Девушка на красном «Мустанге»: автопутешествие по Дагестану

6 минут
 

Одна в горных серпантинах Дагестана на арендованной тачке. Меня не раз назвали сумасшедшей. Но ведь кто, кроме меня, проживет мою жизнь? Здесь не будет статистической информации. Только вдохновение для превращения идеи в свою реальность.

Татьяна Б.
Уже собрано:
1000
Поддержите автора
Хороший текст заслуживает миль
Поддержать

Привет, я Таня, 33 годика, Москва. И я до безумия люблю водить.

Я ехала по извилистому проспекту Генерала Дорохова мимо ТЭЦ. Вблизи конусовидная форма труб напоминает горы, а траектория проспекта — серпантины. И меня буквально заворожило. Хочу! Да. Идея родилась. Она прошибла током по всему телу. Мне нужно в горы, нужно ехать вдоль скалистых утесов, зеленых холмов и ступенчатых террас и жадно-жадно поедать это глазами.

Как часто вы чувствуете вдруг вспышку страстного желания, но затем бережно складываете его к другим — тысячам неисполненных — в свой тайный сундучок под названием «когда-нибудь потом»? Куча отговорок — нет времени, денег, работа, дети, чьё-то осуждение.

Но момент будет навсегда упущен. Завтра не обязательно хочется того же, чего сегодня. Я не люблю предавать себя и свои желания, поэтому быстро определилась с локацией, купила билет на самолет и забронировала машину.

Ford Mustang кабриолет. По дороге к Сулакскому каньону

Через неделю моя идея стала моей реальностью, и я завидовала самой себе.

Хотя отговорок тоже было достаточно — и работа, и обязательства, и рассказы окружения о дерзких горячих дагестанских мужчинах. К тому же в вождении я новичок — стаж 2,5 года, в горах никогда не ездила и с тонкостями аренды авто не сталкивалась. Зато успела побывать в страшной аварии. Мне вообще можно после этого одной в горы?

Смотровая Сулакского каньона|Татьяна Бочарова

Сначала я остановилась в Каспийске, успела поздороваться с морем и немного прогуляться по вечерним улицам. Утром следующего дня я уже неслась без крыши и с ветром в ушах в Сулакский каньон.

Подъехать к нему можно с разных сторон, но, проштудировав кучу полезной информации, я выяснила, что основная жизнь сосредоточена у «Главрыбы», село Ново-Зубутли. Туда и рекомендую отправляться всем автомобилистам. Дорога легкая, с хорошим покрытием и стабильной разметкой. Пролегает через предгорье, а значит, крутых подъемов, спусков и вихревых серпантинов вы там не найдете. Я специально начала свое путешествие здесь, где единственным препятствием могут стать вышедшие на дорогу коровы. Но коров здесь полно!

Коровы, как участники дорожного движения|Татьяна Бочарова

В Ново-Зубутли есть комфортные домики для размещения, приличные рестораны, развлечения для детей и взрослых, подвесной мост и экстремальные прыжки с него, а также катера, катающие по каньону.

Вода там и правда невероятно бирюзовая, как на всех инста-фотографиях. Нет, это нужно видеть своими глазами! Вживую.

Бирюза реки Сулак|Татьяна Бочарова

Но есть одно «но». Эти катера не возят к водопадам и по ущельям. Это не те катера, о которых все восторженно рассказывают после посещения Дагестана. Да и полюбоваться каньоном с высоты в «Главрыбе» не получится.

Река Сулак с высоты|Татьяна Бочарова

Как добраться до всей красоты? Где найти «те самые» катера? Я мучила прохожих вопросами. Все смотрели на мою прихотливую тачку с клиренсом в 10 см и смеялись. Что такое?

А то, что «те самые» катера находятся в Зубутли. Запомните это название и то, что дороги нормальной до Зубутли не существует. Именно там я поняла, для кого разрабатываются страшненькие «Весты», «Приоры» и «Уазики». И почему местные гоняют со снятым бампером.

