Технологии меняют наши ежедневные ритуалы, в том числе то, как мы общаемся друг с другом за столом и как принимаем пищу. Ужин в XXI веке выглядит совсем иначе, нежели тридцать, пятьдесят и уж тем более сто лет назад. И вскоре, вероятно, изменится еще больше.
Содержание
- Виртуальный компаньон
- Красное вино в пилюле
- За компанию
Виртуальный компаньон
Хрупкая корейская девочка усаживается перед ноутбуком, проверяет, как выглядит на экране ее тщательно наложенный макияж, поправляет микрофон... Перед девочкой на столе кроме ноутбука — целая гора еды: жареная курица терияки, острая лапша с овощами, роллы, суши, огромный стакан колы. Таким количеством еды вполне можно накормить роту солдат. Но девочка — назовем ее условно Ким — собирается все это съесть в одиночку.
В ближайший час Ким будет вдумчиво откусывать курицу, поедать в прямом эфире, рассказывая невидимым собеседникам о своих ощущениях или просто о том, что с ней случилось сегодня за день. Ее трансляция наберет десятки тысяч просмотров, и многие из этих людей просмотрят ее от начала до конца, в лучшем случае — тоже закусывая шашлычками, в худшем — лихорадочно нажимая на кнопки в приложении доставки еды и дергая ногой в ожидании курьера.
У человека, впервые столкнувшегося с феноменом мукбанга, возникает сразу много вопросов и еще больше недоумения. Что за извращение? Кто это смотрит? И главное: как в них влезает столько еды?
Начнем с самого простого, последнего вопроса: у каждого мукбангера есть свой секрет, как оставаться в форме. Большинство устраивают фуд-шоу раз-два в неделю, а в остальное время активно занимаются спортом и питаются салатиками. Ну и юный возраст вкупе с хорошим метаболизмом делают свое дело.
В Азии мукбанг уже превратился в довольно серьезный бизнес: компании фастфуда с огромным удовольствием предоставляют видеоблогерам столько еды, сколько те способны впихнуть в свои аккуратные ротики (а большинство мукбангеров — действительно миниатюрные мальчики и девочки, а не участники шоу толстушек). Многие мукбангеры занимаются этим уже не первый год, и мукбанг-шоу стали для них основным источником дохода.
Мукбанг зародился почти десять лет назад в Корее: корейцы, как известно, вообще сейчас активно теснят японцев по части эксцентричных развлекательных форматов. Само слово тоже пришло из корейского, это сокращение от двух слов: meokneun («есть») и bangsong («трансляция»). В последние пару лет мукбанг превратился в явление мирового масштаба: фуд-шоу транслируют и записывают и европейские, и американские, и даже русские блогеры.
Вполне серьезные исследователи и тренд-вотчеры объясняют внезапную популярность этого явления социальным запросом. В крупных азиатских городах многие молодые — то есть от 18 до 35 — люди, студенты и офисные работники живут одни, в крохотных квартирах-коробках и питаются фастфудом навынос: для кухни места в крохотных квартирках не остается. Конечно, иногда они ездят к маме на ужин или ходят с друзьями в ресторан или караоке. Но ежедневная реальность — куриные крылышки и новая серия любимого аниме или мыльной оперы.
Поедающий горы фастфуда видеоблогер — в общем, не самая плохая компания для такого ужина. С ним можно даже поговорить: тем блогерам, кто устраивает мукбанги в прямом эфире, можно писать комментарии и сообщения. Классический азиатский мукбанг — это, по сути, не просто видео, а именно чат.
Виртуальный компаньон для ужина — признак нового времени, в котором у людей все меньше времени, а иной раз и желания общаться вживую. Таким компаньоном может, конечно, быть и друг, и родственник, хотя со знакомыми все-таки удобнее разговаривать просто в видеочате, а не с набитым ртом. Мукбангеров в этом смысле отличает именно фиксация на еде — они с удовольствием снимут для вас со всех ракурсов куриные крылышки и расскажут, каковы они на вкус. Вспоминается крылатая фраза из советского мультика: «Вы что же, и есть за меня будете?» Будут. Мы ведь уже почти привыкли доверять инфлюэнсерам выбирать за нас косметику, одежду и направления для путешествий, так почему бы не разрешить им рассказать, какие ощущения мы должны испытывать от еды. Очень современно.
