В погоне за кадром

Ловить самолеты: что такое споттинг и зачем им занимаются

В погоне за кадром
7 минут
 

Самолет стремительно набирает скорость, грохот усиливается — и вот он, прямо над головой, такой огромный, что захватывает дух! Это не сцена из фильма или сериала на «Нетфликсе», а авиаспоттинг — хобби, которое позволяет почувствовать мощь авиации и поймать идеальный кадр. Всё, что нужно для споттинга, — камера, ваше желание и ближайший аэропорт. Рассказываем, как стать авиаспоттером и, главное, зачем.

Содержание

  1. Что такое споттинг и как он появился
  2. В чем радость споттинга
  3. Как выглядит идеальный споттинг
  4. За какими редкими самолетами охотятся споттеры
  5. Где заняться споттингом в России и мире
  6. Как стать авиаспоттером: гайд для начинающих
  7. Что взять с собой на споттинг
Андрей Яковлев,
журналист

Что такое споттинг и как он появился

Споттинг — хобби, которым занимаются влюбленные в самолеты люди. Им интересно изучать их конструкцию и инженерные особенности, наблюдать за взлетами и посадками, а также сравнивать борта друг с другом. И, конечно, фотографировать: как для личной коллекции, так и чтобы делиться снимками с другими авиалюбителями на специальных сайтах.

Споттинг похож на рыбалку. Представьте: вы простояли у аэропорта несколько часов, ничего интересно не увидели и хотите уже уйти. А потом думаете: «Ладно, подожду еще два-три самолета». И вот летит третий, самый интересный: на закате, в идеальном освещении — мы называем их «нежданчик». Это высший пилотаж.

Дмитрий Петроченко,
авиаспоттер с 20-летним стажем, посетил больше 2 300 аэродромов по всему миру

Термин «авиаспоттинг» появился в Великобритании во время Второй мировой войны. Тогда жители следили за полетами немецких самолетов, чтобы понимать, когда могут быть бомбежки. Война закончилась, но за самолетами наблюдать не перестали — теперь уже из чистого интереса. А с появлением интернета и доступной фототехники споттинг стал куда более массовым, чем раньше.

Чаще всего споттеры фотографируют самолеты в городах, где живут сами. Большинство делают это за территорией аэропорта — то есть встают где-то возле заборов. Однако не всегда сотрудникам аэропорта это нравится.

Для кого-то самолеты просто средство перемещения, но для споттеров они искусство и даже образ жизни. Фото справа: Дмитрий Петроченко

Где-то лояльно относятся к споттерам, где-то гоняют, а где-то категорически запрещают снимать. Это особенности конкретной воздушной гавани. Такие вещи лучше узнать у местных споттеров — они всё расскажут. При этом юридически фотографировать самолеты не запрещено, однако если вы снимаете правительственные или военные борты, то к вам могут подойти работники службы безопасности и попросить удалить уже отснятые кадры и перестать фотографировать — и с ними лучше не спорить.

Дмитрий Петроченко,
авиаспоттер с 20-летним стажем, посетил больше 2 300 аэродромов по всему миру

Иногда аэропорты проводят официальные споттинги: всех желающих пускают на взлетно-посадочные полосы или на крышу аэропорта и дают поснимать самолеты с отличных ракурсов, не из-за забора. Причем в последние годы количество таких открытых форматов в России существенно выросло: ежегодно проходит около 20 мероприятий по всей стране.

Споттеров можно условно разделить на два типа. Те, которые снимают самолеты в небе — от кончика носа до кончика хвоста. Им важно, чтобы в кадре были видны все элементы судна: например, ливреи (то есть раскраска) и бортовой номер.

И есть так называемые фотохудожники, которые стремятся передать красоту — через самолеты и природу вокруг. Фотографировать они предпочитают на закате и на рассвете либо чтобы сзади был живописный фон — например, горы или лес.

Как правило, споттерами становятся еще в детстве. Многие (чаще мальчики) в школьном возрасте увлекаются техникой — в том числе авиационной, которая наряду с космической считается одной из вершин человеческой инженерной мысли. У большинства этот интерес со временем проходит, но кто-то, наоборот, развивает его и начинает следить за авиаиндустрией. И, конечно, всегда хочется воочию наблюдать за предметом своего интереса. Споттинг можно сравнить с походом на стадион, где будет играть любимый футбольный клуб. Только в случае со споттингом болеете вы не за одну команду, а за все самолеты сразу.

