«Вспышки и пробелы» в Челябинске

Лаборатории современного искусства и новый взгляд на город

«Вспышки и пробелы» в Челябинске
6 минут
 

Этим летом в Челябинске в рамках программы «ГЭС‑2: Города» проходили творческие лаборатории «Вспышки и пробелы», где художники внимательно исследовали свой город и себя в нем. Мы поговорили с кураторами проекта Алисой Жихаревой и Галей Луппо о методах современного искусства, культурной жизни Челябинска и любимых маршрутах в нем.

Челябинск живет не только промышленными предприятиями. Напротив, это город-бор и город-сад, зеленый и дружелюбный, со свежим потоком смыслов и культуры. Здесь развились уникальные театральные, танцевальные и перформанс-традиции, сформировалось неравнодушное арт-сообщество и яркий андеграунд. Стоит прикоснуться к этой грани Челябинска, как стереотипы о его исключительной индустриальности и суровости постепенно расслаиваются.

Мы приступаем к исследованию современного искусства Челябинска и знакомимся с теми, кто его создает. Первый материал посвящен проекту «Вспышки и пробелы» — ряду творческих лабораторий, созданных местными кураторами и художниками вместе с командой Дома культуры «ГЭС‑2». Формат творческой лаборатории объединяет деятелей искусства вокруг одной идеи, на основе которой они придумывают и создают свои проекты. Публичная программа, состоявшаяся в Челябинске, легла в основу выставки «Зеркало сцены», которая проходит в Доме культуры «ГЭС-2» с 28 сентября по 17 декабря 2023 года. 

Алиса Жихарева,
участница независимой кураторской группы «Клоповник», Челябинск
Галина Луппо,
куратор проектов по взаимодействию с сообществами фонда V–A–C и Дома культуры «ГЭС-2», Москва

Как проект появился в Челябинске?

Алиса:
Всё началось с предложения «ГЭС-2» включить Челябинск в программу «ГЭС-2: Города», на что мы отреагировали с энтузиазмом, но понадобилось время, чтобы сформулировать запрос для совместной работы. Это стало поводом поговорить с коллегами, художниками и собрать разные точки зрения на состояние челябинской арт-сцены.

Лаборатория «Произвольные маршруты». Источник: соцсети проекта. Фото Натальи Брежневой

В конечном итоге объединяющей стала идея выхода в город и исследование его через прогулки. Мы выбирали места для лабораторий так, чтобы показать и неочевидные части города, до которых челябинцы добираются редко. Например, Ленинский район отдален от центра и считается заводским, поэтому мало кому придет в голову выехать из центра, чтобы там погулять. А он уютный и меланхоличный. Стоит только открыть для себя это место, почувствовать его, чтобы влюбиться! 

Аудиоспектакль-прогулка «Я покажу тебе кое-что, пойдем». Источник: соцсети проекта. Фото Максима Тарасова

«ГЭС‑2: Города» — это программа Дома культуры «ГЭС-2», которая посвящена исследованию культурной жизни в разных частях России — коллективного опыта людей, их связей друг с другом и местами жизни. Проекты создаются кураторами Дома культуры совместно с представителями городских арт-сцен вначале на местах, в затем — как часть выставок и публичных программ в «ГЭС‑2». Программа началась в Костроме, ее итогом стала выставка «Себе на уме». Следующие направления программы: Камчатка, Нижний Новгород и Нижегородская область, Ямало-Ненецкий автономный округ.

Что такое челябинские вспышки и пробелы?

У Челябинска есть одна особенность — его районы напоминают острова, разделенные железнодорожными путями, промзонами или просто большими отрезками дороги. Поэтому в городе есть точки притяжения, между которыми огромные пласты неизвестности — то есть места, где челябинцы редко встречаются, гуляют или как-то проводят время.

Лаборатория «Дневники наблюдений». Источник: соцсети проекта. Фото Натальи Брежневой

Нам хотелось обратить внимание на это свойство города и пробросить ниточки между этими островами или, по крайней мере, дать возможность узнать, что такие острова существуют. Так родилось понимание вспышек и пробелов, о которых мы и говорим в названии. То есть вспышки — это намоленные популярные места, а пробелы — это районы, которые, к сожалению, остаются неизведанными для большинства горожан.

