Gate 7 продолжает исследовать искусство Челябинска, мы уже рассказывали о деятельности арт-групп («Вспышки и пробелы») и работе частных галерей («Совсем другой город»). В этот раз предлагаем вслушаться в музыку города: его ритм, темп, созвучия. Мажор и минор, дабстеп и симфонии, гармонии и шумы. Мы познакомимся с музыкальными площадками, легендами челябинской сцены и молодыми локальными артистами.
Хип-хоп
Группы «Триагрутрика» и «ОУ74» появились в годы первого бума рэп-культуры в России. Их истории начинаются похоже: с многочасовых фристайлов по квартирам друзей, подвалам и подворотням, с выступлений в андеграундных клубах и на подпольных вечеринках. Главными среди последних были «Черные пятницы», которые устраивал отец и покровитель челябинского хип-хопа — DJ Боцман (Павел Горбунов). На «Пятницах» регулярно выступали и оттачивали мастерство местные МС (вокалисты в хип-хопе. — Прим. ред.) и диджеи.
«Триагрутрика» (выдуманное слово, сокращенно TGK. — Прим. ред.) сформировалась в 2004 году как проект из пяти единомышленников. В 2010-м вышла знаковая для коллектива пластинка «Вечерний Челябинск». С ней TGK-исполнители признались родному городу в любви, а заодно вышли за его пределы в своей известности. Группа заключила контракт с одним из ведущих российских хип-хоп лейблов «Газгольдер» и стала набирать популярность по всей стране. Сейчас музыканты выступают и вместе, и с сольными проектами.
Проект «ОУ74» появился чуть позже, в 2010 году, после объединения семи музыкантов из других групп под одним лейблом Tankograd Underground. Концепция клана «ОУ74» созвучна с другой известной хип-хоп «семьей» — американцами Wu-Tang Clan, группой из девяти человек, где каждый участник обогащал общий саунд своей уникальной манерой. Первый же альбом «Вцвет», вышедший
Даже если вы не знаете, что такое флоу, не написали ни одного в жизни бита и вообще не часто слушаете рэп, возьмите альбомы «Вечерний Челябинск» и «Вцвет» на прогулку по городу. Они станут прекрасными спутниками в переулках пацанской меланхолии. Это настоящие истории, которые не найти в туристических списках достопримечательностей.
Электронная музыка
Дискотечная истерия началась в Челябинске, как и во многих регионах России, в 1990-е годы. Сначала дискотеки проводились в ДК и спортзалах, но быстро стала развиваться полноценная клубная жизнь, открылись заведения, которые обросли мифами и легендами едва ли не сродни древнегреческим. Одной из таких центров коллективной памяти был ночной клуб «Дебаркадер», куда приезжали тогда модники со всей России. Он находился в очень криминальном тогда Ленинском районе, главным философским вопросом был «танцы или жизнь». Все танцевали. Клуб проработал всего пять лет.
Пример долгожителя — клуб Garage Underground (где, кстати, устраивал свои «Черные пятницы» DJ Боцман). «Гаражный андерграунд» гремел около 20 лет и повлиял на всю челябинскую клубную культуру. Клуб начался с подвала, где гости рейвов поднимали клубы щебня и пыли, а после ремонта превратился в эталон андеграунда.
В 2000-е годы даже пафосные клубы открывались не в самых благоприятных отдаленных районах. Например, клуб H20, ультрамодное место, где стоял аквариум с живой акулой, находился в районе ЧТЗ (Челябинского тракторного завода. — Прим. ред.). Но в 2010-х тусовочный бомонд постепенно перемещался в центр города, в сфере появились хорошие деньги, в город приезжали диджеи из Европы и США — в общем, Челябинск переживал расцвет клубной культуры.
Однако экономическая ситуация стала менее благоприятной, диско-энтузиастов становилось всё меньше, заведения закрывались одно за другим. Последним большим пространством в городе был ночной клуб RMC, просуществовавший до 2023 года. Сейчас любители вечеринок ютятся в основном по небольшим барам, где выступают локальные или приглашенные диджеи.
В 2018 году, когда мы с командой начинали делать вечеринки, в городе всё практически вымерло. Мы открывали клуб по образу и подобию нашей веры в «Арму», «Мутабор», «Рабицу» (большие московские электронные клубы. — Прим. ред.). Мы стремились создать что-то уникальное, и кажется, у нас получалось. Ведь клуб генерирует вокруг себя единомышленников, и, наблюдая за работой друг друга, мы лучше понимали, о чем мы.
