Магия карачаево-черкесских гор отличается от сочинских. Особенно, когда речь про Домбай. По словам travel-журналиста Валерии Мироновой, там горнолыжные трассы выше, и национальная кухня разнообразнее. Но, чтобы проверить, готовься к долгому путешествию — Кавказ большой и со всех сторон разный.
Люблю спонтанность. Строить планы не получается — все равно уезжаю в другую сторону.
До этого путешествия я ничего не знала о Домбае. По крайней мере, мне так казалось. Я хотела сфотографировать инопланетный хостел «Тарелка», заглянуть в соты заброшенной гостиницы «Аманауз», но где их искать — забывала погуглить. Казалось, эти места раскиданы по Кавказу, и для встречи с ними нужна отдельная экспедиция. А затем я проснулась в самом бюджетном номере самого бюджетного горнолыжного курорта и увидела все «пасхалки» прямо перед собой.
История началась спонтанно. Мы с подругой грезили поездкой на горных лыжах: натянуть маску, вдохнуть поглубже, встать на край трассы и... лететь! Так плавно и быстро, как позволит снег и новенький комбинезон. И пока мы думали, куда поехать с нашим скудным бюджетом, друзья хвастались фото сочинских курортов и в красках рассказывали, какой приятный снег на трассах Приэльбрусья. Листая интернет в поисках подходящего предложения, мы наткнулись на описание горнолыжного курорта «Домбай». Стоимость проката, ски-пасс, билеты из Москвы, номер на двоих... Переглянулись — надо брать сейчас, иначе спугнем удачу!
До дня вылета оставалось несколько недель, как вдруг мне позвонил дедушка из Майкопа: «Заедешь к нам по пути?» Из аэропорта Минеральных Вод к ним ехать четыре часа на машине. От них до Домбая — еще дольше. И все бы ничего, но у меня нет ни прав, ни водителя. Поиски быстрого маршрута для «общественников» не увенчались успехом: расписание автобусов на каждом сайте было разным, советчики расходились в показаниях. Я уже ответила дедушке, мол, не смогу, но в голове крутилась мысль приехать сюрпризом на Восьмое Марта. Решилась: сдала билет в Минеральные Воды, взяла в Краснодар — ближайший к Майкопу город с аэропортом. Доберусь до близких, а там посмотрим.
Восьмое марта. В 6 утра завтракаю в зимней столице, в 10 часов переступаю порог теплого Краснодара. От него до Майкопа — два часа на машине через разноцветные поля-заплатки. Нашла водителя в онлайн-сервисе по поиску попутчиков и понеслась. Лечу к цветущему дому, где всегда пахнет свежим кофе и пирогами с айвой.
Спустя километры адыгейского радио я на месте. Попрощалась с водителем, поворачиваюсь, а мне навстречу — бабушка! Прогулочный шаг, прищуривается, делает вид, что не разглядывает меня. Думаю: «Ну всё. Дед проболтался!» Подхожу ближе — она остановилась и вдруг громко: «Это откуда же ты свалилась?!» «Не проболтался», — улыбаюсь и крепко обнимаю загорелые плечи.
Три дня спустя рано утром я приехала на автовокзал Майкопа. В расписании нет Домбая. На кассе на вопрос «Как отсюда попасть на Домбай?» разводят руками и спрашивают: «Почему не на Красную Поляну или Лаго-Наки?» Открываю карту, прокладываю маршрут: сначала до конечной местного автобуса, затем как-нибудь решу. Беру билет на единственный рейс до Зеленчукской — ближайшей к Домбаю остановки на маршруте. В 08:30 отправление, в 14:00 буду на месте.
Пятичасовой рейс с остановками стал отдельным приключением. Пейзажи и погода менялись чаще, чем герои в сериале «Игра престолов». В какой-то момент показалось, я проспала Крымский мост и проснулась у подножья Ай-Петри. Но не успела опомниться — снова поля с лошадьми, а из-за облаков блестит он. Мой давний друг Кусхамаф.
И вот я в Зеленчукской. Захожу в потертое здание автовокзала, читаю расписание и (о чудо!) нахожу пункт назначения Домбай. Один рейс в день — ровно в 15:00. Ждать час не хотелось, но ни одна онлайн-служба такси не обслуживает этот городок. И все-таки я понимала, как мне повезло.
