Синь чао, Вьетнам

Каким я увидела Вьетнам: легенды, маршруты и советы путешественникам

Синь чао, Вьетнам
6 минут
 

С билбордов улыбаются ударники труда: учительница, инженер, военный. Ветер теребит красные флаги, на них — серп и молот. Дети оравой выбегают из двора школы, прыгают на велосипеды, на белых рубашках мелькают пионерские галстуки. Солнце светит, все смеются. И это навсегда. В этой статье мы собрали для вас истории, рекомендации и щепотку личного опыта, чтобы влюбиться во Вьетнам. 

Валерия М.

Содержание

  1. Лучшие месяцы для поездки во Вьетнам
  2. Мотопутешествие — местный must
  3. Путешествие из Дананга в бухты Халонг
  4. Север — центр — юг: история отношений
  5. Что посмотреть про историю Вьетнама
  6. Религия
  7. Лунный Новый год — Тет
  8. Советы
Поддержите автора
Хороший текст заслуживает миль
Поддержать

Герой вьетнамских сказок — бог моря Тхан Биен — однажды превратился в черепаху. Она тихонько лежала, не ела, не пила, только лишь дышала. Вдох — отлив, выдох — прилив. Но иногда, когда она переворачивалась на бок, начинался ураган.

Валерия Матющенко,
фоторедактор Gate 7

Вьетнам растянулся на 3 260 км по побережью Южно-Китайского моря. Он граничит с Китаем, Лаосом и Камбоджей и лежит в тропическом поясе. Но с севера на юг климатические зоны меняются так, что дожди идут в разных частях страны в разное время года. В первую очередь это задает ритм сельскохозяйственным работам, так как агросектор был и остается одной из важнейших отраслей в экономике страны. Во Вьетнаме выращивают в больших объемах рис, кофейные зерна, чай, бананы, цитрусовые, кокосы и орехи.

Ну, а прибывшим путешественникам потоки муссонов (сильных сезонных ветров. — Прим. ред.) и ливневых дождей лишь корректируют планы и маршруты, превращая человека в его дождевик.

Рисовые поля во Вьетнаме до сих пор обрабатывают, используя буйволов

Лучшие месяцы для поездки во Вьетнам

Северный Вьетнам (Ханой, бухта Халонг, Сапа)

  • Сезон дождей: с июня по декабрь.
  • Сухой период: осень (сентябрь — ноябрь) и весна (февраль — май).

Весной на севере Вьетнама устанавливается приятная погода в +20… +25 С°, а вот летом жарко, но идут сильные дожди. Наш опыт: ездили в начале января, было солнечно, +18… +23 С°.

Центральный Вьетнам (Дананг, Хюэ, Хойан)

  • Сезон дождей: с сентября по декабрь.
  • Сухой период: с января по август. Идеальное время: с июня по август.

В то время как в остальном Вьетнаме сезон дождей, в центральной части страны самый пик пляжного отдыха, температура в этот период +30… +35 С°. Наш опыт: почти весь январь шли дожди, что не совсем типично для этого месяца.

Южный Вьетнам (Хошимин, Нячанг, Фукуок)

  • Сезон дождей: с мая по ноябрь.
  • Сухой период: с декабря по апрель.

Зимой лучше всего ехать на юг страны, потому что море теплое, а температура колеблется в пределах +25… +32 С°. В культурно-историческую программу обязательно входит Хошимин (также Сайгон) — бывшая столица. Из достопримечательностей я бы выделила Музей жертв войны, туннели Ку Чи и Сайгонский зоопарк. А райское наслаждение и полный релакс ищите на многочисленных пляжах Фукуока.  

Речная заводь недалеко от Дананга

Мотопутешествие — местный must

В очертаниях страны на карте можно разглядеть то ли коромысло с корзинами, то ли дракона, что вполне отражает фольклорное мироощущение древних вьетнамцев. Дракон был заимствован из китайской мифологии и встречается в сказочных сюжетах как покровитель водных стихий. По одной из легенд, предки вьетнамцев вылупились из сотни яиц — потомства полудракона Лак Лонг Куана и феи Эу Ко.

