Есть люди, которые уверены: взмах крыльев бабочки на Кавказе может разогнать облака в Подмосковье, а одна бутылка, отправленная на переработку, значительно повысит уровень счастья. В 2015 году сестры Оля и Лена Мироненко создали экопроект «Тайга». Девушки ищут экологичные решения для путешествий, бизнеса и повседневной жизни. Они рассказали нам, как развеселить китов, найти гармонию с природой и путешествовать с минимальным экологическим следом.
Оля: В прошлом году мы поехали в экспедицию на Камчатку. Я читала, что китообразные чувствительны к музыке. Когда люди поют или играют на музыкальных инструментах, киты могут к ним подплыть и выразить свой интерес. Мы решили порадовать косаток и устроить им концерт. Договорились: каждый берет музыкальный инструмент. Была губная гармошка, дудочка, гитара... От обычного оркестра мы отличались тем, что никто из нас не умел играть. Инструменты привезли, а что с этим делать — непонятно. Но когда мы увидели семью, схватили, что попалось под руку, и начали «играть». Для человека это было, мягко говоря, непривычное сочетание звуков. Но мама-косатка с детенышем задержались возле нас и с любопытством разглядывали.
Лена: Там был гигантский самец: размером с нашу яхту, спинной плавник больше метра. Он подплывал к нам и смотрел. Капитан смеялся: «Кит, наверное, думает: вот дураки приехали». А мы ликовали: «Смотрите, он слушает нас, ему интересно!»
— Мне представляется, будто вы Эйс Вентура, который заходит в комнату, и к нему со всех сторон бегут звери и летят птицы. Как думаете, животные чувствуют вашу любовь?
Оля: Есть такое понятие, как биофилия. Когда человеку всех хочется потискать: они ведь такие милые и классные. Только у животных этого нет. Максимум, что оно может сделать — принять тебя. Например, многие мои друзья ненавидят ос. Как только оса подлетает, они начинают от нее яростно отмахиваться. Я пытаюсь объяснить: оставь эмоции и не маши руками — она пролетит мимо. Так со всеми животными: если ты его не трогаешь, то в знак признательности оно не тронет тебя. Это значит, что у каждого из нас свое место в природе.
Лена: Самое важное — не делать животных частью своего развлечения. Они не заслужили такой судьбы и не нанимались доставлять нам удовольствие. Это касается не только прогулок на слонах в Таиланде или тигровых вольеров. Это и фотографии на море с попугаями и обезьянками, походы в дельфинарий, океанариум. Самообман — думать, что животным нравится так жить.
Оля: Диким животным часто бывает любопытно, что ты такое, откуда взялся. Например, в одном из самых потрясающих мест — Приморском крае — ко мне приставала огромная бабочка. Может, это звучит смешно, но она полчаса не отлетала от меня, и мне казалось, что она так общалась. Ведь на мне не было никакого варенья или цветочной пыльцы.
Там я узнала удивительную вещь. Оказывается, во время ледникового периода до Приморского края не дошло оледенение, только серьезное похолодание. Поэтому сохранились самые древние виды растений и деревьев. Мы шли по лесу, и биолог показал на папоротники, которые можно увидеть только здесь — на остальной территории страны они уже другие. Стоит немного отъехать от Владивостока — и попадаешь в единственное место в России, где встречается южная и северная флора и фауна.
— Вы много путешествуете и часто попадаете в довольно дикие места. Кого вы там встречали?
Лена: Сахалин — топовое место по количеству встреч с животными. Есть особо охраняемые природные территории вдали от поселений. Там я работала волонтером. Мы защищали место от браконьеров, снимали данные с фотоловушек, считали морских млекопитающих, по мере сил поддерживали его жизнеспособность.
Поселились в домике посреди тайги на берегу Охотского моря. Выходишь на скалу — с одной стороны лес, с другой — море. Позади ходят медведи, перед тобой плывут косатки, а в небе парит орлан, у которого размах крыльев метра два. Это безумно круто.