Дорога до Зубутли. Сулакский каньон|Татьяна Бочарова

Узкая, грунтовая, сыпучая, без отбойников и с резкими обрывами. Кочки, выбоины, пыль и острые камни. Кое-где действительно крутые спуски-подъемы. Встречный трафик тоже есть. Словом, ехать только профи или безбашенным. И желательно всё-таки не на своей.

Я не стала насиловать ни себя, ни мустанг, и отправилась на джипе с водителем. Благо от Ново-Зубутли, как и от Махачкалы, такие курсируют.

Тем более, что мой ярко-красный кабриолет не создан для насилия. Он создан приковывать к себе внимание. Ох, как все сворачивали головы, когда меня видели! Дети вслед верещали от восторга, водители сигналили, а прохожие просили сфоткаться. Я и не думала, что получу такой вид удовольствия и буду экономить на парковке «за фоточку».

У крепости Нарын-Кала в Дербенте орудовали местные Остапы Бендеры — мальчишки, собирающие по 300 рублей за несуществующую парковку. Моя же оплата выглядела так:

Остап Бендер из Нарын-Калы|Татьяна Бочарова

Очень много забавных историй собрала из-за броской в дагестанской местности машины, но самое любопытное ждало ещё впереди.

Я вернулась в Каспийск, собиралась в приморские Избербаш и Дербент, а затем в горный Гуниб (1500 м). Наконец-то настоящие серпантины, ради чего я всё и затеяла.

Но я разговорилась о своих планах с владельцем каспийской гостиницы, и он эмоционально запротестовал, чтоб я ни в коем разе не ехала в Гуниб! Мол, там неистовой сложности дороги, я не понимаю, что такое горы, и у моего авто нет переключения на ручку. Соответственно, я не смогу въезжать в крутые подъемы на пониженной, а на затяжных спусках не смогу тормозить двигателем и спалю тормоза. Даже покатал на своей машине и дал мастер-класс по переключению автомата в ручной режим. Да и других ЦУ щедро навалил, как истинный горец.

Избербаш. Красный мустанг|Татьяна Бочарова

И что делать? Отказываться от своей идеи? Это как прийти в ресторан, посмотреть на заказанное желанное блюдо, но так и не притронуться к нему. Уйти голодной и раздразненной.

Но если я подвергаю себя опасности? Стоит оно того? Я вспоминала дорогу в Зубутли, слова владельца гостиницы о статистике по смертности водителей в горах и свою аварию. Похоже, я слишком много на себя взяла. Я попробовала договориться с арендой авто поменять мне машину на внедорожник с механикой (я езжу на механике, так что это не стало бы для меня проблемой). Но они не смогли мне предложить свободных вариантов.

Это знак? Не надо?

Фонтан Дербент. Мелкодисперсное полотно воды с проекцией|Татьяна Бочарова

Я с досадой зашла в «Я.Путешествия» отменять бронь в Гунибе. Денег на этом сроке вернули бы половину, а завтра уже удержат полную стоимость. Надо было отменять. И открывать свой сундучок «когда-нибудь потом».

Я ещё раз посмотрела на фотографии домиков в глэмпинге Рамина — он расположен на склоне горы с потрясающим видом на Гуниб. Неужели я так и не встречу рассвет с этим видом?

Была глубокая ночь, я ворочалась и не могла уснуть. Тогда я высунулась из-под одеяла со светящимся экраном и написала в телеграм-чат путешественников по Дагестану. Там и местные, и туристы делятся своим опытом и секретами. Я спрашивала о дорогах.

Разразилась пыльная дискуссия, мнения разделились. Одни называли меня отчаянной и сумасшедшей, рекомендовали гида или хоть какого-то компаньона. Другие уверяли в легкости дорог и поддерживали моё стремление.

Но главное я услышала, что, во-первых, на всем протяжении асфальтированное покрытие, отбойники и места для съездов. Во-вторых, там ездят грузовички (а я на спорткаре не проеду что ли?). И, в-третьих, есть объезды самых крутых перевалов.

Было решено — поеду! А если посчитаю дороги тяжелыми, просто развернусь. И плевать на потерянные деньги.

