Перед поездкой в Челябинск, скорее всего, вы не раз услышите шутки про суровых мужиков и метеорит. А приезжаешь — и обнаруживаешь симпатичный город с насыщенной культурной жизнью, классными ресторанами и арт-проектами. В окрестностях — неплохие горнолыжные центры, спа-комплексы, а еще древние горы и одно из самых прозрачных в России озер.
День первый
Ночной Челябинск встречает меня типовым аэропортом, поземкой на летном поле, снегом в неживом свете фонарей и бесприютностью. Начинаю думать, зачем я сюда вообще прилетела. Если поймаешь себя на таких же мыслях — отметай их, здесь классно! Надо просто отдохнуть и дождаться рассвета. Сажусь в такси и еду в отель — доспать пару часов после ночного перелета и вкусно позавтракать. А уже утром исследовать уральский миллионник.
Подлетая к Челябинску
На Урале теплее, если завести там друзей. На поздний завтрак бегу в кофейню JOY — обнимать подругу Лизу. Мы здороваемся, а за соседний столик приносят миску с водой смешному корги. Я не ожидала сходу встретить в Челябинске pet-friendly кофейню с домашней страчателлой и шпинатными вафлями в меню. В очередной раз поражаюсь, как сильно порой на нас влияют стереотипы и как мало мы знаем о стране, в которой живем.
Интерьер кофейни JOY
Лиза работает в международной компании и много путешествует, но любит возвращаться домой, в Челябинск. Здесь, говорит она, люди предприимчивые, активные, энергичные. Допивает свой фильтр-кофе и торопит меня, чтобы я скорее убедилась в этом сама.
Зимы на Урале крепкие, поэтому горожане предпочитают гулять там, где можно быстро найти уютное место с глинтвейном или какао. Мы шагаем по Лесопарковой улице, сворачиваем к памятнику Курчатову, за которым начинается самый настоящий бор в центре города.
Памятник Курчатову
Оттуда через проспект Ленина идем на Тернопольскую улицу, по пути нас тут и там соблазняют окна кофеен и ресторанчиков, а также лавочки с симпатичными хендмейд-сувенирами. Постепенно опускаются сумерки, и улицы загораются разноцветными гирляндами и фонариками, напоминая уютный европейский город.
Фото: Фуд-маркет «Белый рынок» на Тернопольской
Заходим в Envy food & wine: меню классное, а коктейльная карта — и того интереснее. Я беру хумус на крекере и брускетту с крабом, яблоком, малиной — всё оказывается ну очень вкусным — и спрашиваю Лизу о ее любимых пространствах города, современных или старинных.
Фото: ENVI social media
«С детства люблю наш Камерный театр. Название говорит само за себя — он уютный и настоящий.
Вдохновляюсь в Центре креативных индустрий Svoboda2, где можно записаться на творческий мастер-класс, случайно попасть на квартирник рок-группы, погулять по шоурумам местных дизайнеров или просто засесть в тихом уголке с ноутбуком и чашкой чая. Это пространство — про молодость, искусство и свободу.
Летом катаюсь на вейке в парке Streetlab, а этой зимой его хозяева открыли каток в районе Шершней, там ярко и весело!»
Лиза провожает меня до отеля, и я беру у нее обеденный список уральского гедониста:
- «Хачапури тетушки Марико» — местные рекомендуют попасть именно в обед: будет много, вкусно и гостеприимно, еще и вином домашним угостят.
- «Оливер» — семейное заведение с домашней едой.
- «Итальянка» — задорно, много пасты и сыра, который делают тут же, на сыроварне.
- «Буфет на Большой» — несколько красивых залов c новым прочтением русской кухни.
- Plove — добротная кавказская кухня.
День второй
«Перед выездом из отеля лучше не завтракай, — говорит мне Макс. — Потом узнаешь почему».
Макс — краевед, настоящий патриот Южного Урала и очень крутой фотограф. Международная премия Aerial Photography Awards включила его в топ-10 лучших фотографов мира. Мы едем в его родной город Миасс и на озеро Тургояк.