Именно там я впервые встретила медведя. Мы с ребятами шли друг за другом по тропе. Увидели медведицу с детенышем, когда между нами оставался примерно метр. Ей это вторжение, конечно, не понравилось. Один из наших сработал специальной хлопушкой — медведица испугалась и бросилась вверх по сопке. Но через секунду вспомнила: она же царица природы! Почему она, собственно, бежит от нас?! Начала возвращаться, но мы уже скрылись. За несколько секунд слетели с отвесной скалы!
Оля: Медведя я встречала на Кавказе, но он просто посмотрел на нас и и ушел в кусты. Ему было неинтересно. Там же в заповеднике я видела зубров. Представь: ты сидишь на вершине горы, а по соседнему склону ходят дикие зубры. Меня поразил масштаб: все очень-очень маленькое, а зубр — это горочка. Сидишь и наблюдаешь, как эти коричневые горочки перемещаются по зеленой горе. Я чувствовала себя Индианой Джонсом в невероятных пейзажах.
— Вы обе получили экологическое образование. Когда появился интерес к этой сфере?
Оля: Мы всегда испытывали тягу ко всему природному. В школе нам очень нравилась биология. Но так получилось, что Лена пошла на политологию, а я начала изучать языки. Потом устроились на работу, поменяли кучу мест и поняли: надо заниматься тем, что любишь. Пошли учиться на экологов, закончили магистратуру.
Лена: Во время практики мы побывали на Командорских островах. Когда я впервые увидела кита, моя жизнь поменялась. Я решила инвестировать еще больше времени в науку и продолжать обучение в аспирантуре. Мне очень повезло оказаться на судне, где были только биологи. Один ученый рассказывал про знакомую самку серого кита. Они догадывались, где ее встретят, и собирали апельсиновые корки — она их очень любила. Самка подплывала прямо к их надувной лодке и не уходила, пока ее не погладят.
— И после этого началась «Тайга»?
Оля: Когда мы поехали на Командоры, идея «Тайги» уже родилась. Мы ее вынашивали еще со школьных времен. В магистратуре поняли, что с радостью бы поработали на какой-нибудь экологический проект у нас в стране. Но на тот момент у нас ничего не было. И это как раз тот случай, когда, если хочешь классный проект, — сделай его сам.
— А что для вас «классный экологический проект»?
Лена: Когда мы только начинали, было много экоактивистов, которые уходили в минор: все плохо, животные гибнут, вокруг страдание, боль и безысходность. И экология теперь ассоциируется с этим «все плохо». Через такой порыв сложно выйти на конструктивные действия, хочется лечь под одеяло: я все равно ничего изменить не смогу.
Мы решили создать проект с позитивной коннотацией. То, чем мы занимаемся, — это попытка вдохновить. В наших экспедициях всегда принимает участие ученый: биолог, геолог или орнитолог. У людей есть масса вопросов, на которые мы, как экологи, не всегда можем ответить. А поскольку наш личный опыт говорит, что ты любишь то, о чем знаешь, рассказать обо всем вовремя — это залог успеха.
Также на этапе подготовки экспедиций у нас есть определенный roadmap, где мы прописываем каждый шаг. Участники путешествия знают, что мы не используем одноразовую посуду, агрессивные чистящие средства, не берем пакеты в магазинах. Мы обстоятельно готовимся, чтобы предотвратить образование отходов, и почти всегда увозим мусор на переработку.
— Как путешествовать с минимальным экологическим следом? Есть рекомендации для людей, которые пока не готовы участвовать в экспедициях, но хотят более осознанно относиться к своим поездкам?
Оля: У нас есть очень много лайфхаков. И это классный челлендж — изменить свои привычки и сделать мир немного лучше.
