Регион Кавказских Минеральных Вод (КМВ) знаменит своими санаториями и источниками. Отдых здесь — это неспешные прогулки по терренкурам и минеральная водичка. Но между небольшими санаторными городами на самом деле огромный, практически дикий, мир — начало горных хребтов Кавказа со знаменитым Эльбрусом. Высота этого великана 5642 метра над уровнем моря, и две белых макушки его видны практически со всех гор КМВ.
Гора Красное Солнышко | Вид на Эльбрус
В регионе много точек, на которые интересно подняться. Все они невысокие, доступные, и лучше всего самостоятельно пройти этот путь. Самая высокая гора в регионе КМВ — гора Бештау (1400 м) — входит в пятигорье. Она находится между несколькими городами, из них к вершине поднимаются тропы разной сложности. Хоть раз в жизни сюда обязательно нужно попасть. Это по силам будет практически любому, хотя займёт разное время. С нами поднимались и пенсионеры (но ведущие достаточно активный образ жизни), и люди полненькие (но включившие немного заранее в свой распорядок дня периодические занятия спортом), и маленькие дети (вероятно, родившиеся у активных родителей и уже проходившие маршруты попроще).
В целом, если вы просто молоды и здоровы — обязательно справитесь. Если есть сомнения, лучше немного заранее позаниматься хотя бы какими-то лёгкими активностями. Этот подъём, посильный не только альпинисту, но обычному человеку, дарит настоящие эмоции покорения вершины. Мне кажется, что он один из самых сложных, проходимых без всякого снаряжения. Не зря все, кто встречается на тропах этой горы, обязательно здороваются. И как не уважать, как не чувствовать родным человека, преодолевающего то же, что преодолеваешь ты сам?
Итак, я расскажу про путь из Железноводска.
Железноводск — небольшой город, который расположен очень удобно. Из любой его точки до вершины Бештау можно дойти пешком. Мы снимали домик в частном секторе на окраине. Утром мы собрали перекусы, воду, позавтракали, вышли приблизительно в 8:00 и уже в 8:40 были в районе вокзала.
Здание вокзала красивое, но очень долго стояло без дела. В последнее время его отремонтировали, кажется, с платформы даже уходит пара электричек, но только в выходной день.
Как и свойственно этому региону, вход мы искали вместе с другими поднимающимися. Мы решили обойти вокзал справа — и вместе с вокзалом ещё долго обходили какой-то заброшенный санаторий. Тем не менее, поднимаясь на горы КМВ, главное помнить, в какой стороне вершина. Тропинки к ней обязательно найдутся.
Лучше всего слева обойти здание вокзала, пройти немного в том же направлении вдоль железнодорожных путей и увидеть справа довольно большую тропинку. Так или иначе, вы обязательно выйдете к широкой грунтовой дороге, идущей по грабовому лесу. Она уже имеет небольшой наклон, достаточно долго длится, живописно выглядит и вызывает в душе мысли о начале большого приключения.
Можно проверять себя по картам. Тропинки на них отмечены редко и скудно, но самое главное — двигаться по направлению к седловине. Или хотя бы держать направление вершины.
Важный ориентир — кольцевая дорога вокруг Бештау. Прогулка по ней достойна отдельно потраченного дня. Никакого асфальта там, конечно, нет. Это просто тропинка, идущая по предгорью, иногда плохо различимая. Пересечение с этой дорогой вы заметите по остаткам давным-давно забетонированной системы шахт и по развалинам построек, связанных с добычей в недрах горы Бештау радона.
Внимательно проверяйте в интернете актуальные данные о превышении уровня его содержания для источников, из которых захотите взять воду. Ведь это просто гора и никаких табличек рядом с ними не будет.
После пересечения с кольцевой наша дорога быстро становится круче. Здесь нужно оценить свое самочувствие. В худшем случае, конечно, вернуться в город. Многие берут с собой палочки для скандинавской ходьбы. Подниматься с ними легче. Если есть такая необходимость — возьмите толстые ветки. Очень многие поднимаются с ними. Кто-то с одной, кто-то с двумя. И не спешите отказываться.