Какие лаборатории прошли в городе и что они исследовали?

Галя:
Мы решили сделать акцент на связи города и природы, прошлого и будущего, на изменении, которое прямо сейчас разворачивается во времени. Сами лаборатории тоже проходили не одновременно, а в июне, июле и августе.

Лаборатория «Дневники наблюдений». Источник: соцсети проекта

Лаборатории «Дневники наблюдений» и «Бережные движения» прошли в городском бору и слились в одну программу «Сбор в бору». Еще одна лаборатория, задуманная как исследование памяти, называлась «Плоды и следы» и состоялась в парке «Плодушка». Она соседствовала с хедлайнером нашего проекта — аудиоспектаклем-прогулкой Ивана Миневцева и Ирины Васьковской «Я покажу тебе кое-что, пойдем», внутри которой мы провели и детскую лабораторию. 

Экспозиция выставки. Фото Даниила Анненкова

Школьники собирали воспоминания жителей Ленинского района, и это превратилось в историю любви, которая не могла бы случиться, если бы герои не были жителями этого чудесного места. Нашу прогулку сопровождал голос рассказчика, загруженный в телеграмм-бот, а заканчивалось всё на закате у озера Смолино, где, найдя заброшенный пляж, мы слушали финал. Романтичная история приводила к катарсису — пониманию важности каждого события в нашей жизни. 

Аудиоспектакль-прогулка «Я покажу тебе кое-что, пойдем». Источник: соцсети проекта. Фото Максима Тарасова

Лаборатория «Плоды и следы» в парке «Плодушка» (фруктовый сад при Одигитриевском женском монастыре в Ленинском районе Челябинска. — Прим. ред.) показалась мне поэтичной, даже трогательной. Было очень здорово гулять с ботаником по летнему, немного пустынному яблоневому саду. Всё замеченное тут же перерабатывалось в мгновенные отпечатки. Участники лаборатории записывали свои ощущения, собирали гербарии и звуки, делали полароидные снимки, цианотипии (техника фотопечати. — Прим. ред.) и монотипии (техника рисования оттиском. — Прим. ред.).

Лаборатория «Плоды и следы». Источник: соцсети проекта. Фото Максима Тарасова

Интересно, что наши монотипии совпали с историей парка, потому что в архивах сохранились зарисовки плодов, выполненные этим же способом. Ученики селекционера Мичурина разрезали плод, окунали его в чернила, делали оттиск на бумаге, а потом обводили, чтобы сохранить идеально точный рисунок. 

Экспозиция выставки. Фото Даниила Анненкова

Алиса:
Я отвечала за подготовку лаборатории «Сбор в бору». Для меня наш реликтовый лес — место силы, как и для многих горожан. В лаборатории «Дневники наблюдений» художники исследовали бор, фиксировали наблюдения, размышляли над новыми проектами. Мне кажется, такие практики нужны и вне лабораторий современного искусства, потому что цель любого похода в лес — остаться наедине с собой и напитаться идеями, которые потом можно превратить во что-то прекрасное.

Хореографическая лаборатория «Бережные движения» провела показы пластических перформансов. Участники превращали в танец свой опыт пребывания в лесу. Она проводилась в партнерстве с челябинским открытым инклюзивным сообществом «Наше место», и в ней приняли участие в том числе глухие, незрячие и слабовидящие перформеры.

Галя:
В еще одной лаборатории «Произвольные маршруты» все желающие гуляли по Челябинску и изучали места, где когда-либо существовал паблик-арт: перформанс, граффити, что угодно. После этого художники создавали собственные проекты, переосмысляя увиденное, и помещали символы своих идей на карту города. В этой лаборатории также реализовалась саунд-арт-лаборатория, в которой собирали звуковые ландшафты Челябинска.