Макс крутит самокрутку с ароматным табаком, поглядывая на небо из-под густых бровей. Рассказывает, что из Челябинска в Миасс ведет не только шумная трасса, но и вторая дорога. На ней меньше машин, зато встречаются милые названия: например, село Большие Харлуши. Вот этот путь нам и нужен.
За окном мелькают сугробы, кофе с заправки приятно греет руки, Макс размышляет о туристических возможностях Миасса, хотя у большинства город ассоциируется с тяжелой промышленностью.
Мы подъезжаем к деревне Яраткулова. Пирожкулова — так в шутку называет деревню мой попутчик: тут случилось стихийное образование малого пирожкового бизнеса. Местные дамы пекут настолько изумительные пирожки и беляши, что за ними ездят даже из Челябинска. В очереди за выпечкой в магазине «Солнышко» стоят совсем разные люди: тетеньки в пуховиках, туристы, аккуратные старички, раскрасневшиеся школьники, бросившие санки в сугробе, веселые компании в горнолыжных костюмах. По магазину плывет невероятный сдобный аромат, и я радуюсь, что послушала своего проводника и воздержалась от завтрака в отеле.
После деревни в машине пахнет тестом. Мы, проехав озеро со смешным названием Мисяш, берем курс на основную трассу — до Миасса остается примерно полчаса.
Основанный в конце ХVIII века как поселение вокруг завода, Миасс со временем стал огромным центром машиностроительной промышленности. До индустриализации город был золотой столицей Урала, если не всей России — местные золотые прииски приносили в казну огромный доход. А еще Миасс и далекий Владивосток — две станции, между которыми проложили первый участок знаменитой Транссибирской магистрали.
После революции Миасс попеременно становился центром то лесной промышленности, то автопрома, то ракетостроения; до сих пор в городе теснятся автомобильные заводы.
«Миасс — прекрасный город, я его очень люблю, — признается Макс. — К сожалению, сейчас мои чувства чуть подугасли, я долго не мог понять — почему? Проблема эта встречается в России повсеместно: первые этажи центральных улиц начали отдавать под коммерцию и они заплыли безвкусными баннерами, рекламами и другим визуальным мусором.
У нас классная центральная улица, мне очень нравится, что город невысокий, здесь нет челябинских высоток. Я всегда говорил, что Миасс может стать туристическим направлением, у него есть почти всё для этого. Мы, кстати, проводили Всероссийской молодежный форум по туризму в Миассе: 150 человек со всей России, лекции, паблик-токи, проектные работы. Было очень круто, и все остались в восторге от этих мест».
Мы паркуемся у здания в стиле советского модернизма, вижу по навигатору, что это Музей Ильменского заповедника, и поворачиваюсь к Максу за разъяснениями. Глаза его загораются: «Я очень люблю это место, здесь две экспозиции. Первая — минералы, вторая — чучела животных. Звучит так себе, да. Но кайф музея — погулять с экскурсоводом, это что-то невероятное! Это интересно, гид показывает всё с новых ракурсов, рассказывает про минералы, светит на них лазерами, фонариками. У каждого камня, оказывается, есть необычные свойства, это очень интересная материя с кучей неочевидных возможностей, и после экскурсии отношение к минералам меняется в корне».
Макс не соврал — экскурсия действительно впечатляет, а просторы и запахи музея тут же вызывают в памяти давно забытое: утро выходного дня, мамину теплую руку, экскурсовода с бантом и указкой, обещанное мороженое после.
Мы приезжаем в старую часть города побродить среди купеческих особняков. Миасс малоэтажен, и горы вокруг только подчеркивают его камерность. Проходим мимо Миасского краеведческого музея в особняке известного золотопромышленника Егора Симонова. Бывший хозяин этого дома прошел в XIX веке путь от простого старателя (рабочего, намывающего золото) до владельца приисков. Нам достаточно музеев на сегодня, поэтому мы идем дальше, но у гостей города этот особняк тоже пользуется доброй славой.