Во время официального споттинга ​​у любителей самолетов есть доступ к лучшим точкам на территории аэропорта для съемок с самых удачных ракурсов

В детстве я часто проводил время с семьей на даче недалеко от Шереметьево, и над нами в то время всегда садились самолеты. И, видимо, тогда я и «заболел» ими. Сперва постоянно смотрел на самолеты, а после, в школьном возрасте, начал ездить к аэропорту и рисовать их. Потом родители подарили мне фотоаппарат — и понеслось.

Дмитрий Петроченко,
авиаспоттер с 20-летним стажем, посетил больше 2 300 аэродромов по всему миру

В чем радость споттинга

Объяснить это сложно, особенно если вам не очень интересны самолеты, — это признают и сами споттеры. Однако мы всё же попробуем.

Во-первых, авиаспоттинг — это отличное времяпрепровождение с людьми, которые разделяют ваше увлечение авиацией. Вы встречаетесь с единомышленниками, обсуждаете самолеты и просто общаетесь о жизни. Во-вторых, благодаря споттингу эти самые друзья часто и появляются: сообщество любителей фотографировать самолеты — огромное и, что важно, международное.

Благодаря споттингу у меня появилось невероятно много друзей по всему миру. В какую бы страну ни приехал — всегда найдешь, с кем пообщаться или у кого пожить. Это настоящее братство. А еще раньше я видел мир черно-белым, но споттинг открыл всё хорошее во мне. Я начал изучать культуру разных мест и благодаря этому стал терпимее и добрее, мне теперь легче понимать других людей.

Дмитрий Петроченко,
авиаспоттер с 20-летним стажем, посетил больше 2 300 аэродромов по всему миру

Кроме того, споттеры стараются часто путешествовать, чтобы сфотографировать как можно больше самолетов в разных странах — и это увлечение помогает им познакомиться со страной, ее историей и культурой.

И, конечно, есть в этом хобби и азарт: сделать лучший кадр или увидеть наконец вживую старый советский самолет, который в этом году перестанет летать. Либо ждать в нетерпении несколько дней хорошей погоды, когда же прилетит тот самый правительственный борт с уникальной раскраской.

Слово «споттинг» произошло от английского spot — «увидеть», «опознать». Фото: Дмитрий Петроченко

Для меня главный кайф споттинга — наблюдать, слушать, наполняться положительными эмоциями, а потом передать их другим людям в соцсетях. Никогда не забуду, как крыло Airbus A380 прошло прямо над моей головой. А еще мощные взлеты, руления и посадки разных самолетов, которые видел вблизи… Или как машут пилоты и бортпроводники. Каждый выход на перрон или наблюдение за самолетами рядом с территорией аэропорта — это яркие впечатления, некоторые из которых запоминаются на всю жизнь.

Артём Каширин,

Увлекаетесь споттингом? Поделитесь с нами своим опытом в комментариях.

Как выглядит идеальный споттинг

Охотиться за самолетами можно несколько способами: отслеживать заранее, какие рейсы прибудут в аэропорт поблизости, либо ловить борта наудачу — не зная, что вас ждет. В первом случае необходимо мониторить сайт Flightradar24 и затем приезжать к аэродрому, снимать интересующий рейс и уезжать.

Но куда интереснее ездить на споттинг, игнорируя системы отслеживания полетов. После нескольких часов ожидания можно испытать внезапную радость от внезапного появления редкого самолета. Но даже если за день ничего не прилетит, то опытные споттеры не разочаровываются, ведь важнее фотографий сам процесс: наблюдение за полетами и их обсуждение.

Мы с друзьями заранее договариваемся и вместе летим споттить в какое-нибудь место. Прибываем, например, в Новосибирск, берем большую машину в аренду и за пару недель объезжаем главные города региона и захватываем Горно-Алтайск. Снимаем везде — и в больших аэропортах, и в маленьких.