Кит тоже является священным животным. Он покровитель вьетнамских рыбаков. Убить кита — преступление. Но если рыбаки находят выброшенное на берег тело животного, то его скелет торжественно хоронят. По всей стране есть более 1 000 китовых храмов

Но современный человек верит не мифам и преданиям, а в лучшем случае психологии. И бессознательное совершенно непроизвольно дорисовывает к фигуре на карте другие изгибы: переднее колесо, заднее, руль, двигатель, карбюратор, фары, глушитель, седло. Тест Роршаха дал однозначный ответ: вы… купили мотоцикл и собираетесь в мототрип по Вьетнаму. Это одна из самых популярных туристических активностей в стране из-за того, что на мотобайках во Вьетнаме передвигаются практически все, поэтому купить мотоцикл б\у и при необходимости чинить его довольно просто. Члены комьюнити мотолюбителей со всего мира поддерживают друг друга 24/7, так что нетворкинг в гараже над заглохшим аккумулятором будет точно. И будет продуктивным.

Мотобайк — самый популярный вид транспорта во Вьетнаме. Водительских прав, как и знания ПДД, нет, кажется, у большинства водителей. На дорогах форсаж, но если сел за руль, то вариантов нет — ловишь волну и познаешь нирвану

Путешествие из Дананга в бухты Халонг

Но если на полноценный заезд по стране нет ни времени, ни отваги, то и небольшие поездки — прекрасный способ знакомства с ландшафтами, культурой и людьми

Вьетнама. Так мы и поступили, заложив пять дней январских каникул для поездки из центральной части на север. Цель нашего маршрута была довольно банальна — бухты Халонг — памятник Всемирного наследия ЮНЕСКО сразу закрепляется засечкой в сознании. С погодой повезло — было солнечно и тепло.

Из Дананга мы полетели на самолете в Хайфон. Там арендовали байк в домашнем рентале (нашли на гугл-карте, но предложений много и в тематических чатах) и поехали в Халонг, а оттуда на пароме до острова Катба.

Дорога из Хайфона в Халонг напоминала локации из компьютерной игры. Около трех часов мы ехали по безумным кольцевым развязкам, вкручиваясь спиралью в плавленное солнце. На поворотах на нас кидались скалы, промышленные трубы и лаяли собаки.

Большая уличная или домашняя собака во Вьетнаме — редкость

Ближе ко второй трети пути мы попали в тупик: впереди был автобан, по которому запрещен проезд мотобайков, а указателей на альтернативные пути нигде не было. Гугл-карта оказалась мало полезной, потому что она показывала лишь один возможный маршрут до Халонга. К счастью, старый вьетнамец, который будто бы работал около развязки у автобана, за 50 000 донгов (примерно 180 рублей) провел нас в объезд.

По пути из Хайфона в Халонг

Халонг оказался шизофренически странным городом. Он разделен на две части: восточную и западную. Одна — для жизни местных, другая — для туристов, настоящий город-призрак. Сначала мы познакомились с полуживым его боком. Он застроен красивыми коттеджами, хоть магнитиком на холодильник вешай, без отделки. И ряды этих домов стоят бесконечно.

Но стройка рядом с ними продолжалась. В бетономешалках выпекалось тело для новых пустых домов, прекрасных пустых идей. Так мне казалось. В общем, было тревожно, но красиво. Потом мы приехали в оживленную часть Халонга и стало спокойнее. Одной из доминант города является стоящее на горе колесо обозрения в парке развлечений Sun World. А за ним — буддийский храм и смотровая площадка с видом на город и бухты. С изумительным видом.

Возможно, дело банально в том, что город недавно начал развивать активнее туристическую отрасль. А январь — это низкий сезон. По городу разъезжали большие туристические автобусы без пассажиров

Из Халонга мы решили доехать до острова Катба, чтобы взять оттуда лодку и покататься по бухте Халонг. Изучить ее вдоль и поперек в планы мы не включали, да и площадь слишком велика. Территорию бухты можно сравнить, скажем, с Санкт-Петербургом (1 553 кв. км против 1 439 кв. км). До Катбы мы отправились с причала Tuan Chau, потому что на пароме оттуда переправляют и мотобайки.

Дорога занимает около часа. У меня она прошла задумчиво и меланхолично, как «голубой период» творчества Пикассо

Пункт прибытия — причал Đảo Tuần Châu, с которого на мотоцикле мы поехали вглубь острова. Катба — самый крупный остров в бухте, где сконцентрирована туристическая инфраструктура: отели, рестораны и пляжи. С Катбы организованно отправляются на дневные и ночные круизы по бухтам Халонг и Ланха, на жемчужную ферму или в каякинг-туры. Можно хайкать с гидом по огромному национальному парку или исследовать многочисленные пещеры. И почти всё то же самое доступно в совершенно автономном режиме. Мы выбрали его, потому что на посещение Катбы заложили всего полтора дня (ошибка!), поскольку лучше остаться там подольше.

