Садовник работает с живой природой, как скульптор с мрамором, — хотя при ближайшем рассмотрении его труд оказывается еще более титаническим. Он не просто, как выразился Микеланджело, убирает лишнее, но создает живую красоту практически на пустом месте, буквально как сам всемогущий создатель. Есть ли искусство, требующее большего долготерпения? Зимой сады отдыхают, а весной вновь начинают принимать гостей.
Усадьба Ореховно
Псковская область
Приезжая в Псков, многие держат курс в Пушкинские горы и по дороге заглядывают посмотреть Псковский Кром, «Поганкины палаты», Николу со Усохи и другие старые церкви. В 2016 году прибавилась третья локация, которую нельзя пропустить, — сад в усадьбе Ореховно. Его автор — Александр Гривко, ландшафтный дизайнер с мировой славой. Александр давно работает по всему миру, получает за свои работы «Оскары» ландшафтной индустрии, в частности, премию European Garden Award за лучший проект реконструкции исторических садов и парков Европы — за частный сад Les Jardins d’Etretat, открытый для публики.
Александр, которому хотелось сделать равнозначный по экспрессивности проект и в России, рассказывал, что выбрал Ореховно в память о рано ушедшей матери. Она мечтала о Франции, в особенности о северной Нормандии, а пейзаж на берегу реки Ореховницы, весенние прозрачные дни, летняя пасмурность, осенние туманы здесь напоминают нормандские. В центре сада маленький «шато», а вокруг — полностью рукотворный ландшафт, для создания которого Александр осушил и укрепил болотистые земли, соорудил искусственный холм с ярусами террас, расширил русло реки, рассадил вечнозеленые тисы, самшиты, ливанские кедры, золотистую тую. Посетители парка восхищаются линиями, но не многие знают, что автор воссоздал в разных уголках сада классические элементы садовых стилей Европы разных периодов: английского пейзажного, французского, итальянского (включая сад эпохи Возрождения) и русского усадебного.
Сад Елены Грошавень
Московская область
В сообществе любителей садов слава сада Елены Грошавень в подмосковном поселке Пески — примерно как у сада Мажорель в риаде Ива Сен-Лорана в Марракеше. Его дотошно изучают по видео и фотографиям со страниц Елены в соцсетях, пытаются копировать. С недавних пор Елена — к слову, внучка знаменитого на всю страну селекционера флоксов Павла Гаганова — устраивает дни открытых дверей, когда можно приехать полюбоваться садом и задать все интересующие вопросы лично.
Ее сад — идеальный пример того, как созданное руками человека выглядит нарочито «непричесанно» и при этом настолько гармонично, что больше похоже на сказочный лес, чем на дикую природу. А элементы сада с василистниками, клопогоном и папоротником у поросших мхом камней, гортензий и бумажных кленов похожи, скорее, на лаконичные икебаны, чем на клумбы и цветники. С одной стороны, к Елене Грошавень приезжают учиться структуре сада, ярусности, сочетанию растений, «размытию» границ элементов, а с другой — в очередной раз убедиться в том, насколько важную роль играет индивидуальный художественный вкус. Если человек художник, он художник во всем!
«Александровский сад» Марины Шиманской
Санкт-Петербург
Сад Марины Шиманской — настоящая палитра. Например, в нем есть «синий цветник»: тут только синие цветы, в основном дельфиниумы, вероники и флоксы — голубые, лиловые, дымчатые, меняющие оттенок в сумерках, похожие на длинные вертикальные взмахи кисти художника и на мелкие быстрые мазки, создающие эффект рассыпающихся фейерверков.
Более 30 лет назад, в начале 90-х, в руках у Марины Шиманской оказалось пастбище с почвой из тяжелой глины. Биолог по образованию, она взялась одомашнить пространство и превратила его в «цветник мечты», как называют его почитатели. Ее сад — про то, как использовать декоративные многолетники так, чтобы они радовали глаз «от снега до снега», и не только цветами и красками, но и засохшими цветоносами. Для этого она использует более четырех сотен «красок», то есть декоративных растений. Некоторые посетители сравнивают сад с Живерни, где Клод Моне выращивал (и рисовал) кувшинки. Прийти в «Александровский сад» можно в составе группы — для этого нужно связаться с владельцами через сайт.
Когда сад сложился, Марина Шиманская организовала питомник из самых любимых своих растений, а также занялась ландшафтным дизайном и теперь проектирует десятки садов в Ленинградской, Псковской, Новгородской и Московской областях.
Сад Ракицкого
Таруса
У Николая Ракицкого, человека многих талантов, были две главные страсти: он коллекционировал уникальные растения и предметы искусства. На протяжении многих десятилетий он экспериментировал с саженцами в своей «зеленой лаборатории», его стараниями в саду прижились китайский лимонник, амурская сирень, сибирский кедр, дальневосточная актинидия. После смерти Николая Петровича 50 лет сад стоял в запустении, а три года назад по инициативе дизайнера Евгении Ждановой территорию начали приводить в порядок — и, ко всеобщему изумлению, сад удалось полностью восстановить. Ожили даже самые капризные растения!