1. Впереди длинный путь;
2. Подъём будет становиться круче;
3. Спускаться вниз будет сложнее из-за скатывающихся камней и соскальзывающих ступней.
В районе кольцевой и немного выше такие «удобные палочки» складывают туристы, уже прошедшие путь. Ветки могут лежать на земле или целой кучей быть прислонены к дереву.
Если подозреваете, что опора понадобится — возьмите сейчас, скоро деревьев не будет, а ветки истончают и уже не очень помогут.
Бештау | Веточки в руках — опора на спуске
Тропинка петляет вверх, кое-где придётся карабкаться по корням, кое-где обходить упавшее дерево, но в конце вы начнёте замечать, что ещё чуть-чуть и лес закончится. В деревьях у седловины (чуть правее подъёма) есть лавочка с чудесным видом на пройденный вами путь. Здесь можно перекусить, выпить воды и подняться на саму седловину горы.
Седловина — это площадка между большим и малым Тау, двумя пиками этого удивительного пятигорья. Она и смотровая площадка, и место отдыха, и узловая точка, и ориентир. Уже отсюда можно оглядеться по сторонам. Самое главное — снова спросить себя о самочувствии. Точка эта достаточно серьёзная, виды захватывающие, а пройденный путь для многих — большая физическая нагрузка. Если вам станет плохо, подъём можно на этом закончить. Ведь вы уже сделаете красивые фотографии, осмотритесь и поймёте, что до опорной точки дошли.
Тропа на вершину Малого Тау и сама вершина
Если силы остались, очень советую в этот момент взять правее и пройти на Малый Тау. По узкой озорной дорожке через кусты можно быстро добраться к его вершине, пройтись по горным лужайкам, полюбоваться цветами. Во время нашего подъёма мужчина с красивым голосом залил с вершины Малого Тау целую долину раскатистым пением. Красота природы в КМВ не превращается в туристические объекты. Прогуляйтесь в разные стороны — поищите удивительные растения, скалы, необычные горные породы.
Привал на вершине Малого Тау
После этого по тому же пути мы спускаемся обратно в седловину и готовимся к восхождению на Большой Тау. Процесс сложный и долгий. Я бы даже сказала медитативный. Камень за камнем вы приближаетесь к вершине, но даже без остановок этот процесс не длится быстро. Можно сделать несколько перекусов и привалов. Кустов здесь уже особо не будет, деревьев не будет точно — в ясный солнечный день можно сгореть.
Очень советую надеть закрытую одежду и взять достаточно много воды. Выбирайте лёгкие ткани, но длинные рукава, закрытые плечи, нанесите защитный крем на лицо.
Бештау | Вертикальные каменные спуски
Ещё немного и случилось, перед вами — вершина Бештау. Вдохните горный воздух, почувствуйте себя на пике восхождения. Обойдите вокруг станции связи с проржавевшим портретом Ленина за забором. В узкой тени камней можно немного отдохнуть. Виден Пятигорск и встречаются люди, пришедшие со стороны этого города по тропе Русского географического общества.
Запечатанные герметично упаковки надуваются, как если бы вы взяли их на борт самолёта.
Бештау | Вершина Большого Тау (1400 м)
Дальше — лишь полёт вашей фантазии. Можно спуститься любой из троп, можно обойти разные направления от вершины, можно вернуться, можно (если день ещё не клонится к вечеру) посидеть на камнях, заглядывая куда-то за горизонт. По пути обратно будут выскальзывать из-под ног камешки, будет хотеться пить, будут постепенно снова появляться травы, кусты, деревья. Снова будет лес и долгая дорога, для уставших ног — даже более долгая. Но с чувством полной удовлетворенности, гордости и силы это всё обязательно преодолеют крепкие ноги всех восходящих на Бештау!