Челябинск FM

Музыкальная сцена Челябинска: кто делает музыку и где ее слушают

Челябинск FM
9 минут
 

Музыка телепортирует нас туда, где нет рутины. Она погружает в медитацию и доводит до экстаза. А любимый плейлист примиряет нас с миром даже тогда, когда все планеты в ретрограде. Gate 7 собрал звуковую мозаику Челябинска: что и на каких городских площадках послушать, какие музыканты стали популярны на всю страну, а кто — почетный герой челябинского андеграунда.

Содержание

  1. Хип-хоп
  2. Электронная музыка
  3. Фольклор
  4. Живая музыка
  5. Панк-рок и постпанк
  6. Авангард

Gate 7 продолжает исследовать искусство Челябинска, мы уже рассказывали о деятельности арт-групп («Вспышки и пробелы») и работе частных галерей («Совсем другой город»). В этот раз предлагаем вслушаться в музыку города: его ритм, темп, созвучия. Мажор и минор, дабстеп и симфонии, гармонии и шумы. Мы познакомимся с музыкальными площадками, легендами челябинской сцены и молодыми локальными артистами.

Хип-хоп

Группы «Триагрутрика» и «ОУ74» появились в годы первого бума рэп-культуры в России. Их истории начинаются похоже: с многочасовых фристайлов по квартирам друзей, подвалам и подворотням, с выступлений в андеграундных клубах и на подпольных вечеринках. Главными среди последних были «Черные пятницы», которые устраивал отец и покровитель челябинского хип-хопа — DJ Боцман (Павел Горбунов). На «Пятницах» регулярно выступали и оттачивали мастерство местные МС (вокалисты в хип-хопе. — Прим. ред.) и диджеи.

«Триагрутрика» (выдуманное слово, сокращенно TGK. — Прим. ред.) сформировалась в 2004 году как проект из пяти единомышленников. В 2010-м вышла знаковая для коллектива пластинка «Вечерний Челябинск». С ней TGK-исполнители признались родному городу в любви, а заодно вышли за его пределы в своей известности. Группа заключила контракт с одним из ведущих российских хип-хоп лейблов «Газгольдер» и стала набирать популярность по всей стране. Сейчас музыканты выступают и вместе, и с сольными проектами.

Концерт в рамках тура TGK x AK-47 в 2024 году. Источник: соцсети группы

Проект «ОУ74» появился чуть позже, в 2010 году, после объединения семи музыкантов из других групп под одним лейблом Tankograd Underground. Концепция клана «ОУ74» созвучна с другой известной хип-хоп «семьей» — американцами Wu-Tang Clan, группой из девяти человек, где каждый участник обогащал общий саунд своей уникальной манерой. Первый же альбом «Вцвет», вышедший в 2011-м, расширил географию концертов «клана» за пределы Челябинска и привлек новую аудиторию. Стиль «ОУ74» — хлесткий речитатив с преимущественно мрачными и жесткими текстами.

Первая студия звукозаписи группы. Источник: соцсети проекта

Даже если вы не знаете, что такое флоу, не написали ни одного в жизни бита и вообще не часто слушаете рэп, возьмите альбомы «Вечерний Челябинск» и «Вцвет» на прогулку по городу. Они станут прекрасными спутниками в переулках пацанской меланхолии. Это настоящие истории, которые не найти в туристических списках достопримечательностей.

Электронная музыка

Дискотечная истерия началась в Челябинске, как и во многих регионах России, в 1990-е годы. Сначала дискотеки проводились в ДК и спортзалах, но быстро стала развиваться полноценная клубная жизнь, открылись заведения, которые обросли мифами и легендами едва ли не сродни древнегреческим. Одной из таких центров коллективной памяти был ночной клуб «Дебаркадер», куда приезжали тогда модники со всей России. Он находился в очень криминальном тогда Ленинском районе, главным философским вопросом был «танцы или жизнь». Все танцевали. Клуб проработал всего пять лет.

Анонсы вечеринок клуба «Дебаркадер» в 2000-е. Источник: паблик D'BARCADR

Пример долгожителя — клуб Garage Underground (где, кстати, устраивал свои «Черные пятницы» DJ Боцман). «Гаражный андерграунд» гремел около 20 лет и повлиял на всю челябинскую клубную культуру. Клуб начался с подвала, где гости рейвов поднимали клубы щебня и пыли, а после ремонта превратился в эталон андеграунда.