К порогу автовокзала приехала желтая газель — 250 рублей водителю и еще три часа в дороге. Чем дальше мы ехали, тем больше я понимала, что не зря сменила маршрут — местные скалы и каньоны ни на что не похожи. Чем ближе к горам, тем реже встречались поселки и громче звучали шутки водителя. Кажется, он работает на этом маршруте всю жизнь и привык к неустанному щебетанию местных дам. «Лайк бгъэуцун» («поставь лайк» по-адыгейски) — о, и сюда Instagram добрался.
Вечером я была на месте — на cпортивно-оздоровительной базе «Домбай». От спортивного прошлого осталось только название: теперь это простой восьмиэтажный отель со спортзалом. Чистый, отремонтированный и теплый — большего мне и не надо. Пока подруга собирала чемодан в Москве, я отдыхала в бюджетном номере с видом на соты «Аманауз».
Следующую неделю вспоминаю, как один бесконечный день. Наш отель стоит в ста метрах от нового подъемника — мы могли первыми подняться и последними спуститься. Работает он с 08:30 до 16:30, но есть хитрость. Посередине склона есть поворот налево, на лесную трассу. Если ты с хорошим инструктором или уверенно стоишь на лыжах, можешь спуститься по ней даже после закрытия подъемника. Я говорю «хорошим инструктором», потому что в округе много нелицензированных «специалистов» — если катаешься плохо, тебя тут же обступят с предложениями «спуск за 2000 рублей».
До этого отпуска думала, что умею кататься. Местным склонам так не показалось. Поэтому за время катания на Домбае я сменила четырех инструкторов. Первый нашел нас с подругой в лыжном прокате. Но урок так и остался незавершенным — на середине трассы инструктору позвонили, и он уехал без нас. Второй — Марат — подошел ко мне на самой вершине. Он взял за спуск 2000 рублей и вылечил меня от страха обрыва (на высоте 3200 метров это немаловажно). С третьим инструктором меня познакомила подруга — Магомед заметил ее на трассе и учил, пока она не спустилась нормально. С четвертым мы познакомились в кафе «Эдельвейс»: Шамиль — друг Магомеда и завсегдатай высоты 3200 метров. И да, последним инструкторам мы не заплатили ни копейки за несколько дней катания с ними — наверное, тоже повезло.
Наша компания сложилась. У них за плечами — сотни спасательных вылазок в горы и столько же горнолыжных гонок. Магомед читает стихи Есенина, сочиняет свои во время спуска и готовит профессиональных лыжников к соревнованиям. В перерывах он выходит на склон и собирает всех несчастных на разъезжающихся лыжах, чтобы выпрямить их спины и поставить «на параллельные». Шамиль тренирует гостей зимой и водит в походы летом.
В последний день мы не катались. Заказали трансфер от отеля до аэропорта и умчались обратно — на 3000 метров вниз. Водитель рассказывал о своих путешествиях, зазывал летом в поход и останавливался на рынках, чтобы угостить местной чурчхелой. У нас в запасе оставалось еще несколько свободных часов, поэтому мы заглянули на минеральные источники. После травного чая и горячих бассейнов хотелось спать. Так и случилось — в самолете мы заснули. Счастливые и благодарные Карачаево-Черкесии за радушный прием.
Сколько я потратила на путешествие с S7 Airlines (март 2019):
- Авиабилеты «Москва—Краснодар» и «Минеральные Воды—Москва» — 8758 рублей1
- Трансфер до аэропорта в Минеральных Водах — 3 500 рублей за машину на s7.ru
- Поездка на попутке по маршруту «Краснодар—Майкоп» — 500 рублей
- Билет на автобус «Майкоп—Зеленчукская» — 397 рублей
- Билет на маршрутку «Зеленчукская—Домбай» — 250 рублей
- Аренда номера на s7.ru. Шесть ночей — 3 900 рублей за одного
- Лыжи с ботинками на 5 дней — 2 500 рублей
- Ски-пасс на 5 дней на новый подъемник — 6 500 рублей
- Один спуск с инструктором — 2 000 рублей
- Четыре горных чая на вершине — 200 рублей
- Завтраки, обеды и ужины за 7 дней — 5 000 рублей
Итого: 33 505 рублей
Заранее планировать маршрут на Домбай необязательно. Просто найди себя счастливым в аэропорту Краснодара или Минеральных Вод и по картам начинай путь. И не забывай улыбаться — это притягивает удачу и интересных попутчиков.
1Стоимость авиабилетов актуальна на март 2019. Проверить текущие цены и наличие спецпредложений можно на s7.ru.