Мы все слышали про углеродный след от разных видов транспорта. Если вы любите летать, можете выбирать прямые рейсы или рейсы с минимальным количеством пересадок. А с помощью специального калькулятора можете составить себе углеродный бюджет на год.
Перед вылетом узнайте, можно ли предъявить электронный посадочный с экрана мобильного. Подтверждение отеля, карта города — все это тоже можно хранить в смартфоне. Любая ваша бумажка — это срубленный лес.
Авиакомпании уже начали собирать отходы с рейсов и сдавать их на переработку. Спросите у бортпроводника, куда после перелета отправится ваш недоеденный обед и дорожные наборы. Если на этом рейсе процесс переработки отходов пока не отлажен, но вы летите домой, заберите эти несколько контейнеров с собой и сдайте на переработку.
Другой важный момент: какое количество отходов образуется во время поездок. У нас есть список того, что мы всегда кладем в рюкзак, когда отправляемся путешествовать. Это:
- многоразовая бутылка — ее можно наполнить из родника, фонтанчика или попросить официанта в кафе налить чистой воды;
- твердая уходовая косметика — она легче жидкой, и у нее нет упаковки;
- бамбуковая зубная щетка — обычная сделана из нескольких видов пластика, и ее не берут на переработку;
- менструальные чаши или многоразовые прокладки — обычные прокладки проклеены пластиком и не разлагаются столетиями;
- многоразовые ватные диски — одной упаковки хватает на год;
- многоразовая кружка, трубочка, контейнер для еды и спорк — учтите, что на борт самолета с металлическим спорком вас не пустят, поэтому можно купить бамбуковый;
- мешочки для овощей и фруктов и холщовый шоппер — отличная альтернатива пластиковым пакетам.
Выбирайте отели с перезаполняемыми диспенсерами в душе, а не с одноразовыми упаковками мыла и шампуней. И подумайте, нужна ли вам ежедневная уборка и смена полотенец. Конечно, в отпуске хочется пожить красиво. Но частая уборка вредна, ведь это химические чистящие средства, большой расход воды и электричества. Если можете от этого отказаться, повесьте на дверь табличку «Не беспокоить».
Лена: Чтобы увидеть красоту, не обязательно уезжать на край света. Посмотрите заповедники и национальные парки неподалеку от своего города. Мы, например, открыли для себя Орловское полесье — чудесный национальный парк, в котором восстанавливают популяцию зубров. Животные гуляют там без всяких вольеров и клеток.
Очень важно продумывать, как минимизировать количество отходов во время поездки. Мы сейчас были на Алтае. Там я впервые я заплакала от окружающей красоты. Это называется «синдром Стендаля»: когда тебя настолько переполняют эмоции, что начинаешь плакать. Я просто благодарила, что я часть этого мира. Приехали туда с открытым сердцем и восхищались, какое это великолепное, невероятно красивое, чистое место. Но сходили в магазин, поели, и образовались какие-то бутылки, обертки... А контейнеров для раздельного сбора отходов рядом нет. И когда выкидываешь мусор, понимаешь, куда он попадет: на полигон этого же прекрасного места.
— Как изменится наша жизнь, если мы начнем заботиться об экологии?
Оля: Если мы заботимся о природе, то в первую очередь заботимся о себе. Приятно чувствовать себя частью огромного и невероятно красивого организма, а не просто обособленной единичкой на двух ногах.
Лена: У каждого из нас сейчас есть уникальный шанс почувствовать себя человеком, который меняет мир. Многие об этом мечтают в детстве. Так вот: для этого не обязательно получать сверхспособности. Возможность есть у каждого.
Загрязнение окружающей среды напрямую коррелирует с количеством психических заболеваний и уровнем внутреннего несчастья. Когда я устаю или выгораю, то просто вспоминаю: а я ведь реально что-то делаю, на что-то влияю. И это чувство дает огромную мотивацию для того, чтобы делать еще больше.
Беседовала Ксения Кабак
Еще по теме