В 2000-е годы даже пафосные клубы открывались не в самых благоприятных отдаленных районах. Например, клуб H20, ультрамодное место, где стоял аквариум с живой акулой, находился в районе ЧТЗ (Челябинского тракторного завода. — Прим. ред.). Но в 2010-х тусовочный бомонд постепенно перемещался в центр города, в сфере появились хорошие деньги, в город приезжали диджеи из Европы и США — в общем, Челябинск переживал расцвет клубной культуры.

Источник: соцсети клуба RMC

Однако экономическая ситуация стала менее благоприятной, диско-энтузиастов становилось всё меньше, заведения закрывались одно за другим. Последним большим пространством в городе был ночной клуб RMC, просуществовавший до 2023 года. Сейчас любители вечеринок ютятся в основном по небольшим барам, где выступают локальные или приглашенные диджеи.

В 2018 году, когда мы с командой начинали делать вечеринки, в городе всё практически вымерло. Мы открывали клуб по образу и подобию нашей веры в «Арму», «Мутабор», «Рабицу» (большие московские электронные клубы. — Прим. ред.). Мы стремились создать что-то уникальное, и кажется, у нас получалось. Ведь клуб генерирует вокруг себя единомышленников, и, наблюдая за работой друг друга, мы лучше понимали, о чем мы.


Настоящее мне видится временем реформ — придут новые герои, которые нас подвинут. Но это нормально, нужно на всё смотреть свежим взглядом. Открывать не коммерческие, а концептуальные заведения у нас очень сложно, они не всегда находят достаточно большую аудиторию и поэтому закрываются. Но новая волна заведений дает старт нашей электронной сцене. Я имею в виду не пафосные места, а те, которые делают честные, простые вечеринки.


На нашей сцене не хватает большого комьюнити аристов, но она всё равно разрастается, мы поддерживаем друг друга, и меня это очень вдохновляет. Мне нравится, что вокруг есть люди, с которыми можно обсудить новые релизы, и вообще люди, которые друг друга понимают. Потому что на самом деле это трудно — найти человека, который тебя поймет.

Александр Фёдоров,
диджей, сооснователь клуба RMC

Дефицит больших площадок не мешает электронной музыке находить формы самовыражения, проникая в другие виды искусства. Проект «Электротеатр» появился в 2006 году в клубе Garage Underground, а в 2009-м переместился в кинотеатр А. С. Пушкина. Суть проекта — возродить искусство тапера, но не за классическим пианино, а за диджейским пультом. Новое звуковое сопровождение получили в свое время немые фильмы «Фантомас» Луи Фейада в озвучке Dj Persh, «Кабинет доктора Калигари» Роберта Вине и «Фауст» Фридриха Мурнау в переосмыслении музыканта Neotnas, с саундтреками от челябинских электронных музыкантов. Последний показ прошел в августе 2024 года, а теперь кинотеатр обещает новые анонсы.

Афиши показов. Источник: соцсети кинотеатра имени А. С. Пушкина

Любовь к немецкому экспрессионизму отражена и в мрачном, но интересном проекте «калигари», который вряд ли можно услышать на вечеринке в баре, но пройтись по улицам Челябинска с этой музыкой в наушниках — зубастый экзистенциальный опыт.

Фольклор

Фольклорная культура — важный ключ к пониманию идентичности региона, его истории, социального контекста и самосознания его жителей. По Челябинску и области рассеяны фольклорные коллективы, куда входят либо студенты специализированных заведений, либо уже сформированные ансамбли или местные жители.

Участники из нескольких народных ансамблей по дороге в фольклорную экспедицию в село Октябрьское Октябрьского района Челябинской области. Свадебная песня «Молодка» из села Кулевичи Варненского района Челябинской области

Музыкальная традиция Челябинской области вобрала в себя фольклор русских, татар, башкир, украинцев, казахов, белорусов, мордвы и других этносов, живших на этой территории. На ярмарочных гуляниях водили хороводы, например имитируя рисунок башкирского ковра. Большой пласт культуры также связан с бытом уральских и оренбургских казачеств, отсюда сохранилось много рекрутских песен и частушек, связанных с солдатскими печалями и буднями казаков и их родных.