На Пролетарской улице выстроились в ряд двухэтажные домики, трогательные, разноцветные, с мезонинами и заснеженными палисадниками. Макс подходит к очередному и вслух читает надпись — я радостно соглашаюсь зайти. Время к обеду, а мы стоим у вывески с надписью «Музей пельменя».
Хозяйка выкупила у города особняк купца Смирнова, когда тот находился в аварийном состоянии. Непростая реставрация, интересный проект, внимание к деталям и любовь к истории — и дом превратился в городскую достопримечательность, которой гордятся. При входе гостей окутывает запах сушеных трав, тут же в лавке продаются чаи, варенья, соленья и другие местные вкусности.
Внутри устроена инсталляция миасской купеческой улицы XIX века: здесь ждут ярмарка, домики кондитера, часовщика, охотника, кузнеца и самого Смирнова — богатого купца.
После мастер-класса по лепке пельменей уже однозначно пора подкрепиться, и я изучаю меню кафе при музее. Разнообразные виды пельменей, в отзывах больше всего хвалят сибирские — их мы и берем.
Отдельно стоит отметить местный специалитет — пельмени с ягодами в шампанском. И это не сомнительный фьюжн, а действительно состоявший в почете у богатых золотопромышленников сибирский десерт, упомянут еще в знаменитой книге Гиляровского «Москва и москвичи».
После трапезы мне хочется только одного — подышать свежим воздухом и лечь. К счастью, ночлег недалеко — на базе отдыха «Золотой пляж». Макс довозит меня до ресепшн, мы душевно прощаемся, я заселяюсь и засыпаю, утомленная долгим днем и миасскими пельменями.
День третий
Проснуться в тишине — невероятная роскошь для жителя мегаполиса. Снег мягко ложится на мансардные окна, я выглядываю из-за шторы и вижу его — озеро Тургояк.
Тургояк — главная цель моего мини-путешествия: второе по прозрачности после Байкала, озеро завораживает спокойствием и величием. Для активных туристов тут много развлечений и летом, и зимой: гребля, рыбалка, вейкборд, каток, лыжи, снегоходы. Но и таким созерцателям, как я, тоже есть на что поглазеть.
На базе отдыха есть небольшой уютный каток прямо на озере, беговые лыжи, 200-метровая трасса с ватрушками, снегоходы, квадроциклы, русская баня с шикарным видом и прорубью. Еще спа-центр с бассейном и японской купелью на улице, а также кабинет китайской медицины с массажистами-кудесниками из Поднебесной. Намечаю себе план на день: вояж на снегоходе с инструктором к острову Веры, посмотреть на следы доисторических людей, затем в русскую баню — говорят, на Урале знают толк в парении.
Сейчас мы помчим по заснеженному озеру на снегоходах, я ни разу на них не каталась и немного волнуюсь. Лицо закрыто экраном шлема, но иголочки ветра всё равно пощипывают щеки. Я штурмую маленькие снежные барханчики, смотрю на блестящий снег, а потом поднимаю глаза на бесконечный простор вокруг. Сердце пропускает удар, дыхание прерывается, мне хочется остановиться и долго кричать от восторга.
Слева постепенно вырастает лес — это остров Веры, место силы для многих уральцев. Туда мы и направляемся. На острове есть туристическая тропа, которая проходит рядом почти со всеми значимыми доисторическими памятниками. Самому старшему из них примерно 60 000 лет, самому младшему — всего 6 000. Мегалиты представляют собой, предположительно, храмы или другие культовые сооружения. Все они расположены четко по сторонам света и связаны с точками восхода-захода солнца в дни летнего и зимнего солнцестояний.
Звучит мощно, но нужно иметь в виду, что выглядят эти древности просто как небольшие площадки или полуподземные постройки, куда нельзя заходить. Рекомендую перед поездкой почитать про мегалиты в интернете, чтобы проникнуться их историей и оценить возраст.