Закаты на Катбе изумительно красивы

С причала Bến Bèo на маленькой DIY лодочке мы отправились кататься, шататься, болтаться по волнам Халонг. Скала, еще скала, еще одна! Час пути, потом прогулка по другой части острова у деревни Việt Hải. А на обратном пути наша морская маршрутка заехала в рыбацкие деревни и захватила несколько работяг для переправы на землю.

Одна из рыбацких деревень

Пусть комментаторы на гугл-картах возмущаются и кипятятся, но всё же правда такова, что туристов больше не пускают на недорогие паромы для местных. Так что цены будут неизбежно завышать всегда и везде. Но торговаться можно и нужно.

  • Паромный причал Халонга Bến phà Tuần Châu на карте
  • Паромный причал на Катбе Đảo Tuần Châu на карте
  • Паромный причал Bến Bèo до деревни Việt Hải на карте
  • Вход в национальный парк «Катба» на карте

Всего на севере мы проехали около 300 км. Мотобайк Yamaha NVX

Север — центр — юг: история отношений

Север Вьетнама отличается от южных и центральных частей поначалу скорее интуитивно: видишь немного другую архитектуру, еще более сдержанный этикет. Но эта разница чувствуется не только на первый, но и на второй взгляд. Всё-таки в истории, культуре, религии, экономике и языке страны существует важное разделение на север, центр и юг. Эти регионы исконно населяли разные этносы. На севере жили этнические вьетнамцы — народ кинь. Там же под сильным влиянием Китая сформировалась вьетнамская государственность. Постепенно монархия Дай Вьет стекала на юг, захватывая территории и власть местных общин и королевств. Так сильное государство народа тямов было завоевано и ассимилировано на территории центрального Вьетнама в ХIV веке, а разные народности юга присоединены к их соседу-гегемону к началу ХIХ века.

Спонтанный проход на пустынный причал в Халонге

А позже, как и во всем мире, над Вьетнамом набухло черное солнце колониализма. К концу ХIХ века он окончательно превратился во французский Индокитай и был им до 1954 года. После Второй мировой войны и сильнейших переустройств на Западе, во Вьетнаме началась Первая Индокитайская война, Война Сопротивления против французского влияния. У страны получилось отвоевать независимость, но она вновь разделилась. На севере к власти пришло коммунистическое правительство во главе с Хо Ши Мином. На юге сформировалось профранцузское монархическое государство. Прошел лишь год, и в 1955 году начинается Вторая Индокитайская война, которую чаще называют Вьетнамской войной. Север поддерживался коммунистическим блоком: СССР, Китаем и Северной Кореей, а юг — США и несколькими антикоммунистическими странами-союзницами. Этот вооруженный конфликт длился до 1975 года и закончился тем, что юг был вновь поглощен севером.

Некоторые пожилые вьетнамцы до сих пор носят стальные шлемы времен Вьетнамской войны. И катаются они зачастую на старых мотороллерах. И кто, как не они, настоящие путешественники во времени?

Что посмотреть про историю Вьетнама

Вьетнамская война была вбита гвоздями в коллективную память США, став символом жестокости и бессмысленности как вооруженного вторжения на территорию другой страны, так и войны в целом. Поэтому на эту тему сняли немало знаковых картин:

  • «Апокалипсис сегодня» (1979) Фрэнсиса Форда Копполы,
  • «Доброе утро, Вьетнам» (1987) Барри Левинсона,
  • «Охотник на оленей» (1978) Майкла Чимино,
  • «Цельнометаллическая оболочка» (1987) Стэнли Кубрика.

Конечно, киноискусство Вьетнама не сводится только к этой войне. Есть и менее кровожадные картины, где речь идет, например, про эпоху французского влияния, про социальное устройство, про семью и в конце концов про любовь:

  • «Велорикша» (1995) Чан Ань Хунга,
  • «Индокитай» (1992) Режиса Варнье,
  • «Аромат зелёной папайи» (1993) Чан Ань Хунга.