Казачья семья. Станица Чебаркульская Троицкого уезда Оренбургской губернии, 1915 год. Источник: паблик «Фольклор Челябинской области»

Фолк-сообщество в Челябинской области очень развито. Мы все как друзья, видимся, дружим, ругаемся, выстраиваем связи и отношения. Нас объединяет наше — распространить фольклор и культуру Урала. Для меня народная культура — это не только сценический образ, но и неотъемлемая часть моей жизни.

Никита Аксёнов,
участник ансамблей «Оберег» и «Малинов цвет», автор блога про фольклор «Аксеновъ»

Музей-заповедник «Аркаим» — городище бронзового века, расположенное в Челябинской области. Ежегодно оно становится площадкой для одноименного фольклорно-этнографического фестиваля. Среди степей Зауралья участники и зрители посещают мастер-классы по этноархитектуре, этнохореографии или, например, шитью свивальника (ленты, которой оборачивали младенцев поверх пеленок. — Прим. ред.), реконструируют народные обряды, слушают, поют, устраивают театрализованные перформансы. Организаторы фестиваля не поклоняются карго-культу кокошника и проводят экспертный отбор участников, чтобы исследовать только аутентичные явления народной традиции. В этом году событие состоится с 13 по 15 июня. Основной темой фестиваля были выбраны традиционные обряды праздника Троица на Южном Урале.

«Аркаим-2024». Источник: соцсети фестиваля. Фото Анастасии Задориной

Живая музыка

Сонаты, симфонии и оперу любят не только снобы и их чопорные дамы. Опытным путем доказано: Бах может растрогать до слез даже тех, кому в обычной жизни ближе Моргенштерн.

Главной обителью академической музыки в Челябинске считается государственная филармония, у которой в городе есть несколько концертных залов. Площадки предлагают разнообразный репертуар: от «Лунного света» Дебюсси до музыки из японского аниме, адаптированной для оркестра. Музыку эпохи барокко в исполнении на органе можно услышать в зале органной и камерной музыки «Родина», расположенном в здании бывшего советского кинотеатра — одной из архитектурных доминант города. А более масштабный Реквием Моцарта — в концертном зале имени Сергея Прокофьева.

Джаз, ребенок африканских ритмов и европейской гармонии, пережил глобальные катаклизмы, апартеид и политкорректность, всемирную популярность и диктатуру рэпа. В столице Южного Урала этот жанр любят и ценят. Уже больше 20 лет здесь ежегодно проводят международный джазовый фестиваль «Какой удивительный мир». А послушать джаз в городе можно не только в рамках фестиваля.

Стрит-парад на фестивале в 2024 году. Источник: соцсети мероприятия

Бар «ФортеПьяно» — абсолютно music-friendly, здесь приходят играть на «открытое пианино» и каждый вечер выступают музыканты, в том числе джазовые. В заведении звучит разное: от каверов на хиты Пугачёвой до челябинского ритм-энд-блюза. Джазовые музыканты выступают почти каждую неделю с джем-сейшенами, джаз-манушем (цыганским джазом. — Прим. ред.) или даже с мини-оркестрами. Это популярное место в центре города, в котором всегда людно, весело и уютно. 

Источник: соцсети гастробара

Вы из Челябинска или меломан, знающий всё про российскую музыкальную сцену? Расскажите нам о своих любимых челябинских исполнителях и музыкальных точках города в комментариях.

Панк-рок и постпанк

Мощная волна панк-рока, ска- и поп-панка, поднявшаяся в России около 15 лет назад, накрыла и Челябинск. В городе развилась своя панк-сцена. Некоторые группы гремели дольше других — «Два на Семь», Bubble Gum или Hans & Moritz. А кто-то остался в совершенном андеграунде, оставив после себя только сделанные своими силами демозаписи.

На мягких опилках местной панк-культуры появилась в 2011 группа Truckdrivers. Придерживаясь DIY-принципов (do it yourself — панковский концепт «сделай сам». — Прим. ред.), они записывались сами и устраивали концерты где угодно: от ангаров до репетиционных студий. Последние три года у группы был свой «музыкальный коттедж под землей» — студия Dusha Music, где они делали вечеринки, концерты и записывали треки.