Настоящее мне видится временем реформ — придут новые герои, которые нас подвинут. Но это нормально, нужно на всё смотреть свежим взглядом. Открывать не коммерческие, а концептуальные заведения у нас очень сложно, они не всегда находят достаточно большую аудиторию и поэтому закрываются. Но новая волна заведений дает старт нашей электронной сцене. Я имею в виду не пафосные места, а те, которые делают честные, простые вечеринки.
На нашей сцене не хватает большого комьюнити аристов, но она всё равно разрастается, мы поддерживаем друг друга, и меня это очень вдохновляет. Мне нравится, что вокруг есть люди, с которыми можно обсудить новые релизы, и вообще люди, которые друг друга понимают. Потому что на самом деле это трудно — найти человека, который тебя поймет.
Дефицит больших площадок не мешает электронной музыке находить формы самовыражения, проникая в другие виды искусства. Проект «Электротеатр» появился в 2006 году в клубе Garage Underground, а в 2009-м переместился в кинотеатр А. С. Пушкина. Суть проекта — возродить искусство тапера, но не за классическим пианино, а за диджейским пультом. Новое звуковое сопровождение получили в свое время немые фильмы «Фантомас» Луи Фейада в озвучке Dj Persh, «Кабинет доктора Калигари» Роберта Вине и «Фауст» Фридриха Мурнау в переосмыслении музыканта Neotnas, с саундтреками от челябинских электронных музыкантов. Последний показ прошел в августе 2024 года, а теперь кинотеатр обещает новые анонсы.
Любовь к немецкому экспрессионизму отражена и в мрачном, но интересном проекте «калигари», который вряд ли можно услышать на вечеринке в баре, но пройтись по улицам Челябинска с этой музыкой в наушниках — зубастый экзистенциальный опыт.
- Кинотеатр имени А. С. Пушкина
ул. Пушкина, 64
Крафтовый бар Hoppy Mondays
Заведение ворвалось в мир челябинского крафта в 2018 году: одна летняя терраса на крыше, три этажа, 24 крана и бесконечное количество звуковых волн, накрывающих посетителей. Место ласково называют «пивнуха», но само музыкальное название Hoppy Mondays (отсылка к британской рок-группе Happy Mondays) сразу превратило паб в фабрику по производству саунда: french house, italy disco, chelyabinsk techno и ural funk. Диджеи здесь как только ни миксуют жанры и сэмплы, но остаются верными идее — любить, веселиться и танцевать. Вечеринки здесь проводят часто и с душой, за пультами играют локальные таланты и артисты из других городов Урала и России. А допинг к танцам — пиво на любой вкус: от классического Berliner Weisse до Sour Ale со всеми вкусами из фруктового отдела в супермаркете.
Рюмочная «Дом Галеева»
Возможно, призрак купца Закира Галеева, который жил в особняке, где сейчас расположена рюмочная, тоже заглядывает сюда к полуночи на настойки и ненавязчивый deep house поностальгировать о дореволюционных временах. Во дворе «Дома Галеева» постоянно организуют вечеринки, на которых нарядные челябинцы танцуют под паутиной гирлянд и цветных лент. В меню заведения около 40 видов настоек, изготовленных на чем угодно: банане, груше, малине, гранате, фейхоа или таежной бруснике. Есть кухня с пельменями, варениками, бутербродами и хот-догами.
А в нескольких сотнях метров от рюмочной в 2024 году открылась «Бильярдная Дома Галеева», с теми же меню и атмосферой, но вместо диджейского пульта там стоят пять столов для пула. На одной из стен бильярдной висит нежная мозаика, посвященная типовым многоэтажкам 1970-х годов на проспекте Ленина. Их называют Башни Вулыха (по имени архитектора Ефима Вулыха), а главная особенность в том, что только в Челябинске фасады домов этой застройки белые, хотя стандартный облик подобного здания — многоэтажный дом с толстыми кирпичными стенами.
Коктейльный бар «Герц»
Площадка находится в арт-кластере SVOBODA2 на территории бывшего завода «Оргстекло», но звучит в баре не индастриал водосточных труб, а танцевальная электронная музыка. В лайн-апах заведения как российские диджеи, играющие по всему миру, так и выпускники челябинской школы диджеинга. Можно даже попасть на выступление героев рэп-андеграунда, например на концерт участника группы «Чёрная экономика» с его сольным проектом «Гуляй, рванина». Вход на мероприятия чаще всего платный, так что предварительно лучше посмотреть анонсы вечеринок, чтобы купить билет заранее. Бокал негрони, стразы и стробоскоп — вот вы и небожитель на любой вечеринке.
