музыкальных инструментов. А вторая — это особняк самого Хачатуряна и внутренний дворик, которые сохранили без изменений.
Пять арок цвета слоновой кости подпирают голубое ереванское небо совсем рядом с центральной площадью — мимо не пройдешь и ни с чем не перепутаешь. Заходите и послушайте того, кто написал «ту самую мелодию».
Вся история художественной культуры подтверждает непреложную истину, что только те произведения искусства, в которых глубоко и смело воплощены явления жизни, в которых бьется живая и страстная мысль, оставляют след в душе человека.
Адрес: ул. Заробяна, д. 3
Дом-музей Мартироса Сарьяна
Армянский Ван Гог, большой мастер темпераментного цвета и живых форм, был рок-звездой уже при жизни: его работы с успехом выставлялись на венецианской биеннале и в Париже, Третьяковка покупала его картины, а власть щедро раздавала регалии.
Дом-музей появился еще при жизни художника и состоит из двухэтажного особняка и пристроенной к нему галереи. Винтовая лестница ведет нас по спирали жизни: на третьем этаже висят ранние работы, дальше вниз — период жизненной и творческой зрелости, затем мы видим мастерскую пожилого мудрого художника, а на первом этаже — множество эскизов и фрагментов безграничной фантазии Сарьяна. Кто-то скажет, что это скучная хронология, но, похоже, это машина времени. Нужно только найти верный рычаг. И если не свайпать картины Сарьяна, а постоять перед ними подольше, то можно получить мощный заряд цветотерапии и солнечной энергии.
Да и сам Мартирос Сарьян вдохновлялся временем и пространством. Родись он в наш цифровой век, то мог бы вести свой тревел-блог: делился бы своими впечатлениями от созерцания культур, людей и вещей, от радости путешествий. Сарьян посетил Турцию и Персию, был в Египте и Франции, объездил большую часть Армении, нередко бывал в Грузии. Собирался и восточнее — в Китай, Японию, Индию.
Как-то раз, когда парижские картины художника везли на пароходе в Армению, на судне случился пожар, и от сорока полотен осталась пара ниточек холста. Но нет армянина без оптимизма. Жизнь пошла дальше, и всё равно дошла до прижизненного и посмертного мирового признания.
В природе всё изначально одушевлено, всё находится в процессе становления. Даже камень не брошен просто так, а простирается, как бы живет… Всё исполнено внутренней вибрации.
Адрес: ул. Мартироса Сарьяна, д. 3
Дом-музей Ованеса Туманяна
Кажется, в детстве мы все видели безумные сюжеты киностудии «Арменфильм»: мультики «Ух ты, говорящая рыба» или «Ишь ты, масленица!». Обе фантасмагории были сделаны по мотивам сказок Ованеса Туманяна. Он изучал мировой и армянский фольклор, переосмысляя народное творчество так, чтобы оно стало понятнее современникам. Поэт, писатель, сказочник, любитель ЗОЖа и стильных пиджаков, Туманян имел огромное и открытое для чужой боли сердце. Знал, что такое трудности с деньгами и ответственность за воспитание десятерых детей.
На самом деле у него два дома-музея: один находится в Ереване, другой — в селе Дсех. До дверей первого музея нас ведут 54 ступени — столько лет жил поэт. В ереванском музее воссоздали тифлисскую квартиру Туманяна, собрали его огромную библиотеку и коллекцию картин. Там же все атрибуты всякого порядочного музея: документы, фотографии, рукописи и восторженные речи экскурсоводов. «Поэт всех армян», — скажут они. «Да будет так», — ответим мы.
А до Дсеха примерно три часа езды на машине или автобусе. Второй дом-музей — это небольшое фамильное имение в деревеньке на высокогорном участке реки Дебед. Древние армянские хачкары, руины средневекового монастыря Кобайр, свежайший горный воздух, леса, ущелья и утесы окружают усадьбу, сами исполненные поэзии.
Но сказочничество было только одной из граней Туманяна. Он живо реагировал на всё, что тогда происходило в мире. Первая мировая война, революции в России, межнациональные распри на Кавказе… Во время войны ездил на Кавказский фронт, занимаясь обустройством беженцев и сирот, в период гражданской войны в Армении был миротворцем. Череда этих событий откликалась в его поэзии и деятельности, а знакомство с его творчеством позволит глубже понять историю Армении.
Всегда и в первую очередь — здоровье и только здоровье. Больной, слабый человек, что бы ни учил, всё пусто. Он не сможет ни прочувствовать свою жизнь, ни дать жизнь чему-то новому. Человек со здоровым духом и телом, наполненный знаниями времени и просвещением — вот это человек.
Адрес: Ереван, ул. Московян, 40 и село Дсех, ул. 1-я, 10
Дом-музей Ерванда Кочара
Скульптор, художник, экспериментатор и философ Ерванд Кочар шагал по жизни легко и размашисто. Постигал духовное в Тифлисской семинарии, авангардное — в художественных мастерских Москвы, жил наскоком в Константинополе, преподавал рисование при армянском монастыре в Венеции. В Париже женился на поэтессе, а овдовев, вскоре женился снова — но, гонимый духом авантюризма, оставил супругу и вернулся в СССР. В Ереване сел в тюрьму за инакомыслие в искусстве. А потом вышел и оставил городу монументы, ставшие символами Еревана: памятники армянскому полководцу Вардану Мамиконяну и герою армянского эпоса Давиду Сасунскому.
Дом-музей Ерванда Кочара — единственный в Ереване центр авангардного искусства, он создан на месте бывшей мастерской художника. Одна небольшая комнатка стала после реконструкции здания полноценным музеем, в котором собрана самая большая коллекция работ Кочара.
Он, спроси любого армянина, был тем человеком, кто придумал 3D-графику, — пусть в «Википедии» и забыли про это написать. Кочар и правда создал новое направление в искусстве — живопись в пространстве. Его картины не ограничивались холстами: художник рисовал на металлических пластинах, а потом крутил их вокруг своей оси на небольшом моторе, оживляя изображение. Пространственная живопись Ерванда Кочара хранится в парижском центре Помпиду, а скульптуры есть в Чехии, Великобритании и США.
Не пугайтесь, но, возможно, дух Ерванда Кочара начнет вас преследовать: вдруг окажется, что вы пьете кофе на улице, названной в его честь, едите люля-кебаб напротив статуи Вардана Мамиконяна или, идя через блошиный рынок Вернисаж, видите скульптуру «Меланхолия».
Искусство — это недостроенный мост, один конец которого имеет опорой жизнь, а другой конец — переброшен в беспредельность. Каждый гений удлиняет этот конец, чтобы обрести вторую опору. И так — до бесконечности. Поэтому искусство — это нескончаемая история лучших устремлений человечества.
Текст Валерии Матющенко