Вино и горные пейзажи в Грузии повсюду, одно украшает другое, и наоборот. Кажется, только в окружении великих вершин здесь позволительно наслаждаться вином в тишине и легкой меланхолии. Собрали пять мест, чтобы выпить вина и полюбоваться красивым видом.
Содержание
- Rooms Hotel Kazbegi
- «Бриллиант» над каньоном Дашбаши
- «Тифлис Веранда»
- Chateau Mukhrani
- 360 Sky Bar Batumi
Rooms Hotel Kazbegi
Казбеги — капризная вершина в 5 504 м. Захочет — покажется, не захочет — укутается в облака и только блеснет оттуда белоснежным боком. Утром солнце сначала освещает Казбеги и только через полчаса — город у его подножия. Пока Степанцминда дремлет в предрассветном сумраке, Казбеги сияют над ней живым огнем, «как золотая пирамида майя» — так выразился местный таксист Арчил, он фотографирует горы каждое утро с веранды своего дома. А мы смотрим на эти игры в небе с веранды отеля Rooms, как будто из первого ряда партера.
В этом отеле появляется ощущение края света. Во-первых, учитывая долгий путь от Тбилиси по Военно-Грузинской дороге. Во-вторых, благодаря контрасту вечно седых ледников с уютом горящего камина, деревянных полов, тяжелых кожаных кресел и огромной библиотеки в лаунж-баре. Чувствуешь себя как где-нибудь в Патагонии, на Огненной Земле. Туристы в горных ботинках переговариваются на десятке языков — отсюда отправляются в ущелье Трусо, где родники от переизбытка железа окрашивают ручьи в цвет крови, в деревню Сно, в Гергетский монастырь, который крошечной свечой светится высоко-высоко на фоне громады Казбеги, — с веранды Rooms он как на ладони. Это самая высокогорная в Грузии церковь, часто недоступная в сильные снегопады. В древности грузины верили, что преодолеть трудный путь в гору сможет только истинно верующий.
В винной карте бара Rooms — только грузинские вина от двух десятков виноделен. Наблюдать за жизнью облаков приятнее всего с бокалом густого танинного саперави.
«Бриллиант» над каньоном Дашбаши
В 2022 году на курорте Kass Land над впечатляющим восьмикилометровым каньоном Дашбаши на юге Грузии открылся бар, который сразу можно записывать в Книгу рекордов Гиннесса. Над каньоном протянули подвесной мост в 240 м длиной — теперь над ущельем можно не только прогуляться, но и прокатиться по зип-лайну или пролететь на гигантских качелях. В центре моста, на высоте без малого 300 м подвешен стеклянный «бриллиант», внутри которого находятся ресторан и бар.
Ценители архитектуры в Грузии уже успели высказать свое мнение насчет эстетической ценности этого объекта, но весь экспириенс производит впечатление: горные тропы, экстремальные развлечения, каскадные водопады, древние пещеры отшельников в отвесных стенах Дашбаша, храмы, монахини из монастыря Святой Нины, выкладывающие миниатюрные мозаики… А потом — на аперитив в «бриллиант», перевести дух или остаться и на ужин. Днем с его высоты можно обозревать окрестности, а вечером в каньон опускаются подремать облака и «бриллиант» лежит на них, как на пуховых подушках, надежно спрятанный подальше от чужих глаз.
«Тифлис Веранда»
Тбилисские крыши — своего рода бренд, жанр roof top parties в городе любим с давних пор. Некоторым крышам повезло больше, чем другим: с них открывается обзор на весь город, на узнаваемые «карандаши» церквей, на мосты, футуристичные сооружения из стекла и бетона последних лет, на воздушный шар на привязи, исправно поднимающий пассажиров в небо над станцией фуникулера, — и, конечно, на горы, окружающие столицу темным кольцом. Одна из таких крыш принадлежит бутик-отелю TiflisPalace и называется «Веранда» — и это идеальный нулевой километр для любого путешествия по Грузии.
Отличие «Веранды» от других крыш — в эффекте приближения: здание старого тбилисского дворца стоит прямо над знаменитыми серными банями, и отсюда всё кажется таким близким, словно в этой панораме использован зум. Не вставая из-за стола и не выпуская из рук бокала саперави розе, можно совершить «полет» по главным достопримечательностям: старый город, крепость Нарикала, пятничная мечеть, церковь Сиони, петля реки Куры, памятник Вахтангу Горгасали, крыши квартала Сололаки — всё как на ладони. Ознакомительный тур по столице сопровождается ознакомительным туром по грузинским винам (обширное меню позволяет), бар на крыше работает до двух ночи, и здесь сразу, про запас, подпитываешься энергией воздуха. И заодно узнаешь важное про Тбилиси: город — многоуровневый.
