На территории России проживают двести народов. Они делят между собой 11 часовых поясов, 10 природных зон и множество традиций и укладов — как общих для всей страны, так и индивидуальных. Рассказываем о новогодних традициях в разных регионах России.
Содержание
- Калмыкия: Зул
- Бурятия: Сагаалган
- Тува: Шагаа
- Чувашия: Сурхури
- Башкортостан и Предуралье: Нартукан
- Архангельская область: Никола Зимний
Калмыкия: Зул
В Калмыкии есть свой особый день смены года — Зул. Праздник не имеет конкретной даты и по калмыцкому календарю приходится на 25 число месяца Коровы — это десятый лунный месяц, примерно с конца ноября до середины декабря. В 2022 году Зул отмечают 18 декабря.
В переводе с калмыцкого название праздника означает «лампада». По традиции в этот день калмыки собираются в семейном кругу: с утра зажигают лампады — этот ритуал символизирует продление жизни. Новым годом Зул называют еще и потому, что калмыки прежде не праздновали дни рождения. Отмечая Зул, они одновременно прибавляли один год к своему возрасту. Получались общенародные «именины».
Несмотря на древнюю историю, Зул получил официальный статус лишь в 2004 году, когда его законодательно внесли в перечень национальных праздников. В Калмыкии это нерабочий день.
Бурятия: Сагаалган
Праздник Белого месяца (именно так переводится с монгольского языка Сагаалган) — древняя традиция народов Центральной Азии. В России его отмечают не только в Бурятии, но и в Калмыкии (там он называется Цаган Сар), и на Алтае (Чага Байрам). У него тоже нет конкретной даты — празднуют через два месяца после Зула, то есть в конце февраля или начале марта.
В древности Сагаалган знаменовал собой окончание зимовки скота, перекочевку на новое место и пробуждение весны. Это своеобразный этап обновления и человека, и природы. Праздновали обычно широко и готовились заранее: например, впрок резали скот (в праздники это делать запрещалось). Помимо мяса обязательными элементами застолья были молочный чай и борцоги — жареные кусочки теста. Разные виды этого угощения и сейчас символизируют благие пожелания. Также к празднику делают молочную водку — архи.
Весь Белый месяц принято ходить в гости. При встрече люди обмениваются хадаками — шелковыми шарфами. Дом украшают особыми флагами, освященными в дацане.
Раньше в буддийских монастырях накануне Сагаалгана всю ночь шло богослужение, посвященное проводам старого года. Сейчас буряты и калмыки совершают подношения предкам и божествам и посещают хурулы.
Тува: Шагаа
Тувинский Новый год — родственник Сагаалгана. Он тоже выпадает на начало «белого месяца», но точную дату празднования определяют буддийские ламы.
Название праздника происходит от тувинских слов «шагның чаазы», что можно перевести как начало нового этапа, обновление. Поэтому встреча Нового года происходит у тувинцев не в полночь, а на восходе. Важно первым утром года сделать какое-то важное дело. Например, в старину в некоторых деревнях мужчины на рассвете выходили расчищать прорубь.
На Шагаа тувинцы совершают традиционный обряд приветствия «чолукшуур». Его можно делать только один раз в году, произнося: «Амыр менди!» (Мира Вам!), на что принято отвечать: «Сол менди!» (Мира и вам тоже!). Во время этого приветствия тот, кто младше, протягивает собеседнику обе руки ладонями вверх, а старший кладет в них свои ладонями вниз.
Для праздничного стола готовят разную молочную пищу — чай с молоком, топленое масло, особый пресный сыр быштак, разные виды высушенной гущи из кислого молока. Из мяса в новогоднем меню тувинцев в основном баранина.
Чувашия: Сурхури
В старину чуваши отмечали Сурхури в период зимнего солнцестояния и праздновали целую неделю. В это время проводились обряды, чтобы высшие силы сделали успешным и удачным следующий год: принесли хороший урожай и приплод скота. Люди собирались группами и обходили деревню от двора к двору, распевая песни о наступлении нового года и приглашая прохожих присоединиться.
Башкортостан и Предуралье: Нартукан
Это праздник приуральских и закамских чувашей. Он был распространен на территории нынешних Удмуртии, Башкортостана, Татарстана, Кировская области. Начинался в день зимнего солнцестояния и длился целую неделю, как и Сурхури.
Для проведения гуляний важно было выбрать новый, только что возведенный дом. Чтобы хозяин не отказал, во время работ молодежь бесплатно помогала со стройкой или хотя бы с вывозом материалов.
Во время Нартукана для детей устраивают катания с гор на санках и поют праздничные куплеты. С наступлением сумерек молодые люди собираются группами, одеваются в святочных «дедов» и «бабок». Парни наряжаются обычно в женские одежды, а девушки — в мужские.
Архангельская область: Никола Зимний
Из христианских праздников особенно выделяется Никола Зимний — 19 декабря, день памяти святого Николая Чудотворца. Он покровитель мореходов и рыбаков, поэтому у поморов этот святой почитался больше других. Молитвы ему архангелогородцы читали по любому важному поводу — например, перед выходом на промысел. А церкви в честь Святителя Николая на Поморском берегу строились повсеместно в XVI–XVII вв.
Празднование редко обходилось одним днем — соседи устраивали длительную «никольщину» и готовили стол вскладчину. Еще существовал обычай закалывать в этот день особого бычка, «микольца», которого предварительно всей деревней откармливали.
Сейчас на Севере по-прежнему устраиваются современные поморские гуляния на Николу Зимнего — например, музыкальные спектакли с ярмарками и угощениями.
Еще по теме