Флоренция — это эпоха Возрождения в концентрированном виде. Ни в одном городе Италии нет такого количества шедевров Ренессанса, созданных знаменитыми художниками, скульпторами и архитекторами. Куда ни посмотри: или Микеланджело, или Джотто, или Донателло, или Брунеллески. Я расскажу, как за один день попытаться погрузиться в эту красоту.
Содержание
- Базилика Санта-Кроче
- Данте
- Палаццо Медичи-Рикарди
- Палаццо Веккьо
- Понте Веккьо
- Галерея Уффици
- Площадь Дуомо и Санта-Мария-дель-Фьоре
- Купол Брунеллески
- Колокольня Джотто
Большой плюс Флоренции в том, что все ее достопримечательности расположены в центре города и их можно обойти за один-два дня. Из минусов — очень узкие улочки «старого» города едва вмещают весь поток туристов.
Узкие улочки Флоренции
Базилика Санта-Кроче
Первая наша остановка — францисканская Базилика Санта-Кроче. Билеты можно купить тут. Стоимость посещения — 9 евро. Базилика была построена в XIII веке и, по легенде, основана самим Франциском Ассизским. Внутреннее убранство можно назвать сдержанным, но сам собор как снаружи, таки внутри — такое же воплощение Возрождения, как и прочие флорентийские постройки. Базилика — плод коллективного труда художников Ренессанса разных эпох. Здесь вы найдете и фрески Джотто, и картины Вазари, и скульптуры Донателло.
Скромное убранство внутри Базилики Санта-Кроче
Храм также стал усыпальницей знаменитых флорентийцев — Галилея, Микеланджело, Макиавелли. Здесь есть и построенный в XIX веке кенотаф (символическая надгробная плита) Данте, тело которого так и осталось в Равенне. Памятник ему возвели во второй половине XIX века возле базилики.
Кенотаф Данте Алигьери
Данте
Данте Алигьери, как и все люди эпохи Возрождения, был многогранен. Он был не только знаменитым писателем, но и видным общественным деятелем. За эту самую деятельность Данте был изгнан из Флоренции в 1302 году, как впоследствии выяснилось, навсегда. Но Флоренция всеми силами решила доказать свое право на гения Возрождения: помимо кенотафа и памятника его именем названа улица, на которой появился музей Данте.
Музей Данте на улице Данте
Музей расположен в 600 метрах от Базилики Санта-Кроче. Он хоть и считается домом-музеем Данте, но находится в здании постройки ХХ века. Этот аутентичный флорентийский особняк расположен на месте, где когда-то был дом семейства Алигьери. Билет стоит около 10 евро.
Попадая внутрь, в полной мере погружаешься в атмосферу Флоренции Данте. По мере передвижения по залам образ Данте становится все более объемным: здесь он — знаменитый общественный деятель, участник битвы при Кампальдино в 1289 году, дальше — изгнанник и поэт, «наше все» итальянской литературы. Апофеоз путешествия по миру Данте — главный его труд, «Божественная комедия» с иллюстрациями Гюстава Доре, произведение, в наивысшей степени признанное как современниками, так и потомками. В конце экскурсии можно увидеть и услышать Флоренцию эпохи Возрождения, надев VR-очки.
Палаццо Медичи-Рикарди
Пройдя 500 метров сквозь Пьяцца-дель-Дуомо, к которой мы вернемся позже, мы окажемся в центре политической жизни Флоренции эпохи Возрождения — доме семьи Медичи или Палаццо Медичи-Рикарди. Билеты в Палаццо можно купить тут.
Этот дом видел расцвет знаменитого флорентийского семейства и всей Флоренции. Палаццо построили по распоряжению Козимо Медичи «Старого» в середине XV века, после его возвращения из изгнания. При Лоренцо Медичи Великолепном дом стал политическим и культурным центром Флоренции и эпохи Возрождения. В примыкающем к Палаццо саду Сан Марко располагалась художественная школа Бертолльдо ди Джованни, ученика Донателло. Среди учеников самого Джованни был Микеланджело.
Блестяще образованный, Лоренцо Великолепный был покровителем искусств и коллекционером шедевров Ренессанса. К примеру, во внутреннем дворе дома Медичи долгое время находилась знаменитая статуя Давида работы Микеланджело, а сад украшала скульптура Донателло «Юдифь и Олоферн». После смерти Лоренцо Великолепного в 1494 году дворец был разграблен. Статую Давида перенесли в Палаццо Веккьо, где в то время заседала городская знать.
Сад, где работал Микеланджело
Палаццо Веккьо
Сейчас можно посидеть на лавочке в тишине сада Сан-Марко, где когда-то работал Микеланджело. Немногие туристы сюда приходят, предпочитая ему другое палаццо семьи Медичи — Палаццо Веккьо. В XVII веке Палаццо Медичи было продано семейству банкиров Рикарди. Но стены этого дома, пропитанные Ренессансом, помнят славные времена Лоренцо Великолепного.