Сад Ракицкого стал новым культурным пространством Тарусы. В доме-музее, сохранившем прежнюю обстановку, проводятся иммерсивные экскурсии, на площадке-сцене — лекции и концерты, здесь же выставлены репродукции картин из коллекции Ракицкого (оригиналы он передал в городскую картинную галерею). А в саду, под сенью актинидии, в облаке ароматного жасмина, в хорошую погоду устраивают творческие мастер-классы по мозаике и составлению гербариев, а также самое любимое — чаепития с вареньями по рецептам Ракицкого и с ретронастолками вроде ботанического лото.
Дендрарий в Мардакянах
Баку, Азербайджан
Здесь пахнет влажной хвоей и морским воздухом с нотой нефти, а степной пейзаж Апшеронского полуострова внезапно расцветает благоухающими субтропиками. У дендрария без малого столетняя история. Вначале была дача-дворец нефтепромышленника Муртузы Мухтарова, для которого не существовало слова «невозможно». Грунт для чудо-сада везли баржами по Каспию, экзотические саженцы заказывали из разных стран, на высоком каменистом берегу построили бассейн, многочисленные водоемы с лотосами и скульптурными группами. Чтобы провести воду, прорубили глубочайший колодец, инженерное чудо, и еще потайной подземный ход в четыре километра от виллы к морю. После революции дачу экспроприировали и превратили в «опытный участок сухих субтропиков». И сюда тоже со всех концов света доставляли образцы деревьев и кустарников — мирт, лавр, эвкалипт, маслины, фисташки, аризонский и горизонтальный кипарисы, алеппская и итальянская сосны, испанский дрок — и их акклиматизировали и адаптировали на пользу народного хозяйства.
Обычно в дендрарии мало посетителей — добираться от города не слишком удобно, да и в самом Баку есть Ботанический сад, но атмосфера здесь поистине особенная. Одна из местных легенд связана с Сергеем Есениным. Поэт мечтал побывать в Персии, но попасть туда в 1925 году было невозможно; чтобы не разочаровывать великого Есенина, его два часа катали на корабле по морю, а потом причалили у Апшерона, где якобы случайно женщины были наряжены в чадры. Есенина поселили на бывшей даче Мухтарова, и в прогулках по дендрарию родился его поэтический цикл «Персидские мотивы».
Еще по теме
Сад «Гардения» Зураба Шеварнадзе
Тбилиси, Грузия
На окраине Тбилиси, почти у самого Тбилисского моря (как местные называют водохранилище), находится сад «Гардения» ботаника и садовода Зураба Шеварнадзе. Здесь приятно делать остановку, чтобы увидеть, сколько неочевидных возможностей таит в себе красивый сад. На его территории есть винтажное кафе, где под массивными хрустальными люстрами заваривают чаи из собранных трав, подают десерты из сезонных фруктов и грузинские блюда.
Есть дизайнерская лавка, где продаются керамика, саше из лаванды, свечи, клубника в горшках — и, конечно, букеты. Есть оранжереи, пруды, патио для проведения свадеб и дней рождения, детская площадка. Словом, многие замечательные придумки и детали превращают сад в дизайнерское пространство, которое теперь считается тбилисским must see. Но главное — это цветы и растения, собранные Зурабом Шеварнадзе (в саду обитает более 3 000 видов традиционных для Кавказа и экзотических растений). Сад выполнен в немецком стиле, но его особая грузинская изюминка — фантазийные клумбы: для создания цветочных композиций Зураб дерзко использует неожиданные предметы обихода вроде старых ботинок, глиняных горшков и самоваров.
Сад Thanh Chuong Viet Palace
Ханой, Вьетнам
Куда бы вы ни отправились, в любой стране и в окрестностях любого города всегда можно отыскать красивый сад, чтобы отдохнуть душой и мыслями. Особенно хороши сады в Азии — такие, как Юйюань в Шанхае, Нонг Нуч в Паттайе или Сад Чудес в Дубае. Они совсем не похожи на российские, каждый из которых по-своему стремится раскрыть тему идеальной русской дачи.
Пожалуй, самый сказочный частный сад, который только можно себе вообразить, находится во Вьетнаме, примерно в часе езды от центра Ханоя — через подернутые водой рисовые поля в сторону холмов, куда везет далеко не каждый таксист. Вход в Thanh Chuong Viet Palace выглядит как ворота в заброшенные купальни из мультфильма Миядзаки, проходишь — попадаешь в какую-то полуявь, где сквозь распущенные «косы» баньяновых деревьев почти не видно неба, где пруды с лотосами, пагоды и святилища и где весь огромный, нарочито запущенный сад населяют стершиеся от времени каменные жабы, слоны, драконы, боевые кони и воины. Всё это — частная коллекция культовых предметов с тысячелетней историей, которую всю жизнь собирал по всей стране создатель сада художник Тан Чуонг. С холмов наползает туман, в павильоне зажигаются огни — самое время загадать желание и выпить чаю.