Группа архитекторов «Метаграфика» создала прозрачный макет с разными слоями на карте Челябинска. На нем участники лаборатории размещали свои воображаемые проекты-оммажи, формируя челябинский архив современного искусства. Фото Даниила Анненкова

Результаты работ лабораторий «Вспышки и пробелы» можно увидеть на выставке «Зеркало сцены» в Доме культуры «ГЭС‑2» в Москве с 28 сентября по 17 декабря.

Алиса, ты участница кураторской группы «Клоповник». Расскажи, чем вы занимаетесь и как образовалась группа?

Алиса:
«Клоповник» появился в конце 2017-го как реакция на дефицит площадок для самовыражения. Образовалась группа из пяти человек, трое из них делили просторную квартиру в центре, куда приглашали друзей. Там тусовались, рисовали, ночевали, выпивали и любя стали называть квартиру клоповником из-за некоторой степени хаоса. Потом ребята переехали в бомбоубежище на территории одного из заводов, своими руками сделали ремонт и начали устраивать мероприятия для знакомых: кинопоказы, совместные скетч-встречи, игры в настолки. Как раз в это время я присоединилась к «Клоповнику».

Архив, 2017 год. Первая команда «Клоповника». Источник: сайт группы

Альтернативной независимой площадки для молодежи в городе не было, и к нам стали стекаться разные сообщества, сделав «Клоповник» публичным местом. В 2019 году «Клоповник» переехал в бомбоубежище в центре города, став арт-пространством для выставок современного искусства и работы с художниками. Но в марте 2022-го мы отказались от локации, потому что у нас не было представления, насколько получится заниматься им дальше.

Выставка-история «Птицы» в рамках фестиваля современного искусства PULSE III. Арт-группа fansociete. Источник: соцсети «Клоповника». Фото Егора Ивлева

Сейчас «Клоповник» существует как независимая кураторская группа. В ее составе я, Намор и Полина Малахова, мы работаем с молодыми художниками, организуем выставки, социокультурные и образовательные мероприятия. Наша цель — сделать так, чтобы челябинское арт-сообщество было более видимым и имело инструменты и пути для саморазвития и исследования локальной идентичности.

Что происходит сейчас на культурной сцене города и в каких местах бьется арт-сердце Челябинска?

Алиса:
Я бы не назвала какое-либо место из ныне существующих смысловым центром города. Сейчас не так много выставочных пространств, хотя есть галерея «Окно», сохраняющая свои позиции более 20 лет, частная галерея Ларисы Депершмидт, мастерская «Цоколь» в Доме архитектора.

Выставка и воркшопы в Доме архитектора по итогам лаборатории «Сбор в бору». Источник: соцсети «Клоповника». Фото Егора Ивлева

Дом архитектора, например, не имеет цели работать с художниками, но он лоялен к арт-сцене и понимает важность ее интеграции в свои проекты. Сейчас получается так, что у нас нет одного крупного центра, в котором сосредоточилось бы всё. Где-то музей, где-то концептуальное искусство, где-то небольшие мастерские. Кажется, что пока не хватает критической массы, чтобы перейти на новую ступень, но мы к этому приближаемся.

Какие чувства вызвал диалог с городской средой?

Галя:
Цель работы программы «ГЭС-2: Города» связана в том числе с изучением общих ценностей и смыслов, оснований, на которых строится жизнь города или сообщества людей. И если сравнивать Челябинск с Москвой, то кажется, что в Москве всё перемешивается в торнадо экспериментов и пересборок, потому что постоянно скапливаются излишки. Но столичная тяга сделать как можно быстрее и идеальнее столкнулась с размеренным существованием челябинцев. Они стоят на столпах своего города, спокойные и уверенные в себе, они готовы не только менять, но и сохранять. Мне показалось, что нас посчитали зацикленными на том, что всё меняется. А здесь возникают вопросы: зачем, почему это надо?

