Почему иногда стоит отказаться от посещения популярных туристический направлений и как со всем этим связана экология.
Содержание
- Австрия и локации «Холодного сердца»
- Франция после сериала Netflix
- Конкуренция за аренду жилья
- Экологические последствия
Ожидается, что к 2027 году рынок туризма достигнет 17 трлн долларов, а в некоторых странах объем туристического потока уже вернулся к доковидным показателям. Миллионы путешественников снова собирают свои чемоданы и отправляются навстречу приключениям.
Однако подход к выбору направлений за последние годы меняется. По данным исследования Expedia, 84% туристов поколения Z выбирают страну посещения, в том числе, основываясь на впечатляющих видах из соцсетей или сериалов. Кроме того, в ореол внимания путешественников стали все чаще попадать небольшие городки и природные территории.
С одной стороны, расширять представления о мире крайне важно, с другой — не все локации готовы к такой популярности, из-за чего страдает и экология, и местные жители.
Популярность поневоле
Кому-то сразу придет на ум хорватский Дубровник, куда стремятся поклонники сериала «Игра престолов» или остров Пхи-Пхи-Ле в Таиланде, ставший популярным после фильма «Пляж».
Но множество других регионов тоже успели привлечь слишком много внимания из-за кинематографа.
Австрия и локации «Холодного сердца»
В деревне Гальштат предприимчивые австрийцы во главе с мэром Александром Шойцом решили соорудить стену, чтобы отвадить делающих селфи туристов. Но это никого особо не остановило, поэтому власти планируют установить лимит на количество посетителей с помощью платного входа по билету — от 5 евро в будни до 10 евро в выходные. В 1997 году деревня получила статус Всемирного наследия ЮНЕСКО, но именно франшиза «Холодное сердце» сделала ее такой широко известной.
Франция после сериала Netflix
Во Франции на пляжах курортного городка Этраты с 1200 жителями наблюдается всплеск туризма благодаря детективному сериалу «Люпен» от Netflix. Теперь Министерство туризма Франции планирует привлекать блогеров для распространения информации о рисках массового туризма и межсезонных альтернативах.
Влияние овертуризма
Да, популярность туристического направления всегда положительно отражается на социо-экономическом развитии территории. Однако все отчетливее слышны разговоры о плачевных последствиях массового туризма.
«Термин „овертуризм“ довольно новый и был впервые использован в 2016 году. Он определяет явление, когда туристически привлекательные места перенасыщены путешественниками, что негативно влияет на самобытность местности и жизнь местных жителей. Да, приток туристов обеспечивает экономическое развитие регионов, но без учета принципов социальной и экологической устойчивости, ставки на туризм в качестве стратегического направления для развития экономики и повышения международного имиджа, непременно, дадут о себе знать», — пояснили эксперты ESG-интегратора You Social.
Конкуренция за аренду жилья
Airbnb и другие платформы для аренды жилья изменили рынок недвижимости настолько, что конкуренция между туристами и местными жителями за использование жилого фонда возникает во всех мегаполисах и прибрежных городах. Например, с наступлением лета жители юга России переплачивают за аренду жилья в востребованных районах, так как арендодатели поднимают цены или выбирают краткосрочную аренду по причине большей выручки.
Экологические последствия
Большая часть туристов достигает мест назначений благодаря авиатранспорту — именно через это звено туризм оказывает наибольшее воздействие на экосистему. Но и круизные лайнеры часто критикуют за то, что они создают значительный шум, загрязняют портовые воды и ежедневно отправляют тысячи туристов в небольшие порты. И это не говоря уже о диких животных, вынужденных из-за шумного транспорта перемещаться на более дальние расстояния и тратить лишние ресурсы, что влияет на репродуктивность и выживаемость.
Принцип Златовласки
Пока одним странам уже не нужен маркетинг для притока туристов, другие прибегают к разным громким промо-кампаниям для их привлечения.
Власти Гонконга, например, сначала предоставляли туристам бесплатные авиабилеты туда и обратно, а теперь предлагают ваучеры номиналом 100 гонконгских долларов на посещение ресторанов и баров для развития ночного туризма.
Однако у таких инициатив есть обратная сторона. Смотрите примеры выше.
Эксперт по кросс-культурной психологии Мишель Гельфанд пишет о принципе Златовласки — необходимости соблюдения золотой середины между жесткостью и свободой социальных норм. Проведенные исследования доказывают, что-то или другое в крайней степени не приносит пользы обществу. Это применимо и в отношении туризма.
Можно ли найти баланс
Конечно, это концепция устойчивого туризма. Он считается таковым, когда все процессы направлены на укрепление потенциала для стабильного процветания в будущем с фундаментом в виде ответственного отношения к настоящему.
Примеры устойчивого туризма в разных мировых регионах:
- В Финляндии призвали насладиться природой острова Улько-Таммио без телефона. При этом на острове продолжает работать мобильная связь, но туристов просят отключить все гаджеты во время визита местности.
- Мальдивы наряду с запретом властей производить и продавать пластик, создают информационные центры, где показывают гостям образовательные фильмы и напоминают о бережном отношении к рифам и влиянии на них солнцезащитных кремов.
- Крошечное тихоокеанское государство Палау запретило продажу и использование всех солнцезащитных кремов, содержащих опасные для рифов, планктона и рыб химические вещества, включая оксибензон, октиноксат, октокрилен. Власти даже внесли изменения в законодательство ради маркетинговой кампании Palau Pledge с участием детей, напоминающих об ответственном отношении к экосистеме острова. По прибытии туристы получают печать в паспорте в качестве специальной формы, которую обязаны подписать, а также бумагу с последствиями несоблюдения соглашения.
- Подобные туристические эко-клятвы Исландии или Новой Зеландии также показывают, что лучшей стратегией остается та, которая сочетает в себе и креатив, и четкую политику устойчивого развития с учетом гармоничного сосуществования местных сообществ и туристов.
Иными словами, изучайте и выбирайте места, где не только совершенствуют сервис, но и предпринимают устойчивые шаги, чтобы туризм не навредил местному сообществу и экосистеме, а также старайтесь путешествовать в низкий сезон, чтобы избежать огромного числа туристов.