Палаццо Веккьо стало резиденцией представителей «младшей» ветви Медичи, которым удалось вернуть контроль над Флоренцией в середине XVI века при поддержке императора Священной Римской империи Карла V. Сюда переехал Великий герцог Тосканский Козимо I Медичи. При Козимо сюда переместилась и статуя Давида Микеланджело. Сейчас на ее месте установлена копия, что не мешает туристам фотографироваться с Давидом. А оригинал переместили в Академию изящных искусств. Билеты в Палаццо Веккьо можно купить тут.
Палаццо Веккьо и копия статуи Давида
В сравнении с палаццо Медичи палаццо Веккьо кажется слишком шикарным и поражает размерами. Взять хотя бы Зал пятисот, предназначенный для собраний Большого народного совета. Стены украшены огромными батальными фресками Джорджо Вазари. Изначально планировалось, что зал будут расписывать Микеланджело и Леонардо да Винчи, и последний даже изобразил на стене «Битву при Ангиари», но фреска не сохранилась. Вазари написал на месте работы Леонардо «Битву при Марчиано». В зале можно увидеть и несколько скульптур Микеланджело.
Зал пятисот с фресками Вазари
В доме — множество богато украшенных комнат, а с террасы открывается замечательный вид на Флоренцию. Из некоторых комнат можно увидеть купол Собора Санта-Мария-дель-Фьоре и услышать звон колоколов Кампаниллы Джотто.
Вид на купол Собора Санта-Мария-дель-Фьоре из Палаццо Веккьо
Вид с террасы Палаццо Веккьо
Понте Веккьо
Рядом с Палаццо Веккьо находится одноименный мост, ставший одним из символов Флоренции. На Понте Веккьо до сих пор ведется оживленная торговля: в основном здесь продают украшения и бижутерию. Но сейчас это скорее туристическое место, чем торговое — мало кто покупает что-то в лавках местных торговцев.
Понте Веккьо
Лавки торговцев на мосту
Галерея Уффици
Теперь отправимся в галерею Уффици, которая расположилась напротив Понте Веккьо. Билеты можно купить тут. Здание галереи было построено в конце XVI века по заказу Козимо I и проекту Вазари. В галерее выставлены произведения искусства, которые веками собирала семья Медичи. Их коллекция стала основой современной экспозиции. В галерее можно увидеть работы Леонардо да Винчи («Благовещенье»), Тициана («Венера Урбинская»), Сандро Ботичелли («Рождение Венеры» и «Весна»).
На крыше галереи Уффици находится кафе, где приятно перевести дух после такого потока шедевров Ренессанса. Здесь можно выпить кофе или даже пообедать и насладиться видом на Флоренцию.
Площадь Дуомо и Санта-Мария-дель-Фьоре
На площади Дуомо находится архитектурный символ Возрождения — возвышающийся над собором Санта-Мария-дель-Фьоре купол. Созданный по проекту Филиппо Брунелески, он был инновацией XV века. Диаметр купола — 42 метра, высота — 35 метров. Это было самое грандиозное сооружение того времени, которое впечатляет и сейчас. Он настолько огромен, что не помещается среди узких флорентийских улочек.
Еще по теме
Купол Брунеллески посреди узких улочек Флоренции
Купол Брунеллески
Купив билеты здесь, можно подняться на самый верх купола и посмотреть с его высоты на Флоренцию. Путь на вершину не из легких: придется долго стоять в очереди — из-за узости прохода, туристов пускают партиями, затем так же долго подниматься вверх по крутой лестнице почти в темноте. Этот путь для некоторых станет испытанием. Но всех, кто преодолел его тягости, ждет награда — можно в деталях рассмотреть сцены Страшного суда, изображенные на куполе Джорджо Вазари, Федерико Цуккаро и Доменико Пассиано. Для меня это было одним из самых восхитительных моментов во Флоренции, а восхищаться здесь можно много чем!
Роспись Купола Брунеллески
Колокольня Джотто
В стоимость билетов, которые также можно приобрести также и на сайте Собора, можно купить билеты на посещение сразу нескольких достопримечательностей: купола, музея, посвященного церкви Санта Сепарата (на ее месте был построен Собор), колокольни Джотто и Баптистерия Сан-Джованни. Сразу скажу, что подниматься на колокольню после купола будет не очень интересно. Взобраться туда можно разве что ради открыточного вида на купол Брунеллески и Собор Санта-Мария-дель-Фьоре.
Вид с колокольни Джотто
А вот спускаться под Собор Санта-Мария-дель-Фьоре, чтобы увидеть остатки церкви V века было очень интересно.
Внутри Собора Санта-Мария-дель-Фьоре
Если пытаться описать одним словом то, что я увидела во Флоренции, этим словом будет «красота». Еще можно сказать: «красота, созданная человеком», «красота, на грани возможного»… Такой красоты я не видела больше нигде.
А у вас какой город ассоциируется с красотой? и Почему? Расскажите в комментариях!