Небольшой двухэтажный бар с уютной летней верандой быстро стал обителью drum'n'bass и hip hop звука. В пространстве HOPS можно попасть на афтепати челябинского чемпионата по брейкингу (стилю танцев, за которым закрепилось не совсем корректное название «брейк-данс». — Прим. ред.), музыкальные дни рождения, гитарные акустические концерты или виниловые пикники от молодого челябинского лейбла Pleasure Airlines.
Из немузыкальных деликатесов в баре можно попробовать стритфуд Свердловской области и Пермского края — посикунчики, небольшие пирожки с мясной, грибной или сырной начинкой. А если вам нравится крутить не только диски, но и педали, то у бара есть комьюнити велолюбителей-фиксеров (фикс — велосипед с фиксированной передачей и без тормоза. — Прим. ред.).
Фольклор
Фольклорная культура — важный ключ к пониманию идентичности региона, его истории, социального контекста и самосознания его жителей. По Челябинску и области рассеяны фольклорные коллективы, куда входят либо студенты специализированных заведений, либо уже сформированные ансамбли или местные жители.
Музыкальная традиция Челябинской области вобрала в себя фольклор русских, татар, башкир, украинцев, казахов, белорусов, мордвы и других этносов, живших на этой территории. На ярмарочных гуляниях водили хороводы, например имитируя рисунок башкирского ковра. Большой пласт культуры также связан с бытом уральских и оренбургских казачеств, отсюда сохранилось много рекрутских песен и частушек, связанных с солдатскими печалями и буднями казаков и их родных.
Фолк-сообщество в Челябинской области очень развито. Мы все как друзья, видимся, дружим, ругаемся, выстраиваем связи и отношения. Нас объединяет наше — распространить фольклор и культуру Урала. Для меня народная культура — это не только сценический образ, но и неотъемлемая часть моей жизни.
Музей-заповедник «Аркаим» — городище бронзового века, расположенное в Челябинской области. Ежегодно оно становится площадкой для одноименного фольклорно-этнографического фестиваля. Среди степей Зауралья участники и зрители посещают мастер-классы по этноархитектуре, этнохореографии или, например, шитью свивальника (ленты, которой оборачивали младенцев поверх пеленок. — Прим. ред.), реконструируют народные обряды, слушают, поют, устраивают театрализованные перформансы. Организаторы фестиваля не поклоняются карго-культу кокошника и проводят экспертный отбор участников, чтобы исследовать только аутентичные явления народной традиции. В этом году событие состоится с 13 по 15 июня. Основной темой фестиваля были выбраны традиционные обряды праздника Троица на Южном Урале.
Живая музыка
Сонаты, симфонии и оперу любят не только снобы и их чопорные дамы. Опытным путем доказано: Бах может растрогать до слез даже тех, кому в обычной жизни ближе Моргенштерн.
Главной обителью академической музыки в Челябинске считается государственная филармония, у которой в городе есть несколько концертных залов. Площадки предлагают разнообразный репертуар: от «Лунного света» Дебюсси до музыки из японского аниме, адаптированной для оркестра. Музыку эпохи барокко в исполнении на органе можно услышать в зале органной и камерной музыки «Родина», расположенном в здании бывшего советского кинотеатра — одной из архитектурных доминант города. А более масштабный Реквием Моцарта — в концертном зале имени Сергея Прокофьева.
- Зал органной и камерной музыки «Родина»
ул. Кирова, 78 - Концертный зал им. С. С. Прокофьева
ул. Труда, 92А - Детская филармония
ул. Солнечная, 5
Джаз, ребенок африканских ритмов и европейской гармонии, пережил глобальные катаклизмы, апартеид и политкорректность, всемирную популярность и диктатуру рэпа. В столице Южного Урала этот жанр любят и ценят. Уже больше 20 лет здесь ежегодно проводят международный джазовый фестиваль «Какой удивительный мир». А послушать джаз в городе можно не только в рамках фестиваля.
Бар «ФортеПьяно» — абсолютно music-friendly, здесь приходят играть на «открытое пианино» и каждый вечер выступают музыканты, в том числе джазовые. В заведении звучит разное: от каверов на хиты Пугачёвой до челябинского ритм-энд-блюза. Джазовые музыканты выступают почти каждую неделю с джем-сейшенами, джаз-манушем (цыганским джазом. — Прим. ред.) или даже с мини-оркестрами. Это популярное место в центре города, в котором всегда людно, весело и уютно.
- Бар «ФортеПьяно»
ул. Кирова, 100
Вы из Челябинска или меломан, знающий всё про российскую музыкальную сцену? Расскажите нам о своих любимых челябинских исполнителях и музыкальных точках города в комментариях.