Фото Ивана Кобякова

Сейчас коллектив дает большие сольники, играет на фестивалях и много гастролирует по стране. Truckdrivers — уральское регги про молодость, протест, свободу, духовное братство единомышленников, верность себе и чувство дома. Это дверь в солнечный Челябинск, где вместо зимних индустриальных пейзажей — тропики сердца.

У нас очень классное и сознательное комьюнити, не пускающее в среду деструктивные вибрации. Потому что наш вектор — мотивирующая и жизнерадостная музыка. Культура DIY — не тот панк-рок, который сводится к агрессии и саморазрушению, а философия активной жизненной позиции.


Мы вроде Гриффиндора — пропагандируем добро, уральский туризм и вдохновляемся местным колоритом. Потому что Челябинск — город контрастов, и кто-то видит лишь пессимизм и сплошную промзону. А есть те, кто понимает, что живет в очень красивых местах, где в черте города есть прекрасный городской бор, а в часе езды чистейшее озеро Тургояк. И нам кажется, что они жемчуг этого края.

Руслан Шакиров,
вокалист и басист группы Truckdrivers

А что постпанк, один из самых значимых современных жанров в странах СНГ? Это движение в Челябинске кажется очень юным. Всего пару лет назад прошли дебютные концерты местных постпанк-групп. Потом серия вечеринок «Подвал», сразу ставшая легендарным явлением для всех местных. Первое мероприятие состоялось в настоящем подвале, затем группы и гости переместились в лофт ANIKIN — пространство на территории арт-кластера SVOBODA2. В начале 2024 года состоялась премьера фильма «Челябинский андеграундный рок» — трехчасового памятника героям локальной сцены: группам «Моногород», «Листая страницы» и «Грань».

Концерт группы «Грань». Фото Даши Максимовой

Меланхолия русского постпанка — идеальный саундтрек, если оказался гостем в незнакомом городе. Садишься на троллейбус в неизвестном направлении, на запотевших стеклах дождь, а снаружи — индустриальный пейзаж.

Идея создать фильм появилась от моей личной любви к группе «Моногород», а дальше подтянулись и другие коллективы — «Грань» и «Листая страницы», чьи совместные концерты я считаю золотом городского андеграунда. Через интервью, отрывки жизни музыкантов хотелось запечатлеть то, что происходило. А это, как мне кажется, было чудо. Сейчас «Моногород» распался, другие коллективы не дают концерты. Но готовят новые релизы. В общем, после подъема чувствуется затишье. Пока нет искры. Но, возможно, это пауза перед возрождением.

Илья Проповедников,
режиссер фильма «Челябинский андеграундный рок»

Авангард

С 1987 года музыкальная арт-группа «Новый художественный ансамбль» эпатирует, провоцирует, раздражает, ставит в тупик и веселит горожан. Словом, делает всё, чтобы быть локальным мемом от постмодернистского искусства. Ее создал Лев Гутовский — челябинский художник, перформер, поэт и музыкант, значимая фигура для южноуральского современного искусства.

Архивы группы. Источник: соцсети проекта

«Новый художественный ансамбль» комбинирует инструментальную и электронную музыку, видео-арт и перформанс, часто создавая нойз-звучание (экспериментальную форму музыки, основанную на использовании немузыкальных звуков. — Прим. ред.). В манифесте группы их композиторский метод объясняется как обнаружение звуковых объектов. Коллектив часто выбирает необычные локации для выступлений. Например, недавно он играла в пустующем сгоревшем здании ЦДС (Центра делового сотрудничества), который раньше был главной концертной площадкой города. А одним из самых ярких перформансов «НХА» было выступление 2008 года. Написанная для электрооргана сюита «Хрустальный желудок ангела» обрушилась звуковой лавиной на центр города с крыши 23-этажного офисного здания «Челябинск-Сити». Несколько звонков из администрации прервали концерт довольно быстро. Кто именно звонил и запретил сюиту — забыто, а перформанс остался в музыкальной летописи Челябинска.

Выставка Льва Гутовского «Из ниоткуда в никуда». Источник: соцсети проекта

Чтобы лучше понять музыкальную картину мира коллектива, включите «НХА радио». Это интернет-радио, где круглосуточно транслируются композиции ансамбля и схожая по настроению и стилю музыка.

 
0
Поделитесь
вдохновением

с друзьями в мессенджерах и социальных сетях

 
0
Еще по теме
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
© 2025. S7 Airlines Все пpава защищены