Над облаками

На какой высоте летают самолеты и от чего это зависит

Над облаками
2 минуты
 

«Наш самолет набрал крейсерскую высоту. Командир воздушного судна отключил световое табло „Пристегните ремни“. В течение полета вам будут предложены прохладительные напитки». Наверняка вам много раз приходилось слышать подобную фразу. А вы задумывались, от чего зависит, на какой высоте летит самолет? Давайте разберемся. Кстати, насчет прохладительных напитков… Томатный или апельсиновый?

Содержание

  1. От чего зависит высота полета
  2. На какой высоте летают самолеты
  3. Почему люди не испытывают дискомфорта на высоте

Именно точное определение высоты полета дало толчок развитию авиации. Первые самолеты начали успешно подниматься в небо в 1903 году благодаря пытливым умам братьев Райт. Однако следующую четверть века пилоты во время полетов зачастую полагались на визуальные ориентиры из серии: «Видишь ту гору? Над ней разворачиваемся и летим налево», что делало путешествия в плохую погоду крайне рискованными. Всё изменилось в 1928 году, когда изобретатель Пауль Коллсман усовершенствовал барометрический высотомер, использовавший для измерения высоты атмосферное давление.

От чего зависит высота полета

Высота полета в первую очередь определяет безопасность воздушного путешествия. Она зависит от типа, модели и размеров воздушного судна. Например, легкомоторные самолеты «живут» на высоте до 2 000 м, небольшие гражданские самолеты поднимаются не выше 6 000 м, пассажирские реактивные авиалайнеры летают на высоте от 9 до 12 000 м. Кстати, в международной авиации высота традиционно измеряется в футах, хотя многие страны, включая Россию, также используют метры.

Когда мы говорим о высоте полета, важно понимать, что существует несколько ее типов. Истинная высота показывает фактическое расстояние от самолета до поверхности земли. Относительная измеряется от места взлета или посадки, а абсолютная — от уровня моря. Крейсерская — это оптимальная высота полета, именно ее сообщает по громкой связи пилот.

Какие приборы используют пилоты для контроля высоты:

  • Барометрический высотомер работает за счет измерения атмосферного давления. Даже небольшая ошибка в настройке барометрического давления может привести к существенной погрешности в показаниях, поэтому пилоты регулярно сверяют эти данные с диспетчерами.
  • Радиовысотомер использует отраженные радиоволны. Прибор особенно важен при посадке, когда нужно точно знать высоту судна над землей. Этот прибор способен измерять высоту с точностью до нескольких сантиметров.

На какой высоте летают самолеты

На высоте в 10 000 м воздух разрежен и его сопротивление становится ниже — это позволяет пассажирским самолетам лететь быстрее и меньше расходовать топливо (экономия на крейсерской высоте может составлять 30% по сравнению с полетом на средних высотах).

Еще один важный фактор — турбулентность, которая, как правило, сильнее проявляется на средних высотах (3‑7 000 м). Там теплые и холодные воздушные массы активно взаимодействуют друг с другом и есть грозовые тучи, а на 10 км неблагоприятные погодные явления сведены к минимуму, воздух стабилен, что обеспечивает более спокойный полет. Более того, вероятность встретиться со стаей птиц на такой высоте стремится к нулю.

Летать еще выше и, соответственно, больше экономить топлива пассажирским судам не позволяет снижение подъемной силы, за счет которой самолет преодолевает силу тяжести и остается в воздухе. На высоте 15 км плотность воздуха значительно ниже. Чем меньше молекул воздуха обтекает крыло, тем меньше создается подъемной силы. Чтобы это компенсировать, самолету нужно преодолеть звуковой барьер, но его технические возможности это не позволяют. Сверхзвуковую скорость на высоте 15 000 м развивали только «Конкорд» и Ту-144, однако дороговизна эксплуатации этих самолетов вынудила отрасль от них отказаться.

Применительно к высоте полета существует еще такое понятие, как «эшелон» — это распределение самолетов в воздушном пространстве с разницей в 300 м. Для полетов на восток используются нечетные эшелоны, а на запад — четные, что помогает избегать встречных курсов на одной высоте.

Почему люди не испытывают дискомфорта на высоте

Температура за бортом на крейсерской высоте может опускаться до –60 °C, а давление составляет лишь четверть от наземного (на уровне моря — 750 мм ртутного столба, на высоте 10 км — 200). Но несмотря на эти показатели, пассажиры чувствуют себя хорошо. Всё дело в герметизации — в салоне поддерживается комфортное для человеческого организма давление, соответствующее высоте 2 000‑2 400 м. А современные системы кондиционирования обеспечивают полную замену воздуха в салоне каждые две-три минуты.

А еще на высоте меняются вкусовые предпочтения. Многие пассажиры отмечают, что в самолете томатный сок гораздо аппетитнее, чем на земле. Это связано с перепадами давления и сухим воздухом — соль и сахар примерно на 20—30 % теряют свои вкусовые свойства, поэтому в ход идут более «контрастные и ярко выраженные» напитки. Кроме того, томатный сок способствует сохранению водно-солевой баланса в организме на высоте.

Текст: Кирилл Сидоров

 
1

Поделитесь
вдохновением

с друзьями в мессенджерах и социальных сетях

Еще по теме

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
© 2025. S7 Airlines Все пpава защищены