Надо, поверьте, оно вам надо. Первые разы и правда будет непонятно, но потом… Игра для посвященных, за которой хочется успеть — чтобы внезапно познать себя и свое время. Современное искусство можно смотреть, читать и, безусловно, просто проговаривать. Всё самое интересное случится после. Что мы увидели на крупнейшем арт-событии московской осени — ярмарке Cosmoscow-2024 — и зачем это вам, спешим поделиться в заметке.
В эти выходные Москва шумит спорами о современном искусстве (как вулканы Камчатки, они никогда не утихнут) на ярмарке Cosmoscow-2024. И даже если вы не в столице, обратить внимание стоит: небольшие частные собрания и именитые институции — 91 участник, представьте себе, объединятся в одном пространстве на три дня, чтобы дать голос молодым художникам со всей страны и показать их работы, знаменуя очередную веху в обжигающих спорах о красоте. И если не успеете заглянуть — познакомьтесь с галереями на сайте, чтобы собрать свой список must-visit в Москве, Воронеже, Нижнем Новгороде, Калуге, Санкт-Петербурге и других городах.
Ярмарка проходит в двенадцатый раз — а значит, по любви. Потеряться в лабиринте визуального искусства приятно и любопытно, как и наблюдать строгих, до кончиков ресниц стилизованных зрителей, готовых вынести свой беспощадный вердикт. Но что бы ни думала публика, главное (по крайней мере для нас) в том, что художников много, они плодовиты: в «Тимирязев Центре» выставлено 1 500 объектов. Бескомпромиссно смотрят они же на нас, интерпретируя время в смелых, звонких работах. И хорошо, что поиски продолжаются, мысль художественная жива, онемение спало.
Есть арт-объекты особенно трогательные: например, резные наличники с цифровыми экранами и вечной дорогой домой, уносящие путника в самые отдаленные города России. А есть абсурдистски тревожные, ироничные фотоэксперименты Кирилла Савельева. Или же зооморфное скульптурное стекло Марины Кошенковой, которое стремится разорвать все связи с земными образами. И всё это — отличная возможность совершить путешествие внутреннее — за художником, к точке, что питает его труды. В какой-то момент образы сливаются в невозможно пестрое покрывало мыслей и чувств, напоминая о том, сколько параллельных вселенных существует на территории одной лишь страны.
Не можем не отметить стенд коллег из «РБК Стиль» — произведения современных художников, попавшие на обложку печатных номеров, напоминают о мечтах авангардистов и позднее визионеров стрит-арта, таких как Кит Харинг, о выходе искусства за пределы элитарных замкнутых пространств.
Благодаря коллаборации издания и современных художников, работы, которые впору продать за тысячи евро, можно найти в любом городском магазине в разделе с прессой примерно за 150 рублей. А значит, искусство становится доступнее для каждого. Шалость удалась!
Современное искусство во многом про сотрудничество: Cosmoscow представляет работы, созданные и зарубежными художниками. Персидский раздел демонстрирует смелость и креативность молодых иранских творцов. А дубайская галерея Inloco показывает моностенд итальянца Филиппо Минелли — яркое размышление о человеке в городской среде The Idealized City. Когда международное искусство так близко, вдруг понимаешь, что пусть и на разных языках, но думаем мы об одном.
Текст: Алина Казакова