Красное вино в пилюле
В марте этого года в Хельсинки, в новом Центре дизайна Arabia / iittala проходила выставка Re-Set The Table — «Накрываем на стол по-новому». Arabia и iittala — бренды, которые уже сто лет производят посуду для дома, причем, несмотря на нынешний статус дизайнерских брендов, их целевой аудиторией всегда была среднестатистическая финская семья. Стаканы, чашки и минималистичные подсвечники от iittala есть практически в любом финском доме, поэтому про то, как меняется наш стол, расписание приема пищи и все прочие привычки, связанные с едой, в компании iittala знают примерно все. Одним из центральных экспонатов выставки была сервировка стола... с монитором, на котором крутилось видео молодого человека, который будто бы ужинает с вами по скайпу. Как мы только что поняли, это уже даже не футуристическая фантазия, а вполне себе реальность.
Рядом с композицией «виртуальный ужин» — витрина, посвященная собственно еде будущего: для iittala вопрос животрепещущий, ведь новые форматы еды потребуют и новых форматов посуды. На аккуратных тарелочках космического вида разложены сушеные (в будущем мы, наверное, будем говорить только «дегидрированные») яблоки и грибы, рядом — ряды капсул и таблеток. В бордовых таблетках — концентрированное красное вино, в зеленых — что-то вроде шпината. В изогнутые вазочки (которые для iittala в середине XX века придумал знаменитый финский архитектор Алвар Аалто) насыпаны орехи, семечки и... червяки.
Выглядит как арт-инсталляция, но на самом деле это вполне реалистичное изображение стола будущего. Червяки и саранча вполне могут стать одним из основных источников белка: это дешевле и экологичнее, чем мясо, при этом не менее питательно. Да и пища в таблетках — не такая уж дикая фантазия. Основная задача науки в настоящий момент — продление жизни человека, и вряд ли кто-то способен остановить ученых в их изысканиях. Помимо приятных последствий это создаст и некоторые проблемы: в частности, проблему перенаселения и, соответственно, нехватки ресурсов. И вот тогда синтезированная еда, упакованная в мини-формы, придется как нельзя кстати.
Технологии обработки натуральной пищи тоже постоянно меняются: сувиды и дегидраторы можно увидеть уже даже на домашних кухнях, а кухня современного ресторана и вовсе местами напоминает лабораторию сумасшедшего профессора, даже если это не ресторан молекулярной кухни. Сферификаторы, гомогенизаторы и вакууматоры, возможно, когда-нибудь заменят и на наших кухнях блендеры и соковыжималки — точно так же, как блендеры и соковыжималки когда-то заменили супницы, утятницы и соусники.
За компанию
Сначала мы привыкли ужинать в компании телевизора — миллиарды семей с удовольствием жевали котлеты под выпуски новостей и теленовеллы. Признак нового времени — ноутбук на столе и смартфон рядом с тарелкой. Можно сколько угодно возмущаться тем, что мы забыли искусство застольной беседы, но факт остается фактом: процесс этот необратим.
Технологии влияют и на ресторанную жизнь, но, как ни парадоксально, медленнее, чем на домашнюю. Рестораны с жидкокристаллическими экранами вместо столов, на которых вам сначала показывают меню, а потом создают визуальное сопровождение для ужина; заказ на тачскрине в ресторанах быстрого питания — все это уже реальность. И даже роботы-официанты уже вышли на смену, правда, пока лишь в виде шутки в нескольких китайских семейных ресторанах. Пока роботы — довольно дорогие игрушки, и живого официанта держать попросту выгоднее, так что эта профессия отомрет еще не завтра. Но рано или поздно это случится.
Автор: Ксения Наумова
Материал был опубликован в мартовском номере бортового журнала 2017 года S7 под заголовком «Ужин с монитором».