Всей оравой знатоков из чата мне разработали наиболее безопасный маршрут. Так, тяжелым считается перевал от села Губден до Левашей:

Перевал до Левашей|Татьяна Бочарова

Но его можно объехать, если въезжать через Первомайское. Что мне было даже удобнее, т. к. я ехала со стороны Дербента, а не Махачкалы или Каспийска:

Дорога Первомайское-Леваши. Объезд крутых серпантинов|Татьяна Бочарова

Затем сложным участком должен стать серпантин через Куппа:

Серпантин Куппа|Татьяна Бочарова

Дороги там, говорят, хорошие, и виды потрясающие — с елями, растущими из скал. Но с крутыми затяжными подъемами.

Объездная дорога идет через Гергебиль. Покрытие разбитое, но всё-таки «проезжабельное». А подъемы там более пологие:

Дорога через Гергебиль|Татьяна Бочарова

В Первомайском я заправила полный бак, купила целое ведро сладчайшего винограда за 300 рублей и, уплетая его, довольная, начала свое авто-восхождение. А весь чат уже знал, что в этот день некая девушка на красном «Мустанге» поедет по маршруту Первомайское-Леваши-Ташкапур-Гергебиль-Гуниб.

Виноград, продающийся ведрами|Татьяна Бочарова

Я ехала по прямой, слушала свою музыку и наслаждалась теплым ветром, ласкающим мою кожу. Дорога начала потихоньку извиваться. Повороты, повороты, повороты, за следующим поворотом ещё поворот. Повороты моя машина пишет славно. Низкий клиренс, задний привод, приземистый кузов дают хорошую устойчивость и сцепление с асфальтом. На ней одно удовольствие постоянно крутить вязкий приятный гидравлический руль.

Я описывала очередную дугу, когда вдруг из-за поворота показались первые настоящие горы. Такие величественные! Масштабные! Поражающие своей монументальностью! О боги, у меня дыхание замерло. Остановись мгновение. Здравствуй мир!

Горы Дагестана|Татьяна Бочарова

Я поняла, что главной опасностью в горах является не то, о чем принято говорить. Не закрытые повороты, не заносы встречки на твою полосу, не камнепады и обвалы, не постдождевые сели, не нагрузка на двигатель и тормоза, не коровы, барашки и лошади… Со всем этим я впоследствии столкнулась. Но всё-таки.

Главной опасностью в горах является то, что ты всё время смотришь не на дорогу!

Горные дороги Дагестана|Татьяна Бочарова

Мне хотелось постоянно останавливаться и фотографировать. Хотя на фото я с досадой обнаруживала не такую же красоту, как вживую.

Вид на горы. Гуниб|Татьяна Бочарова

Я стояла с открытым ртом, любовалась пейзажами, как вдруг мне посигналили. Мне сигналили всю дорогу, так что я уже не обращала сильного внимания. Но высунувшийся из машины мужчина улыбнулся и сказал:

— Это ты?!

Девушка на красном «мустанге». Гергебиль|Татьяна Бочарова

Я замешкалась.

— Ну и как дороги в итоге, нормальные?

Мысли зашевелились в голове. Он же… кажется… он меня узнал! Он из чата. Он знает, что это я та самая девушка, которая всех всполошила своей историей и расспросами.

И дальше в населенных пунктах на моем пути останавливали меня не только барашки, но и люди, которые видели издалека красный «Мустанг» и понимали, что там я. Та самая.

Я превратилась в местечковую звезду, которую узнают, радуются и пишут мне потом:

— Я тебя сегодня видел в Гергебиле!

Барашки на дороге. Дагестан|Татьяна Бочарова

Если бы я ехала на белой «Весте», никто бы не смог меня опознать. Но «девушка на красном Мустанге» в дагестанских горах, кажется, была одна.

Девушка на красном мустанге|Татьяна Бочарова

И все мне предлагали помощь, если таковая понадобится. На всем пути моего следования встречались дружелюбные и крайне гостеприимные люди. Не верьте тем, кто говорит об агрессивности местных жителей.

Один раз я проколола колесо. Добрый мужчина мне его подкачал и отправил до шиномонтажа.

Когда я ехала в аул Чох (1688 м) и, как обычно, остановилась полюбоваться, меня увидела местная девушка, собирающая яблоки. Она улыбнулась и сказала:

— А пойдемте с нами чай пить?