Девочка одета в традиционный вьетнамский женский наряд. Аозай — это длинная рубашка с двумя разрезами по бокам и широкие брюки

Религия

Католицизм, буддизм, конфуцианство, ислам, индуизм — одни из многих верований, которые находят отклик у населения Вьетнама, сосуществуя естественно и мирно. Вообще, во Вьетнаме популярно смешение практик из разных религий. А с особым почтением вьетнамцы относятся к духам предков. Везде стоят алтари — домики для духов, подсвеченные цветными лампами. У алтарей почти всегда стоят банки с пивом, чипсы, кола, фрукты, сигареты и ароматические палочки. Что радость для хозяина мотосервиса, школьной учительницы или уличного торговца, то радость и для их прапрародителей.

Этническое разнообразие, опыт французской колонизации и приход к власти коммунистической партии превратили Вьетнам в удивительный сплав религиозных представлений и верований

Лунный Новый год — Тет

В Дананге и Хойане мы застали праздничное время. Скоро вся страна будет отмечать Тет — вьетнамский Новый год. Календарно он совпадает с китайским Новым годом и приходится на конец января — начало февраля. Всюду чувствуется торжественное настроение, которое словно приподнимает тебя и несет по улицам города, как разносит ветер опавшие манговые листья. А в городе снуют мотоциклы с мандариновыми деревьями и желтыми хризантемами, торговцы украшают магазинчики китайскими фонариками, старушки метут пороги. Всюду пахнет костром и благовониями. Традиции таковы, что во всей стране начинается генеральная уборка перед встречей весны.

На Новый год взрослые вьетнамцы часто дарят детям и пожилым людям красные конверты с деньгами. Сумма, как правило, символическая. Но люди стараются положить в них новые купюры — символ весны, обновления и удачи

Готовиться к главному празднику начинают порой за три-две недели. На разогреве у лунного Нового года католическое рождество и Новый год. Вьетнамцы рады отгулять и эти праздники с туристами из Европы. Важно учитывать, что на Тет большие города пустеют: их жители разъезжаются по своим родным, живущим в деревнях. И несколько дней или неделю многие магазины и заведения будут закрыты.

Абсолютно везде накануне Тета, неважно, в частных ли дворах или посреди улицы, вьетнамцы сжигают бумагу в металлических ведрах. «Когда люди умирают, мы жжем для них бумажную одежду», — так мне сказала одна пожилая женщина. В ту же топку кидают и бумажные деньги. Но важно, что в этом случае на купюрах нет портретов, как на обычных донгах

Вьетнамцы сдержанны в стрессовых ситуациях или конфликтах, но почти всегда безоговорочно дружелюбны и приветливы. В глазах я часто видела хитринку, а на губах какую-то шутку, не сказанную, но она тут, с улыбкой и кивком головы. Если ошибся, споткнулся, недопонял — люди реагируют смехом. И между собой они часто хихикают. А особенно звонко смеются дети. Почему-то запомнилось именно это.

Советы

Виза и пограничный контроль

  • Без визы разрешено находиться во Вьетнаме до 45 дней.
  • Чтобы остаться дольше, можно оформить электронную визу (e-visa) на 90 дней через официальный сайт evisa.gov.vn.
  • При въезде могут спросить обратный билет и бронь жилья, лучше иметь при себе.

Деньги и оплата

  • Официальная валюта — вьетнамский донг (VND), курс 1 000 000 VND ≈ 4 000 рублей.
  • Менять деньги (рубли, доллары, евро) можно в банках Agribank, Vietcombank или в обменниках, потребуется паспорт.
  • Выгоднее курс может быть в ювелирных лавках или массажных салонах.
  • Карты российских банков не работают.
  • Оплата VISA и Mastercard есть тоже далеко не везде, так что нужно всегда иметь наличку.
  • Лучше вежливо торговаться на рынках и в лавках, потому что цены стабильно завышены для туристов.

Передвижение по стране

  • Такси — лучше всего Grab, можно заказать и автомобиль, и мотобайк (в три раза дешевле). Там же доставка еды.
  • Аренда байка — от 100 000 VND (400 рублей) в день, их сдают при отелях и гостевых домах, также есть много в чатах.
  • Автобусы Futa, The Sinh Tourist удобны для междугородних поездок.
  • Поезда не всегда удобны, но маршруты очень живописны.

Связь и интернет

  • Хорошие операторы сотовой связи: Viettel, Mobifone.
  • Wi-Fi в кафе и отелях быстрый, но в деревнях связь слабая.


Авторские экскурсии

Другие экскурсии
  •  
     
  •  
     
  •  
     
Другие экскурсии

Фото и иллюстрации Валерии Матющенко

 
2
Поддержите автора

Хороший текст заслуживает миль

 
2

Еще по теме
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
© 2025. S7 Airlines Все пpава защищены