Дмитрий Петроченко,
авиаспоттер с 20-летним стажем, посетил больше 2 300 аэродромов по всему миру

После наступает не менее важный процесс: обработка, публикация фотографий на специализированных сайтах. Многие делают это, чтобы получить лайки — и в этом случае работы будут оценивать такие же любители авиации или даже профессионалы, например пилоты или сотрудники авиакомпаний. Также фотографии публикуют для обсуждения конкретных самолетов, а иногда — из-за конкуренции. Ведь так приятно быть первым, кто показал новое воздушное судно.

Споттеры считают, что 70% успеха кроется в обработке снимков. Фото справа: Дмитрий Петроченко

За какими редкими самолетами охотятся споттеры

Одни из самых экзотических самолетов, которые мечтает увидеть почти любой споттер, — Airbus Beluga и Boeing 747 Dreamlifter. Оба созданы для перевозки элементов фюзеляжа между заводами, поэтому имеют уникальную форму, напоминающую пузырь. При этом оба борта очень изящны в небе. И самое главное, их крайне мало в мире: не более 20 штук. Первый можно увидеть в Европе, а второй — в США или Японии.

Из отечественных — а скорее, даже советских — самолетов стоит отметить Ан-124 «Руслан» и Ил-62. Оба невероятно эстетичны и редки. Второй считается любимым самолетом многих поколений споттеров. Также по красоте не уступает Як-40, яркую ливрею которого сделало Вологодское авиапредприятие.

Похожий на огромного кита Airbus Beluga разработали для перевозки крупногабаритных частей самолетов между заводами Airbus в Европе. Фото: Дмитрий Петроченко

Где заняться споттингом в России и мире

Территория около аэропорта Домодедово — одна из лучших для споттинга в стране. Здесь и большое разнообразие самолетов, и отличные ракурсы во время взлета и руления, а также красивые закаты. Кроме того, персонал лояльно относится к споттерам. В Шереметьево более плотный трафик, чем в Домодедово, — тут можно увидеть разнообразные ливреи и интересные китайские самолеты, однако красивый фон для фото вы вряд ли найдете.

Ценится среди споттеров и Пулково, где есть несколько отличных точек для съемок. Но не ограничивайтесь только европейской частью России: за Уралом, например, можно увидеть много самолетов, каких не встретить нигде в мире.

Чтобы попасть на официальный споттинг, нужно в определенный день подать заявку с ссылками на ваши аккаунты в социальных сетях с лучшими снимками. Количество участников всегда ограничено

Россия — уникальная по авиации держава, потому что здесь до сих пор живо наследие СССР. У нас есть еще два-три золотых года, когда мы можем наснимать интересного. Многие модели устаревают, и скоро их заменят более современными.

Дмитрий Петроченко,
авиаспоттер с 20-летним стажем, посетил больше 2 300 аэродромов по всему миру

Среди зарубежных городов стоит отметить Цюрих — столицу европейского споттинга. Там оборудованы специальные площадки для съемки самолетов, причем некоторые находятся прямо на крыше аэропорта. А в заборе вокруг территории сделаны специальные углубления, куда можно засунуть объектив для более удобной съемки.

На втором месте — Амстердам с шестью взлетно-посадочными полосами среди зеленых полей и с отличным видом на них. Самолеты там как на ладони — вас с ними будет разделять лишь небольшой ров с водой. При желании до аэропорта можно доехать на велосипеде — дорога из центра города займет чуть больше 15 минут.

Также интересны Вена, где есть официальная смотровая площадка в аэропорту, и Ницца — ее взлетно-посадочная полоса находится прямо у воды, и самолеты здесь садятся на фоне моря, пальм и гор.

Ближайшая к России страна, где комфортно заниматься споттингом, — Узбекистан. Там с 2022 года авиаспоттинг официально узаконен во всех международных аэропортах. Причем не только за забором аэродромов, но и внутри, где есть специальные площадки для фотографирования.

Всегда проверяйте, как относятся к съемке самолетов в странах Африки — там лучше брать местного гида, который сможет объяснить, чем вы занимаетесь, если к вам подойдут с вопросами. А вот в Иране, Иордании, КНДР, Саудовской Аравии, Пакистане и ОАЭ к фотографированию почти наверняка отнесутся крайне негативно — и это может привести к серьезным проблемам, вплоть до ареста. В Израиле же лучше заранее заручиться разрешением от аэропорта.