Путь обратно занимает меньше времени, берег и база отдыха быстро приближаются, снегоход с ревом обходит нанесенные ветром сугробы, и вот под ногами уже твердая земля набережной. Сдаю экипировку и иду в русскую баню на самом берегу (ее нужно бронировать заранее).
Баня подходит для больших компаний, но я занимаю ее одна — и не жалею. К моему приходу всё на совесть истоплено, в комнате приготовлено полотенце, простыня, шапочка, замочен веник. Я захожу в просторную парную и застываю: одна из стен бьет светом панорамного окна, а за ним — та самая бриллиантовая россыпь сугробов Тургояка. Добавляю пара, сажусь на полок и, как завороженная, из жары любуюсь прекрасной и суровой зимой.
День четвертый
Готовясь к поездке, я выяснила, что съездить на Южный Урал и не посетить горнолыжный курорт «Солнечная долина» было бы большой ошибкой. От базы туда ходит бесплатный трансфер, и я отправляюсь покорять горы — хотя ни на лыжах, ни на доске пока не катаюсь.
Еще по теме
Долина встречает музыкой, толковой навигацией и стильными траками с фастфудом и глинтвейном. Покупаю разовый билет на подъемник, ведь даже если не катаешься, наверху будет чем заняться — говорят, со смотровой площадки открывается классный вид. Всё так: если тебе, как и мне, повезет с погодой, полюбуйся фигурно заснеженными елями, будто из мультфильма «Холодное сердце».
Лыжники и сноубордисты эффектно скатываются вниз, я спускаюсь чуть менее эффектно, на подъемнике. Курорт и трассы построены на высоком уровне: здесь проходили серьезные соревнования, в том числе Кубок мира по фристайлу 2022 года. В моих планах нет спуска на лыжах, но есть питомник хаски и местный спа-комплекс с перерывом на глинтвейн.
Я не любитель контактных зоопарков и других развлечений, эксплуатирующих животных, поэтому, узнав про местный хаски-центр, иду туда с тяжелым сердцем, скорее, проведать собак. Но, вопреки ожиданиям, нахожу там приятный сюрприз! Пара десятков упитанных хаски и самоедов живут в своих вольерах, бесятся, веселятся, а главное — у гостей нет свободного доступа к ним и никто не может их насильно гладить.
Можно прокатиться на упряжке, но сотрудники центра следят, чтобы их подопечных не слишком эксплуатировали объятиями и почесушками.
Санки с очередным пассажиром уносятся, пристегнутые к собачьей упряжке, а я расспрашиваю сотрудников хаски-центра об остальных животных на курорте: здесь есть еще лисы с енотами и рысь. В «Солнечной долине» работает конюшня, бронировать лошадок можно день в день — катают и взрослых, и детей по несложным маршрутам.
Это в мои планы не входит, а вот местный спа-центр — входит еще как, а потому я уже переодеваюсь в светлом холле. В стоимость двухчасового посещения входят тапочки, халат и полотенце, несколько парных, в том числе изумительно ароматная с сеном, но главное — два бассейна, один из которых на улице. Горячая вода, облака пара, минус двадцать, солнце, музыка и пузырящийся восторг — Урал снова попадает мне в самое сердце.
Перед аэропортом успею попрощаться с Миассом и зайти в Lazy coffee. Местные говорят, что кофе тут лучший в радиусе 50 км, и я подтверждаю — в меню есть даже лавандовый раф, который встречается не в каждой петербургской кофейне. Приятные десерты, атмосферный интерьер и открытые, улыбчивые ребята за стойкой — всё это идеально венчает мои уральские выходные.
Диджей-сет в Lazy coffee
В этот раз я не успела посетить всё, что хотела: национальный парк «Таганай» и гора Уреньга, а также же спа-центр на озере Еловом остались на следующий раз. Но уже ясно — он точно случится, в Челябинск и его невероятные окрестности однозначно стоит вернуться!