Аул Чох. Дагестан|Татьяна Бочарова

— Пойдемте, — согласилась я на неожиданное предложение, взяла из машины плошку с виноградом к столу и пошла на организованное в поле чаепитие.

Культура чаепития в Дагестане|Татьяна Бочарова

Маржанат сказала, что они работали в поле с семьей — косили траву для зимних заготовок своему скоту, — устали и поставили чайник. Это местная традиция вместо наших шашлыков — заваривать травяной чай, разогретый на каменной плитке и углях. И вот она увидела меня и тоже решила пригласить.

Поблагодарив за гостеприимство, я оставила виноград — всё, что у меня было съедобного. А они угостили меня домашним сыром, который я буду потом уплетать в самолёте на обратном пути.

Гостеприимство горных жителей|Татьяна Бочарова

Патимат — мама Маржанат — с родительской заботой сказала:

— Поедете в Гамсутль, проголодаетесь. Вот и перекусите.

Разве не удивительное гостеприимство?

Чохские террасы|Татьяна Бочарова

Дороги в Чох уже не слишком комфортны, а позже переходят в грунтовку, но такие встречи и эмоции стоят того, чтобы по ним проехать.

За время моего странствия я изъездила там много дорог, в том числе и «красные» участки через Куппа и от Левашей до Губдена. Обратный путь держала по ним, и всё-таки нигде не оставила бампер и не спалила тормоза.

Доехала до Салтинской теснины и уникального подземного водопада, полюбовалась Гунибской ГЭС и промчалась по горным тоннелям. Всего не описать.

Салтинский водопад. Салта|Татьяна Бочарова

И каждый день я благодарила себя за смелость реализовывать свои идеи. Здесь и сейчас. Сразу, как они пришли мне в голову. Ведь мечтать и проживать жизнь мечты — это разные вещи.

Гунибская ГЭС|Татьяна Бочарова

Подытоживая свой рассказ, скажу, что горные дороги в Дагестане вполне хорошие, оборудованные, не лишенные инфраструктуры в виде заправок, сервисов и шиномонтажей. Серпантины не слишком-то крутые. Да, на фото у меня их нигде нет, на них было не до съемок. Но всё равно мест, где бы не проехала любая исправная машина — хоть маломощный «Солярис», хоть полноприводный внедорожник — я не нашла.

На автомате берегите тормоза. Не разгоняйтесь перед спуском, например. На механике тоже берегите тормоза, благо есть возможность тормозить двигателем. И не катитесь на нейтралке, как можно позволить себе в городе.

В остальном — просто будьте бдительны с препятствиями в виде камнепадов, селей, обвалов дорог. Просматривайте дорогу настолько далеко, насколько хватает глаз. А про коров и барашков имейте ввиду, что с обочины они могут резко шагнуть на дорожное полотно.

Ну и с обгонами аккуратнее — дождитесь хорошего обзора и сделайте машине скидку на подъемах, где она не даст той же интенсивности ускорения, как на ровном участке.

Так что ясный день и сухая погода — ваши лучшие друзья в горах.

Хиндах|Татьяна Бочарова

Зато множественные эстетические оргазмы вам точно обеспечены. После гор не захочется возвращаться в городской трафик. И ехать по прямой не захочется тоже. Всё-таки рулежка в серпантинах приносит свой кайф.

Гунибская ГЭС|Татьяна Бочарова

Как же я счастлива, что сделала это! Что пронеслась ярким призраком «девушки на красном Мустанге» по этим маршрутам. Встретила интересных людей и получила незабываемые впечатления.

И всё только потому, что совсем недавно я ехала по извилистому проспекту Генерала Дорохова мимо ТЭЦ, напоминающих горы, и подумала…

А ты? Чего ты хочешь прямо сейчас? И что отделяет тебя от претворения Идеи в реальность? Не просто ли это покупка билета на самолет?

Девушка на красном мустанге|Татьяна Бочарова

 
0

Уже собрано:

1000

Поддержите автора

Хороший текст заслуживает миль

Еще по теме

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
© 2024. S7 Airlines Все пpава защищены