Обычно при слове «пустыня» мы представляем безжизненный, выжженный солнцем ландшафт с караванами верблюдов, миражами и сухими колючками. Однако в Забайкальском крае спряталась другая пустыня — окруженная заснеженными горными пиками, непроходимыми болотами и бескрайней тайгой. Путешественник и фотограф Сергей Карпухин рассказывает об этом удивительном месте.
Представьте себе кусочек африканской пустыни с песчаными барханами, а на фоне — заснеженные вершины гор в обрамлении настоящей сибирской тайги. Этот невероятный ландшафт — Чарская пустыня. Находится она в одном из уголков Забайкальского края, и, несмотря на труднодоступность, место становится всё более популярным у туристов.
Если добираться сюда на поезде, то приближаясь к станции Новая Чара, издалека начинают виднеться макушки песчаных дюн. Парадокс в том, что этот кусочек настоящей пустыни окружен болотами, как песчаный остров. И поэтому в теплое время года попасть сюда можно только на вездеходе-болотоходе.
Пустыня вызывает немало вопросов — например, как она здесь появилась? Ответ кроется в истории: когда-то над этой территорией властвовал ледник покровного типа и заполнял собой практически всё пространство. Возможно, вершины Кодара и Удокана выглядывали из мощной ледовой толщи — сейчас этого не установить. Но ледник точно занимал котловину между хребтами Удокан и Кодар. При этом он медленно, но уверенно двигался, разрушая твердые породы гор.
Когда ледниковый период закончился, на склонах остались моренные валы из окатанных глыб, а на дне котловины — кучи песка. И затем бог ветра Эол начать надувать из него дюны. Они вытянуты в несколько гряд поперек долины, так как ветер здесь может дуть только в таком направлении.
Иногда Чарские пески называют самой северной пустыней мира, но это не так. Подобные ландшафты встречаются и гораздо севернее — например, в Якутии на берегах Лены, и особенно в долине Вилюя. И геологическая история у таких пустынь схожая. В якутском языке есть даже свой термин, обозначающий такой ландшафт, — тукуланы.
Но у Чарских песков есть одно важное отличие: потрясающий задний план. Именно горы встающего здесь стеной Кодарского хребта и делают эту пустыню настолько привлекательной для туристов. Впрочем, по другую сторону от песков тоже виднеются горы — это Удоканский хребет. Он не настолько выразителен, но однозначно добавляет обаяния местному пейзажу.
Если приехать сюда весной, то рядом с песками можно заметить речную наледь — еще одно природное чудо Чарской пустыни. Она лежит в долине реки Средний Сакукан, одного из притоков Чары. Такое явление характерно для раскинувшейся здесь зоны многолетней мерзлоты. И еще один парадокс пустыни заключается в том, что под мощной песчаной толщей скрывается огромный резервуар пресной воды.
Сочетание заснеженных суровых вершин Кодарского хребта и пустынных пейзажей — идеальный фон для фотосессий. Такие ландшафты дают творческим людям массу возможностей для воплощения своих замыслов. Фотографы любят приезжать сюда в мае: в это время в песках уже нет снега, но горные вершины им всё еще покрыты — невероятный контраст. Днем уже достаточно тепло, можно наслаждаться природой без других туристов, а распускающиеся цветы сон-травы добавляют яркие акценты в кадр.
Зима тоже отлично подходит для поездки: пески практически никогда не бывают полностью покрыты снегом. К тому же добраться до них получится на обычном автомобиле, а не на болотоходе. Полчаса езды от села Чара — и вы в пустыне. Заброску можно найти на месте, но лучше ехать организованным туром с гидом-проводником. Весной и летом здесь обычно разбивают палаточные лагеря среди песка, а зимой — останавливаются в селе в комфортных условиях. И можно выезжать на фотосессии на автомобиле, укрываясь в нем от пронизывающего ветра.
Чарские пески занимают не такую уж большую территорию: всего лишь 9 км в длину и 4 км в ширину. И если поднять дрон, то всю пустыню получится вместить в несколько кадров. А еще ее можно увидеть целиком с борта самолета — местный аэропорт Чара (он находится прямо в селе) принимает рейсы из Красноярска, Читы и Иркутска несколько раз в неделю.
Есть вариант добраться и на поезде: рядом проходит Байкало-Амурская магистраль, которая пролегла через всю Восточную Сибирь и Дальний Восток. На станции Новая Чара делают остановку поезда, следующие в Тынду и Нерюнгри. Путь будет не быстрым: например, если стартовать из Москвы, то дорога до Нерюнгри займет почти пять дней, плюс еще 20 часов от Нерюнгри на другом поезде. И если вы располагаете свободным временем, то такая поездка вполне может стать отдельным путешествием.