На следующий день, например, выясняется, что вкуснее всего обедать здесь — под землей, в ресторане «Архив» у шефа Левана Кобиашвили, в древних погребах, где путь к столу освещают оплывшие свечи на поросших мхом камнях.
Chateau Mukhrani
Если вы по-настоящему любите вино, то отправляйтесь в святая святых — на винодельню. Большинство виноделен расположены в Кахетии, к востоку от Тбилиси, но мы едем на северо-запад, в регион Картли, где всего в 40 минутах от столицы находится самое известное и роскошное шато в стране — Chateau Mukhrani.
Горы в Картли — в дымке, как на картинах Леонардо. Благодаря этой мягкости пейзажа виноград созревает постепенно, как будто вдумчиво, и оттого вкус здешних вин не такой резкий, более спокойный, чем тот, к которому мы уже привыкли в тифлисских винных погребах.
Потомок Багратиони, князь Иван Мухранбатони увлекался вином, изучал виноделие в Бордо и в Шампани и в 1868 году, возвратившись на родину, возвел посреди своих виноградников построенный по всем правилам замок-винодельню. Производство для своего времени было настолько инновационным, что на парижской выставке 1889 года вина Chateau Mukhrani получили золотую медаль. Конечно, за 150 лет истории замка многое произошло, были разные периоды, в том числе запустение, но нынешние владельцы сохраняют дух любви к этой земле. Сегодня ощущение здесь такое, будто турбулентный ХХ век обошел стороной эти виноградники.
Винодел Патрик Хоннеф, последние 10 лет заправляющий хозяйством в Шато Мухрани, решил делать ставку на редкие, незнакомые внешнему миру сорта грузинского винограда: горули мцване, шавкапито, тавквери, орбелури. «Таких ароматических нот не найти в итальянских или французских винах», — говорит он. На виноградниках шато высаживают сорта, которые обычно не встретить даже у самых патриархальных грузинских виноделов, — когда наступает время урожая, Патрик начинает «блендить», отправляет на совместную ферментацию сразу несколько сортов. Особенно удачные бленды превращаются в ценные вина — вот он самолично разливает по бокалам белое Collection Secrète 2019-го, в нем ноты зеленой свежести от горули мцване, лимонный акцент от чинури, яблоки, персики, другие желтые фрукты от ркацители — всё вместе это создает очень радостный микс, даже в глазах засверкало.
Вместе с Патриком (или просто с группой туристов) можно спуститься в бесконечные погреба Шато Мухрани, где зреют в дубовых бочках и в амфорах-квеври будущие дорогие вина, потом на дегустации учиться слышать темную вишню в шавкапито, карамель и мед акации в горули, цветы табака в тавквери. Сходить на экскурсию в замок, где в княжеской столовой сейчас выставлен уникальный сервиз на 100 персон под названием Flora Georgica, созданный мастерами Ленинградского фарфорового по заказу владельцев шато. На каждом предмете изображено одно из растений Грузии с иллюстрацией из одноименного ботанического альбома.
А позже, когда сгустятся сумерки и горы на горизонте начнут стремительно чернеть, стоит устроиться на ужин в «Павильоне». В вечернем свете стеклянная оранжерея превращается в светящийся куб вне времени и пространства, как будто плывущий над землей.
360 Sky Bar Batumi
Единственный в Грузии панорамный бар с углом обзора 360 ℃ находится между небом, горами и морем — в Батуми. Здание отеля Sheraton нельзя назвать небоскребом, но с учетом окружающего ландшафта (отель стоит среди елок на Батумской набережной, в пяти минутах от моря) оно вполне подходит на эту роль.
Высотка построена в стиле «александрийский маяк» — на самой вершине, там, где у маяка предполагается свет, и располагается 360 Sky Bar. Отсюда, с высоты, изучаем оттенки синевы. Тропической яркости бирюза и ультрамарин, морская волна, индиго, грозовой кобальт гор. Солнце описывает круг, поднимаясь из-за янтарных, как квеври из сорта ркацители, гор и опускаясь в черно-синее море — такое же черно-синее, как тягучее ароматное мукузани в тонких бокалах.