На остров, вытянутый с севера на юг почти на тысячу километров, не хватит и целого месяца, но это не повод откладывать туда поездку. Даже если у вас всего неделя отпуска, этого времени будет достаточно, чтобы окончательно и бесповоротно влюбиться в Сахалин. Мы с мужем решили посвятить такое небольшое количество дней исследованию только южной части острова и ни капли не пожалели.
1 день
В день прилёта сразу после заселения в квартиру мы пошли к нижней станции канатной дороги горнолыжного комплекса «Горный воздух», который находится на горе Большевик (601 м). Фуникулер на нее работает круглый год. Зимой здесь катаются на горных лыжах, сноубордах и ватрушках, а в остальные месяцы это отличное место для хайкинга и любования природой. Для этого здесь организовано множество пешеходных и велосипедных маршрутов разных уровней сложности.
2 день
Экскурсия на гору Коврижка и мыс Кузнецова занимает целый день. Нас забрали с площади Победы в 7:30 утра и вернули на неё в 9 вечера. Сначала путь пролегает по асфальтированным дорогам с красивыми пейзажами, а затем начинается бездорожье с не менее захватывающими видами.
Гора Коврижка находится на мысе Виндис. Ее высота — 78 м, диаметр верхней круглой части — более 100 м. Вы удивитесь, но на ней были найдены археологические стоянки древнего человека! Во время пешей части экскурсии мы обошли гору по кругу. Затем всем желающим предложили взобраться на вершину по канату. Мы были не подготовлены, поэтому продолжили прогулку у подножия горы.
После сытного обеда нас повезли к живописному мысу Кузнецова. Если бы проехали на юг по бездорожью ещё 25 км, то оказались бы на мысе Крильон — самой южной точке Сахалина. Но так как из-за сложной дороги сюда рекомендуют ехать на два дня (с ночевкой), оставили удовольствие на другой раз.
3 день
Бухту Тихую один турпортал пару лет назад включил в топ-5 легендарных пляжей страны. Для нас он тоже стал таким, потому что именно в этом месте мы впервые в жизни искупались в Охотском море. Вода была теплая — по ощущениям градуса 22. Даже если вы не захотите плавать, сюда стоит приехать как минимум ради неспешной прогулки вдоль скалистого побережья от пика Смелого до мыса Тихого.
По пути в бухту Тихую у нас была остановка в селе Стародубском, где мы собрали немного янтаря. Представляете, он на 15 миллионов лет старше балтийского, который добывают в Калининградской области!
Еще одно место, которое мы посетили в рамках экскурсии в бухту Тихую, — водопад Клоковский. Он находится в Макаровском районе, в 62 км от бухты, и является самым высоким из доступных туристам — 48 м.
4 день
Ощущение чего-то нереального возникает, когда после 2,5 часов на моторной лодке подплываешь к маяку Анива.
Он был возведен японцами на скале Сивучья около мыса Анива в 1939 г. Места здесь туманные, каменистые, с подводными течениями — этим и был обусловлен выбор локации для строительства. Внутри 31-метровой башни на цокольном этаже находились дизельная и аккумуляторная, на первом — кухня и склад, на втором — радиорубка, аппаратная и вахтенная, с третьего по пятый — жилые комнаты.
В 2006 г. маяк забросили. Его разграбили мародеры, после чего оккупировали морские чайки. Сейчас это визитная карточка острова, куда в сезон каждый день приезжают сотни туристов. Нам повезло оказаться на последней лодке, поэтому наша мини-группа почти весь выделенный на осмотр час провела в тишине и спокойствии.
5 день
Следующий день был посвящён поездке на живописные мысы Птичий и Великан, которые находятся в Корсаковском районе, в 90 км от Южно-Сахалинска. В первую очередь сюда едут ради мыса Птичьего, который назван так из-за колонии птиц, постоянно обитающих на одном из гротов — Птичьем замке.
Имя же второму мысу, по одной из версий, дал Крузенштерн. Эти локации находятся в 2 км друг от друга. Вдоль побережья между Птичьим и Великаном разбросаны причудливые кекуры, арки, останцы. Поездка сюда подойдёт всем без исключения: маршрут непродолжительный, лёгкий, по пути огромное количество шикарных локаций.
После экскурсии у нас осталось много сил, и мы посетили парк имени Гагарина в Южно-Сахалинске. Это приятное место, где можно покататься на аттракционах, позаниматься спортом, перекусить, но главной изюминкой является светомузыкальный фонтан с 12-метровой стелой в центре. Мы получили большое удовольствие от шоу: классические композиции сменялись современными хитами, а после заката подсветка добавила зрелищности.
Еще по теме
6 день
В этот день погода испортилась, но, к счастью, экскурсия на мыс Евстафия состоялась. По пути к мысу у нас была остановка у так называемых Бирюзовых озер — бывших угольных карьеров, где в XX в. добывали германиеносную руду. Когда в XXI в. запасы закончились, карьеры заполнились грунтовыми и дождевыми водами и стали похожи на естественные озера. Кстати, глубина самых крупных из них достигает 100 м.
Дорога на мыс — отдельное приключение! Сюда пройдут только подготовленные машины, и ехать придётся долго. Но виды с мыса Евстафия стоят того. Его высота — 51 м. С сушей он соединен песчаной перемычкой (можете найти в интернете кадры отсюда в солнечную погоду — это что-то с чем-то!). Виды в дождь здесь тоже довольно кинематографичные. Мы с удовольствием погуляли по мысу, в какой-то момент даже остались одни у скал, если не считать чаек (большинство туристов лишь сделали несколько кадров с одной площадки и ушли к машинам).
7 день
В этот день мы тоже должны были лицезреть природные красоты, но погода внесла свои коррективы, и экскурсия отменилась. Мы не растерялись и пошли по музеям Южно-Сахалинска.
Музей книги А. П. Чехова «Остров Сахалин» посвящён поездке писателя на остров, где он в том числе провел перепись населения.
В Музее истории сахалинской железной дороги под открытым небом представлена техника необычной для России колеи — 750 и 1067 мм (по японским стандартам, которые впоследствии были изменены на общероссийский — 1520 мм). В здании музея тоже довольно любопытная экспозиция. Кстати, посещение бесплатное!
Жемчужину города — краеведческий музей, построенный во времена японского правления (1937 г.), — мы оставили на вечер. Посетили его с экскурсией: узнали о доисторическом периоде острова, его флоре и фауне, коренных народах, исследованиях острова мореплавателями из разных стран, каторге, японском периоде.
8 день
В день отлёта мы ещё раз сходили в парк имени Гагарина и прокатились на детской железной дороге. Она работает с 1954 года. Ее протяжённость — 2 км. Время в пути — 15 минут. Повезло, что одновременно с нами подошла еще одна семья, так как катают при количестве посетителей — больше пяти.
Вместо заключения
Из этого маленького, но очень насыщенного путешествия не хотелось возвращаться: мы увидели Сахалин в разную погоду, познакомились с классными людьми, попробовали местные деликатесы и сладости и в очередной раз убедились, что Дальний Восток — наше место силы.