Лаборатория «Бережные движения». Источник: соцсети проекта. Фото Максима Тарасова

Челябинск очень красивый и самобытный, с монументальной, немного давящей архитектурой, но с равноправным союзом города и природы. Индустриальность в Челябинске спрятана, а сам он похож на мозаику из разных районов. Красивой метафорой мне видится то, что Уральские горы и цивилизация появились здесь на месте моря относительно недавно (Пермское море, существовавшее около 250 млн лет назад. — Прим. ред.). То есть ощущается переходный этап, будто бы город будет сейчас стремительно развиваться. 

Выставка стрит-арта малых форм в рамках фестиваля современного искусства PULSE III. Источник: соцсети «Клоповника». Фото Егора Ивлева

Было чувство сплоченности людей, общающихся уже без слов, потому что все друг друга знают. (Улыбается.) И история города заключена не в одной голове, а между разными людьми. Хочется со всеми поговорить и собрать ее вместе.

Алиса, как вы относитесь к стереотипам о городе?

Алиса:
Чем больше я путешествую, изучая другие регионы и культуры, тем сильнее ощущаю свои корни и чувствую себя частью Челябинска и Южного Урала в целом. Я бы выделила в Челябинске некоторую андеграундность, свободу и неформальность. Пусть город не самый развитый в плане развитой инфраструктуры или подхода к современной культуре, но зато здесь было и остается непосредственное сообщество, близкие связи между людьми. Как раз благодаря «Вспышкам и пробелам» мы начинаем нащупывать часть своей идентичности, обратной классическому образу города-завода. Ведь на самом деле у нас есть много мягкого, природного и рекреационного. И если ты непосредственно не работаешь на предприятии, то индустриальность — последнее, о чем вспоминаешь, живя здесь.

Выставка «Челябинский андеграунд». Источник: соцсети «Клоповника». Фото Ольги Шаханской

Стереотип про плохую экологию уже не так актуален: крупные предприятия не хотят играть роль плохих парней, уничтожающих планету, поэтому набирает популярность белая металлургия. У нас образовалось сильное и чуткое экосообщество. Второй стереотип — суровость и быдловатость. Часто, когда я куда-то приезжаю, мне будто сочувствуют в шутку, что я из Челябинска, или ожидают, что я буду пробивной. Я этим стереотипам иногда подыгрываю, потому что на самом деле здесь люди достаточно прямые, простые и честные, во многом самоироничные. И мне нравится эта часть нашей культуры.

Какие советы можно дать тем, кто собирается посетить Челябинск?

Галя:
Приезжая в Челябинск, следует побыть там подольше — не день или два, потому что в городе и вокруг него есть много интересных мест. Можно приобщиться к клубной жизни или сходить на крутые экскурсии. У меня накопилась масса впечатлений за время, что провела там в рамках лабораторий. Наше исследование памяти через пребывание в контакте со своим телом и местом очень хорошо прижилось в Челябинске. Я бы посоветовала спонтанно фланировать по городу, так обязательно найдете нечто интересное. И не надо бояться зимы, которая на Урале сильно уютнее, чем в Москве или Петербурге.

У вас есть любимые маршруты?

Алиса:
Я думаю, что любой челябинец очень любит историческую часть города: улицы Пушкина, Свободы и Цвиллинга и вниз до железнодорожного вокзала. В этом районе зеленые дворики, много театров, кафешек и ресторанчиков, сталинская, ампирная застройка.

Выставка стрит-арта малых форм в рамках фестиваля современного искусства PULSE III. Источник: соцсети «Клоповника». Фото Егора Ивлева

А еще по Челябинску приятно передвигаться на автомобиле из-за широких дорог и небольшого количества пробок. Мне нравится живописный маршрут по проспекту Ленина, по улице Труда, с переездами через реку Миасс. Я люблю проехаться тут ночью, когда уже отключены светофоры. У челябинской рэп-группы «ТГК» я услышала близкий мне по ощущению эпитет — «доброжелательная темнота». Именно так я и чувствую свой город, скрывающий меня в уютной, бархатной и доброжелательной темноте. 

Беседовала Валерия Матющенко 

 
0

Поделитесь
вдохновением

с друзьями в мессенджерах и социальных сетях

Еще по теме

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
© 2024. S7 Airlines Все пpава защищены