Панк-рок и постпанк
Мощная волна панк-рока, ска- и поп-панка, поднявшаяся в России около 15 лет назад, накрыла и Челябинск. В городе развилась своя панк-сцена. Некоторые группы гремели дольше других — «Два на Семь», Bubble Gum или Hans & Moritz. А кто-то остался в совершенном андеграунде, оставив после себя только сделанные своими силами демозаписи.
На мягких опилках местной панк-культуры появилась в 2011 группа Truckdrivers. Придерживаясь DIY-принципов (do it yourself — панковский концепт «сделай сам». — Прим. ред.), они записывались сами и устраивали концерты где угодно: от ангаров до репетиционных студий. Последние три года у группы был свой «музыкальный коттедж под землей» — студия Dusha Music, где они делали вечеринки, концерты и записывали треки.
Сейчас коллектив дает большие сольники, играет на фестивалях и много гастролирует по стране. Truckdrivers — уральское регги про молодость, протест, свободу, духовное братство единомышленников, верность себе и чувство дома. Это дверь в солнечный Челябинск, где вместо зимних индустриальных пейзажей — тропики сердца.
У нас очень классное и сознательное комьюнити, не пускающее в среду деструктивные вибрации. Потому что наш вектор — мотивирующая и жизнерадостная музыка. Культура DIY — не тот панк-рок, который сводится к агрессии и саморазрушению, а философия активной жизненной позиции.
Мы вроде Гриффиндора — пропагандируем добро, уральский туризм и вдохновляемся местным колоритом. Потому что Челябинск — город контрастов, и кто-то видит лишь пессимизм и сплошную промзону. А есть те, кто понимает, что живет в очень красивых местах, где в черте города есть прекрасный городской бор, а в часе езды чистейшее озеро Тургояк. И нам кажется, что они жемчуг этого края.
А что постпанк, один из самых значимых современных жанров в странах СНГ? Это движение в Челябинске кажется очень юным. Всего пару лет назад прошли дебютные концерты местных постпанк-групп. Потом серия вечеринок «Подвал», сразу ставшая легендарным явлением для всех местных. Первое мероприятие состоялось в настоящем подвале, затем группы и гости переместились в лофт ANIKIN — пространство на территории арт-кластера SVOBODA2. В начале 2024 года состоялась премьера фильма «Челябинский андеграундный рок» — трехчасового памятника героям локальной сцены: группам «Моногород», «Листая страницы» и «Грань».
Меланхолия русского постпанка — идеальный саундтрек, если оказался гостем в незнакомом городе. Садишься на троллейбус в неизвестном направлении, на запотевших стеклах дождь, а снаружи — индустриальный пейзаж.
Идея создать фильм появилась от моей личной любви к группе «Моногород», а дальше подтянулись и другие коллективы — «Грань» и «Листая страницы», чьи совместные концерты я считаю золотом городского андеграунда. Через интервью, отрывки жизни музыкантов хотелось запечатлеть то, что происходило. А это, как мне кажется, было чудо. Сейчас «Моногород» распался, другие коллективы не дают концерты. Но готовят новые релизы. В общем, после подъема чувствуется затишье. Пока нет искры. Но, возможно, это пауза перед возрождением.
Авангард
С 1987 года музыкальная арт-группа «Новый художественный ансамбль» эпатирует, провоцирует, раздражает, ставит в тупик и веселит горожан. Словом, делает всё, чтобы быть локальным мемом от постмодернистского искусства. Ее создал Лев Гутовский — челябинский художник, перформер, поэт и музыкант, значимая фигура для южноуральского современного искусства.
«Новый художественный ансамбль» комбинирует инструментальную и электронную музыку, видео-арт и перформанс, часто создавая нойз-звучание (экспериментальную форму музыки, основанную на использовании немузыкальных звуков. — Прим. ред.). В манифесте группы их композиторский метод объясняется как обнаружение звуковых объектов. Коллектив часто выбирает необычные локации для выступлений. Например, недавно он играла в пустующем сгоревшем здании ЦДС (Центра делового сотрудничества), который раньше был главной концертной площадкой города. А одним из самых ярких перформансов «НХА» было выступление 2008 года. Написанная для электрооргана сюита «Хрустальный желудок ангела» обрушилась звуковой лавиной на центр города с крыши
Чтобы лучше понять музыкальную картину мира коллектива, включите «НХА радио». Это интернет-радио, где круглосуточно транслируются композиции ансамбля и схожая по настроению и стилю музыка.