Аэропорт Цюриха — очень дружественный к авиационным фотографам, а его площадка для споттинга считается одной из лучших в Европе

Чтобы избежать неприятных ситуаций, заранее проверяйте актуальную информацию на сайтах аэропортов и в сообществах местных споттеров. И будьте готовы, что трудности могут возникнуть и в России, особенно если аэропорт обслуживает не только гражданские перелеты, но и военные.

Как стать авиаспоттером: гайд для начинающих

Чтобы начать, вам понадобится телефон с приложением Flightradar или PlaneFinder, фотоаппарат и, конечно, терпение. Объективов желательно иметь два: один для «ближнего боя», а второй — для съемки издали. Под первую задачу подойдет фокусное расстояние 24–105 мм, под вторую — 100–500 мм.

Стартовать можно с любой камерой, которая у вас есть, но, публикуя свои и изучая чужие кадры, вы быстро поймете, к чему стремиться и какое качество считается стандартом. Фото: Дмитрий Петроченко

Я считаю, что лучше сразу начать снимать на хорошую камеру стоимостью от 60 000 рублей. А вообще комплект споттера может стоить и 1 млн рублей. У меня, например, две камеры — полнокадровая (для лучшего качества) и кроп-камера (для быстрой съемки в динамике), телеобъектив с большим фокусным расстоянием, небольшой объектив-портретник и универсальный объектив для «ближнего боя». Всё это я ношу на каждый споттинг в фоторюкзаке.

Дмитрий Петроченко,
авиаспоттер с 20-летним стажем, посетил больше 2 300 аэродромов по всему миру

Перед поездкой в аэропорт узнайте, какие взлетно-посадочные полосы используются там в данный момент. Проверить это можно на том же Flightradar24 или сайте ADS-B Exchange. Затем найдите на карте ближайшее доступное место для съемки либо информацию о хороших точках.

Следующий важный момент — освещение. При дневном ярком свете всё отлично видно, но фотографии не выигрывают от этого, а, наоборот, становятся плоскими. Другое дело — рассвет или закат: в это время кадры получаются мягче и насыщеннее. И не забывайте самое простое правило — не снимать против солнца (хотя и его порой можно нарушить).

Стоит также знать, что происходит в той или иной части взлетно-посадочной полосы. Если встать так, чтобы была видна середина полосы, то вы застанете момент отрыва колес от земли. Если вам интереснее посадка, берите дальний объектив и вставайте с противоположного края. А если хотите, чтобы самолет пролетел над вами, посмотрите в приложениях, по какой траектории обычно летают борта этого рейса.

Чтобы умело обрабатывать фотографии, освойте Lightroom и Photoshop и помните, что для хорошей обработки снимать нужно в RAW-формате.

Не бойтесь задавать вопросы и спрашивать мнения других энтузиастов на форумах и в ТГ-каналах — они всегда поделятся советом

Главное — начать снимать и выкладывать фотографии, а также не бояться негативных комментариев других участников. Относитесь к ним не как к критике лично вас, а как к тому, что можно использовать для роста.

Подпишитесь на профильные ТГ-каналы, чтобы знать, когда и куда прибывают редкие или красивые самолеты. Например, russianspottings, AviaSpotter, aeroriska, а также ТГ-каналы аэропортов — у многих российских есть собственные. Изучайте информацию о самолетах и ставьте перед собой задачи: что вы хотите увидеть больше всего. Следуйте за мечтой и собирайте собственную коллекцию самолетов — всё так же, как и в любом другом коллекционировании.

На какие сайты можно загружать снимки:

Что взять с собой на споттинг

  • Одежду по погоде. Учитывайте, что вы будете на улице и практически без движения.
  • Камеру и объективы.
  • Легкий, но сытный перекус — например, шоколад, орехи или финики.
  • Ноутбук с картридером, если хотите быстро загрузить фотографии.
  • Запасные батареи для камеры и зарядное устройство.
  • Пауэрбанки.
  • Запасные карты памяти для фотоаппарата.
  • Штатив, если съемка будет не при свете дня.

Наши письма на пользу вашим путешествиям
Откроем новые локации, расскажем про работу экипажа, напомним о грядущей распродаже
 
0
Поделитесь
вдохновением

с друзьями в мессенджерах и социальных сетях

 
0
Еще по теме
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
© 2025. S7 Airlines Все пpава защищены